Выступление Константина Затулина на Рождественских чтениях в Храме Христа Спасителя 29 января 2026 года
Уважаемые участники, владыки, гости! Для меня большая честь принять участие в конференции «Православная культура тюркоязычных народов России и Ближнего зарубежья». Я, конечно, в некотором затруднении, потому что мне кажется, что мое выступление выйдет за рамки только тюркоязычных народов. В Средней Азии, как известно, живут еще и нетюкоязычные народы, например, таджики. И, насколько я понимаю, удмурты, мордва и марийцы тоже не являются тюркоязычными, а финно-угорскими народами. Но будем считать, что дело совсем не в названиях.
Я пришел на эту конференцию, потому что я считаю, искренне считаю, что Средняя Азия, вот это Ближнее зарубежье, являются частью нашего общего исторического пространства, пространства Российской империи и позднего Советского Союза. Пространство, которое знает таких героев, как наши военные, генералы Скобелевы, Черняевы. Даже Кауфман, генерал-губернатор Туркестана, который завещал написать на своей могиле, на постаменте памятника: «Прошу похоронить меня в Ташкенте, потому что это настоящая русская земля, в которой не стыдно лежать русскому человеку». Постамент сохранился, на нем менялись после Кауфмана Марксы, Ленины, а в настоящее время стоит Тамерлан. Но постамент остался.
И я хотел бы обратить ваше внимание, что еще более близкая история — история совместной борьбы против фашизма в годы Великой Отечественной войны, знает подвиги не только русских по национальности, выходцев из Средней Азии, но и большое число героев, ветеранов из коренных народов этого региона. Они сражались бок о бок, плечом к плечу, как граждане общего государства.
Поэтому призывы отделить Среднюю Азию от России железным занавесом, визовым режимом, распустить Евразийский Союз или, допустим, СНГ, создать образ азиата, тюрка в том числе, как извечного и заведомого врага России, я считаю прозападными и антироссийскими.
Нашим фальшивым партнерам на Западе надо столкнуть нас с Азией. Надо во что бы то ни стало, и там, и здесь, сделать так, чтобы мы смотрели друг на друга как на врагов. Я бывал во всех республиках Средней Азии, я уже в пятый раз депутат Государственной Думы. Я хочу сказать, что сегодня ведется пропаганда: ну, например, в Таджикистане убеждает радио «Свободная Азия», это филиал радио «Свобода»: «Не ездите в Россию, потому что в России вас, во-первых, призовут на фронт для участия в войне, а во-вторых, всех перекрестят немедленно». Это делается для того, чтобы проложить другие пути и оторвать пространственно, культурно эти народы от России. И эта анти-Россия под эгидой, может быть, Турции, может быть, Запада, пытается сегодня себя утвердить.
Мы в борьбе. Среднюю Азию нужно не выталкивать, а закрепить в сфере российского влияния. Я не буду сейчас касаться вопросов веры, это не мое право и обязанность, я не принадлежу к клиру Православной церкви. Но я хотел бы сказать, что о культуре надо, как и о вере, постоянно беспокоиться. Потенциал православной
культуры в деле сближения среднеазиатских народов с Россией огромен. И под влиянием какой-либо конъюнктуры, сегодняшних мнений или даже, скажем откровенно, мигрантофобии, ни в коем случае нельзя этот потенциал разрушить.
Только что выступал Владыка Савватий, с которым я недавно встречался в Киргизии. Под впечатлением выступления на Всемирном Русском Народном Соборе в ноябре православной киргизки Гульнары Тюгенбаевой. Которая создала на Иссык-Куле школу, колледж, обучила 157 сирот. Половина из них были русские по национальности, половина киргизы, которые стали православными, которые затем пошли в высшие учебные заведения. Там, на Иссык-Куле, в свое время, в Киргизии, приняли 4000 детей из блокадного Ленинграда. Вчера, позавчера мы отмечали годовщину снятия блокады. Блокады Ленинграда. И вот именно в Киргизии они нашли и корм, и пропитание, и кров. И там вот именно Тюгенбаева восстановила Иссык-Кульский православный монастырь, который существовал с 1895 года.
Как же мы можем в этой ситуации говорить о том, что надо этих людей немедленно выслать, немедленно выгнать, не пускать в Россию и так далее? Я не только являюсь депутатом, но уже в этом году 30-й год возглавляю Институт диаспоры и интеграции, который по-другому называется Институт стран СНГ. Мы помогли подвижнической работе отца Дионисия Гришкова из Миссионерского отдела Московской епархии в выпуске диска с песнопениями
божественной литургии на таджикском языке и написании икон таджикских православных святых. Среди персов и таджиков ведь две тысячи православных святых. Об этом мало кто знает, мало кто об этом говорит. И вот сейчас миссионерский отдел Московской епархии занят тем, что пишет иконы. Они, к сожалению, сегодня не представлены, они сейчас в процессе, но надеюсь, что вы с ними познакомитесь. И в случае масштабирования вот эта благородная миссионерская деятельность поможет удержать эти народы в орбите русской культуры, православной по определению. Это благородная задача, и мы не должны складывать руки на этом пути. Спасибо большое.
Спикер: Спасибо большое. Вот что значит профессионализм. Ровно 6 минут.