Поделиться


Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

Оставить наказ кандидату

Выберите округ:


Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

Написать письмо депутату

Выберите приемную:


Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

На
страницу
депутата

Авторская программа Константина Затулина «Русский вопрос» от 04.12.2013

Источник: ТВЦ
VIDEO

В тридцать девятой передаче цикла «Русский вопрос»:

  • Новости «Русского вопроса»: «Еще раз об общем и особенном» (встреча Владимира Путина с Папой Римским); «Провал в Вильнюсе» («Восточное партнерство» приказало долго жить);
  • «Первым делом, первым делом – самолеты!» (Куда и на чем летит наша гражданская авиация);
  • «Скобелев. Был культ, но была и личность» (К возвращению «белого генерала» в русскую историю).

В передаче принимают участие: Игорь Волк, летчик-космонавт, Герой Советского Союза; Лев Кошляков, заместитель генерального директора авиакомпании «ЮТэйр»; Олег Смирнов, заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора; Александр Кирилин, военный историк, член международного общества «Скобелевский комитет»; Алексей Леонов, летчик-космонавт, президент международного общества «Скобелевский комитет»; Владимир Штерянов, режиссер фильма «Скобелев».

ООО «Русский вопрос» благодарит Фонд поддержки социальных инициатив ОАО «Газпром», ОАО «Красногорский завод имени С.А.Зверева», ОАО «НПО «ГИПО», ОАО «ПО «НПЗ», ОАО «ВОМЗ», ОАО «Лыткаринский завод оптического стекла», ОАО «ПО «УОМЗ», ОАО «НИИ «Полюс» им. М.Ф.Стельмаха» за помощь и поддержку при подготовке программы.

Стенограмма

 

К. Затулин: Здравствуйте. В эфире программа «Русский вопрос» и я, Константин Затулин, ее автор и ведущий. В нашем выпуске:

«Первым делом, первым делом – самолеты!» (Куда и на чем летит наша гражданская авиация);

«Скобелев. Был культ, но была и личность» (К возвращению «белого генерала» в русскую историю).

Но прежде напомним о наиболее важных для России и русских событиях недели:

В ходе визита в Италию Президент России Владимир Путин встретился 25 ноября в Ватикане с Папой Римским Франциском и подарил ему икону Божьей Матери. Это третий в истории визит главы Российского государства в государство Ватикан. Ранее Путин встречался с Иоанном Павлом Вторым в 2000-м и 2003 -ем годах, а также с Папой Бенедиктом 16-м в 2007-году.

В том, что президент России встречается, а Патриарх Московский и Всея Руси пока не встречается с главой Римско-католической Церкви есть известные причины. Тысячелетним Церквям во много крат сложнее преодолеть прошлое, наследниками и хранителями которого они являются. Тем более, что вопрос «кто кого» в отношениям между Католичеством и Православием стоял еще совсем недавно, а кое -где — например, на Украине, — еще продолжает стоять.

Однако православное сообщество спокойно отреагировало на встречу Владимира Путина с Папой Франциском.

Цитата (Кирилл, Патриарх Московский и Всея Руси): «Наши исторические разногласия перестали играть ту критическую роль, которую они играли между Церквями…Никогда у наших двух Церквей не было столь важных причин, чтобы работать вместе, как сегодня.»

Эти причины — от совместного противостояния напору новых однополых «европейских ценностей» до спасения христиан Сирии и на Ближнем Востоке в целом — предполагают потребность в более глубоком диалоге. И визит Путина несет благую весть, что он не только возможен, но и необходим.

Идеал «нестяжательства», который избрал в качестве руководящей идеи своего правления новый Папа, позволяет ему претендовать на новую роль в общественном мнении. Папский престол заинтересован в установлении контакта с Президентом православной России, оказывающим все большее влияние на мировые дела. А нам интересно понять, что на самом деле собирается делать Папа-иезуит, у которого, конечно, нет дивизии, но есть один миллиард 130 миллионов человек паствы в Мире.

* * *

Завершившийся 29 ноября двухдневный саммит участников программы «Восточное партнерство» в Вильнюсе стал крупнейшим провалом внешней политики Европейского Союза за все время его существования.

