К. Затулин: Большое спасибо, уважаемый господин Генеральный секретарь. Прежде всего, хочу поприветствовать всех участников Международного Секретариата, коллег, советника господина Мигдалиса, аппарат Межпарламентской Ассамблеи православия.
К большому сожалению, мы, как вы знаете, не принимаем участие в нынешнем Секретариате в Милане очно не по собственной инициативе. Это является отражением той сложной ситуации, которая возникла во взаимоотношениях между государствами – членами Европейского Союза и Россией. Мы внимательно выслушали всю эту дискуссию уважаемых коллег и ознакомились с предложенным господином Генеральным секретарем документом, который называется «Официальная позиция МАП по Украине». Я должен вам сказать, что, конечно, мы согласны не со всеми оценками, которые в этом документе высказаны, не со всеми терминами, которые там употребляются. Но мы отмечаем сдержанный характер этого документа, что, безусловно, имеет положительное значение в создавшейся ситуации.
Прежде всего, хотел бы вам сказать, что ни у кого в российском парламенте, — ни у нас членов постоянной делегации, ни у наших коллег, — нет никакой радости или удовольствия от того, что сегодняшние проблемы, возникшие между Россией и Украиной, решаются военным путем. Я хотел бы обратить внимание уважаемых коллег на то, что эта ситуация носит затяжной характер и, может быть, Межпарламентская Ассамблея православия прежде не в полной мере выполняла свою функцию, отказываясь всерьез рассматривать ситуацию на Украине или откладывая это до лучших времен. Потому что в течение восьми лет, с 2014 года, когда на Украине был совершен государственный переворот, Украина и территории Украины были местом боев и обстрелов, в которых страдало гражданское население. В документе, который нам представлен, верно говорится об уважении территориальной целостности и при этом принципу самоопределения наций. Это равнозначные и равноценные международные принципы. Да, часть Украины – Крым сначала, а затем Донецк и Луганск самоопределились. Ответом на это в отношении Донецка и Луганска была военная операция, по сути гражданская война, которая не прекращалась все эти годы. Продолжались обстрелы, убийства, в том числе гражданского населения в крупных городах, расположенных на Востоке Украины. И эта ситуация должна была быть исправлена и, на самом деле, исправление этой ситуации прямо зависело от выполнения прежде достигнутых Минских договоренностей. К сожалению, этого не было сделано.
Я думаю, что формат Международного Секретариата, тем более проводимого онлайн, вряд ли может позволить нам полноценно обсудить всю сложность и обстоятельства происходящего, представить все точки зрения и дойти до истины в конкретном вопросе. Это, судя по всему, действительно должно быть отнесено на пленарные заседания Межпарламентской Ассамблеи, которую мы договариваемся сегодня проводить в июне в Армении.
Я лишь хочу призвать уважаемых коллег, которых я знаю давно, оценить поговорку, которая и у нас в России, и на Украине носит один и тот же характер, равно употребительна и русскими, и украинцами: «За деревьями надо видеть лес». Очень важно, что в выступлениях коллеги говорили о том, что трагедия сегодня разворачивающаяся – это военные действия, в которые вовлечены два православных народа. То, что власти Украины вспомнили о православии, это, наверное, позитивный факт. Но все это время, Межпарламентская Ассамблея этому свидетель, руководство Украины, в том числе и Верховная Рада Украины, всеми силами уходили от сотрудничества в рамках Межпарламентской Ассамблеи православия. И даже, как мы знаем, были причастны к позорным событиям, которые прошли в ходе Ассамблеи МАП в Грузии и которые провоцировали в том числе депутаты Верховной Рады Украины.
Я не хочу считать эту историю в какой-то мере оправданием чего-то сейчас происходящего. Нет. Я просто предлагаю вам задуматься над тем, насколько глубока проблема, которая сейчас возникла и насколько вынужденным было то, что сегодня предпринимает Россия для того, чтобы спасти людей в Донецке, в Луганске, организовать гуманитарные коридоры.
Мы сталкиваемся, я лично как специальный представитель Государственной Думы по вопросам гражданства и миграции, с тем, что, к большому сожалению, страдает гражданское население и страдает в том числе и потому, что высказывает какое-то желание уйти от войны, выбраться из этой зоны в Россию. Сегодня масса фактов, что этому не дают свершиться, потому что националистические батальоны рассматривают гражданское население на Украине как живой щит. Это факт.
Это тоже, наверное, следует обсудить, но вряд ли это возможно сегодня представить в форме полноценной дискуссии на Международном Секретариате. И я, в этом смысле, хотел бы надеяться, что наши коллеги, с которыми мы много лет знакомы, попробуют разобраться не только в символах, которые сегодня где-то в России употребляются и выразить протест по этому поводу, но и в том, насколько глубока и ответственна сегодняшняя ситуация с точки зрения перспективы. Сегодня страны Европейского Союза, депутаты которых в том числе и участвуют в работе Международного Секретариата, соревнуются в изобретении санкций против Российской Федерации. И сегодня жертвами этих санкций, на самом деле, становятся не только депутаты Государственной Думы, которые все поголовно объявлены невъездными, но и население всей Российской Федерации, 140 с лишним миллионов человек, которые могут не иметь никакого отношения к принятию политических решений. Разве это не стоит того, чтобы об этом задуматься? К чему это ведет на перспективу? Особенно в нашем православном сообществе? Когда и правые, и виноватые и те, кого вы считаете виноватыми, те, кого вы не можете считать виноватыми, они тоже оказываются под этими санкциями, которые направлены не только против руководителей, но в целом против народа Российской Федерации.
Кстати, в отношении народа. Последнее хочу сказать. В вашем документе говорится и правильно говорится о том, что надо обращать внимание на солидарность, гуманно относиться к украинскому народу. Это верно. Но на территории Украины живет не один только украинский народ. На территории Украины живет русский народ – несколько миллионов человек. Если быть корректным, то тогда, наверное, было бы правильным записать: «к гражданам Украины». Они могут быть разной национальности – украинской, русской или еще какой-то, греческой, болгарской, русинской, румынской, венгерской, польской. Потому что стремление видеть на Украине один только украинский народ, на самом деле, привело прежде действующую власть Украины к очень тяжелым ошибками, я бы даже сказал преступлениям, в отношении многонационального характера Украины как государства.
Спасибо.