О ее промежуточных итогах и о ближайших перспективах говорили участники состоявшейся в пресс-центре агентства «Россия Сегодня» в пятницу, 17 февраля, конференции «12 месяцев Спецоперации: уроки, успехи, перспективы».
Конференция прошла в рамках реализуемого изданием Украина.ру проекта «Украинское досье».
Сейчас можно констатировать, что Россия приросла новыми территориями Часть Украины стала частью РФ в виде четырех новых регионов, и это один из основных политических итогов СВО, констатировал политолог, член Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации Богдан Безпалько.
«Это изменение российских границ», это реализация права на русскую ирриденту, который впервые был реализован Россией и русским народом, сказал эксперт. Он подчеркнул, что ирридента – это не захват, но реализация права на воссоединение.
Так же воссоединились в свое время немецкие земли и земли в Италии, так же когда-то воссоединятся две Кореи.
Другим итогом можно назвать то, что стартовала эпоха отложенных войн, продолжил Безпалько. Он напомнил, что о подобных сценариях развития событий говорили еще в 90-х, даже назывались даты – но тогда мало кто в это верил. Однако эти мрачные прогнозы начали сбываться.
И теперь – борьба продолжается.
Из военных итогов СВО: можно сделать вывод о том, что в конвенциональных войнах по-прежнему большую роль играют пехота и артиллерия. Поэтому отказ от призывных армий, отказ от артиллерии (а такие планы были даже в СССР) не оправдали себя, сказал эксперт.
Для общества итогами этой стадии СВО можно назвать то, что сейчас каждый показал свое истинное лицо, считает политолог.
В глобальном плане итог такой: всем стало понятно, что нет никакого глобального рынка, есть только право силы, сказал Безпально. Он продолжил: откровенно применяются двойных стандартов, когда не замечают военных преступлений одной стороны, но во всем обвиняют другую сторону, приписывая все грехи России.
Это кризис правовой системы, фактически все международные организации себя скомпрометировали – это касается и ООН.
Что касается перспектив быстрого примирения, то их нет, напротив, Запад прилагает усилия для дальнейшей эскалации, поставляя Киеву оружие, подчеркнул эксперт, Изменяется политическая карта Европы, Швеция и Финляндия входят в НАТО, это меняет баланс сил. Растет напряженность вокруг Китая.
Определенности пока нет, есть несколько возможных вариантов: либо успехи РФ, либо, напротив, успешное наступление Киева. В результате – возможен вариант «двух Корей», который уже начинают обсуждать на Западе и в самой Украине.
Такое может произойти в результате истощения сил противоборствующих сторон, как это в свое время случилось и на Корейском полуострове, сказал Безпалько. Однако, по его словам, делать прогнозы сейчас сложно – в любой момент могут произойти неожиданные события.
Но один прогноз можно сделать: вряд ли следует ожидать, что военные действия закончатся до конца года…
Принимавший участие в конференции депутат Государственной Думы РФ, специальный представитель Госдумы по вопросам миграции и гражданства Константин Затулин отметил, что сейчас все готовятся к посланию президента РФ и к годовщине СВО и все подводят промежуточные итоги спецоперации.
Что до причины начала СВО, то она заключается в том, что мирным дипломатическим путем решить проблему оказалось невозможным. Большая доля вины за это лежит на странах Запада, на США – «они сыграли решающую роль в том, что договориться миром не удалось».
Говоря об оценках Минских соглашений, политик подчеркнул, что их не следует предавать анафеме Как бы то ни было, соглашения были попыткой решить вопрос не такой затратной ценой, как война.
То, что сейчас происходит – отложенная с 1991 года война за и против сохранения общего пространства СССР или, по крайней мере, союза Украины и России. И это война за выживание и за достойное существование России, подчеркнул Затулин.
По его словам, никаких восторгов по поводу происходящего он не разделяет: политикам пришлось, как обычно, из двух зол выбирать меньшее, считает Затулин.
Он также отметил, что после присоединения Крыма в 2014 году, Россия не продвинулась дальше по тем направлениям, по которым пытается продвинуться теперь. Цель была ясна: добиться, чтобы Украина стала сначала федеративной, затем нейтральной, и таким образом – замиренной. Были шансы этого добиться, считает политик.
Говоря о результатах СВО, Затулин отметил, что Россия продемонстрировала способность воевать, российская экономика показала способность работать и развиваться в условиях санкций. Что до спецоперации, то – «безусловно, у нас недооценили в целом масштаб задачи, прежде всего, военные».
Поэтому, например, пришлось отступать на Харьковском направлении,
В то же время, по мнению политика, и Запад тоже недооценил масштабы задач. Запад чувствует, что Украина проиграет, отсюда некоторая растерянность в западном лагере, сказал Затулин, напомнив, что некоторые эксперты на Западе договорились уже до того, что, если Киеву не предоставить ядерное оружие, то Украина потерпит поражение.
Что касается переговоров, то сейчас ситуация такова: сложно согласовать с Западом условия для их начала. Россия не намерена уходить с освобожденных территорий, на чем настаивает Запад. Борьба идет трудная и тяжелая, сопротивление серьезное, сказал Затулин.
Он подчеркнул: правящему на Украине режиму удалось консолидировать население подконтрольных территорий, но это не навсегда.
Что может быть в такой ситуации реальным результатом военных действий?
«Я не верю, что нам удастся ликвидировать украинскую государственность вообще», – сказал Затулин, напомнив об историческом опыте Польши.
