Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Доклад официального представителя правительства статс-секретаря — замминистра внутренних дел Игоря Николаевича Зубова.
Пожалуйста.
Зубов И. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, в предшествии дискуссии, которая сейчас развернется, потому что тема, она понятно, что всех интересует, хочу сказать, что данный законопроект, который я представляю, является законом-спутником.
И, прежде всего, его целью является приведение в соответствие нормам Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 28 апреля 2023 года № 138 положениям федеральных законов «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года. Ну, мы за это время много всяких изменений приняли, теперь нужно как-то всё это увязать в одно целое.
В частности, из статьи 25-го федерального закона номер 114 исключается норма о признании иностранного гражданина носителем русского языка в качестве основания для выдачи ему визы, разрешения на временное проживание и вида на жительство, в связи с ее исключением в новом законе о гражданстве номер 138. Корреспондирующее изменение вносится и в 115-й федеральный закон.
Разумеется, сразу же хочу сказать, что все иные требования к иностранным гражданам в части владения ими русским языком в обоих законах сохраняются. Ну это уже принят вами закон.
В федеральный закон номер 115 вносятся также изменения, направленные на установление упрощённого порядка выдачи вида на жительство без получения разрешения на временное проживание лицам, имеющим родственников по прямой восходящей линии, постоянно проживавших на территории, относившейся к Российской империи или СССР в пределах государственной границы Российской Федерации.
Ну помните, сколько мы здесь на эту тему ломали копья и говорили, что это надо сделать. Вот мы это делаем.
Второе. На увеличение срока непрерывного осуществления трудовой деятельности иностранными квалифицированными специалистами по определённым профессиям, специальностям и должностям с шести месяцев до одного года. Ну если специалист нужен, пусть он год здесь находится, тем более что это одновременно открывает ему возможность для получения вида на жительство по упрощённому порядку, не всем, а только очень важным специалистам.
Далее. На установление особого правового режима пребывания на территории Российской Федерации лиц, гражданство которых прекращено.
Вот эта часть, связанная с требованиями на ужесточение миграционного законодательства.
Предлагается установить различные сроки возможного пребывания таких лиц на территории Российской Федерации в зависимости от основания прекращения у них гражданства.
Так лица, прекратившие гражданство Российской Федерации по собственному волеизъявлению, получат право временно пребывать на территории страны в течение 90 календарных дней со дня их уведомления органами внутренних дел о принятом решении о прекращении у них гражданства, за исключением случаев продления этого срока в установленном порядке, но не более 120 дней.
Будет также учитываться наличие у бывшего гражданина временных ограничений на выезд с территории Российской Федерации.
Допустим, он сам вышел из Российской Федерации, хочет уехать, а у него есть режим секретности и так далее, и так далее, и так далее. Вот когда закончится, тогда поедет. А так, пожалуйста, живи без гражданства, но не более вот этих 120 дней. Хотя и срок тоже будет учитываться, могут и увеличить.
Если гражданство прекращается в связи с установлением факта предоставления при процедуре получения гражданства поддельных, подложных или недействительных документов либо сообщения ими заведомо ложных сведений, на основании которых принималось решение о приеме в гражданство, такое лицо сможет пребывать на территории России в течение 15 календарных дней с момента его уведомления о прекращении гражданства, но не более 30 календарных дней со дня направления ему уведомления за исключением отдельных случаев, когда их личность подвергается проверке, либо необходимо документирование временным удостоверением личности лица без гражданства, либо у лица имеются ограничения на выезд из Российской Федерации. Устанавливается обязанность и сроки выезда таких лиц, в том числе лиц с неурегулированным правовым статусом, выехать из Российской Федерации после вступления в силу представленного закона в установленном порядком сроке. То есть все, кто находится у нас с неурегулированным статусом, и нет возможности их урегулировать, мы его документируем лицом без гражданства и он должен выехать, или, вообще, должен выехать.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, а также признание утратившими силу, приостановление изменений и принятие других федеральных законов.
С учетом изложенного, прошу законопроект принять. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Содоклад Виктора Петровича Водолацкого.
Водолацкий В. П., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ”.
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
Как в своем выступлении сказал замминистра внутренних дел Игорь Николаевич Зубов, рассматриваемый сегодня законопроект очень важен. Он направлен на приведение российского законодательства в соответствие с нормами нового федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».
В частности законопроектом предлагается признать утратившими силу положения федеральных законов номер 114 и 115, предусматривающие отдельные преференции для иностранных граждан, носителей русского языка, поскольку новым законом «О гражданстве» соответствующие процедуры не предусмотрены.
Законопроект также наделяет правом на упрощенное получение вида на жительство без представления разрешения на временное пребывание иностранных граждан, имеющих родственников по прямой восходящей линии, родившихся или постоянно проживающих на территории РСФСР, либо на территории, относящейся к Российской империи или СССР в пределах государственной границы Российской Федерации.
Следует отменить, что данная правовая норма ранее уже нашла свое отражение в законопроекте, внесенным в прошлом году нашим коллегой депутатом Затулиным.