Триумфальное шествие ЕС по территории СНГ, предполагавшее подписание типовых соглашений об ассоциации и зоне свободной торговли с заинтересованными странами пришлось ограничить предварительным визированием таких договоренностей только утратившими свою территориальную целостность Молдовой и Грузией. Сначала Армения, а затем в самый последний момент Украина — главная цель и самый ценный приз «Восточного партнерства» — приостановили процесс подписания. Поиски крайнего не пришлось вести долго. Это, конечно, Россия, которая «не пустила деток в Европу погулять».

На самом деле, идея программы «Восточного партнерства», автором которой в памятном 2008-м году войны России с Грузией был президент Польши Качиньский, была с самого начала ущербной. Весь смысл программы состоял в стремлении не допустить вовлечения стран СНГ в интеграционный проект по восстановлению единого экономического пространства, предложенный Россией, Белоруссией и Казахстаном в форме Таможенного союза. Вместо этого предполагалось создать вокруг России новый санитарный кордон, пригласив в приемную Европейского Союза без права членства в нем соседние государства СНГ. Кураторы «Восточного партнерства», в первую очередь, Польша, Литва и Швеция явно переусердствовали и нарвались на обратную реакцию. Раздосадованные отказом президента Украины от подписания соглашения представители этих стран теперь провоцируют украинскую оппозицию на протестные действия, вовлекаясь в планы смещения Виктора Януковича на выборах 2015 года.

Нам дороги отношения со странами Европы и великая европейская культура, которую невозможно представить без вклада народов, прежде вместе населявших Российскую империю и Советский Союз. Но мы не ставим знак равенства между Баррозу и Леонардо да Винчи. Когда наши европейские друзья успокоятся, можно, наверное, поддержать любые разумные инициативы, направленные на равноправное и достойное сотрудничество России и стран СНГ с Европейским Союзом.

* * *

«Первым делом, первым делом – самолеты!»

К. Затулин: В конце ноября Россия вновь хоронила павших. 17 ноября при заходе на посадку в аэропорт Казани разбился Боинг авиакомпании «Татарстан» с пассажирами на борту. Все, кто летел в этом самолете, погибли. Среди них был глава ФСБ Республики и сын Президента Татарстана.

Эта авиакатастрофа не закончилась объявленным днем траура и отчетом о расшифровках «черных ящиков». Перед руководством страны и простыми гражданами во всей остроте вновь встал традиционный русский вопрос: «Что делать?». Что делать с нашими авиакомпаниями, нашим самолетостроением, нашими летчиками? Как дальше будет летать гражданская авиация России?

Сюжет: Через несколько дней в средствах массовой информации было опубликовано открытое письмо Президенту Владимиру Путину за подписью целой группы летчиков-испытателей – первым подписался заслуженный летчик-испытатель, первый и последний пилот «Бурана», космонавт и Герой Советского Союза Игорь Волк. Ссылаясь на катастрофу в Казани, авторы просили Президента остановить развал гражданского самолетостроения в нашей стране.

Цитата (Из открытого письма Владимиру Путину от российских летчиков-испытателей, 25 ноября 2013 г.): «Катастрофы в Казани … могло не быть. Достаточно было ещё 10 лет назад запустить в серийное производство новые отечественные лайнеры. Этого так и не произошло. В российском небе сегодня летает до 750 бывших в употреблении самолётов иностранного производства, и число их продолжает расти. При этом известно, что прямо с американских и европейских конвейеров к нам не доходит почти ничего».

Сюжет: К оценкам коллег вскоре присоединился Герой России Владимир Шарпатов – легендарный командир экипажа, совершившего в 1996 году беспримерный побег из плена талибов в Кандагаре. Вице-премьер Правительства Дмитрий Рогозин срочно провел заседание межведомственной рабочей группы по разработке мер господдержки производства и продаж гражданских самолетов.

Цитата (Дмитрий Рогозин, вице-премьер Правительства России, 26 ноября 2013 г.): «Мы сейчас убеждаем частные компании покупать отечественную авиационную технику, а государственные компании этого не делают, поэтому давайте сформулируйте поручение на сей счет, пусть исполняют».

Сюжет (Олег Смирнов, заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора): Мы первыми стали летать через любой океан так свободно, мы первыми взлетели на сверхзвуке, первые начали регулярные полеты по маршруту Москва – Алма-Ата и так далее.

Лидерство по самолетостроению мы за 20 лет утратили и если в 90- ом году мы 100 процентов авиаперевозок производили на самолетах собственного производства, то в этом году 95 процентов мы произведем полетов на самолетах западного производства.

…И если не дай бог будет какое- то напряжение – этот парк весь – он западный — он весь остановится и мы останемся без авиации.

