Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        Авторская программа Константина Затулина «Русский вопрос» от 07.10.2015

        Источник: ТВЦ
        VIDEO

        В сто четвертой передаче цикла «Русский вопрос»:

        • Ставка больше, чем жизнь (борьба за Россию от Украины до Сирии);
        • Нужна ли «скорая помощь» реформе здравоохранения?

        В передаче принимают участие: Михаил Ремизов, президент института национальной стратегии; Сергей Михеев, директор центра политической конъюнктуры; Давид Мелик Гусейнов, директор Центра социальной экономик; Николай Герасименко, первый заместитель Комитета ГД по охране здоровья; Эдуард Гаврилов, директор Фонда «Здоровье», член Общественной палаты РФ.

        ООО «Русский вопрос» благодарит Фонд поддержки социальных инициатив ОАО «Газпром» за помощь и поддержку при подготовке программы.

         

        Стенограмма

         

        К.Затулин: Здравствуйте. Это программа «Русский вопрос» и я, Константин Затулин, ее автор и ведущий.

        Сегодня в нашем выпуске:

        — Ставка больше, чем жизнь (борьба за Россию от Украины до Сирии);

        — Нужна ли «скорая помощь» реформе здравоохранения?

        Ставка больше, чем жизнь

        К.Затулин: 30 сентября самолеты российских воздушно-космических сил нанесли первый удар по позициям террористов-исламистов в Сирии. Никогда еще – даже в годы арабо-израильских войн, когда советские военные присутствовали в ближневосточном регионе – Россия открыто не вступала в военные действия. Теперь это стало необходимым и возможным из-за провала американской политики на Ближнем Востоке.

        Сюжет: С приходом Барака Обамы, обещавшего вывести американские войска из Ирака и Афганистана, США решили сменить декорации на Ближнем Востоке и избавиться от прежних друзей, засидевшихся в президентских креслах. Но гладко было на бумаге: прокатившаяся по странам региона «арабская весна» выпустила джинна из бутылки. Дестабилизация, хаос, развал умеренных режимов в угоду религиозным фанатикам, жаждущим крови …

        На захваченных нефтяных полях иракского Мосула поднялось так называемое «Исламское государство» (ИГИЛ), которому вскоре присягнули талибы в Афганистане, недобитые террористы «имарата Кавказ», боевики «Боко харам» в Африке. В воздухе сгустился призрак «столкновения цивилизаций». Однако США, вынужденные объявить ИГИЛ угрозой миру, больше года создавали одну видимость борьбы с ним, оставаясь в плену прежней цели свержения президента Башара Асада в Сирии. Европу захлестнула волна беженцев.

        Сюжет (Владимир Путин, Президент России, из выступления на сессии Генеральной Ассамблеи ООН) «Исламское государство» возникло не на пустом месте: его также поначалу пестовали как орудие против неугодных светских режимов В такой ситуации лицемерно и безответственно выступать с громогласными декларациями об угрозе международного терроризма и при этом пытаться манипулировать экстремистскими группировками, ставить их себе на службу для достижения собственных политических целей в надежде потом как-нибудь разобраться с ними, а попросту говоря, ликвидировать.

        Тем, кто действительно так поступает и так думает, хотел бы сказать: уважаемые господа, вы имеете дело, конечно, с очень жестокими людьми, но вовсе не с глупыми и не с примитивными, они не глупее вас, и ещё неизвестно, кто кого использует в своих целях».

        К.Затулин: В создавшихся условиях Соединенным Штатам ничего не оставалось, как молча признать за Россией право на проявление собственной инициативы по созданию антитеррористической коалиции. Предлагая ее в своей уже легендарной речи 28 сентября с трибуны ООН, Президент Путин, безусловно, решал сразу несколько задач. Во-первых, поддержать законное правительство Сирии в борьбе с отъявленными убийцами и террористами, стремящимися, в случае успеха, втянуть в религиозный конфликт мусульманское население Кавказа и Средней Азии. Во-вторых, удержать и нарастить позиции России в ключевом нервном узле современного мира. И, наконец, снять с повестки любые попытки изоляции, а в перспективе – санкции против России в связи с украинским кризисом.

        Сюжет: Впервые за два года Барак Обама был вынужден провести переговоры с Владимиром Путиным на полях сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке.

        Цитата (Игорь Бунин, генеральный директор Центра политических технологий): «В свое время Обама ставил ИГИЛ на третье место по опасности: после Путина и какой-то из эпидемий. Но сейчас ситуация изменилась. Путин из главного врага превращается в вероятного союзника»

        К.Затулин: Надо признать, что встреча с Обамой, начало российской операции против ИГИЛ, с которым борется и коалиция во главе с Соединенными Штатами, — все это породило у некоторых наших впечатлительных политиков и политологов завышенные ожидания.

