2 июля группа депутатов Госдумы внесла законопроект «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Законопроект предлагает новую редакцию пункта 3 в определении понятия соотечественника, приведенного в ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (далее также – Закон о соотечественниках). В таблице предложение депутатов сравнивается с действующим определением понятия «соотечественник».
Действующий Закон о соотечественниках | Предложение законопроекта №661645-8 от 2 июля 2024 г. Авторы: депутаты ГД — Д.В.Кузнецов, М.Н.Матвеев, А.А.Журавлев |
Статья 1. Понятие соотечественника | Статья 1. Понятие соотечественника |
3. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе: лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства. |
3. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также лица, являющиеся выходцами (эмигрантами) из РСФСР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства. |
По первому критерию в законопроекте, как и в действующем законе, оставляют в соотечественниках тех, кто принадлежит «к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации», убирая при этом оговорку, «как правило». Но так как нет официального перечня всех народов, исторически проживающих в России, то невозможно воспользоваться предлагаемой нормой для признания соотечественником. Авторы законопроекта на это внимания не обращают. Однако в настоящее время есть только утвержденный Правительством РФ список коренных малочисленных народов. (Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года № 255, с последующими изменениями и дополнениями). А значит, по этому признаку только заграничный представитель коренного малочисленного народа России и может быть признан соотечественником, проживающим за рубежом.
По остальным критериям предложение депутатов значительно урезает круг тех, кого Россия может признавать своими соотечественниками, проживающими за рубежом. Оставлены только лица, «являющиеся выходцами (эмигрантами) из РСФСР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства». Не могут считаться соотечественниками, по предложению авторов проекта, ни потомкам первой волны эмиграции из России (когда РСФСР еще не существовало), ни те, кто эмигрантами не является, а оказался за пределами РСФСР или современной России потому, что в 1991 году от них уехала страна. И их детям и внукам также закрывают путь к признанию соотечественниками, будь они самыми активными создателями русских школ за рубежом, хранителями русской культуры, русского языка. Им, лишенных депутатами статуса соотечественников, Россия не будет иметь права оказывать помощь по программам поддержки соотечественников. И их дети не смогут воспользоваться правом на поступление в российские вузы по квотам для соотечественников или наравне с российскими гражданами. — Очень непродуманное предложение!
Если бы авторы обсуждаемого законопроекта хотели оградить нашу страну от наплыва чуждых по культуре людей, которые готовы назваться российскими соотечественниками, чтобы поскорей получить наше гражданство, а вместе с ним работу и социальные пособия, то нужно было бы позаботиться о создании официально признанного перечня народов, исторически проживающих в России. Это сделал К.Ф.Затулин в своих законопроектах в 2021 году (№ 1191989-7, проект закона «О репатриации в Российскую Федерацию») и в 2022 году (№ 95462-8 — проект поправок в Закон о соотечественниках). Он предложил сформировать Перечень народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, включив следующие категории:
— государствообразующий народ (русские);
— представители белорусского и украинского народов, связанных с государствообразующим народом общностью исторической судьбы и культуры;
— представители народов, проживающих в соответствующих национально-территориальных образованиях на территории Российской Федерации;
— представители коренных малочисленных народов, входящих в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации;
— представители иных исторически проживающих на территории Российской Федерации народов.
И этот Перечень должен быть утвержден Правительством Российской Федерации, чтобы не оставлять на произвол миграционного чиновника решение того, кто может стать репатриантом или получить поддержку своей работе по поддержке русской культуры за рубежом.
К сожалению, проекты Затулина не получили поддержки в Правительстве, и Дума их положила в долгий ящик.
Александра Докучаева
Заместитель директора Института стран СНГ,
руководитель отдела диаспоры и миграции