Необходимо заметить, что в законопроекте предусмотрены переходные положения для лиц, у которых ранее было прекращено гражданство Российской Федерации, или в отношении которых отменено решение о приобретении гражданства Российской Федерации и которые находятся в Российской Федерации с нерегулируемым правовым статусом.
Законопроект отвечает интересам Российской Федерации, поскольку его принятие будет способствовать упорядочиванию российского законодательства, совершенствованию эффективного и прозрачного инструмента контроля за порядком въезда, выезда и нахождения иностранных граждан на территории нашей страны.
Положения законопроекта соответствуют Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, федеральным и конституционным законам. Дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета не требуется.
Кроме того, не потребуется признания утративших силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства за исключением издания и признания утратившим силу ряда приказов МВД России и Минтруда России, а также внесения изменений в иные подзаконные акты.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы не имеет принципиальных замечаний к законопроекту. Комитет Совета Федерации также поддерживает принятие законопроекта.
Прошу поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли вопросы?
Включите запись на вопросы.
Покажите список.
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.
Нилов О. А. Игорь Николаевич, ну вот, наверное, самый такой важный вопрос — а как определяется важность специалистов? Вы сказали: очень важные специалисты.
Для того чтобы по этому закону чиновники, сотрудники МВД, значит, принимали решения об упрощённом виде предоставления вида на жительство или там вот разрешения с полугода на год, у них должен быть чёткий документ, подзаконный акт, где будет вот так расшифровано: какие специальности, какая зарплата. Какие дополнительные критерии вот характеризуют понятие «очень важный специалист»? Можно это посмотреть на бумаге? Спасибо.
Зубов И. Н. Олег Анатольевич, я вас адресую к Правительству Российской Федерации, где имеется перечень вот этих вот важных специальностей, конкретных.
Там все написано. За этой категорией обращаются соответствующие организации, которые заинтересованы в этих специалистах, они просят выделить им квоту. И там все написано.
Если нужно как-то увеличить, ну, в смысле более подробно расписать в законе, ну, давайте посмотрим, может быть, во втором чтении ссылку сделаем. Но это закон-спутник. Это уже определено.
Вот когда я сказал «по важным специалистам», здесь же задача-то простая. Мы разрешаем им работать не полгода, а год. Потому что пока он приехал, пока он тут начал работать и так далее. Полгода мало. Просят год. Если год дают, у него открывается возможность, уже предусмотренная в законе, получить вид на жительство. Любой человек, который у нас год работает, здесь находится, он имеет на это право. Право. Но это не обязанность. Спасибо.
Председательствующий. Матвеев Михаил Николаевич.
Матвеев М. Н., фракция КПРФ.
Игорь Николаевич, а вот, смотрите, гражданство получают по разным схемам, да. Ну, там есть закон о соотечественниках, упрощенный порядок, есть порядок упрощенный, который сейчас модернизируется, да, то есть связанный с носителями русского языка. Есть получение вида на жительство, просто приехал иностранец, и он живет в России какое-то количество времени, потом он, получив вид на жительство, потом он подает на гражданство.
Вот если в таких пропорциях посмотреть, какой основной путь получения российского гражданства иностранными гражданами, какой механизм, просто вид на жительство обычный, да, или вот эти упрощенные льготные форматы какие-то, да? Насколько велика доля граждан, которые получали российское гражданство в результате реализации вот этих каких-то льготных форматов?
Зубов И. Н. На это просто ответить. Основной путь — это все-таки получение вида на жительство. Я сам членом этой комиссии как бы был долгое время. Его, кстати, очень непросто получить. Реально непросто. Ну, попробуйте. Я, например, пробовал, у меня не сразу же получалось, когда мне нужно было конкретному человеку сделать вид на жительство, который помогал моей семье. Это основной путь.
Большинство людей, которые просят у нас… Если мы возьмем комиссию.
А есть разные, конечно, пути. Есть по ходатайству министерств и ведомств президенту, есть те, которые обращаются для, так грубо говоря, для воссоединения семей, когда уже там, допустим, муж, жена там, дети там находятся, тоже они, ну, тут тоже напрямую мы не даём. У нас сама по себе семья не является основанием через вид на жительство и так далее.
Есть упрощённый порядок получения гражданства, вы знаете, для украинских, допустим, бывших украинских граждан и по ЛНР, ДНР, которые сейчас присоединились новые территории, там мы вообще даём сразу же гражданство. Если в суммарном выражении взять, то их больше всего сейчас.
Поэтому мы на это очень серьёзно смотрим, а всё остальное, это относится к государственной политике. Ну, страна, она же должна определиться, да, ну, она определилась, нужны ей мигранты или не нужны, нужны новые граждане или не нужны. Это большая дискуссия, о которой можно долго разговаривать, да. Спасибо.
Я, кстати, готов, пожалуйста, приходите. Я очень много знаю на эту тему.
Председательствующий. Аксёненко Александр Сергеевич.
Аксёненко А. С., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ — ЗА ПРАВДУ».
Игорь Николаевич, не считаете ли вы, что прописанные в законопроекте сроки пребывания в РФ при прекращении гражданства по основанию предоставление ложных сведений 15 дней с момента об уведомлении и более 30 дней с момента направления уведомления слишком короткими? Ведь многие лица, гражданство которых прекращено, узнают об этом через несколько месяцев, да и для оспаривания вынесенного решения о прекращении гражданства в суде предлагаемый срок недостаточен. Спасибо.
