В рамках Ялтинского международного форума в Москве «Иравунк» провел эксклюзивную беседу с первым заместителем председателя комитета Госдумы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константином ЗАТУЛИНЫМ.
— Константин Федорович, мы видим, что Крым, даже в этой тяжелой военной ситуации, сложившейся вокруг него, продолжает развиваться, приобретать новых союзников и друзей, почему Арцах не пошел по тому же пути?
— В отличие от Крыма, невозможно на самом деле в ситуации с Арцахом добиться такого же результата, какой был продемонстрирован в Крыму, потому что во главе российского правительства и на тот момент, и сейчас находится человек, который безусловно является патриотом своей страны. Как всякий политический деятель он может делать ошибки, у него случаются неудачи, но ни в коей мере нельзя сомневаться в том, что он никогда не предавал интересы своей страны и своего народа. А во главе Республики Армения находится предатель, который шел по пути предательства Арцаха и привел все к трагичному завершению. Вот вам и разница в ситуации для Арцаха, который я люблю, в котором много раз бывал и в котором меня не объявили «персоной нон грата», в отличие от Армении, где властвует г-н Пашинян.
— Могли ли власти Арцаха удержать Арцах, независимо от пути, избранного властями Армении, или все решилось в Ереване? Страница армянского Арцаха закрыта или нет?
— Есть известная поговорка: никогда не говори «никогда». Я уверен, что на этом история армянского Нагорного Карабаха не завершена. Хотя сейчас это трагедия, что армяне покинули свои земли, которые они на протяжении столетий населяли, там остались памятники истории, культуры, религия армянского народа… Я думаю, что теперь эту функцию присутствия армянского в Арцаха несут эти безмолвные памятники. И я очень надеюсь, что в каком-то будущем армяне смогут при поддержке России добиться справедливости в вопросе Нагорного Карабаха. Но то, что в финальной стадии не только власти Армении, но и бывший у власти президент Республики Арцах Араик Арутюнян проявили и слабость, и неумение, и неспособность организовать оборону и сопротивление, в конце концов, ушел в отставку самым позорным образом в тот момент, когда должен был исполнять свои обязанности. Тот факт, что его преемник, столкнувшись с тем, с чем столкнулся, принял, на мой взгляд, очень непродуманное и вряд ли правомочное решение о том, что Республика Арцах прекращает полностью свое существование. Я не знаком с ним лично, в отличие от Араика Арутюняна, но независимо от того, какие у него заслуги и личные качества, то, что он сделал — это преступление перед будущим. Потому что он сам, хотя и не признанный никем, кроме парламента Республики Арцах, взял на себя такую функцию объявить о том, что Арцах прекращает свое существование. Этого нельзя было делать. Могло быть правительство в изгнании. Арцахская община, которая переселилась в основном в Армению, безусловно, будет сохранять связи, и они или их потомки, мне кажется, будут иметь полное право претендовать на брошенное ими имущество, так и на заботу о культурно — исторических памяниках и т.д. Принимать такие решения, даже по чьей-то указке или под чьим-то давлением, безусловно существовавшим, — означает расписаться в том, что ты сам не способен ни выдерживать какое-либо давление и ни быть на высоте занимаемого поста.
— Есть ли шанс, что российские миротворцы останутся в Арцахе, когда армянские власти открыто идут к Западу?
— Дальнейшее пребывание нашего миротворческого контингента там, на самом деле, большой вопрос: следует ли им вообще дальше оставаться в Арцахе? Думаю, по соображениям престижа Российская Федерация заинтересована в том, чтобы там осталось какое-то количество миротворцев. Но будет ли это правильно с точки зрения политики, не буду утверждать, поскольку здесь могут быть мнения » за » и «против». Быть статистами, наблюдать за тем, как Азербайджан осваивает эту территорию, и не иметь возможности вмешиваться в это? То есть как бы своим присутствием освящать этот процесс. Между тем, с другой стороны, есть мнение «за», что в присутствии даже наблюдателей, кем по сути становятся миротворцы, они (азербайджанцы-Ред.) будут вынуждены вести себя более культурно, чем могли бы. Мы ведь знаем о вандализме по отношению к религиозным символам, памятникам и т.д. Все это может привести к тому, что в Арцахе через некоторое время не только армян больше не будет, их уже нет, как в Нахичеване, но и не будет армянских памятников, учитывая поползновения части азербайджанской политической элиты на то, что и памятники- то армянам не принадлежат — будто не армянские церкви, а албанские. Претензии на то, что азербайджанцы и албанцы, кавказские, древние, – это одно и то же. Сегодня фальсификация истории в Азербайджане поставлена на поток, да, азербайджанцы давно живут в Азербайджане, который до начала 20 века так и не назывался. Но уж во всяком случае азербайджанцы не так давно живут в Карабахе, как армяне. И попытки доказать обратное — антиисторичны. Безусловно, следы азербайджанской культуры существуют и в Шуши, и в других городах, но это не значит, что эти территории изначально не были заселены армянами до появления тюрков на Кавказе. Они никак не могли появиться на Кавказе раньше VI века. В VI веке существовало первое тюркское государство — Великий Тюркский каганат, он был на Алтае, а не на Кавказе. И оттуда они стали двигаться, то есть они оказались на этих территориях никак не раньше X века. А теперь они представляют дело так, как если бы это было исконно азербайджанской территорией, даже при отсутствии самого слова «Азербайджан».