        Цитата (Сергей Марков, политолог, «Известия» 01.10.2015): «Надо отдать должное Обаме – он способен, хоть и не публично, признавать свои ошибки … Усиливая свое политическое присутствие, Россия создает великолепные предпосылки для экономических контрактов и развития экономики. С большой вероятностью российское оружие, самолеты, атомные станции будут куплены на десятки миллиардов долларов, и это позволит осуществить рывок в ряде высокотехнологичных производств уже внутри российской экономики».

        К.Затулин: Певец во стане русских воинов. Истины ради, есть и другие, совсем не воины.

        Цитата (Игорь Юргенс, председатель правления Института современного развития, «Новая газета во Вдадивостоке», 01.10.2015): «Надо заканчивать эту историю с «укропами», «фашистами», нормализовать отношения с Западом и возвращаться к тому, что называлось «Партнерство ради модернизации» в ходе президентства Медведева. И к стратегически оборонному, и к стратегически экономическому, и к стратегически институциональному, и к торговому партнерству. Память эта свежа, документы все написаны, люди, которые это осуществляли, все при должностях в экономическом блоке. Более того, хочется надеяться, что мы этим путем и пойдем».

        К.Затулин: Увы, дорога к взаимно уважительному партнерству, а не к капитуляции перед Западом, — совсем не тротуар Невского проспекта. И первая реакция США и ряда их союзников на вступление России в военные действия против террористов в Сирии это подтверждает.

        Сюжет: Не успели российские самолеты оторваться от взлетной полосы авиабазы в Латакии для нанесения первого авиа удара, а уже в Интернете гуляли снимки и съемки несчастных жертв русских летчиков. Их немедленно взяли на вооружение западные СМИ. И хотя запустивший эту дезинформацию так называемый Сирийский центр по правам человека находится в Лондоне и состоит из одного человека – по совместительству хозяина обувного магазина – этого оказалось достаточно, чтобы свою «озабоченность» стали наперебой выражать посол Саудовской Аравии в ООН, генеральный секретарь НАТО, представители США, Франции, ФРГ, Турции. Россию не перестают упрекать за то, что она бомбит не тех террористов – к этой кампании подключился и Президент Обама. Хотя они не могут объяснить, чем возлюбленная Западом «умеренная оппозиция» отличается от «неумеренной», с которой составляет взаимопереливающиеся сосуды.

        К.Затулин: Еще бы! США, Саудовская Аравия, Катар и другие монархии Персидского залива все эти годы кормили этих бандитов с ложечки. И совсем не кашей. ИГИЛ недолго бы продержался, если бы не смог сбывать ворованную в Ираке нефть через Турцию, которая, будучи членом НАТО, все это время утюжит курдов, противостоящих ИГИЛ.

        Двуличие Запада, который одновременно хочет участия России в борьбе с террористами и боится ее успеха, наглядно проявилось и в ходе переговоров «нормандской четвертки» в прошлую пятницу в Париже.

        Сюжет: 2 октября в пятницу в Париже в течение 5 часов на переговорах глав государств и правительств «нормандской четверки» (Ангелы Меркель, Франсуа Олланда, Владимира Путина и Петра Порошенко), обсуждались пути реализации минских соглашений, достигнутых на прошлой встрече «четверки» в феврале по итогам беспрецедентного 16 часового переговорного марафона.

        Участники встречи не обнародовали совместных документов и заявлений. По итогам переговоров на пресс-конференции выступили только Олланд и Меркель. Неудивительно, что эксперты по-разному оценивают результаты.

        Сюжет (Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии (по телефону): Несмотря на то, что, предполагается, что во исполнение минских соглашений Киев все-таки должен будет принять какой-то закон, который будет касаться выборов на Донбассе, но главный пункт, и уже после этого пройдут выборы, но главный пункт, а именно конституционная реформа, согласованная с представителями самопровозглашенных республик, фактически уже не исполнен и не будет исполнен. Конституционные изменения, изменения в Конституцию, которые произошли, носят сугубо косметический, декоративный, ни к чему не обязывающий характер, не содержат положений об особом статусе Донбасса, что зафиксировано в минских соглашениях, и не были согласованы с представителями вот этих самых отдельных районов Донецкой, Луганской областей, как говорится в минских соглашениях. Поэтому речь идет, о, в общем-то, о довольно серьезном дипломатическом, политическом отступлении Москвы и самопровозглашенных республик с их позиций.