Зубов И. Н. Ну, этот срок ведь не просто так был сделан, да, и он комиссионно с участием разных структур определялся. Как правило, у людей, которых мы выдворяем за эту территорию, есть определённые обязательства, которые нужно исполнить. Если это связано с противоправной деятельностью, то он должен быть а) привлечён к ответственности, б) должен выполнить, значит, заплатить штрафы там и так далее, и тому подобное.
Поэтому, на мой взгляд, не такой большой срок. Если вы помните, то мы же в законе с вами вводили ещё и срок контролируемого пребывания, то есть на этот период мы берём его под новый вид надзора. Поэтому нормально в принципе.
Председательствующий. Выборный Анатолий Борисович.
Выборный А. Б. Спасибо.
Уважаемый Игорь Николаевич, говоря об упрощённом порядке выдачи вида на жительство, в том числе для проживавших на территории, которая относилась к Российской империи, Советскому Союзу, то, как вы знаете, к Российской империи в своё время относились большие территории от Польши, Финляндии до Аляски, и таких лиц, наверное, много, но как доказать таким лицам родство по прямой восходящей линии, ведь до 1918 года ЗАГС не было? Будут ли в этой ситуации (это важный вопрос с точки зрения правоприменения) учитываться церковные записи или справки частных компаний, которые работают с архивами, или только государственные и так далее? Как эта норма будет работать на практике в случае принятия данной законодательной инициативы?
Спасибо.
Зубов И. Н. Эта норма, она как бы была всегда, мы её сейчас просто уточнили в той редакции, исходя из требований, которые неоднократно звучали в этом зале. Подобные нормы есть… в другой вариации были у нас, они есть во многих странах. И вот поверьте мне, лицо, которое обращается по таким основаниям за получением, значит, вот вида на жительство, оно предоставляет много самой разной информации помимо вот того, о чём вы говорили. Есть различного рода справки, есть выписки из церковных свидетельств и так далее, и тому подобное. Это очень индивидуальный вопрос, который, конечно же, будет решаться для каждого человека персонально, исходя из обстоятельств конкретного дела. Да, сложно доказать, но надо доказывать. Если вы хотите по этому основанию идти, докажите это, что вы не откуда-то пришли, а конкретно является соотечественником, как здесь говорилось уже много раз.
Председательствующий. Яровая Ирина Анатольевна.
Яровая И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Спасибо большое.
Вот, исходя из текста закона, мы видим, что здесь вы применяете понятие «лицо с неурегулированным правовым статусом». При этом указываете, что срок пребывания 15 дней, а далее субъект должен покинуть территорию Российской Федерации. Исходя из того, что вопросы пребывания на территории Российской Федерации лиц с неурегулированным правовым статусом или находящихся вообще в зоне тревожности, относящейся к субъектам, нарушающим требования закона и условия пребывания на территории Российской Федерации, предполагает эффективность мер воздействия. Исходя из того, что назрела необходимость комплексных решений, мы в пятницу будем рассматривать вопрос, связанный с порядком как раз выезда таких лиц с территории Российской Федерации. Но вот в данном случае, говоря о законопроекте, как будет обеспечиваться правовой механизм сопровождения этих субъектов в течение 15 дней?
Каковы будут правовые процедуры и последствия, чтобы гарантия безопасности для этих субъектов, а прежде всего, для граждан Российской Федерации была обеспечена?
Зубов И. Н. Ну я опять же хотел вернуться к проблеме контролируемого режима для таких граждан, это раз. И это прямая обязанность полиции, федеральных… наших учреждений соответствующих — обеспечить его проверку, взять под этот надзор, чтобы он никуда не убежал, не уехал, не совершил в этот период какие-то новые правонарушения или что-то в этом духе. Потому что в данном случае для этих сотрудников это будет серьёзный должностной проступок. Ну это вот такая… Там и прокуратура, и все за этим будут очень серьёзно смотреть.
Лица с неопределённым правовым статусом — это сложная категория, это очень сложная категория, поэтому там есть и лазейки определённые вот в эти 15 дней. Может быть, лицо с неурегулированным правовым статусом, не имеющее вообще никаких документов, и надо сначала его установить, кто это такой, доказать… Он скажет: а я вот, ну, я никто. Есть такие, выбрасывают все документы и говорят: я вот Майкл, условно говоря, из Африки, опять же условно говоря. И вот надо определиться, что он, откуда он, куда. В конечном итоге мы его документируем. Есть для этого разные варианты: справкой, значит, документом о том, что он лицо без гражданства. И будем его выдворять в таком виде, как есть. Но туда, в ту страну, которая его возьмёт. Мы не можем его просто на границу поставить, и он там будет находиться. Это сложный вопрос, я с вами согласен, надо ещё над ним подумать.
Председательствующий. Наумов Станислав Александрович.
Наумов С. А., фракция ЛДПР.