По его мнению, какая-то часть Украины останется под контролем нынешнего правительства Зеленского или того, который придет ему на смену. Угроза для РФ сохранится, но она будет минимальна, если отрезать Украину от моря, способность России дойти до Приднестровья, считает политик.
Вопрос о том, вернет ли Россия Киев – остается открытым.
Естественным рубежом между двумя частями Украины может стать Днепр, к нему надо выйти, в каких-то случаях и перейти через него, такой исход СВО можно будет считать успешным для РФ, сказал Затулин.
Он продолжил – тогда можно будет говорить не о мирном соглашении, но – о прекращении огня. Запад в любом случае не признает этого, но надо будет оставить им минимум возможностей для действий в ущерб России с использованием территории Украины.
Политика – это искусство возможного, напомнил Затулин.
Модерировавший дискуссию главный редактор Украины.Ру Искандер Хисамов напомнил, что многое зависит от военных технологий, от систем оружия, применяемых на поле боя. И в ходе СВО мы видим много нового.
Военный журналист и эксперт Геннадий Алехин в связи с этим отметил, что были допущены некоторые просчеты при планировании СВО, и это почувствовали войска, которые в первые дни ощутили нехватку сил и средств.
Блицкрига не получилось, украинская армия не капитулировала. Почему? Потому, что в тех же нацбатальонах и в ВСУ воюют те же русские, пусть и с перевернутыми мозгами. Мозги-то перевернуты, а боевые качества – те же, считает эксперт.
Он отметил ряд ошибок. Так, поначалу российские силы игнорировали отряды обеспечения движения, отсутствовала воздушная разведка, часто ломалась техника. Сейчас в ходе боевых действий эти ошибки исправляют, но некоторые проблемы все еще не решены.
Бои идут в городских агломерациях, а это действия штурмовых групп и отрядов – и тут можно использовать опыт Чечни, сказал Алехин. Он добавил, что основная тяжесть боевой работы ложится сейчас на ЧВК «Вагнер» по той причине, что в рядах вагнеровцев есть люди с таким опытом. Опыт востребован, поскольку городской бой – самый сложный вид боевых действий.
Искандер Хисамов на правах модератора задал вопрос: есть ли какое-то чудо-оружие, которое может решить исход СВО? На это эксперт сказал, что пока в спецоперации отлично показали себя старые советские системы ствольной артиллерии.
Что до новых систем, то не все из них ВС РФ применяют в ходе СВО. Нужно разумное сочетание старого и нового, сказал Алехин, добавив, что и авиацию ВС РФ используют пока не в полной мере – «а по беспилотникам в первые месяцы мы полностью проиграли украинской стороне».
Эксперт добавил, что сейчас ситуация исправляется.
Военный эксперт, президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов тоже отметил, что первый этап СВО – с 24 февраля и до переговоров в Стамбуле в начале марта – был попыткой быстрой войны, блицкрига.
При этом, по его словам, у многих были сомнения в такой возможности. Так и случилось. Киевский режим, понимая, с чем он имеет дело, сразу объявил мобилизацию, перешел к стадии тотальной войны. Россия тут действует с некоторым опозданием. Это тоже ошибка – и ее результатом явилось оставление части освобожденных уже территорий, констатировал эксперт.
Анпилогов напомнил, что когда-то Союз ушел из Афганистана, та война закончилась «вничью». Он продолжил: но Украина – не Афганистан, уйти оттуда мы не сможем, поэтому переходим к стадии Отечественной народной войны – или войны гражданской, поскольку с обеих сторон воюют русские люди.
Киеву помогает Запад, помогает и оружием, и деньгами. Но ситуация на Украине тяжелая – 9 миллионов беженцев, остановленная промышленность…
Тем не менее, Украина действует как продолжение политики западных стран, а те ставят сверхзадачей уничтожение России, подчеркнул эксперт. По его словам, цели РФ не меняются – денацификация и демилитаризация Украины.
Что дальше? По мнению Анпилогова, дело пока «закончится образованием двух Украин». Враждебная России Украина очень выгодна Западу, и ее будут всячески сохранять. Да и долги надо же кому-то отдавать…
Где именно пройдет линия раздела, линия демаркации – это пока открытый вопрос. По мнению Анпилогова, России нужно бороться за Восточную Украину. Но при этом не нужно повторять ошибку и создавать там новую национальную республику.
А что делать с Западной Украиной – это уже будет заботой западных стран, считает эксперт. Он также предположил, что после раздела Украины неизбежно усилятся миграционные потоки, к этому нужно заранее готовиться.
Константин Затулин, в свою очередь, отметил, что он – за то, чтобы освобождаемые территории включить в состав РФ. Но будет ли сформирована на освобожденных территориях некое квазигосударство, условно – «Украина-1», будет зависеть только от того, удастся ли России снять угрозу, которая будет исходить от Украины, оставшейся под влиянием Запада.
В связи с этим политик напомнил, что промышленный Донбасс в свое время включили в состав Украины именно для того, чтобы переформатировать Украину изнутри, чтобы она стала частью Советской страны – и эта цель была успешно достигнута.
Заявленные в начале СВО цели надо понимать как условные, продолжил Затулин, пояснив, что, например, провести демилитаризацию на той части Украины, которая останется под контролем Запада, не удастся. И нейтральной та часть Украины не будет, и денацификацию внутри себя не проведет.
Легких времен не предвидится.
Сергей Зуев