К. Затулин: Как видим, одни из главных проблем гражданской авиации России – состав и состояние авиафлота. А, значит, и вопрос о состоятельности отечественных авиакомпаний.

Сюжет: По данным Минтранса сегодня в России насчитывается 122 авиакомпании. «Чересчур много», – скажете вы. Для справки: при развале Советского Союза число авиакомпаний приближалось к четырем сотням. Однако и сейчас почти 90% компаний не имеют сильной материальной и технической базы. Из всего российского авиапарка лишь 10 процентов лайнеров – отечественного производства, остальные зарубежные самолеты, причем большинство из них куплены не новыми, а уже бывшими в эксплуатации долгое время. Общество подозревает авиакомпании в отсутствии патриотизма, а они, в свою очередь, жалуются на высокие цены ГСМ, отсутствие доступных кредитов и паралич российского авиапрома.

Невысокая рентабельность авиакомпаний, похоже, с лихвой перекрывается их смежниками, работающими на земле: за последний год рост прибыли транспортных компаний, работающих с авиаперевозками вырос на 60% – с 14 миллиардов до 22 миллиардов рублей. Темпы самих авиаперевозок в России растут ежегодно на 15–20%. Этот рост должен быть обеспечен достаточным количеством профессиональных пилотов и лайнеров, дефицит которых уже начал остро ощущаться.

К. Затулин: По какому пути пойти, на каких самолетах летать: на иностранных или на наших? По мнению авторов письма Владимиру Путину, у авиазаводов и конструкторских бюро сегодня достаточно возможностей для производства качественной техники. Какие же самолеты сегодня выпускаются или, хотя бы, находятся в финальной стадии разработки в нашем авиапроме?

Сюжет: Главным и единственным героем современного российского самолетостроения пока остается «Суперджет 100» – детище сложения конструкторских усилий объединенной авиастроительной корпорации «ОАК». Это первый самолет, выпущенный в России, а не в СССР. При этом его выпуск задержался на несколько лет, а о запланированных объемах пока говорить не приходится. По данным ОАК, в прошлом году она произвела всего 18 гражданских самолетов, а по итогам 2013 года должно быть выпущено 34 самолета.

МС-21 или ЯК 242 – самолет, в поддержку которого выступил сам Президент:

Цитата (Владимир Путин, Президент РФ): «Что касается гражданской авиации, то здесь один из наших ключевых приоритетов – новый среднемагистральный пассажирский самолёт «МС-21».

Сюжет: Первый опытный полет МС-21 должен совершить в 2015 году, а производить его регулярно должны начать в 2016. То есть, это пока все еще проект.

Есть и другие: в корпорации «Ростех» продолжает совместно с австрийской Daimond работу над турбовинтовыми самолетами вместимостью 10-20 кресел.

Мечтой остается возвращение к проектированию и строительству трансконтинентальных лайнеров большой вместимости.

Правительство дало поручение ОАК и «Ростеху» до конца года определиться с модельным рядом российских самолетов на ближайшие 15-20 лет. Нужно понять какие самолеты мы пока не производим и постараться занять пустующие ниши. Компании, которые имеют в своем парке самолеты отечественного производства уже сейчас получают серьезные преимущества. Они легче допускаются к субсидируемым государством маршрутам и зарубежным авиаперевозкам.

И все же, в межвидовой конкуренции в нашем авиапроме выигрывает вертолетостроение: на 40 выпушенных в 2013 году самолетов приходится более 300 вертолетов отечественного производства.

Студия

К. Затулин: Игорь Петрович, ну мы уже цитировали в нашей программе какие-то фрагменты из того письма, которое вы и ваши коллеги написали.

Вот какие, на ваш взгляд, основные претензии, основные проблемы, которые у нас сегодня?

И. Волк (летчик-космонавт, Герой Советского Союза): Ну, когда говорят на сегодняшний день, что российская авиация начала подъем, уже можно говорить о российских самолетах Як, естественно, я категорически с этим не согласен, потому что ничего пока российского не сделано. Значит, то, что сделано – Суперджет.

К. Затулин: Тот конкретный проект, который стал реализовываться, он на самом деле только по внешности…

И. Волк: Понятно, да, только говорят, что…

К. Затулин: Отечественные – это просто сборная…

И. Волк: Сборная солянка.