Уважаемый Игорь Николаевич, воспользуюсь вашим предложением провести дискуссию о том, а нужны ли нам мигранты. Хотелось бы, чтобы вы пояснили, о каких методах особого контроля за их пребыванием на территории нашей страны вы сказали только что. И что надо сделать, с вашей точки зрения, в том числе нам, депутатам, чтобы те случаи, когда гражданство России было получено с использованием поддельных документов, стали нормальной программой лишения гражданства таких нелегальных эмигрантов, равно как и членов их семей?
Зубов И. Н. Станислав Александрович, я в этой связи хотел бы обратиться к Регламенту, который не предусматривает открытие дискуссий не по вопросу, который мы сегодня обсуждаем. Если вы хотите подискутировать, я вас приглашаю к себе, я вам своё личное мнение как бы скажу.
Если вы хотите подискутировать с Министерством внутренних дел, давайте организуйте это в установленном порядке, пригласите нас, мы будем рассматривать, и других людей пригласим, конференцию проведем, что вы хотите.
Председательствующий. Так, вопросы все.
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу?
Включите запись на выступления.
Покажите список.
Наумов Станислав Александрович, пожалуйста.
Наумов С. А. В продолжение своего вопроса. Я с благодарностью, Игорь Николаевич, воспринимаю ваше предложение, давайте договоримся о времени и встрече у вас, и до конца весенней сессии проведем здесь в Государственной Думе соответствующий «круглый стол», потому что вопросы нелегальной иммиграции являются сегодня ключевыми для наших граждан, для наших избирателей, мы представительная власть, и парламент и зал заседаний — это место, где мы обязаны выражать мнение наших избирателей.
Мы поддержим этот законопроект, безусловно, считаем, что все аргументы, которые представитель правительства привел, заслуживают внимания, ко второму чтению обязательно подготовим согласованные поправки, может быть, сделаем их межфракционными. И действительно, можно считать это законом-спутником, но можно точно так же использовать существующие законотворческие процессы и Регламент для того, чтобы всё- таки посмотреть правде в глаза и навести порядок на рынке труда Российской Федерации в интересах граждан Российской Федерации. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Яровая Ирина Анатольевна, пожалуйста.
Яровая И. А. Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
Напомню о том, что после трагических событий в «Крокус-Сити» по поручению палаты, по поручению Председателя Государственной Думы нами была создана межфракционная рабочая группа, куда входит, кстати, и представитель ЛДПР — это Луговой Андрей Константинович.
Нами проведено уже пять заседаний, в рамках которых мы сделали глубочайший анализ действующих норм права, тех статистических данных, которые касаются вопросов безопасности и миграционной политики.
В нашу комиссию входят все ФОИВы уполномоченные и все правоохранительные органы.
Должна вам сказать, что нами разработаны комплексные законопроекты, которые касаются самой серьёзной проблемы нелегальной миграции, исходя из того, что анализ, который мы провели, показывает, что основную категорию преступлений, совершаемых на территории Российской Федерации иностранными гражданами, совершают именно лица, которые находятся в неопределённом правовом статусе или которые находятся со злоупотреблением права пребывания и наличием подложных документов.
Исходя из этого, мы считаем самыми опасными преступления, которые направлены на легализацию мигрантов, на совершение преступлений по должностным подлогам. В этой связи нами подготовлены серьёзные изменения в законодательство, которые уже переданы во все ФОИВы и которые будут предметом рассмотрения Государственной Думы. Кроме того, в настоящее время мы работаем над концептуальными предложениями, направленными на регулирование трудовой миграции.
Исходя из того, что в соответствии с указом президента эта компетенция отнесена к специально созданным комиссиям, в том числе в Правительстве Российской Федерации, но мы видим достаточно большую длительность проработки этих вопросов, и тот план, который сформирован из 42 пунктов, по нему тоже есть вопросы содержательного плана.
Поэтому в пятницу у нас будет очередное заседание, где мы будем обсуждать очень пристально вопросы, связанные именно с выдворением, и вопрос, который я задавала, он не случайный, потому что реализация этих процедур означает, что они должны быть исполнимы, что они должны быть обеспечены. Три больших законопроекта, которые сейчас рассматривает палата, разработанные по инициативе Государственной Думы, касаются именно процедур, которые передаются органам внутренних дел, по упрощению процедуры выдворения при нежелательном пребывании на территории Российской Федерации.
Но наша задача, и на что нас всегда нацеливает Председатель, мы работаем не только над правовыми механизмами, но мы фактически в рамках парламентского контроля во многом являемся тем субъектом, который требует и контролирует реализацию самих правовых норм.
Поэтому, уважаемые коллеги, сегодня парламентом проводится очень большая и вдумчивая работа по этому вопросу. У нас есть ещё и уполномоченный по правам иностранных граждан и по миграции, есть более точное определение, наш коллега Затулин, но нужно уже сейчас сказать, что эта большая работа предполагает и большую ответственность. Никаких спекуляций, злоупотреблений в этом вопросе быть не может.
Это касается вопросов безопасности и межнационального мира и согласия.
Спасибо. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо.
Затулин Константин Федорович.
Затулин К. Ф., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Большое спасибо, Александр Дмитриевич. Я выступаю по поручению фракции…
Председательствующий. От фракции время.
Затулин К. Ф. И призываю уважаемых депутатов поддержать внесенный правительством законопроект.
