Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        Выступление Константина Затулина на пленарном заседании VIII Всемирного конгресса российских соотечественников, проживающих за рубежом «Вместе с Россией» 30 октября 2024 г.


        Е. Примаков: Я просил бы Константина Фёдоровича Затулина, первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками выступить. Константин Фёдорович, во многом является классиком того, что называется движением соотечественников. На самом деле он начинал многое из того, что мы сейчас видим хорошего и реализованного. Кстати, начинал историю про возвращение Крыма, когда это ещё не было в тренде. А вот Константин Фёдорович начинатель.

        К. Затулин: Спасибо за такое представление. Многоуважаемые товарищи, друзья, гости!

        Я тоже начну с личных признаний. Выступая здесь в первой части, Леонид Слуцкий, председатель Комитета по международным делам теперь, вспоминал, что в 2006 году, в другом созыве Государственной Думы, он возглавлял Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками. Я хочу сказать, что я возглавлял этот Комитет на самом деле в первом созыве Государственной Думы. Это прифронтовой Комитет. Именно таким он всегда являлся. И говорю я это исключительно для того, чтобы сказать следующее. Что во всех тех вопросах, которые мы сегодня обсуждаем или собираемся обсудить, я принимал некое участие. Так, что я с одной стороны виноватый, участник, а для кого-то может быть неудобный свидетель всего, что мы делали на этом треке, который называется поддержка наших соотечественников.

        Почему я об этом говорю? Потому что кроме воровства, которое у нас, как известно со времён Карамзина считается видом спорта, в России. У нас есть другая беда. Мы тонем в словах, у нас дел на полушку, а слов на миллион. Я пятый год являюсь, уже дважды избран, специальным представителем Государственной Думы по вопросам миграции и гражданства, и я предложил Евгению Александровичу, чтобы я сегодня сосредоточился именно на двух темах: диаспора и репатриация.

        Начну с репатриации. Что такое репатриация? Это возвращение на Родину. Всем понятно. Но когда в 2021 году, ваш покорный слуга, стоящий на этой трибуне, внёс законопроект в Государственную Думу «О репатриации в Российскую Федерацию», то в декабре 2021 года Правительство Российской Федерации прислало отрицательный отзыв, который до сих пор не даёт рассмотреть этот законопроект, потому что репатриация — это не наш термин, потому что мы будем путаться. У нас есть Государственная программа содействия добровольному переселению соотечественников. Её нам достаточно. Потребовалось 2 года, и начало Специальной военной операции, чтобы пришли к выводу, — и сделал это Президент Российской Федерации Владимир Путин, — в ноябре прошлого года, 22 ноября издавший Указ № 872. О нём уже вспоминал наш председатель Комитета Леонид Калашников. Это дополнения в ту самую Государственную программу содействия добровольному переселению соотечественников. Которые узаконивают в нашем правовом поле слово репатриация и предлагают изменения, которые направлены к чему? К тому, чтобы снять лишние преграды на пути возвращения наших соотечественников на Родину.

        В чём была проблема, и остаётся одна из проблем Государственной программы содействия добровольному переселению соотечественников? В то, что эта программа, начатая опять же по инициативе Владимира Владимировича Путина в 2006 году, она затем была перенаправлена в регионы, чтобы экономить деньги федерального бюджета. Считалось, что расходы на переселение должны нести регионы Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации. В большинстве своём, дотационные. Представьте себе. Вы в роли губернатора. Здесь уже выступал у нас один из них. И у вас дилемма. Или вам тратить деньги на переезд вам не известных соотечественников, или построить лишнюю школу, лишнюю дорогу в своём регионе. Что от вас требуют ваши избиратели, ваши жители? Конечно второго, а не первого. Вот так и происходило.

        И в результате у нас возникли препятствия. Кроме того, что соотечественники должны иметь основания, кроме того, чтобы войти в программу, то есть быть соотечественниками, они должны ещё быть не пенсионного возраста, той специальности, которая нужна в этом регионе. Скажем, в этом регионе нужны шофёры, а вы учитель. Ну, тогда вы нам не подходите. И вот это привело к тому, что эта программа, к сожалению, при всём том, что она имела шансы, по сути, как репатриационная программа, стала буксовать.