К. Затулин:…Вот дискуссия происходила вокруг того, надо ли разрешать летчикам из-за рубежа работать на нашу авиалинию?

И. Волк: С моей точки зрения это категорически преступно даже, если говорить. На сегодняшний день и, между прочим, основной критерий приема на работу молодых ребят – знание английского языка. Самолетом управляет не летчик, а самолетом управляет автопилот. И фактически готовят, с моей точки зрения, не летчика, а оператора, что, во всяком случае, абсолютно ясно выразилось в этой последней катастрофе.

К. Затулин: Под Казанью?

И. Волк: Под Казанью.

К. Затулин: Лев Сергеевич, вот эта дискуссия по поводу того, какова должна быть доля отечественного и зарубежного в нашей гражданской авиации, начиная от самолетов и кончая летчиками.

Л. Кошляков (заместитель генерального директора крупной авиакомпании): Ну, я думаю, как для любой компании гражданской авиации, для нас важно обеспечить надежное, безопасное перемещение пассажиров по воздуху теми инструментами, которые доступны на рынке. Сегодня, конечно, сложно говорить о реальном присутствии российского авиапрома в нашей деятельности, поскольку старые советские и российские самолеты практически исчерпали свой ресурс и эта ситуация была усугублена тем, что перестали в авиапромышленности выпускать запасные и расходные материалы для таких самолетов как Ту-134, Ту-154.

К. Затулин: Лев Сергеевич, вот авиаперевозки – это выгодное дело?

Л. Кошляков: 2-3% рентабельности это считается большим успехом. У нас в российской авиации в прошлом году на внутренних рейсах убыток компании составил 20 миллиардов рублей.

К. Затулин: Вашей компании?

Л. Кошляков: Российских всех компаний в целом. Прибыль возникла только на международных рейсах, до которых допущено ограниченное число компаний. И прибыль там составила 10 миллиардов, поэтому в прошлом году вся гражданская авиация России закончилась убытком в 10 миллиардов рублей, это, в общем-то, приличные деньги. Поэтому авиакомпании – это очень расчетливые, жадные в чем-то и, в общем, бизнес такой, где один неправильный шаг грозит таким коллапсом бизнеса. И мы видим, если у нас еще там три года назад было больше 300 авиакомпаний, сегодня их осталось 120.

И. Волк: Ведь самая, по-моему, такая компания, которая прибыльная, это «Эмираты». Так, ребята, в чем дело? Цена топлива или бензина, или керосина там они добывают нефть, мы добываем нефть, мы газ добываем, у них копейки, а здесь тысячи. А раньше у нас бензин стоил дешевле, чем стакан газировки…

Этот вопрос: почему мы, имея все это дело, не обеспечим своих компаний, чтобы перевозки хотя бы пассажиров наших были рентабельны.

Л. Кошляков: Покупали те самолеты, на которых можно заработать деньги. Конечно, вышли на внешний рынок, приобрели те самолеты, которые были по деньгам.

Те авиакомпании сегодня, которые остались на рынке, которые вышли в лидеры – это сложившиеся, активно работающие деятельные структуры, которые действительно смогли в условиях конкуренции создать очень крепкие базы для того, чтобы работать.

К. Затулин: Если в таком сегменте как вертолетостроение, у нас дела идут более или менее неплохо, в авиастроении все-таки у нас не складывается, так это или нет?

Л. Кошляков: В вертолетостроении, видимо, за счет военных заказов, за счет каких-то других рычагов сумели сохранить определенный потенциал, плюс сама концепция Ми-8, который сегодня модернизированный, уже называется и Ми-8АМТ и Ми-171. Но в основе это, так скажем, вертолетный автомат Калашникова, который признан во всем мире, который пользуется спросом за рубежом и это продукт, которым можно зарабатывать деньги во всем мире, и мы это успешно делаем. В авиации, к сожалению, такого самолета нет.

К. Затулин: Такого самолета нет. Ваши впечатления. В состоянии отечественный авиапром, если иметь в виду самолетостроение, подняться, во-первых? Есть у него для этого все-таки какой-то нерастраченный потенциал?

И. Волк: Если ничего не изменится с точки зрения сверху, авиационная промышленность у нас превратится в сборочное производство.