При этом я хотел бы обратить ваше внимание, это уже сделала Ирина Анатольевна, что этот законопроект идет вслед за уже принятыми нами в первом чтении двумя внесенными на межфракционной основе законопроектами, я являюсь одним из соавторов этих законопроектов, «О внесении изменений в Кодекс по административным правонарушениям» и в те же самые законы, связанные с въездом, выездом и положением иностранных граждан в России.
Те законопроекты , о которых я говорю, рассмотрены (напомню) нами в первом чтении. И вчера профильный Комитет по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками единогласно поддержал внесенные или отверг внесенные поправки ко второму чтению.
Подготовив этот законопроект ко второму чтению, мы рассчитываем, что в понедельник, 22 июля, через неделю после региональных разъездов, мы поставим этот законопроект на принятие во втором и третьем чтении. Ориентировочно это должно произойти 23 июля. И рассматривать в этом смысле надо, наверное, их в комплексе — то, что внесено правительством и то, что внесено депутатами. Потому что именно в законопроектах, внесенных депутатами, вводится понятие реестра контролируемых лиц, вводится понятие «режим высылки». То есть то, что сейчас волнует уважаемых депутатов, хочу обратить внимание, содержится в уже принятых нами в первом чтении законопроектах.
Что касается законопроекта, о котором идет речь сейчас, что важно в этом законопроекте? Так же как в двух других депутатских законопроектах, принятых в первом чтении, мы сокращаем срок пребывания в России со 180 до 90 дней для иностранных граждан, сокращая таким образом возможность нелегального трудоустройства в обход всей нашей системе патентов или договоров.
Здесь мы вынуждены пойти на то, чтобы отменить прежние привилегии носителям русского языка, потому что сам этот статус носителей русского языка в новом законе «О гражданстве», принятом в 2023 году, не предусмотрен.
Этот статус вводился в своё время по предложению Президента Российской Федерации и был откликом на несовершенство принятой по его же инициативе несколькими годами раньше Государственной программы содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию. Стало ясно, что она ну не в полной мере реализует интерес соотечественников к возвращению в Россию.
Мы в законе «О гражданстве» поддержали снятие этого статуса и возникла проблема. Но эта проблема, хочу обратить ваше внимание, снята тем, что 22 ноября прошлого года Президент Российской Федерации подписал указ, которым вводится понятие «репатриация», устанавливается статус репатрианта. И нам нужно ещё внедрить в наши законы в полной мере эту новую реальность.
Хочу обратить ваше внимание, что у нас с 2021 года в портфеле законодательных инициатив лежит, к сожалению, без рассмотрения закон «О репатриации в Российскую Федерацию», на которую тогда, в 2021 году, правительство дало отрицательный отзыв. Но теперь после указа президента нужно к этому возвращаться.
Ещё одна проблема, которую вы здесь затрагивали в своих вопросах, а именно вот снятие необходимости разрешения на временное проживание для выходцев с территории Российской империи или Советского Союза, но в границах Российской Федерации.
Хочу заметить, речь идёт о том, что на карту Советского Союза или Российской Империи накладывается сегодняшняя карта Российской Федерации. И все, кто не жили на территориях, которые входят ныне в Российскую Федерацию, если обращаются по поводу упрощённого получения вида на жительство или гражданства, на самом деле таких возможностей лишены. У нас есть проблема в связи с этим — расхождение с законом «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом».
Потому что есть еще одна категория, которая считается соотечественниками, люди, принадлежащие к народам, исторически проживающим на территории России. Вот здесь у нас до сих пор согласия, к сожалению, нет с правительством, потому что опять же есть предложения внесенные, законодательные инициативы, по которым мы определяем, кто же это такие эти «исторически проживающие народы»? В тексте закона, который действует, «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом», там достаточно неопределенно; есть дополнение, «как правило», и нет самого перечня. И это позволяет на самом деле, дает повод проводить через упрощенный порядок людей, которые, на мой взгляд, к настоящему времени вряд ли могут быть признаны соотечественниками, поскольку имеют свои отечества, государства теперь, после распада Советского Союза. Необходимо уточнить понятие «соотечественник».
И хотел бы также, наверное, сказать, поддерживая принятие этого законопроекта, все-таки в этой бочке меда есть ложка дегтя. Восемь месяцев назад, что касается разрешения на временное проживание, я действительно внес законопроект. И ответ был очень интересный со стороны наших коллег из администрации и правительства: это всё правильно, мы законопроект поддерживаем, но давайте его отложим, пока мы сами не внесем свой законопроект. Восемь месяцев прошло, и теперь его внесли. И это положение, которое вошло тогда в законопроект, мной внесенный, оно теперь появилось вот в предлагаемом вам на рассмотрение законопроекте.
Ну, давайте все-таки, наконец, решим, что есть право законодательных инициатив у депутатов. И нельзя под предлогом того, что мы еще в правительстве завтра,- а на самом деле почти через год,- внесем всё то же самое, по той причине, что сегодня мы не вносим, пока просим отложить. Законопроект депутата это неправильно, на мой взгляд, и об этом надо сказать. Спасибо.