        Сейчас, после Указа Президента, уже регионы не спрашивают, хотят они принять этого соотечественника или нет. Вы можете благодаря этим дополнениям, введённым Указом Президента, находясь у себя в стране, обратиться с заявлением о репатриации. Оно рассматривается правда всё тем же Министерством внутренних дел, которое у нас отвечает за всё связанное с миграцией и репатриацией. Не Министерство иностранных дел, а именно МВД. И если ваше заявление будет удовлетворено, то вы можете ехать куда угодно. В том числе и в те регионы, которые официально в Государственной программе содействия добровольному переселению соотечественников не участвуют. Я ещё не сказал о том, что в Государственной программе ряд регионов не были вовлечены, потому что в них и так едут. Какие это регионы? Догадайтесь. Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край. Потому, что в них и так едут. А вот теперь можно и в Москву, и в Санкт-Петербург. Другое дело — вам никто там не заплатит подъёмные, которые надо сказать носят очень условный характер в Государственной программе. От 20 тысяч на человека до 200 тысяч, когда дело касается Дальнего Востока. Но я неоднократно с вами же встречался, и говорили мне люди: «Да не нужно нам этих денег. Мы понимаем, что они наших расходов не покроют. Избавьте нас от хождения по инстанциям. Избавьте нас от того, чтобы мы считали сроки. Избавьте нас от того, чтобы мы обивали пороги. Мы сами всё сделаем.

        Вот сейчас такая возможность появляется. Но опять же, в бочке мёда есть ложка дёгтя. Почему я говорю о том, что у нас слов много, а дел не так много.

        Кто вправе, по указу Президента, претендовать на участие в репатриации? Соотечественник. То есть лицо, как сказано, родившееся или постоянно проживавшее на территории РСФСР или имевшее предков, проживавших на территории нынешней Российской Федерации, – не всего Советского Союза и не Российской империи, а именно РСФСР или Российской Федерации. Репатриант возвращается на Родину. Никто не спрашивает вас, какой вы национальности, и не должен спрашивать, потому что вы и ваши предки отсюда из России изошли и сюда возвращаются.

        Но есть и второй признак соотечественника, который не учтен в этом Указе. Имеет ли право русский человек и его предки, которые жили в прежнее время на Украине или в Семиречье, в Средней Азии, то есть не жили на самом деле в границах Российской Федерации? Не они, не их предки на протяжении многих поколений. Имеет ли он право на том основании, что он русский, претендовать на репатриацию?

        Нет. По букве этого указа это не предусмотрено. Хотя в определении «соотечественник» в базовом законе «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом» есть этот системообразующий признак: лица, «принадлежащие, как правило, к народам, исторически проживающим в России».

        Вот эта часть опущена в Указе, она все время исключается нашей исполнительной властью. Ее надо добиваться. Ее надо добиваться, и она содержалась в том законопроекте «О репатриации» и в другом моем законопроекте «О поправках к Закону «О госполитике в отношении соотечественников», которые внесены, но не рассмотрены, потому что, к сожалению, нет согласия с Правительством и Администрацией в этом вопросе. Они никак не могут определиться, кто такие соотечественники в национальном плане.

        А я считаю, что соотечественниками нынешней Российской Федерации являются все русские, все белорусы, все украинцы, все татары, все башкиры, все якуты. Все те народы, которые живут здесь.

        (Аплодисменты)

        Плюс, вероятно, надо сказать, любое правило предусматривает исключения, добавления. Наверное, будут особые случаи. Вот есть такие особые случаи. Но они рассматриваются отдельно. А правило должно быть ясным. Почему оно не узаконено, нет утвержденного списка «исторически проживающих в Российской Федерации народов»?

        Может быть потому, что у нас все вопросы миграции и репатриации поручены из лучших побуждений правоохранительным ведомствам. Правоохранительное ведомство, МВД, не является экспертом в этом вопросе, при всем к нему уважении.

        И по вопросам миграции у нас проблемы. Я чуть позже скажу по этому поводу, если мне дадут время. Потому что, на самом деле, нужно ставить все с головы на ноги. Если речь идет о миграции, прежде всего нужно выяснить, какая миграция где нужна, на каких стройках, в каких регионах. Если дело касается репатриации, нужно понять, кто эти соотечественники, которые могут к нам приехать, а кто не соотечественники.

        Из-за чего у нас в последнее время такая волна мигрантофобии? Потому что да, таджики, да, узбеки, да, киргизы были допущены к участие в Госпрограмме программе и получали по упрощенной схеме как соотечественники гражданство. При том, что, ну, вроде бы, сегодня они не являются нашими соотечественниками. При всем к ним уважении. У них есть свои Отечества – Таджикистан, Киргизия, Узбекистан. Но поскольку мы никак не можем прийти к единому мнению в этом вопросе и список народов, исторически проживающих в России, установить законодательным путем, возникает путаница и процветает коррупция. И, как следствие, порождается ксенофобия и мигрантофобия, от которых у нас в России сегодня страдают сами таджики, узбеки и киргизы. К сожалению. Есть персоналии, которые зарабатывают на этом политические очки, требуя всех их выгнать или не пускать. А рецепт прост: к этим людям, в прошлом нашим согражданам в СССР, нужно относиться сочувственно и уважительно, но при этом не тащить их как соотечественников в гражданство Российской Федерации. Они все-таки имеют свое Отечество.