Л. Кошляков: Сегодня главная проблема в авиастроении – это кадры, которые, наверное… конструкторские кадры. Но главное – рабочий класс, которого, мы знаем, квалифицированного сегодня не хватает и, конечно, каждая заклепка, каждая завертка шурупа и самореза в авиации, она стоит, наверное, гораздо дороже и ответственнее, чем в любом другом производстве. Авиакомпании те, которые сегодня активно работают на рынке, мы не просим денег, мы не просим, даже субсидий. Мы просим: создайте нам условия экономические, стимулы, которые бы толкали нас в развитие к региональной авиации, если это нужно государству, в повышение, внедрение правильной системы управления безопасности полетов. И, наверное, от этого могло бы быть изменение в нашей отрасли в таком правильном нужном управлении.

К. Затулин: Спасибо вам.

Резюме К. Затулина: У каждого своя правда. Летчики справедливо сетуют на авиапром, не способный полностью удовлетворить заказы нашей гражданской авиации. Промышленники доказывают, что им нужны деньги и внимание – если не государства, то государственных и частных компаний. Авиакомпании умирают, но не сдаются: пока вы вновь не научитесь летать, говорят они нашим летчикам и самолетам, мы будем покупать технику, а может быть и пилотов за рубежом. В середине этого замкнутого круга мы с вами, дорогие телезрители и авиапассажиры. Наш интерес в этом деле самый святой. И состоит он в том, что этот порочный, потому что замкнутый круг, должен быть разорван. Если бы русские люди вообще не умели этого делать, Петр Первый никогда не построил бы флот, ограничив свои морские опыты ботиком на Плещеевом озере.

«Скобелев. Был культ, но была и личность»

К. Затулин: Уходящий 2013 год — год 170-летия выдающегося русского полководца и государственного деятеля Михаила Дмитриевича Скобелева. При жизни его называли «Суворову равным» и «народным героем», почти в каждой крестьянской хате рядом с образами стоял портрет «Белого генерала». Однако почти век имя Скобелева и его дела в нашей стране старательно замалчивали.

Сюжет: Скобелев – один из самых ярких и необычных полководцев России. С полным правом можно утверждать, что к моменту таинственной смерти генерала в 1882 году в стране сложился настоящий культ Скобелева. Его имя вызывало восторг и уважение во всех слоях русского общества: у дворян и крестьян, военных и штатских, интеллигентов и рабочих.

Сюжет (Владимир Штерянов, режиссер фильма «Скобелев»): Он никогда не скрывался за спинами других. Он был… ну он сказочный герой, он мифологический герой. Такой герой… человек вышедший где-то из сказок.

Сюжет: Владимир Штерянов второй год снимает фильм о Скобелеве. Это совместный российско-болгарский проект. Показательно, что Болгария, даже вступившая в Евросоюз и НАТО, продолжает чтить память русского генерала.

Сюжет (Фрагмент х/ф «Скобелев», режиссер В.Штерянов):

«‑ Нужно бросить всю русскую артиллерию на Плевну, Ваше Величество. Огонь! Огонь беспощадный и сокрушительный!

‑ Укрепления Плевны строили лучшие английские фортификаторы, и сейчас их обороняют самые современные пушки круппа, и артиллерийскую дуэль в данном случае считаю полной авантюрой».

Сюжет (Владимир Штерянов, режиссер фильма «Скобелев»): Очень интересно обстоят дела в Болгарии по Скобелеву. Скобелев до сих пор там считается национальным героем. В свое время, после освобождения, ему даже предлагали стать царем вновь созданного Болгарского государства. В данный момент есть десятки улиц, бульваров, школ, площадей, которые носят имя славного вот этого героя, генерала Михаила Дмитриевича Скобелева. Очень интересно, что есть пять сел в разных концах Болгарии, которые тоже носят имя «Скобелево» … Много памятников генералу Скобелеву В одном только городе Плевен – Плевна называлась тогда во время русско-турецкой войны – есть 6 памятников генералу Скобелеву, есть парк, который носит его имя…

Сюжет: Памятник Скобелеву прежде стоял и в самом центре Москвы. Созданный на народные деньги он был открыт 24 июня 1912 года на названной именем Скобелева площади.

После Октябрьской революции, в день солидарности трудящихся всех стран 1 мая 1918 года Скобелев был свергнут с пьедестала. Интересно, что на основании декрета «О снятии памятников царей и их слуг» кроме скобелевского, пострадали всего три памятника: два царям и один убитому эсэром Каляевым великому князю Сергею Александровичу, московскому градоначальнику. Так Скобелев после смерти оказался приравнен к царствующим особам. В 1954 году на месте Скобелева воздвигли памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому.