Председательствующий. Матвеев Михаил Николаевич от фракции.
Матвеев М. Н. Уважаемые коллеги! Безусловно, фракция КПРФ поддерживает этот законопроект. Но наши избиратели требуют более быстрых решений и более жестких решений в сфере миграции и в том числе в части бесконтрольной раздачи российского гражданства.
Я не зря спросил докладчика в отношении того, какими способами основная масса иностранных граждан получает российское гражданство, их достаточно много.
Самый массовый — это просто получение вида на жительство без всяких там программ соотечественника, без репатриации, без знания русского языка и так далее. Это главный поток по легализации и получению дальше российского гражданства.
Но тем не менее, конечно, и льготные форматы, они тоже вносят свою здесь лепту. И самой большой проблемой неурегулированности нашего законодательства в этой части является то, что наше законодательство российское боится называть вещи своими именами. То есть мы под понятием «соотечественников» подразумеваем бог весть кого, и зачастую реальным соотечественникам, русским людям вставляем палки в колёса.
Вот этот законопроект, который сейчас внесло МВД, правительство, он делает на самом деле большой шаг вперёд в этой части, и я даже назвал бы его революционным, но не в тексте, а в пояснительной записке, потому что в пояснительной записке впервые появляется принцип крови.
Если вы посмотрите пояснительную записку, то тут говорится о том, что упрощённый порядок вводится для лиц, имеющих родственников по прямой восходящей линии, постоянно проживающих на территориях, относимых к Российской империи или СССР, в границах государственной границы Российской Федерации, то есть потенциальных носителей русского языка по принципу крови.
Вот наше законодательство всё время боялось русских называть русскими, татар татарами, бурятов бурятами и уравнивало их со всем бывшим Советским Союзом. В результате мы сейчас имеем глобальные изменения этноконфессионального, этнокультурного баланса нашей страны и вторжение сюда огромного количества людей, которые сюда просто переселяются.
Если легенда о нехватке рабочих рук до этого кого-то убеждала, то те цифры, которые мы видим по въезжающим людям, показывают, что если рабочие руки где-то и востребованы, то они востребованы в теневой экономике.
Если из 14 — 16 миллионов человек, которые сюда въезжают, только около 2 миллионов получают трудовые патенты, то чем заняты оставшиеся 12 миллионов человек? Если бы эти люди не работали, а просто занимались там туризмом, жили там, здесь проживали, путешествовали по России, то, наверное, процесс переводов денежных был бы обратный. Им же надо на что-то жить. Значит, из Таджикистана, из Казахстана, из Киргизии шли бы переводы в Россию. Их надо кормить, эти 12 миллионов человек. Но переводы идут обратно. Составляют до половины ВВП некоторых из этих стран. Значит, вся эта огромная масса, все эти 14-16 миллионов работают. Но из них 80 процентов работают в теневой экономике. Они не платят налоги. Они занимают рабочие места неофициально. И в этой теневой массе огромной вращаются гигантские деньги, на которые покупают лоббистов миграционной политики, которые не дают, в том числе Государственной Думе, принимать быстрые и жесткие решения в этой части, которые ждут от нас избиратели.
Почему в Советском Союзе не было вот этих массовых переселений? Потому что советская власть давала работу на месте. В Средней Азии, в Закавказье строились заводы, строились гидроэлектростанции, предприятия, там была работа. И, соответственно, это удерживало людей. Не было необходимости, если речь не шла о комсомольских стройках или о БАМе, большим массам людей переезжать из одной территории в другую.
Вот сейчас необходимо, чтобы МВД все-таки систематизировало, и правительство, Правительство Российской Федерации, прежде всего, потому что у МВД нет права законодательной инициативы, оно идет от правительства, систематизировало вот эти «двери», эти лазейки, через которые получают российское гражданство.
Здесь уже говорилось о том, что у нас идет разбалансировка понятия «соотечественника», которое содержится в законе о соотечественниках, с нынешней нормой. Потому что нынешняя норма абсолютно четко и конкретно говорит о том, что упрощенный порядок получают те граждане, которые переселяются из бывших стран бывшего Советского Союза в границах, потомки их, предки, точнее, должны были находиться в границах Российской Федерации. А в законе о соотечественниках этого нет. Там весь Советский Союз и даже вся Российская империя, теоретически включающая Польшу, Финляндию, да, то есть там и так далее. То есть вот с этим нужно разобраться как можно быстрее.
Нужно называть вещи своими именами. Должен быть закон, по которому русские и другие коренные народы России получают гражданство в упрощённом порядке без всяких проволочек.
К сожалению, мы сейчас видим иную историю. У меня, как у депутата, огромное количество дел, которые удаётся решать в ручном режиме. Я здесь хочу поблагодарить Казакову, нашего руководителя управления миграции МВД, с которой в ручном режиме удаётся решать такие вопросы, когда русские люди живут в стране по 15-20 лет, не могут получить российское гражданство.
