«Повышение уровня оперативной совместимости подразделений, участвующих в международных миротворческих миссиях» — такова официально заявленная цель совместных американо-армянских учений ARTSIV PARTNER 2023, которые должны пройти с 11 по 20 сентября в Армении на базе учебного центра «Зар». Они анонсированы на фоне интервью премьер-министра Никола Пашиняна итальянской La Repubblica, в котором он заявил, что РФ не может обеспечить безопасность Армении, и ей стоит поискать других партнеров.
Это не первый шаг Пашиняна, который можно расценить как недружественный по отношению к РФ. Напомним, что ранее Армения отказалась проводить на своей территории учения ОДКБ. А 1 сентября правительство Армении направило в парламент проект решения о ратификации Римского статута Международного уголовного суда (МУС), который выписал ордер на арест президента России Владимира Путина.
Специально для «МК» эти новости прокомментировал первый заместитель председателя комитета ГД по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин.
— Поступают сообщения, что Азербайджан начал переброску военной техники к границам Армении. Армянские СМИ пишут о повторении сценария 2020 года, когда разразилась вторая карабахская война, закончившаяся поражением армянской стороны. Наверное, логично, что Ереван демонстрирует силу, проводя совместные с американцами военные учения?
— Безусловно, именно эту версию Пашинян будет подавать в свое оправдание в ответ на упреки в том, что он изменяет России в тот момент, когда США фактически воюют с РФ руками украинцев.
Но я уверен, что это не самое главное. Главное состоит в том, что эти учения — элемент политики, направленной на отрыв Армении от РФ и переориентацию ее на Запад и США.
Исходя из распределения ролей между западными странами, Великобритания в этом вряд ли будет принимать участие, так как она – союзник Турции и Азербайджана. А вот США заигрывают и с армянской диаспорой, и с Арменией, не прерывая контактов с Азербайджаном и не в ущерб своим интересам там.
США поддержали признание Карабаха частью Азербайджана. Проведение этих маневров говорит только о том, о чем мы давно предупреждали. Я много раз говорил, в том числе и нашему руководству, что строить отношения с правительством Пашиняна, доверять ему – это значит строить здание на песке. Но по благородным соображениям мы не поддерживали оппозицию в Армении, потому что считали, что Пашинян – это гарант мира с Азербайджаном после Второй карабахской войны.
— Каковы последствия?
— Сегодня в две руки с противоположных сторон и Армения Пашиняна, и Азербайджан работают не только над осуществлением своих собственных интересов, но и над вытеснением России из Закавказья. Пашинян, сбросив все маски, делает это публично. Вытеснение России из Закавказья приведет к дальнейшему проникновению Турции на Каспий, в Среднюю Азию и далее в РФ в ее мусульманские, населенные тюрками регионы. Вот перед какой перспективой мы стоим, если и дальше будем пребывать в летаргическом сне.
— Можно ли было помешать перекрытию Лачинского коридора?
— Мы сами дали себя убедить в том, что любая попытка силовым путем выполнить свои обязательства по деблокаде Лачинского коридора приведет чуть ли не к открытию второго фронта против России. Но ведь президент Азербайджана тоже подписался под договоренностями о том, что Лачинский коридор будет коммуникацией между Арменией и Нагорным Карабахом.
Баку и Ереван сознательно не сопроводили трехстороннее соглашение об урегулировании конфликта подписанием договора о мандате миротворцев, где были бы расписаны их права и обязанности.
Меня огорчает, что некоторые наши официальные лица склонны прятаться за предательством Пашиняна, когда объясняют свою позицию в этом конфликте.
— Что вы имеете в виду?
— Они говорят примерно так: «Вот Пашинян признал Карабах частью Азербайджана. Ну не можем же мы с этим спорить! Значит, так оно и есть».
А что, Пашинян – это хозяин армян Карабаха, они его крепостные? Да, он, как и его предшественники, не признали Нагорно-Карабахскую республику. Но право на самоопределение армянского народа Карабаха десятки лет было предметом обсуждения в переговорной группе, в которой мы участвовали.
Мы отрицаем право на самоопределение? Тогда почему мы признали это право в случае с Крымом в 2014 году, абсолютно правильно, как я считаю?
Мы признали право на самоопределение за Донецком, Луганском. А в случае армян Карабаха, которые отстаивали это право с оружием в руках и добились успехов в 90-е годы, мы почему-то считаем, что раз Пашинян сказал – значит, и нет у них этого права.
Это что за позиция такая? Неужели мы можем такой позицией гордиться? Король Франциск, попав в плен к испанцам после разгрома его армии сказал: «Все потеряно, кроме чести». Позаботьтесь хотя бы о чести.