Сюжет (Алексей Леонов, летчик-космонавт, президент международного общества «Скобелевский комитет»): У него было свое понимание строительства Российского государства. Он говорил, что государство должно быть построено на свободе, науке, на любви к отечеству и на славянстве. Он считал славянство как основа духовной жизни, которая цементирует сознание российского человека, а тем более солдата. А в это время уже была теория развития государства ‑ революция, только со смещением старого строя и уничтожением всего, можно создать новое социалистическое государство – это Ленин. То есть Ленин и Скобелев встретились чисто идеологически. В результате Скобелев выиграл. И мы на славянском комитете решили: давайте мы возьмемся за то, чтобы восстановить имя этого человека.

У меня есть идея… Метро Скобелевская… там поставить бюст Скобелева. Я обратился в морское пароходство, чтобы они назвали корабль именем генерала Скобелева. Мы хотим чтобы вот в тех местах, где он находился, были улицы Скобелева. Обязательно надо делать серьёзный фильм, который могли бы посмотреть миллионы людей. И еще раз подумали хорошо. Рассказать надо правду.

К. Затулин: В чем причина такой упрямой народной общеславянской любви к Скобелеву, преодолевающей эпохи и стирающей границы?

Причина первая: герой войны, цели которой глубоко разделялись русской народом.

Сюжет: Немеркнущую славу Скобелев приобрел на Балканах, в борьбе за освобождение славян от турецкого ига. Русско-турецкая война 1877-1878 годов была вызвана не столько государственными интересами, сколько мощным народным возмущением зверствами турецких войск при подавлении восстаний в Болгарии и Сербии. Идея освобождения братьев-славян объединила все слои русского населения.

Но военные действия шли тяжело и сопровождались небывалыми по тем временам жертвами. В обществе остро переживались неудачи и проволочки, провалы высшего командования. Так формировалась почва для появления кумира и по-настоящему народного героя.

Им стал Скобелев. Добровольно добившийся перевода в действующую армию генерал-майор Скобелев начал войну в качестве прикомандированного, не имея в своем подчинении ни одной воинской части. Он получил разрешение командовать четырьмя ротами при форсировании Дуная и именно они обеспечили победу. При третьем штурме Плевны Скобелев захватывает турецкие редуты и притягивает к себе три четверти турецкой армии. Отряд Скобелева не получил поддержки. Штурм не удался. Но теперь «кто есть кто» стало ясно всей армии и самому императору Александру Второму. Скобелев внес решающий вклад в разгром турецкой армии при Шипке-Шейново, решившей судьбу войны. Именно войска Скобелева вышли к предместьям Константинополя и только приказ остановиться не позволил ему повторить подвиг Вещего Олега – прибить свой щит к вратам Царьграда.

К. Затулин: Вторая причина скобелевской славы: его ответная любовь к народу, готовность к самопожертвованию и недюжинное военно-стратегическое предвидение. Скобелев одним из первых в конце 19 века заметил коренное изменение геополитической обстановки в мире и появление мощной военной угрозы России со стороны Второго Рейха – объединенной Германской империи.

Цитата (Михаил Скобелев): «Повторяю вам и прошу не забыть этого: враг — это Германия. Борьба между славянством и тевтонами неизбежна… Она даже очень близка. Она будет длительна, кровава, ужасна, но я верю, что она завершится победой славян».

Сюжет: Такая позиция Скобелева вызывала неприятие и непонимание в традиционно германофильских кругах русского высшего общества. Но последующие десятилетия в полной мере подтвердили правильность его прогноза.

Цитата (Иосиф Сталин, из обращения к народу 9 мая 1945 г.): «Вековая борьба славянских народов за свое существование и свою независимость окончилась победой над немецкими захватчиками и немецкой тиранией».

К. Затулин: И наконец третья составляющая легенды о Скобелеве: несправедливость судьбы и верхов к живому и мертвому герою. Действительная или мнимая несправедливость как причина глубокой народной любви – чисто русская, национальная черта, уходящая корнями в обостренное чувство справедливости, по-другому называемое совестью. Илья Муромец, крепко обиженный Владимиром Красное Солнышко, Скопин, герой Смутного времени, отравленный завистниками на пиру, Борис Ельцин, сброшенный темными силами с безымянного моста … Примеров хватает.