А вот смотрите ситуацию, у нас в Тольятти 7 тысяч мигрантов было незаконно легализовано. Значит, фабрика миграции, это вот были люди задержаны, осуждены, дали им там всего лишь там по два года, они подали сейчас апелляцию. Я поинтересовался судьбой этих 7 тысяч мигрантов, которые незаконно легализовались в России. И что я вам докладываю? Из них более 250 уже получили гражданство, больше 300 получили вид на жительство. Это значит, что МВД не ставит маячок на этих людей, которые являются нарушителями миграционного законодательства, проходят в том числе по уголовным делам через миграцию. Как бы они могли получить российское гражданство, если они участвовали в этой фабрике мигрантов?
Вы должны на них ставить маячок, и у них никакой возможности дальше продолжать деятельность в России не должно быть, и запрет на въезд должен быть на три, там на пять, на десять лет.
Поэтому от нас избиратели ждут быстрых решений, ужесточения, ужесточения и ещё раз ужесточения миграционной политики. Прекращать раздавать паспорта, потому что иначе Россия пройдёт точку невозврата, когда они начнут… (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Нилов Ярослав Евгеньевич.
Нилов Я. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты!
Эмоциональное обсуждение показывает, насколько велика социальная напряжённость в обществе, когда речь заходит о мигрантах.
Вопрос действительно запущен, как с электросамокатами. Вот на протяжении многих лет говорили: давайте в ПДД внесём изменения, давайте будем штрафовать. И всё тянули, тянули, тянули. Франция уже запретила самокаты, а мы только сегодня выходим на введение штрафов за самокаты. Это следующий законопроект.
Что касается мигрантов, надо понимать, что у нас в основном проблемы с теми гражданами, кто приезжает в Россию в формате безвизового въезда, и начинает работать по патентной системе либо вообще никак не оформляются, работают нелегально. С теми, кто приезжает по визам, по квотам, с ними в основном проблем нет, и это официальной статистикой МВД нам подтвердят. В основном касается это, ещё раз повторяю, тех, кто приезжает сюда — то ли туристы, то ли на заработки, то ли непонятно зачем.
В 2013 году председатель правительства Медведев собрал тогда представителей всех фракций по ряду ключевых вопросов. И тогда, выступая от имени ЛДПР, мы презентовали концепцию «четырёх векторов».
Жёсткий контроль… Первый вектор — жёсткий контроль за перемещением. И только сейчас у нас начнут в аэропортах московского региона устанавливать приборы для снятия отпечатков пальцев. Надо на всех точках прохода через государственную границу такие приборы ставить. При этом надо в аэропортах сразу очередь разделить: для россиян одна очередь, для иностранцев другая очередь, чтобы не было там никакого напряжения скандалов, столпотворений.
Далее. Жёсткий контроль за трудоустройством только в рамках трудового законодательства. И регулярные рейды. В последнее время мы эти рейды наблюдаем. Но надо, положа руку на сердце сказать, что сегодня у нас такая ситуация на рынке труда, когда без иностранной рабочей силы мы не справляемся. Есть и субъективные, и объективные для этого причины, но это данность сегодняшняя. Но у нас, например, с Узбекистаном заключено соглашение и готовят мигрантов на территории Узбекистана, которые потом приезжают и трудоустраиваются. То есть работа должна быть по запросу — в конкретную отрасль, на конкретное предприятие, конкретная сфера требуются, а не гулянка, приехали и в рамках, значит, вот этой гулянки трудоустраиваются.
Дальше. Жёсткий контроль за проживанием — никаких палаток, подвалов, ночлежек, только в соответствии с жилищным законодательством. Опять рейды и принудительное выдворение.
Наш законопроект элдэпээровский о принудительном выдворении чаще лежит в портфеле Г осударственной Думы на отклонение, и правительство сейчас только готовится внести подобный. Да мы давно могли бы принять нашу инициативу, надо, давайте под ней все подпишемся, депутаты разных фракций, сделаем её межфракционной, инициативу, и примем — пусть быстрее выдворяют нарушителей.
Жёсткий контроль за деньгами. У нас арестовывают нелегального мигранта, у него наличности столько, что можно школу в регионе построить.
Вопрос: откуда? Террористов тогда задержали, финансирование непонятно откуда.
У нас в состоянии обеспечить контроль. Поэтому… (Микрофон отключён.)
Председательствующий. От фракции.
Нилов Я. Е. Да, буквально минутка.
Поэтому жёсткий контроль за деньгами. Пришёл переводить на родину, сразу проверили, насколько он легально находится, откуда деньги, что и как. Всё это можно сделать, и тогда будет контроля больше. Поэтому надо слушать наши предложения, которые мы давно предложили, законопроекты внесли, давайте делать их межфракционными и не надо бояться говорить об острых вопросах. В противном случае, мы получим ту же историю, как и с электросамокатами, когда выходишь из Г осударственной Думы и тебя могут курьеры сбивать, несмотря на то, что уже повесили знаки ограничения, несмотря на то, что есть в Правилах дорожного движения понятие средств индивидуальной мобильности, а проблема запустилась. Поэтому давайте мы, поддерживая этот законопроект, ко второму чтению посмотрим и на практике быстрее будем реализовывать возможности, о которых я сейчас сказал, в том числе и для того, чтобы идентифицировать.