        Сюжет (Сергей Михеев, директор Центра политической конъюнктуры (по телефону): Совершенно очевидно эта встреча прошла скорее, так сказать, с преимуществом Путина, Меркель, Олланда, нежели с преимуществом Порошенко и стоящего за ним Вашингтона. Во-первых, на переговорах и после переговоров прозвучала очень важная вещь – минские соглашения могут быть продлены на 2016 год.

        То, что обозначена возможность продления, мне кажется, это крайне важно, потому что, если честно, полное выполнение минских соглашений до конца 2015 года, на мой взгляд, практически невозможно. То есть, я не вижу, я не вижу даже технически такой возможности. Вот. Это важно, да, в общем-то это российская позиция.

        Второе, все-таки и Олланд и Меркель настаивают на том, чтобы особый статус Донбасса был закреплен в украинской Конституции. А, как известно, Порошенко резко выступает против этого. Да, и вообще, все в Киеве резко выступают против этого

        Ну, и третье, несмотря на то, что фоном для переговоров по Украине послужили события в Сирии. То есть, не понятно, что там больше обсуждали. Путин, Олланд и Меркель обсуждали Сирию, или Путин, Олланд, Меркель и Порошенко обсуждали Украину.

        К.Затулин: Для того чтобы правильно оценить достигнутые в Париже договоренности необходимо вспомнить, какая борьба за интерпретацию Минска-2 шла в последние месяцы.

        Сюжет: Киевский режим изначально саботировал выполнение политической части Минска-2. Это вполне естественно, Если Донбасс возвращается в состав Украины на основе широкой автономии, как предусмотрено минскими соглашениями, то невозможно превратить Украину в АнтиРоссию, для чего и устраивался государственный переворот в феврале 2014 года.

        В июле этого года, с подачи госпожи Нуланд, Киев, как ему показалось, нашел выход из положения – создать видимость выполнения соглашения, не выполняя его по существу. Надо провести местные выборы – принимаем решение о выборах, но при этом запрещаем их на территории ДНР и ЛНР. Надо провести конституционную реформу – начинаем ее, но без согласования с ДНР и ЛНР, хотя это записано в минских соглашениях. Нужен закон об особом статусе – есть закон, но его действие приостановлено.

        Все это делалось для того, чтобы в конце года потребовать, в полном соответствии с Минском-2, передачи российско-украинской границы в Донбассе под контроль Киева. Если это произойдет, то очевидна кровавая расправа над населением ДНР и ЛНР. Если не произойдет, то Россию обвинят в срыве Минских соглашений, и тогда новый виток противостояния с Западом и новые санкции. Киевские стратеги были в полном восторге от столь «хитрого плана».

        Цитата (Александр Турчинов, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины, 9.09.2015): «Мы их фактически прижали… И здесь ни одного козыря у Путина нет».

        К.Затулин: Надежды киевского режима укреплял Вашингтон. При том, что и Франция с Германией делали, вид будто бы не видят подмены минских соглашений.

        Сюжет (Владимир Путин, Президент России, из интервью американскому журналисту Чарли Роузу для телеканалов CBS и PBS, 29.09.2015): Первое: нужно принять изменения в Конституцию — так записано в Минских соглашениях. И теперь самое главное: в Минских соглашениях написано, что это должно быть сделано по согласованию с Донецком и Луганском. Это принципиальный вопрос. На Украине сейчас принимаются изменения в Конституции, первое чтение прошло, но никакого согласования с Донецком и Луганском не было и нет, и никто даже не собирается с ними ничего согласовывать. Пункт один.

        Теперь пункт два: нужно – прямо в Минских соглашениях записано ­– имплементировать закон, уже принятый на Украине, об особенностях местного самоуправления на этих территориях. Закон принят, но его введение отложено. Минские соглашения не выполнены.

        Третье: нужно было принять закон об амнистии. Как можно вести диалог с людьми из Донбасса, из Луганска и Донецка, если все они находятся под уголовным преследованием, против всех из них возбуждены уголовные дела? Поэтому в Минских соглашениях написано: принять закон об амнистии. Он не принят.

        И есть ещё ряд пунктов. Вот, например, провести местные выборы, написано: принять закон о местных выборах по согласованию с Донецком и Луганском. На Украине приняли закон о местных выборах, представители Донецка и Луганска три раза направляли свои предложения по этому закону, с ними даже никто не стал разговаривать, хотя в Минских соглашениях написано: по согласованию с Донецком и Луганском.

        К.Затулин: А теперь посмотрим на результаты переговоров в Париже.

        Сюжет: Да, Франция и Германия поддержали претензии Порошенко к объявленным в ДНР и ЛНР местным выборам. Считается, что выборы, по итогам которых Украина уже не сможет игнорировать Донбасс на переговорах, должны быть вне подозрений на соответствие законодательству Украины.