        Что у нас происходит вместо этого? Вместо этого у нас, к сожалению, поднимается все больше вал: закроем границы, не дадим их семьям сюда приезжать, не пустим их детей в российские школы. Вы этого не слышите у себя, нет? Что у нас здесь происходит? Скажите, пожалуйста, как Россия может выполнять свою исконную функцию собирательницы земель и людей, если мы будем полностью отгораживаться от тех территорий, – пусть даже сегодня они называются Таджикистан, Узбекистан, – которые были когда-то частью Российской империи, Советского Союза? Как мы можем провозглашать, что поддерживаем русский язык во всем мире, русские школы, где это возможно и допустимо (кстати, в Средней Азии мы их строим, пусть не такими темпами, но делаем уже), если при этом говорим тем, которые приехали к нам на работу: «Мы ваших детей в свои школы не пустим». Это же лицемерие: где же логика, где планы распространения русского языка и поддержки русскоязычности, Русского мира?

        А почему рождается требование не пускать детей мигрантов в российские школы? Потому что не можем наладить правильно образовательный и воспитательный процессы. Создаются перекосы, создаются бытовые проблемы. Но эти бытовые проблемы нельзя решать, выплескивая вместе с водой ребенка.

        Вот я говорил о том, какие правильные решения приняты на высоком уровне. Да, действительно, об этом говорили сегодня – и Министр иностранных дел, и председатель нашего Комитета. Наконец-то сняли требование о том, чтобы в случае рождения ребенка в смешанной семье с иностранцем, – если эта семья находится за рубежом, – для того чтобы дать гражданство российское ребенку добиваться согласия иностранца. То есть это вето иностранца – не дает согласия, не будет российского гражданства ребенку.

        Такого требования нет ни у кого, только у нас. И мы 14 лет добивались его снятия. Я внес три законопроекта, которые все были последовательно отвергнуты. Пока, наконец, в прошлом году мы не приняли это решение.

        (Аплодисменты)

        Четырнадцать лет. Я должен сказать спасибо Сергею Викторовичу Лаврову, потому что он на протяжении всех этих лет говорил, да, нам не нужно это согласие иностранца. А другие люди, которые решают эту проблему: нет, нужно. И они сидели сегодня у нас в зале и аплодировали успехам работы с соотечественниками. А ответственность кто будет нести за эти 14 лет?

        Вот сейчас выступала уважаемая Нина Александровна Останина, которая проводит большую работу как председатель Комитета Госдумы по материнству и детству. И она выступала активно при принятии у нас закона, – он уже принят и подписан Президентом, – и считается почему-то законом о борьбе с фиктивными браками. На самом деле, это закон, по которому, если ли вы иностранец, вступили в брак с гражданкой или гражданином России здесь, в России, вы должны подождать три года, прежде чем вам дадут разрешение на временное проживание. Зачем? Я задаю вопрос. Зачем такой закон вы приняли? Под впечатлением от волны возмущений: не допустим фиктивных браков.

        Фиктивные браки – это мерзкое дело, безусловно. Рынок сложился: те, которые через деньги вступают в брак, чтобы прописаться и т.д. Отвратительно.

        Давайте разберемся в масштабе этого дела. Какой масштаб этого дела? Я вам скажу. В первом полугодии этого года у нас в России 360 тысяч браков было заключено. Вообще. Из них 17 тысяч – браки с иностранцами. Фиктивными из них признано 200 браков. Вот ради 200 браков мы приняли такое решение. Причем люди, которые принимали это решение, в голове у них были все время все те же узбеки, киргизы и таджики. Но мы же не пишем в законе: «Только узбекам, киргизам и таджикам». Мы пишем всем иностранцам – русским, украинцам, белорусам. Всем. Представьте себе. Вы можете себе представить семью, в которой три года отцу или матери надо ждать разрешение на совместное проживание в России? Мы сами создаем фиктивные браки таким образом. Брак становится фиктивным на самом деле.

        Почему это проблема возникла? Потому что, да, было отмечено: такие браки заключались для того, чтобы быстрее получить гражданство России. Но в прошлом-то году, милые мои, мы приняли новый закон о гражданстве, по которому участие в браке не является основанием для льготного получения гражданства. Только в общем порядке, а в общем порядке это несколько лет. И уже и нет этой проблемы на самом деле. Нет проблемы этой с гражданством. То есть мы зачем-то перенапрягли. Есть такое понятие – «перенапряжение металла». Когда вы хотите все усилить, усиливайте, усиливайте и доводите до того, что металл ломается. Ну нельзя так мостить с добрыми намерениями дорогу известно куда.

