Актуальная информация о ходе военной спецоперации России на Украине. Главком ВСУ Александр Сырский сообщил о переходе украинской армии к обороне. В докладе Мюнхенской конференции говорится о необходимости усиления поддержки Украины. Сергей Лавров обвинил коллективный Запад в нарастании напряженности в мире.
Специальный представитель Государственной Думы РФ по вопросам миграции и гражданства, первый зампред Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, руководитель Института стран СНГ Константин Затулин в программе «Большая игра»:
Об СВО
«Как вы чувствуете по тексту, только что нам зачитанному, они как раз ищут подтверждение тому, что их линия поведения на продолжение войны и вооружение Украины просто безальтернативна. Они всё время в этом тексте оправдываются, объясняя это тем, что если не продолжать вооружать Украину, то в этом случае победа России неизбежна. Мы ещё год назад или полтора года назад не читали текстов, в которых они говорили: «вы знаете, победа России очень вероятна, поэтому мы должны всё делать для того, чтобы она не случилась». Там были другие тексты. Речь шла о том, что надо нанести поражение России — оно возможно. Оно не за горами. Оно буквально за углом. Конечно эти тексты появились в результате провала контрнаступления и надежд на то, что Украина может победить Россию. Теперь речь идёт о том, что надо не дать Украине проиграть, потому что если она проиграет, то угроза нависнет над всем Западом.
Ясное дело, что мы воспринимаем всё это как пропаганду, направленную против России. У нас, как мы знаем, никаких планов нападения на Европу нет и не было с самого начала. Те военные действия, которые мы ведём, мы ведём на территории, которая исторически, вообще-то говоря, всегда относилась к нашему пространству, вовсе не к европейскому. И всё то, что сейчас утверждается накануне такой важной для Запада конференции, как Мюнхенская, конечно, утверждается исходя из того, что надо противостоять крепнущей на самом Западе тенденции в пользу того, чтобы эта война наконец-то была каким-то образом остановлена. Ведь они на самом деле борются в этом докладе не столько с Россией, сколько со своим внутренним врагом, который не хочет этого, который называется Трамп в Соединённых Штатах, говорящий о том, что нельзя Украине дальше безоглядно только в кредит давать вооружение.
Они говорят на фоне тех публикаций, которые везде происходят о том, что стратегия на поражение России оказалась провальной. Россия не проиграет войну с Украиной. Россия не может её проиграть. Ну, Такер Карлсон, который стал в последнее время очень цитируемым, да и раньше был очень цитируем у нас, говорит, что это в принципе невозможно. И он совершенно прав. И вот для того, чтобы держать марку при плохой игре, эти конференции и эти доклады появляются. Одновременно с этим появляются и другие, как, например, доклад RAND, который только что произошёл, как всё связанное с сомнениями в том, что избрана правильная стратегия.
Самое главное ведь то, о чём предупреждали многократно в самой Америке — продолжение этой конфронтации между Россией и Западом фактически подталкивают Россию к заключению союза с противниками Запада. И они, приняв только что в Сенате известный документ об оказании военной помощи Израилю, Украине и Тайваню таким образом объединили против себя Россию, Китай и арабский мир. То есть они сами это делают. То, от чего предупреждали когда-то. Немецкие генералы панически боялись войны на два фронта и всё время попадали в эту ситуацию: и в Первую Мировую и во Вторую Мировую войну. Здесь на протяжении стольких лет предупреждали: нельзя допускать объединения России с Китаем. Киссинджер жизнь положил на то, чтобы разобщить Китай с Советским Союзом в своё время. А теперь они своими усилиями, своими законами, законопроектами, своим некритичным отношением к реальности просто подталкивают нас к более близким отношениям. Вот что происходит.
Они отстаивают то, что они правильно вели себя до сих пор. Им надо это делать, потому что они прямо вовлечены в эту стратегию. Они за свою карьеру беспокоятся внутри самого западного мира. Если будет сказано, что король голый, что на самом деле они не в том направлении идут, вы понимаете, какие катаклизмы внутриполитические возникают. И они возникают. То тут, то там, в разных странах Европы и в самих Соединённых Штатах. Это следствие того, что надо продолжать пилить гирю, как мы говорили в одной из передач, потому что она золотая. Надо её допилить и увидеть результат. Результат, конечно, будет в том, что Россия потерпит поражение».
Об отношениях Израиля и Европейского союза
«У Евросоюза, мне кажется, проблемы, сходные с Соединёнными Штатами, за тем только исключением, что Евросоюз никогда не играл существенной роли на Ближнем Востоке, в ближневосточном урегулировании, в отличие от Соединённых Штатов, которые в течение девяностых годов буквально остались в одиночестве и испытывали по этому поводу определённую эйфорию, что они всё решают везде. В том числе, на Ближнем Востоке.
Что касается Европейского Союза, то, конечно, оппозиция всегда существовала действиям Израиля внутри европейских стран Европейского Союза. Оппозиция эта была всегда на улицах. Она была представлена, в том числе, растущей уммой или диаспорой мусульманской в странах Евросоюза — они всегда выступали против действия Израиля. Израиля как такового. Но сейчас всё большее беспокойство охватывает уже и политические круги. Они, как вы помните, прекрасно, на первом этапе, когда произошли теракты в Израиле, полностью солидаризировались с любыми действиями Израиля. И это было персонифицировано визитами госпожи Урсулы фон дер Ляйен, которая взяла на себя больше, чем должна была взять даже с точки зрения регламента Европейского Союза и своих полномочий. Теперь это её поведение подвергается всё большей критике. Пусть не указывают на неё пальцем, но, во всяком случае, её коллега Боррель уже высказывался по поводу того, как и Мишель, что позиция Европейского Союза должна быть гораздо более сбалансированной.
Европейский Союз сегодня, конечно, становится ареной такой ожесточённой дискуссии, что дальше делать. Средства массовой информации, очевидно показывающие все эти кадры из Израиля и транслирующие в Европейском Союзе создают настроение у населения этих стран. И сегодня Израиль совершенно не в фаворе среди населения Европейского Союза. Но политические элиты пристёгнуты, как известно, всякими ремнями к колеснице Соединённых Штатов, а Соединённые Штаты в силу всей истории взаимоотношений, вопреки всей очевидности, вопреки тому, что они в данном случае теряют на этом, просто не могут выйти из постоянной политики поддержки Израиля. И голосование в Сенате по этому поводу лишний раз это подчёркивает. Обязательства перед Израилем важнее, чем всё остальное.
И каковы бы не были там вкусовые моменты: чуть меньше бомбите или не так сильно обстреливайте. При этом никакого реального влияния на то, чтобы Израиль переменил свою тактику в ходе этой операции они оказать не могут, потому что просто сталкиваются немедленно с внутренним сопротивлением в самих глубинах своего государства. Вот мы, как мне кажется, сегодня в чем-то, как и Китай, оказываемся в более выигрышной позиции. Потому что не мы на самом деле спровоцировали всё это. Не мы стоим за обострением на Ближнем Востоке. Именно действиями Запада, Соединённых Штатов и Евросоюза, который пристёгнут в этом вопросе, мы были в своё время удалены из ближневосточного урегулирования. Вот теперь всходы взошли».