        Но Украину обязали: во-первых, согласиться на эти выборы, чего она не хочет не только на территории ДНР и ЛНР, но и в подконтрольных ей городах и селах Донбасса. Во-вторых, принять для этого специальный закон, который должен быть разработан в рамках Трехсторонней контактной группы – то есть по согласованию с Новороссией. В-третьих, объявить амнистию и предоставить иммунитет всем участникам выборного процесса. Подтверждена необходимость закона об особом статусе и его связи с Конституцией.

        К.Затулин: Порошенко очень рассчитывал, что по крайней мере избавится от Минских соглашений по истечении их срока 31 декабря 2015 года.

        Цитата (Петр Порошенко, Президент Украины): «Я прошу Леонида Кучму, моего представителя в контактной группе, отменить заявление о том, что возможно продолжать Минский процесс в 2016 году.»

        К.Затулин: Однако Меркель с Олландом на пресс-конференции объявили о продолжении Минска-2 в 2016 году.

        Цитата (Франсуа Олланд, Президент Франции): «Мы будем работать дольше сроков, отпущенных для этих процессов минскими договоренностям, то есть после 31 декабря»

        К.Затулин: У борцов за унитарную антирусскую Украину началась истерика.

        Цитата (Андрей Денисенко, народный депутат Украины, член политсовета партии «УКРОП»): «Порошенко завел Украину в крупнейший парижский котел этой войны, последствия которого будут более фатальными, чем от десяти Иловайсков и Дебальцевых».

        Цитата (Инна Винникова, пресс-секретарь экс-президента Украины Виктора Ющенко): «Запад предал Украину — таков итог прошедших в Париже переговоров «нормандской четверки».

        Резюме К.Затулина: Так что же, можно сказать, что Россия добилась своего, увязав Украину с Сирией?

        Это было бы очень преждевременно. Каковы наши главные цели в истории с Украиной? Заставить признать, если не де-юре, то де-факто, возвращение Крыма в Россию и не дать превратить Украину в тотально антирусское государство, устроитель козней нам по любому поводу. Избранный нами путь – добиться учета особого статуса Донецка и Луганска в составе Украины и дать этим старт ее внутреннему, по сути, федеративному переустройству, — гарантии против превращения ее во врага России.

        Можем мы считать, что достигли этих целей? Нет. Нынешние политики в Киеве готовы костьми лечь, чтобы не дать этому свершиться. Это значит, что всемерная помощь и поддержка в укреплении ДНР и ЛНР остаются практической задачей на обозримый период.

        Каковы наши главные цели в Сирии и на Ближнем Востоке? Сокрушить террористическое государство – угрозу людям и всему миру – в союзе с теми, кто в этом заинтересован. И в расчете на то, что эта совместная борьба, как в годы Второй Мировой, создаст, хотя бы временно, благоприятный контекст в отношениях с США и другими странами Запада.

        Готовы ли к этому европейцы и американцы? Кажется, они продолжают игру в «хороших» и «плохих» террористов. И хором отрицают необходимость перестать наносить ущерб России, вступившей в трудную борьбу в Сирии. Это значит, мы должны продолжать поддерживать Башара Асада и не делать различий между теми, кто с оружием в руках борется с законной властью. До тех пор, пока не принудим их к миру и политическому диалогу.

        Ведь ворюги нам милей, чем кровопийцы. Это не я, это Бродский.

        Нужна ли «скорая помощь» реформе здравоохранения?

        К.Затулин: В начале сентября завершил свою работу форум Общественного народного фронта по проблемам здравоохранения. Событие, кажется, хоть и важное, но на фоне внешнеполитических и экономических проблем России второплановое. Если бы не тот факт, что форум предложил созвать сам Президент.

        «Рост недовольства россиян по оказанию медицинской помощи», — вот на что сослался Владимир Путин. Кажется, что реформе российской медицины требуется операционное вмешательство и скорая помощь. Что сегодня происходит в нашем здравоохранении?

        Сюжет: Реформа здравоохранения продолжается уже не первый год. Она включает в себя план по объединению нескольких медицинских учреждений в одно, а также сведение нескольких поликлиник в одно юридическое лицо. Как следствие – неизбежное сокращение штата.

        Главные опасения критиков состоят в том, что под сокращение скорее всего попадут не главврачи и администрация, а практикующие медики и медперсонал. Последние данные гласят: всего за время реформы в России были уволены 90 тысяч человек, из них почти 13 тысяч — врачи.

        Также по планам реформы должна быть отменена работа медицинских кабинетов в средних и некомплектных школах в небольших районных центрах и поселениях. Школьники, по новым правилам, должны будут обращаться за помощью в поликлинику по месту нахождения учебного заведения.

