Андрей Дорофеев
Новый Регион
Независимость Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии, в любом случае, будет признана Россией, но «косовский прецедент» может существенно ускорить этот процесс. Об этом корреспонденту «Нового Региона» заявили представители российской стороны, участвующие в фестивале «Великое русское слово», проходящем в эти дни в Крыму.
Зампред Госдумы РФ Сергей Бабурин: «Я убеждал и убеждаю президента России в необходимости установить дипломатические отношения с Абхазией, Приднестровьем и Южной Осетией, не увязывая это с Косово, потому что это совершенно другая правовая ситуация. Конечно я считаю полумерой официальные заявления России о том, что цепная реакция, в случае признания независимости Косово будет, и мы установим дипломатические отношения с этими государствами. Процедура их признания, на самом деле, уже идет, и элементом этого, безусловно, были Дни культуры Приднестровской Молдавской Республики в Москве, которые открывали и президент и председатель Верховного Совета Приднестровья и должностные лица РФ. Подчеркну, что членство в ООН не идентично признанию независимости. Вообще можно не состоять в этой организации и существовать, как государство.
А что касается Косово, то конечно, к сожалению, сегодня взят курс на то, чтобы завершить процедуру Ахтисаари, но поскольку в Совбезе планируется тупик, то затем пойдут односторонние признания косовского государства».
Депутат российской Госдумы, глава Института стран СНГ Константин Затулин: Обращу внимание на то, что пока обсуждение судьбы Косово идет в Совете безопасности ООН. И, по крайней мере, на данный момент, нет никакого сомнения в том, что если будет лоббироваться резолюция по плану Ахтисаари, то есть, по предоставлению фактической независимости Косово без согласия на то Сербии, российский представитель наложит вето. И, думаю, не только он, но и представитель Китая. В этом случае независимость Косово может быть признана только односторонними актами каких-то государств. Но это путь односторонних решений и я совсем не исключаю, что не только РФ, может даже не Россия первая, но наверное и она тоже будет признавать аналогичные ситуации в Приднестровье, Абхазии Южной Осетии, возможно, в Нагорном Карабахе. Единственное, что в этом может нас как-то заставить взять паузу, это то, каков будет эффект от признания. Будет ли он положительным или отрицательным, прежде всего, для наших соотечественников, живущих в этих зонах конфликтов.
И здесь, кстати, очень важный, я бы сказал, исповедальный вопрос возникнет к Украине, которая тоже имеет соотечественников в Приднестровье. Абхазия и Осетия территориально примыкают к России, а Приднестровье – нет. Но оно граничит с Украиной. И мне было бы очень любопытно знать, будет ли Киев в этом случае так же последовательно интересоваться своими соотечественниками и понимать, что это для них большой шанс, или будет в угоду какому-то равнению на западные страны пренебрегать своими собственными соотечественниками».
Директор Института политических исследований Сергей Марков: «Скажу коротко: могут быть разные политические решения, но одно ясно – Россия не будет предавать Абхазию, Южную Осетию и Приднестровье. Цепь предательств своих союзников, которая наблюдалась в 90-е годы, прекращена, насчет этого все могут быть уверены».