Сюжет: Революционный террор, достигший своего апогея в убийстве Царя-Освободителя дестабилизировал политическую ситуацию в стране. В этих условиях генерал, кумир миллионов, за которым готова была пойти армия, выталкивался на авансцену. Скобелев не скрывал своего мнения.

Цитата (Михаил Скобелев): «Я готов написать на своем знамени – Россия для Русских и по-русски, и поднять это знамя как можно выше».

Сюжет: Враги, которых в высшем обществе у Скобелева было немало, заговорили о его бонапартистских наклонностях, пустили слух о планах переворота. Самый глубокий советник Александра III Константин Победоносцев попытался объединить усилия государя и Скобелева ради переустройства России на национальных началах. К чему они оба стремились.

Цитата (Константин Победоносцев, из письма Александру III): «Скобелев … стал великой силой и приобрел на массу громадное нравственное влияние, т. е. люди ему верят и за ним следуют. Это ужасно важно и теперь важнее, чем когда-нибудь».

Сюжет: Однако союз императора и Скобелева не состоялся. В 1882 году 38-летний генерал неожиданно ушел из жизни. По стране вновь поползли слухи.

Последующие военные поражения России в русско-японской и Первой мировой войне не раз и не два заставляли вспомнить о Скобелеве. В послереволюционные времена Скобелев, покоритель и присоединитель Туркестана, стал не удобен для теоретиков и практиков «ленинского решения национального вопроса». Образ Скобелева не вписывался ни в пролетарский интернационализм, ни в новую историю государства Туркменбаши, объявившего день взятия Скобелевым Геок-Тепе траурной датой в истории туркменского народа.

Сегодня запретный герой становится модным. Интерес к его бурной жизни, проявленный еще Пикулем, служит поводом к очередному продолжению приключений акунинского Фандорина или фандоринского Акунина. Каждый ищет и находит в Скобелеве свое.

Сюжет (Владимир Штерянов, режиссер фильма «Скобелев»): «Когда я задумывал в свое время фильм о Скобелеве, … я понял , что это тот герой, который нужен России сегодня. Это настолько современная личность, что, имея сегодня такого героя, Россия могла бы воспрянуть».

Сюжет: Этой осенью, через 95 лет после сноса монумента Скобелеву, правительство Москвы приняло решение об установке в Ильинском сквере Тверского района столицы нового памятника народному герою, автором которого стал скульптор Александр Рукавишников.

Студия

К. Затулин: Александр Валентинович. За свою, в общем, недолгую, но яркую жизнь Михаил Дмитриевич Скобелев провел только одну самостоятельную военную кампанию – Туркестанскую, с взятием штурмом Геок-Тепе, однако современники необычайно высоко ценили его таланты, называли его «Суворову равным».

А. Кирилин (военный историк, член международного общества «Скобелевский комитет»): Он был человек одаренный во многих направлениях, во многих областях. У него было много почитателей, в основном, это были люди, безусловно, не высшего общества, это были люди того среднего класса.

К. Затулин: Народный герой такой.

А. Кирилин: Да, он был народный герой, безусловно. До революции трудно было найти избу, где не было бы картинки с изображением генерала.

К. Затулин: Пряники выпускали скобелевские.

А. Кирилин: Не только пряники, конфеты, шоколад «Скобелев»…

Вот эту популярность он приобрел, такую значительную, именно в Русско-Турецкую войну. Когда он отправился на нее, будучи губернатором области Ферганской, с двухмиллионным населением, будучи генерал-майором свиты, в тридцать два года, кавалером был Святого Георгия, дважды награжденный золотым оружием, т.е. человек уже увенчанный славой. И он добился назначения. Без должности, его направили туда без должности. Это унизительно, вот знаменитый герой Черняев отказался принять дивизию, он ждал более высокого назначения и так всю войну в Пятигорске и прождал, в ресторане… Скобелев, понимая, что эта война действительно народная, что это война за высокую идею, стремился на фронт, оставляя высокооплачиваемую… Губернатор получал очень большие деньги, порядка там двадцати четырех…

К. Затулин: Прямо-таки коррупционную должность, если говорить о Ферганских нравах.

А. Кирилин: Да, да. Мы знаем, что тогда, так сказать, вопросы коррупции были не менее остры, чем сейчас…

К. Затулин: То есть, люди оценили в Скобелеве, вообще, готовность жертвовать собой.