        В ходе проведения реформы остро встала проблема очередей. Уменьшение ставок действующих врачей привело к тому, что в очереди на прием теперь можно стоять по несколько дней и даже недель.

        Сюжет (Давид Мелик-Гусейнов, директор Центра социальной экономики): К сожалению, проводя масштабные реформы, нужные реформы, в системе здравоохранения, практически никто не уделил внимание коммуникационной составляющей — как правильно донести эти реформы, как правильно объяснить эти реформы и практикующему врачу, и пациенту, что бы не возникало информационного вакуума. А в результате, так как эта функция пострадала, и, к сожалению, не было полноценной информации, во многих регионах возникло так называемое «Социальное напряжение».

        К.Затулин: Проведение реформы, нередко бездумное, вызвало протест целых групп населения. Форум ОНФ попробовал в этом разобраться.

        Сюжет: Основным докладчиком форума по проблемам здравоохранения стал доктор медицинских наук из Читы, заслуженный врач России Николай Говорин. Он напрямую связал рост смертности, зафиксированный в стране в этом году, с оптимизацией здравоохранения, которую проводит Минздрав. По словам Говорина, на фоне роста численности населения почти на 8 млн сократилось число посещений врачей, почти на 22% выросло число отказов в вызове скорой помощи. Еще одна проблема – обеспечение лекарствами. В специально проведенном ОНФ опросе видно, что более чем 50% респондентам льготные лекарства в аптеках найти удавалось не всегда.

        Цитата (Николай Говорин, сопредседатель Забайкальского штаба ОНФ): «Наиболее острыми для населения стали вопросы организации работы первичного звена: наличие очереди и плохая организация приема пациентов».

        Сюжет: Одна из главных опасностей проводимых реформ, по мнению активистов ОНФ – желание с помощью нововведений перенаправить население в платную медицину. По статистике, свыше 30% жалоб сегодня поступает именно на необоснованное требование оплаты услуг в медицинских учреждениях. И этому можно поверить, потому что объем платной медицины в прошлом году превысил 450 миллиардов рублей. Почти 70% опрошенных заметили, что объем бесплатных услуг резко сократился.

        К.Затулин: Кто-то, наверное, сможет усмотреть некоторый популизм в том, как активисты ОНФ связали между собой рост смертности и проводимые реформы. Однако, они не единственные, кто заявляет о зависимости одного от другого.

        Сюжет: По результатам 1-го квартала 2015 года в России выросла смертность. Для страны, которая два последних десятилетия несет серьезные демографические потери, такие данные выглядят тревожно.

        Поручение разобраться в причинах практически сразу дал лично Владимир Путин. Уже в июле Комитетом гражданских инициатив было опубликовано исследование, в котором утверждается, что рост смертности в наиболее активных и трудоспособных возрастах, а это от 25 до 49 лет, происходит не по причине сердечно-сосудистых заболеваний или новообразований, а от внешних причин.

        Цитата (из доклада Комитета Гражданских Инициатив «Почему растет смертность в РФ?»): «Главные причины роста смертности обусловлены серьезными просчетами в проводимой в последние годы политике в сфере здравоохранения. Они обусловлены некомпетентностью руководства в организации системы охраны здоровья и территориальной организации медицинской помощи».

        Сюжет: Смертность в России превысила 14 случаев на 1000 человек, что почти в 2 раза выше, чем 50 лет тому назад. Ради справедливости стоит сказать, что ситуация стала ухудшаться не сейчас, а с начала 1990-х годов, однако в первом квартале 2015 года произошел заметный скачок показателей. Опасная тенденция — смертность в трудоспособном возрасте от 35 до 44 лет.

        К.Затулин: Серьезным аргументом не в пользу реформы стал отчетСчетной палаты о проверке деятельности медучреждений за 2013-2014 годы. Вот лишь несколько цифр из этого доклада.

        Сюжет:

        · Почти на 4 процента (3.7%) человек больше умерло в больницах,

        · 17 500 населённых пунктов сегодня не имеют медицинской инфраструктуры,

        · 11 000 населённых пунктов расположены на расстоянии более 20 км от ближайшего медицинского учреждения,

        · 879 деревень не прикреплены ни к одной медорганизации,

        · время ожидания своей очереди к специалистам завышено в 2 раза по сравнению с нормативом,

        · количество отказов в вызове «скорой» выросло на 25%,

        · сокращено 34 000 больничных коек.

        При всем при этом говорить о сокращении средств на медицину не приходится. Расходы государства на здравоохранение остаются на том же уровне. За последние 3-4 года — это от 3 с половиной до 3,8 процента от ВВП страны.

