В пятницу, 16 августа, заместитель премьер-министра Казахстана Серик Жумангарин заявил, что его страна не станет «слепо следовать» антироссийским санкциям. При этом Астана продолжит соблюдать основные ограничения Запада в отношении России. «Абзац» разбирался, удаётся ли Казахстану балансировать в отношениях с Россией и Западом.
Независимые или зависимые
Заместитель премьер-министра Казахстана Серик Жумангарин в интервью для Bloomberg заявил, что Астана не станет «слепо следовать» антироссийским санкциям, в особенности если они затрагивают интересы казахстанских компаний. В частности, по словам чиновника, Казахстан не присоединился к запрету на продажу шарикоподшипников, которые могут иметь двойное назначение.
При этом Жумангарин подчеркнул, что Казахстан всё равно продолжит соблюдать основные антироссийские санкции, чтобы не попасть под вторичные ограничения. По его словам, Астана не выдержит прямого давления Запада. Ранее добавленные в санкционный список США казахстанские компании уже находятся в процессе закрытия.
«Это резкое изменение в риторике, которое отражает попытки Казахстана маневрировать в поисках доступа к мировым рынкам для своего экспорта сырьевых и сельскохозяйственных товаров. Казахстан стремится поставить собственные экономические интересы на первое место, углубляя торговые связи с Ираном и Китаем», – пишет репортёр Bloomberg Нариман Гизитдинов.
Он также отмечает, что изменение торговых потоков вокруг Казахстана пошло на пользу Китаю. Теперь Пекин – крупнейший торговый партнёр Астаны с пятой частью от общего объёма торговли. На долю Европейского союза в первой половине этого года пришлось 36%, а на Россию –18%.
«Многие из амбиций Казахстана сосредоточены на Китае. В планах – удвоить количество сухопутных перевалочных пунктов, связывающих страны, до четырёх. Кроме того, Казахстан стремится создать более устойчивые торговые пути, исследуя маршрут на юг через Каспийское море в Иран», – говорится в материале Bloomberg.
Сложные отношения
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин в беседе с «Абзацем» отметил, что отношения России и Казахстана сейчас носят «сложносочинённый характер».
«Объединяющим фактором сейчас является общее советское прошлое, наличие многочисленных связей во всех слоях населения, факт наличия общей границы, участие в одних и тех же межгосударственных политических и экономических объединениях. При этом Казахстан проводит так называемую многовекторную политику, в которой есть как положительные для России моменты, так и не очень», – сказал он.
Парламентарий положительно расценивает заявление заместителя премьер-министра Казахстана Серика Жумангарина. При этом очевидно, что страна не хочет оказаться среди тех, кого накажут вторичными санкциями за сотрудничество с Россией.
«Казахстан достаточно настороженно относится к усилиям России на украинском направлении. Как это следует из заявлений президента [Касым-Жомарта] Токаева, Казахстан не признаёт ни присоединение Крыма и новых территорий к России, ни независимость Абхазии и Южной Осетии. То есть на международной арене Астана демонстрирует полную независимость от Москвы, несмотря на наличие экономических связей», – пояснил Затулин.
Он добавил, что желание Астаны максимально дистанцироваться от России в своей внешней политике не остаётся незамеченным. Соединённые Штаты, Германия и Великобритания периодически направляют своих высокопоставленных чиновников в Казахстан в попытке максимально отдалить его от Москвы.
«В отношениях России и Казахстана есть как множество возможностей для продуктивного сотрудничества, так и множество спорных моментов, но необходимо находить больше точек соприкосновения. Сейчас Казахстан переориентируется на Китай и Иран, которые являются союзниками России, но не стоит забывать, что, когда мы говорим об экономических связях, даже союзники в политическом поле могут стать конкурентами. Казахстану банально проще и выгоднее сейчас сотрудничать с Ираном и Китаем, учитывая, что Россия находится под санкционным давлением Запада», – сказал эксперт.
Взаимовыгодный треугольник
В свою очередь политолог Сергей Маркелов в комментарии для «Абзаца» заявил, что по многим экономическим вопросам у России и Казахстана есть взаимопонимание, но приходится и искать компромиссы.
«Мне кажется, что сейчас сложился мощный экономический треугольник «Казахстан – Китай – Россия». Все три страны плотно сотрудничают, и я думаю, что из этого треугольника можно извлекать выгоду всем сторонам. В случаях недопонимания между Астаной и Москвой Пекин мог бы даже играть роль посредника», – сказал политолог.
Маркелов отметил, что Казахстан сейчас находится в поисках своего «места под солнцем», пытается проводить независимую политику и, естественно, ищет новых партнёров. Астана пытается стать драйвером экономики в регионе, так что некоторые решения, которые могут не устраивать Россию, вполне закономерны.
«Важно понимать, что Казахстан – самостоятельное государство со своими целями развития, но с которым России выгодно поддерживать добрососедские отношения. Казахстану пока что удаётся балансировать между Россией, Западом и своими интересами. Поэтому единственный вариант в данном случае – искать компромиссы», – заключил политолог.