— Если в Армении останется эта власть, будет ли сдан следующим Сюник или границы Армении возможно будет сохранить?
— На этот вопрос у меня нет ответа. Как вы знаете, господин Пашинян публично и демонстративно, на мой взгляд, в оскорбительной форме совершает разворот Армении с Востока на Запад. Он пытается использовать момент и убедить армян, что это лучший выход, что именно там друзья Армении. Но напомню, что были исторические периоды, когда армянская общественная мысль, общественное движение делали попытку заручиться помощью Запада — во время Первой мировой войны, Геноцида армян, гражданской войны в бывшей Российской империи. Однако, как вы знаете, на самом деле никакой помощи тогдашний Запад армянам не оказал, несмотря на все декларации — Вильсона или других лидеров Антанты, несмотря на все их речи, встречи — на самом деле армяне ничего добиться не смогли. Уверен, что тот факт, что Турция остается важным для НАТО государством на этом фланге, превосходит все мыслимые и немыслимые выгоды для Запада вступаться за Армению в каком-либо вопросе. Просто по определению. Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что несмотря на развитие российско-турецких отношений, и, естественно, вынужденное в сегодняшней ситуации, когда Россия ведет борьбу на Украине, на самом деле Турция представляет на Западе свое усиление на Кавказе и движение на Восток как продвижение не только Турции, но и всего НАТО, именно так они убеждают своих партнеров. Это должно прояснить мозги некоторым людям, в том числе и у нас, в России, когда они пускаются, на мой взгляд, в очень дешевые рассуждения о выгоде всего происшедшего для России. У нас в России тоже хватает идиотов и мерзавцев, которые, предавая интересы самой России, рукоплещут «восстановлению территориальной целостности Азербайджана» и так далее. Они представлены в блогосфере, иногда попадают на телевидение, да и некоторые наши официальные лица в последнее время тоже наговорили достаточно глупостей. Достаточно послушать пресс-секретаря президента РФ господина Пескова, который на протяжении всего нового витка карабахского конфликта выступал с такими заявлениями, от которых мне приходится краснеть. Начиная с того, что трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 года — это победа народов Армении и Азербайджана. Так он охарактеризовал тогда. Затем заявил, что не следует искать виноватых в исходе армянского населения из Арцаха, мы против этого исхода, но виноватых искать не нужно, это добровольное решение.
— Означает ли это: какой привет, такой ответ?
— Это лишний раз доказывает ангажированность г-на Пескова. Я не подозреваю его в скудости ума, но его ангажированность совершенно очевидна.
— А что скажете о бывших и нынешних руководителях Арцаха, политических деятелях, находящихся в азербайджанском плену? Какое будущее их ожидает?
— Этот вопрос меня сейчас беспокоит больше всего. Причем больше даже, чем судьба Нагорного Карабаха, проблема которого остается, несмотря на то, что армяне оттуда ушли. Лично я пытаюсь делать все возможное, чтобы в России обращали внимание на это. Я знаю, что президент России говорил по этому поводу с президентом Азербайджана, призывая его проявить понимание. И этот разговор произошел не вчера, а вскоре после первого задержания. Я обеспокоен судьбой Аркадия Гукасяна, Бако Саакяна, Рубена Варданяна и в меньшей степени-Араика Арутюняна, который, по-моему, оказался там, потому что очень этого захотел. Потому что вряд ли в этой ситуации он мог себя чувствовать в безопасности, вернувшись в Армению. Он скорее укрывается в Азербайджане, чем задерживается. Что же касается других, надеюсь, что в Азербайджане возобладает здравый к этому подход. Есть некие намеки на то, что это произойдет через некоторое время, но само по себе то, что эти руководители, общественные деятели оказались задержаны и сегодня находятся в азербайджанских тюрьмах, это акт мести и назидание армянам в принципе. С одной стороны, Азербайджан вынужден на международном уровне утверждать, что он приветствует сохранение армян в Нагорном Карабахе, он не выгоняет их оттуда, а с другой — он этими арестами дал понять армянам, тем, кто живут в Карабахе, что может быть с ними, если уж можно так поступить с их лидерами, то тем более с простыми людьми могут поступить еще хуже. Это сделано именно для этого. Я думаю, это понятно всем — и тем, кто это говорит, и кто не хочет этого говорить.
Грант Сафарян
Москва — Ереван