        Студия

        К.Затулин: В студии «Русского вопроса» Николай Федорович Герасименко, депутат Государственной Думы, в прошлом мой коллега, сейчас занимает пост первого заместителя комитета Госдумы, по охране здоровья. И Эдуард Леонидович Гаврилов, директор фонда «Здоровье» нынешний мой коллега, член Общественной Палаты РФ. И вот сначала, проведен блиц-опрос. Вот вы за или против, нынешней реформы здравоохранения? Я понимаю, что существует масса полутонов, но все-таки, вы – за реформу в целом, или нет? Как задумка, как концепция, вы сторонник?

        Николай Герасименко (первый заместитель председателя Комитета ГД по охране здоровья): Концепция, как концепция, что необходимо оптимизировать здравоохранение, его реформировать, чтобы оно было доступно, качественно приближено к населению – это за, и в том числе, чтобы можно было контролировать работу врачей, так, всех показателей которые сейчас есть, — то да. Но иногда формы, которые…

        К.Затулин: Об этом мы сейчас поговорим. Кстати забыл сказать о том, что Николай Федорович – это вообще-то врач, академик российской Академии Наук – это не только депутат Государственной Думы, Эдуард Леонидович, пожалуйста, вы за или против?

        Н.Герасименко: В том виде в каком, проходит сейчас реформа и оптимизация, я категорически против.

        К.Затулин: А вот с точки зрения замысла?

        Эдуард Гаврилов (директор Фонда «Здоровье», член Общественной палаты РФ): С точки зрения замысла, оптимизация это комплекс мероприятий, направленных на улучшение работы системы в целом. Но мы видим, пока что, механическое сокращение коек, механическое сокращение персонала, и очень много провалов и профессиональных ошибок, при выполнении реформы, оптимизации.

        К.Затулин: Ну я знаю о том, что вы были участником недавнего форума, который был организован Общероссийским Народным Фронтом, и Общественной Палатой РФ, вот там прозвучало, мы знаем, достаточно много претензий к реформе, как с точки зрения ее осуществления, так и с точки зрения даже ее замысла. Вот в чем претензии, еще раз, если можно так сказать.

        Э.Гаврилов: У нас впервые с 2004 года, наметился рост смертности, причем рост смертности в трудоспособном возрасте. У нас по целому ряду объективных критериев, доступность медицинской помощи – снизилась. Несмотря на ежегодное увеличение финансирования системы здравоохранения в целом, на пять процентов, и программа госгарантий, на 15-20% в год, у нас объемы оказанной медицинской помощи сокращаются и особенно амбулаторных посещений, на 8 млн. меньше в 14 году по сравнению с 13. Так же на форуме мы не услышали ответ на вопрос — а почему у нас при таком жесточайшем кадровом дефиците, беспрецедентное сокращение медицинских работников. Девяносто тысяч медицинских работников за год, 19 тысяч клинических врачей.

        К.Затулин: Сокращены?

        Э.Гаврилов: Сокращены. И почему такой резкий скачок произошел, объема платных медицинских услуг, на 25% суммарно перевалив за 450 млрд рублей.

        К.Затулин: Николай Федорович, этот анализ, эта картина, она подтверждается?

        Н.Герасименко: С некоторыми оговорками. Первое – я хочу сказать, что смертность от минздрава зависит крайне мало. Вообще смертность от здравоохранения зависит на 10-12% всего на-всего. Во время войны, у нас рождалось в пять раз меньше чем до войны. И почему у нас тогда шло снижение смертности. Потому что количество умерших, сам массив, был очень мал. После войны вернулись мужики с фронта, запрещены были аборты, у нас поднялась рождаемость на довоенный уровень. Сейчас, я говорю, что будет опять увеличение смертности, потому что демография имеет вот такие волны. Второе. В целом по территориям, такого сокращения кадров нет. Потому что и так кадров не хватает. Это самая большая проблема. И избыток в Москве, потому что в Москве традиционно сложилось огромное количество лечебных учреждений. Ведомственных там: железная дорога, поликлиники академии наук, МЧС и.т.д. То есть здесь их переизбыток.

        Э.Гаврилов: Вот я хотел бы

        К.Затулин: Да-да пожалуйста.

        Э.Гаврилов: Вот я хотел бы три встречных вопроса. А как тогда объяснить, ну про увеличение продолжительности жизни, я вот услышал, но вот как тогда объяснить рост смертности именно в трудоспособном возрасте, как объяснить рост смертности от конкретных групп, у нас в классе онкологических, сердечно – сосудистых, болезни органов пищеварения, болезни органов дыхания, в трудоспособном возрасте.

        К.Затулин: А вы как объясняете? Вы же наверное объясняете?

