Глава Главного управления разведки Минобороны Украины (ГУР МО) Кирилл Буданов опять выступил против замораживания военного конфликта с РФ. Тогда как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган вновь выразил готовность предоставить площадку для переговоров между Россией и Украиной, а в Пекине анонсировали на начало марта визиты спецпредставителя КНР по делам Евразии Ли Хуэя в Москву, Киев и ряд европейских столиц для содействия мирному урегулированию. Но также в марте президент Украины Владимир Зеленский ожидает приезда в Киев французского коллеги Эмманюэля Макрона с разъяснениями его резонансного заявления о возможном участии в боевых действиях и контингентов стран НАТО.
По оценке киевских СМИ, в обнародованном 29 февраля интервью CBC News руководитель Главного управления разведки Министерства обороны Украины Кирилл Буданов поставил точку в вопросе замораживания военных действий. По его словам, всякая подобная «заморозка» будет подразумевать согласие Киева на отказ от территорий, перешедших под контроль РФ. Причем в Москве были бы рады такому повороту, так как могли бы отпраздновать его как свою победу. Но «этого никогда не произойдет», заверил Буданов.
И таким образом повторил расхожие утверждения киевских руководителей, в которых традиционно игнорировались мнения жителей тех самых обсуждаемых регионов – в том числе Крыма и Донбасса, ранее вошедших в состав РФ по итогам проведенных там референдумов.
Примечательно, что в украинских изданиях упомянутое заявление главы ГУР соседствовало с сообщениями о новых переговорных шагах Пекина и Анкары, отмеченных в свежем отчете американского Института изучения войны (ISW). При этом его авторы сослались на анонсированные на начало марта поездки спецпредставителя Китая по делам Евразии Ли Хуэя в Москву, Киев и ряд европейских столиц с целью содействия мирному урегулированию. Также о намерении предоставить собственную платформу для переговорного процесса между Россией и Украиной вновь заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, напомнили аналитики ISW. Но по их мнению, Кремль постарается использовать эти предложения в качестве информационного оружия, чтобы обвинить Украину в отказе от переговоров. Хотя на самом деле это Россия не заинтересована в честном диалоге с украинской стороной, как и в прекращении боевых действий на условиях, не соответствующих тем, что уже были сформулированы Москвой, указали авторы отчета.
И тем самым опять же проигнорировали известные факты, которые свидетельствовали, что именно представители Киева в свое время отказались выполнять памятные Минские соглашения, заключенные в 2015 году для урегулирования вооруженного конфликта в Донбассе, и они же весной 2022 года вышли из договоренностей, согласованных по итогам переговоров в Стамбуле.
На таком фоне симптоматичным выглядело заявление президента Украины Владимира Зеленского о том, что он ожидает разъяснения подробностей новых инициатив от французского коллеги Эмманюэля Макрона относительно его идеи о возможном привлечении к военному конфликту также воинских подразделений стран НАТО, которые тот озвучил по итогам встречи в Париже 26 февраля с руководителями ряда западных стран. Прокомментировать нашумевшее высказывание Макрона журналисты попросили Зеленского на совместной пресс-конференции с премьер-министром Албании Эди Рамой в Тиране, где перед участниками состоявшегося накануне саммита стран Юго-Восточной Европы турецкий лидер Эрдоган как раз и заявил о готовности продолжить содействовать переговорному процессу. «Я не был на том саммите. Он сказал, что поговорит об определенных новых идеях, каким образом усилить Украину. И он сказал, что поделится информацией со мной, когда прибудет в Украину», – ответил украинский президент. Попутно он также выразил надежду на то, что благодаря полученным разъяснениям позиции заинтересованных сторон станут сильнее. И добавил, что приезд президента Франции (ранее уже переносившийся по соображениям безопасности) ожидается примерно в середине марта.
То есть в следующем месяце параллельно будут продвигаться полярные процессы, один из которых будет призван посодействовать налаживанию мирного урегулирования, а другой – раскручиванию военной эскалации.
Похоже, после отставки премьер-министра Британии Бориса Джонсона его дело не умерло, и теперь в роли продолжателя выступил французский президент Эмманюэль Макрон, заметил «НГ» первый зампред комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин (отослав к недавнему рассказу главы парламентской фракции пропрезидентской партии «Слуга народа» Давида Арахимии о том, что именно Джонсон порекомендовал киевским руководителям отказаться от Стамбульских договоренностей).
«При этом Макрон своим заявлением о возможном использовании в военном конфликте также вооруженных сил стран НАТО больше напугал не Россию, а Европу, судя по реакции тамошних представителей. Но одновременно он дал пас украинскому президенту, которым Зеленский не преминул воспользоваться. Чтобы в очередной раз обеспечить повод для призывов к продолжению боевых действий до победного конца. И если в конце прошлого года – начале текущего общественность на Западе перестала говорить о перспективах поражения России, ожидаемого уже сегодня-завтра, то теперь там перешли к тезисам о недопущении победы Москвы. Что, согласитесь, означает изменение ситуации. И в это время сам Зеленский выступает с заявлениями, которые подтверждают – в президентской администрации боятся прекращения военных действий, так как понимают, что для них это не сулит во внутриполитическом плане ничего хорошего. А потому в Киеве сейчас цепляются за Макрона, как прежде за Джонсона. Чтобы это помогло вновь убедить украинцев: мол, надо терпеть и воевать, тогда как заграница поможет и НАТО за углом», – пояснил Затулин.
В подобных обстоятельствах, по его определению, и заявленные переговорные инициативы Пекина и Анкары обретают демонстративный характер. Хотя тем самым представители Китая и Турции подтверждают желание своих стран увидеть дно колодца в достижении мирных договоренностей, а также их настрой поспособствовать этому. Но понятно, что им известно, какую позицию в данном вопросе занимает сама Украина и ее западные союзники.