А. Кирилин: Безусловно. Так вот, в ходе этой войны постепенно отвоевывая свое место на фронте, поднялся он конечно сильно… И вот эта зависть со стороны высокопоставленных начальников, в первую очередь, самого главнокомандующего – Николая Николаевича, и Непокойчицкого и Криденера и других… Ему требовался полк всего, сам Осман-паша потом говорил, он не понимал, что происходит, почему, вот от этих редутов до Плевны ничего нет. А ему дали полтора суток стянуть войска и выбить скобелевские батальоны. Причем, в какой-то момент, это было известно, Скобелев бросил в бой свой последний резерв — себя самого.

К. Затулин: Так он может быть еще одна сторона вот этого чисто русского отношения к герою – жертва несправедливости?

А. Кирилин: Да, и это, безусловно, многие понимали, но для солдат, для младших офицеров было, на мой взгляд, гораздо важнее, что он сам, в белом мундире, на белом коне в гуще боя. Его пытались стащить с лошади, солдаты и офицеры пытались его стащить, умоляли, чтобы он не подвергал свою жизнь опасности…

К. Затулин: Они пытались каким-то образом урезонить Скобелева, чтобы он перестал лихачить, перестал красоваться на белом коне.

А. Кирилин: Кстати, это ему тоже в вину ставили. Ставили в вину, конечно, особенно высокопоставленные военные, придворные, что вот он, значит…

К. Затулин: Популизм.

А. Кирилин: Популизм, да, позерство. Вы попробуйте это позерство повторить. Да, конечно, для меня…

К. Затулин: А солдаты видели в этом другое…

А. Кирилин: Видели.

К. Затулин: То, что он не прячется за их спинами…

А. Кирилин: …Он в отличие от всех, я больше не назову ни одного, включая даже уважаемого генерала Гурко, который проявлял такую заботу о рядовом солдате. Т.е. буквально, до человека доходя. Он писал лично приказы о том, каким салом смазывать сапоги, чтобы они не застывали – гусиным жиром, ни в коем случае не бараньим салом, все скрутится. Вот дивизия Гершельмана, вторая гвардейская, замерзла, восемь тысяч человек замерзли насмерть. Он запрещал даже башлыки одевать, «гвардеец должен выглядеть молодцевато, а не как баба, укутавшаяся в платок». И в результате, восемь тысяч человек погибло от обморожения.У Скобелева не были ни одного случая обморозки солдат или гибели от истощения…

К. Затулин: Но все-таки, это, на самом деле, легенда, миф о политических устремлениях Скобелева, или из этого что-то могло вырасти?

А. Кирилин: Я, честно говоря, я не верю в то, что Скобелев хотел стать диктатором или совершить государственный переворот. Он все-таки, был…

К. Затулин: Так далеко, я думаю, он не заглядывал.

А. Кирилин: Да, был монархист, сын и внук монархиста. Он был, безусловно, человек своего круга.

К. Затулин: Но более серьезные роли…

А. Кирилин: Но он проявлял, вот как вы говорите, у него часто то, что было на уме, у него соскакивало с его языка…

Но, я еще раз повторю, вот я глубоко убежден в этом, в том, что он не помышлял об изменении государственного строя и таким вот революционным путем, путем переворота. Не видел себя, конечно, он новым Михаилом Третьим.

К. Затулин: Пестелем тоже не видел. А кого вот сейчас, если говорить о наших генералах, которые на наших глазах приходили, уходили из политики, вы могли бы с ним сравнить? Александр Иванович Лебедь, нет? Я сейчас даже говорю не о конкретных людях, я говорю об образах. Вот есть образ Скобелева, есть образ Лебедя. Вот они в чем-то накладываются друг на друга.

А. Кирилин: Образ, да, образ такой, да, действительно…

К. Затулин: А там, насколько это была правда, то это предмет другого разговора. Большое вам спасибо за участие в нашей программе.

Резюме К. Затулина: Михаил Дмитриевич Скобелев пусть в бронзе, но на коне вскоре вновь вернется в Москву. Справедливость, кажется, восстанавливается. И все же, что-то мешает успокоиться историкам и писателям, военным и кинорежиссерам, соотечественникам и иностранцам, соприкоснувшимся с жизнью этого необыкновенного человека. Слава его подвигов, как и горечь от несовершенных им дел бередят русскую душу. Как история о невозможном, которое ты искал, нашел и упустил из рук.

С вами был Константин Затулин, и программа «Русский вопрос». До встречи в телеэфире на следующей неделе в это же время на канале ТВ

/