        Э.Гаврилов: Наше объяснение – это результат неправильно проводимой оптимизации.

        Н.Герасименко: Я скажу, что у нас всегда смертность в трудоспособном возрасте была выше чем в Европе. Потому что у нас большое количество у работающего населения вредных привычек – это алкоголь, это наркотики, это табак. Почему у нас такая низкая продолжительность жизни и была всегда. Она была даже в предыдущие годы еще выше, чем сейчас. Сейчас некоторое время выравнивалось, шел рост, а теперь она увеличилась, но это еще не показатель, давайте посмотрим, что будет, нельзя по одному году, даже по двум, делать такие логические выводы. Всегда нужно длительное наблюдение, хотя бы 3-5 лет, тогда уже можно говорить — это случай или это тенденция.

        К.Затулин: Оптимизация – это эвфемизм, сокращение.

        Э.Гаврилов: Да сокращение.

        К.Затулин: Слияние, поглощение, да?

        Э.Гаврилов: Мы неоднократно проводили опросы, причем опросы медицинских работников. Из каждого региона нам сообщают о том, что у них идут сокращения, и планируются в дальнейшем тоже сокращения.

        Н.Герасименко: Я знаю, что в регионах тоже идет оптимизация, так. Первое, хочу сказать, прежде всего, почему идут сокращения и рост недовольства среди медицинских работников. Потому что повышение заработной платы в соответствие с указом Президента, должно осуществляться, но специально денег не было выделено, и все это делается в пределах бюджетов лечебных учреждений.

        К.Затулин: То есть для того, чтобы повысить зарплату, надо сократить численность?

        Н.Герасименко: Да, чтобы повысить зарплату, нужно сократить ставки Сократить объем высоко технологической помощи. Буквально за 7 лет почти в 10 раз. Если раньше, допустим 7 лет назад примерно 60 тысяч был объем высокотехнологичных, сейчас уже около 700 тысяч.

        К.Затулин: Это так?

        Э.Гаврилов: Что касается высокотехнологичных – да, это так, но…

        К.Затулин: То есть это дорогие?

        Э.Гаврилов: Совершенно верно, но высокотехнологические методы лечения, они касаются очень небольшого количества граждан, если смотреть по совокупности всей страны. Главное о чем мы говорим — нельзя трогать, нельзя сокращать первичное звено, а наоборот его максимально приближать к нашим гражданам. Только по первичному звену гражданин может сказать — заботится о нем государство или нет.

        К.Затулин: Смотрите, такое противоречие. Вот я не могу понять, почему одновременно считается, что улучшается доступность, ведь идет сокращение, значит доступность по идее наоборот удлиняется, она как бы удаляется от граждан, тем более как мы выяснили, и цифры на этот счет существуют, доля платного медицинского здравоохранения, она резко выросла.

        Н.Герасименко: Это правильно, я скажу, что доступность по ряду моментов снижается. Вот, допустим, перевели скорую помощь на оплату через фонд ОМС это в принципе нельзя делать, это так же пожарникам можно перевести. В той зависимости, если пожар затушили, деньги заплатили. Если он стоит на месте, то ему денег не платят, у нас в скорой помощи, такой же принцип работы. Прежде чем сокращать стационары, нужно, увеличить количество мест, для амбулаторного лечения. Как второй этап, в поликлиниках этого не было сделано.

        К.Затулин: Хорошо, ну, как бы, недостатки мы обрисовали, есть же все-таки положительные результаты?

        Э.Гаврилов: В настоящий момент, я вижу только отрицательное.

        К.Затулин: А оснащенность? Оснащенность медицинского звена разных уровней, новейшая аппаратура, она выросла или нет?

        Н.Герасименко: Помните, национальный был проект здоровье?

        К.Затулин: Да.

        Н.Герасименко: По нему построены 15 федеральных центров, потом, созданы сосудистые отделения во всех регионах, потом пошла модернизация здравоохранения, которая переоснастила лечебные учреждения, причем так — не только в федеральных клиниках и областных центрах, но и на уровне районов и городов дошло, это касалось и скорой помощи и оборудования и так далее. Это здорово просто произошло. Серьезно. И вопросы использования оборудования — это действительно стоят у нас. То есть у нас ядерно-магнитный резонанс, компьютерные томографы, используются недостаточно эффективно. На западе они работают круглосуточно практически, а у нас, они работают там..

        К.Затулин: В рабочее время.

        Н.Герасименко: В рабочее время, да недостаточно.

        К.Затулин: Вот что, на Ваш взгляд, необходимо срочно сделать для того, чтобы исправить те самые недостатки этой реформы, и ликвидировать те самые оговорки, которые у Вас, судя по всему, есть по этому поводу?