        Значит, дальше мы что слышим, к сожалению? Вот закон о гражданстве. Я уже говорил, что я представитель Думы по этой теме. И я спорил с той редакцией, которая в конце концов была утверждена. В законе есть много положительных моментов. Ну, вот, например, о гражданстве детей я сказал. Но таким понятием как «соотечественник за рубежом» принятый закон «О гражданстве» не оперирует. А есть, например, внесенное не Президентом, а депутатами и сенаторами, положение, чтобы гражданин, вступивший в гражданство не по рождению, а в зрелом возрасте по переезду в Россию или иным образом, лишался гражданства, если совершит какие-то преступления.

        Заметьте, у нас история такая. В Советском Союзе мы имели право лишать гражданства. Лишили кого? Солженицына лишили. Потом извинялись перед ним. В Российской Федерации до этого закона лишать гражданства было нельзя. Вступил в гражданство, все.

        Теперь по-другому. Но скажите, пожалуйста, зачем лишать гражданства преступника? Надо его судить! Давайте, если он совершил теракт, расстреляем его, я это требую. Но в чем смысл лишать гражданства? Чтобы доказать, что мы без преступников живем? Почему надо делить всю Россию на неравные части? У нас 140 миллионов человек, из них 12 миллионов с 91-го года, после распада СССР вступили в гражданство в зрелом возрасте, переехав сами или вместе с Крымом, Донецком, Луганском. Не по рождению. Если кто-то из них, не дай Бог, совершит преступление до конца своей жизни, то может быть, кроме срока и наказания, лишен гражданства. А все время желание расширить этот перечень преступлений, за которые лишают гражданства. Скоро дойдем до того, что за переход улицы будут лишать гражданства.

        Вот человек, преступник, как говорил Глеб Жеглов, должен сидеть в тюрьме. И он должен сидеть в тюрьме, гражданин он или нет. И мы тоже должны нести за него ответственность, за то, что он стал преступником, перевоспитывать его, наказывать его и расстреливать, если надо. Но уж во всяком случае делать вид, что его нет, потому что мы его лишаем гражданства, это, на мой взгляд, неправильно. Нельзя делить преступников на граждан по рождению или по приобретению гражданства в зрелом возрасте и вносить разделение по этому признаку граждан Российской Федерации.

        А сейчас некоторые депутаты, мои коллеги говорят: надо срочно перепроверить всех, кто получил гражданство, не по рождению. То есть 12 миллионов человек. Потому что у них-то опять в голове только 2 миллиона получивших гражданство из Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. Но проверять-то вы будете всех. Это значит и 3 миллиона тех, кто с Украины, и 2 миллиона тех, кто из Казахстана за эти годы. А это русские с Казахстана. Зачем это делать? Хотите устроить публичную разборку, да еще во время войны?

        Вот я заканчиваю. Мне много есть чего сказать, но я не буду вас долго задерживать. Дружба, как известно, как и чай, хороша, когда она, крепка, но не очень сладкая. Вот вы тут собрались, у вас в странах есть координационные советы и их председатели. Я ничего не слышал, например, за эти годы от ваших советов, что мы ждем, чтобы закон о репатриации был принят, что мы считаем, что надо уточнить права соотечественников на гражданство.

        У нас раздаются голоса: надо запретить диаспоры в России. Они раздаются даже у нас в зале Государственной Думы. Потому что все диаспоры якобы преступны. Но это же явная передержка. ДиАспора – по-гречески это «рассеяние». Или диаспорА, как говорит Святейший Патриарх Кирилл. Все вы живете в диаспоре. В самой большой, как здесь сказали, хотя преувеличили, в мире (потому что китайцев больше в разделенном состоянии, но, второй, самый большой разделенный европейский народ – русский народ). Так зачем же мы, сегодня, путая Божий дар с яичницей, под впечатлением проблем, которые у нас дома возникли, должны забыть о собственной нашей диаспоре? В Евангелии от Луки, – вот здесь, в зале церковных соборов, хочу сказать, – есть фраза: «Относись к другому так, как ты считаешь, должны относиться к тебе».

        (Аплодисменты)

        Если же мы сегодня в России будем прессовать как жить киргизов или еще кого-то, неужели вы думаете, что там, где вы живете, вас тоже не будут прессовать?

        Вот это об этом надо думать тем людям, которые все это провозглашают. Спасибо большое.

        (Овация)

        /