Очень многие, которые здесь находятся иностранцы, они поменяли паспорт, поменяли две-три буквы в фамилии, до этого они здесь совершали правонарушения, преступления и возвращаются к нам обратно. В «Сахарово», например, в Москве они не идут, они отпечатки там не сдают, соответственно они нелегально, а какое-то время легально находятся, но при этом имеют криминальное прошлое, и совершили они правонарушения, преступления на территории Российской Федерации. Надо выявлять, идентифицировать и жёстче. Безопасность на первом месте. Не надо бояться вводить в том числе цифровые профили, цифровые браслеты для того, чтобы контролировать. Приехал на работу — работай, зарабатывай, плати налоги, соблюдай законы, чти традиции, уважай культуру. А не так: приехал, сбиваются в этнобанды и начинают там уже свои права. Недавно в Люберцах электросамокатчики местного жителя, значит, там начали воспитывать. Я в Люберцах рос, для меня это вообще удивительно было, когда в Люберцах какие-то мигранты на электросамокатах начали местных жителей воспитывать, это недопустимые вещи, и такое по всей стране. Поэтому ЛДПР поддержит, но вопрос крайне острый и, к сожалению, запущенный.
Председательствующий. По ведению Затулин Константин Федорович.
Затулин К. Ф. Уважаемые коллеги, как ни призывал нас официальный представитель правительства перевести дискуссию в другой формат, всё же я вижу, что депутаты Государственной Думы избрали принятие этого законопроекта в первом чтении для обсуждения в целом проблем миграции. Наверное, по-другому, трудно было бы ожидать.
Ярославу Евгеньевичу хочу сказать, что всё то, что он говорит о контролируемых лицах, о необходимости контроля за счетами и так далее, содержится в том самом законе, который подписал один из представителей вашей фракции, который принят в первом чтении, и будет приниматься во втором и третьем 23-го июля. Но я хотел бы, чтобы не было дальше жонглирования цифрами, просто привести эти цифры.
У нас в 2023 году в страну въехало 12 миллионов 100 тысяч человек, выехало из страны 10 миллионов 800 тысяч человек, никаких 16 миллионов, о чем некоторые разглагольствуют, на самом деле нет, мы получили совершенно четкий ответ — 6 с половиной миллионов иностранцев у нас в стране… (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавьте время.
Затулин К. Ф. Из них по оценке Министерства внутренних дел, которое ответствено за миграционный учет, как они считают, 650 тысяч нелегальных мигрантов, это 4 процента от 14 миллионов в оценке нелегально трудоустроенных граждан Российской Федерации у нас в стране.
Поэтому давайте друг друга не запугивать, а просто спокойно на холодную голову решать эти проблемы. Спасибо.
Председательствующий. Коллеги, тут дискуссию можно продолжать долго.
По ведению Матвеев Михаил Николаевич, по ведению только давайте.
Матвеев М. Н. Я хочу вам как председательствующему обратить внимание, что когда депутат берет слово по ведению, он должен выступать по ведению. Спасибо.
Председательствующий. Хорошо.
Так, коллеги, все записавшиеся выступили. Представитель президента? Правительства? Докладчик заключительное слово, пожалуйста.
Зубов И. Н. Если можно минуточку буквально.
Председательствующий. Пожалуйста, пожалуйста.
Зубов И. Н. Уважаемые коллеги, я очень благодарен за дискуссию и хотел бы присоединиться к мнению коллеги Затулина о том, что к этой теме надо подходить крайне осторожно, она острая, она сегодня на слуху. Но вопросы такого содержания в многонациональном государстве могут породить очень нехорошее явление, которое мы с вами все хотим предотвратить.
И в дополнение хотел бы обратить ваше внимание на то, что мы в последнее время вместе с вами очень много сделали для ужесточения миграционного контроля, это действительно нужно. Однако, однако в общем массиве всей регистрированной преступности доля преступлений, совершаемых мигрантами, это около 3 процентов, около 3 процентов всего. Да, и вот внутри этих 3 процентов, конечно, идет рост… Нет, это всех преступлений, внутри этих 3 процентов рост серьёзный тяжких преступлений, это, конечно, серьёзный сигнал для полиции. Мы этим сейчас как раз и занимаемся.
И вот если бы взять уже нелегалов так называемых, то их там около 30 процентов среди тяжких преступлений. Поэтому всё справедливо, но главное нам не оттолкнуть от нас наших братьев, которые пока ещё братья, это соседние государства. Я с вами не согласен, либо мы Россию делаем как бы государством системообразующим, как сказал Владимир Владимирович Путин, это государство-цивилизация, либо мы государство-цивилизация, либо мы тогда замыкаемся внутри себя и пытаемся решить свои проблемы, ну, это так уже, дискуссионно. Я прошу прощения, ещё раз вам всем спасибо.
Председательствующий. Содокладчик? Заключительное слово, нет?
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Пункт 15.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (11 час. 21 мин. 36 сек.)
Проголосовало за…………………………… 404 чел………………….. 89,8 %
Проголосовало против…………………….. 0 чел……………………… 0,0 %
Воздержалось………………………………………. 0 чел…………………….. 0,0 %
Голосовало……………………………………… 404 чел.
Не голосовало…………………………………….. 46 чел………………….. 10,2 %
Результат: принято
Принимается единогласно в первом чтении.