        Н.Герасименко: Один из основных вопросов – это финансирование здравоохранения, так? Его в принципе недостаточно. И на том же съезде Народного Фронта, очень активно говорилось, что либо вообще ликвидировать страховую медицину, как говорят, так? Либо все-таки ее здорово изменить. Есть предложение, чтобы страховыми, так сказать, функциями это были территориальные фонды. Второе, нужно привести в порядок работу страховых медицинских организаций, которые, в общем-то, мало влияют на качество, мало отвечают за качество медицинской помощи, а больше занимаются контролем историй болезней, притом на машинах, запятые не там поставили, фамилия не правильно поставлена там.

        К.Затулин: Формально.

        Н.Герасименко: Формально.

        К.Затулин: Эдуард Леонидович, а Ваша точка зрения, а что нужно сделать, для того чтобы смягчить критику — Вашу, ОНФ, Общественной палаты и.т.д.

        Э.Гаврилов: Работа должна проводиться по нескольким направлениям. Что касается вот экономического блока, то здесь я бы сказал о том что в настоящий момент тарифная политика ведется не по федеральному законодательству, а по понятиям. У нас до сих пор не установлены стандарты медицинской помощи, соответственно все тарифы принимаются некорректно. Тарифная политика не прозрачная.

        К.Затулин: Тарифы на медицинские услуги.

        Э.Гаврилов: Тарифы на медицинские услуги, отсюда и низкие заработные платы.

        К.Затулин: А кто здесь должен быть ответственным, министерство?

        Э.Гаврилов: Федеральное министерство, конечно, оно утверждает тарифы.

        К.Затулин: Или вот, об этом сказал Николай Федорович, есть еще местные органы власти, которые тоже должны разделить ответственность за состояние здравоохранения у себя в регионе, по крайней мере.

        Н.Герасименко: Безусловно. У нас по конституции здравоохранение относится к совместному ведению, так? Недаром, допустим, министерство, вот министр Скворцова Вероника Игоревна, требует, чтобы наладить все, так же как силовая структура, да? Типа МЧС, то есть приказы министерства были обязательны для исполнения, все документы для субъектов РФ.

        Э.Гаврилов: Мы должны приближать первичное звено к нашим гражданам, а не удалять.

        Н.Герасименко: Мы сейчас разработали законопроект, вот, при проведении оптимизации лечебных учреждений или ликвидаций, да, нужно это сначала доказать на комиссиях, так?

        К.Затулин: Вот о которых Вы говорили?

        Н.Герасименко: Да, если допустим в селах – это еще и сельский сход. Когда закрывается последняя больница и село потом погибает.

        К.Затулин: Вот сколько по Вашему необходимо времени, для того чтобы переломить тенденцию.

        Э.Гаврилов: Смотря кто это будет делать. Если те же специалисты, которые и сейчас, которые возглавляют Минздрав, я не знаю, сколько понадобится времени.

        К.Затулин: Ваша точка зрения?

        Н.Герасименко: Во-первых, как я уже сказал, нужно увеличить финансирование здравоохранение, давать под определенные цели. Цели должно поставить у нас правительство министерству здравоохранения. Это касается по доступности, по качеству медицинской помощи, так? О ее объемах. Сейчас, возможно, уже не надо все больше и больше расширять высокотехнологичную помощь, а больше заниматься обычной помощью в стационарах, поликлиниках, в скорой медицинской помощи, так?. Время, вот сейчас, довольно, ну, будем говорить так, года 2-3 потребуется, вот, чтобы ситуацию несколько изменить.

        К.Затулин: Не могу сказать, что Вы нас успокоили по поводу реформы здравоохранения.

        Н.Герасименко: Нельзя успокаиваться.

        К.Затулин: Вот как бы сделать так, чтобы при всех реалиях, которые сегодня есть, связанных с рыночной экономикой, мы не растеряли прежних положительных черт нашего здравоохранения, в том числе этой сердобольности, которая трудно уживается с принципом платного здравоохранения.

        Резюме К.Затулина: После проведения форума Всероссийского народного фронта медицинская общественность, да и общественность вообще, замерла в ожидании: какие выводы будут сделаны? И как они будут представлены в плоти и ткани решений на правительственном и ведомственном уровне?

        При всем уважении к Государственной думе нельзя не сказать, что депутаты не проявили достаточной настойчивости в том, чтобы добиться законодательного оформления проводимой реформы. О чем угодно законы принимаем, а реформу, от которой в прямом смысле слова зависит жизнь и смерть человека, сочли недостаточно важной темой. Или тут другие причины?

        С Вами был Константин Затулин и программа «Русский вопрос». До встречи на канале ТВ Центр, через неделю, в это же время.

        /