В девяностой передаче цикла «Русский вопрос»:
В передаче принимают участие: Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ; Денис Денисов, директор Украинского филиала Института стран СНГ; Виктор Боченков, исследователь русского старообрядчества.
ООО «Русский вопрос» благодарит Фонд поддержки социальных инициатив ОАО «Газпром»; ГК «Ростех»; ОАО «НПК «Техмаш»; ОАО «НПО «Прибор»; ОАО «ФНПЦ «НИИ прикладной химии»; ОАО «ПОЗиС»; АО «ГосНИИ «Кристалл»; АО «МПЗ»; АО «НИИ полимерных материалов» за помощь и поддержку при подготовке программы.
К. Затулин: Здравствуйте. В эфире программа «Русский вопрос» и я, Константин Затулин, ее автор и ведущий.
Сегодня в нашем выпуске:
— Холодная весна 2015-го (Почему Киев отказывается от Донбасса);
— Рассуждайте о словах Христа: «Своего врага люби, а не Божия» (333 года назад был сожжен протопоп Аввакум).
Холодная весна 2015-го
К. Затулин: В Чистый четверг 9 апреля на прошлой неделе Верховная Рада Украины должна была рассмотреть вопрос о создании комиссии по расследованию фактов коррупции в правительстве Арсения Яценюка. Вместо этого высший законодательный орган Украины выдал на гора сразу несколько законов – один другого краше, — возвращающих нас к временам Великой Отечественной войны. Само это название теперь велено забыть: не было никакой Великой Отечественной, была Вторая Мировая. Советский Союз приравнен к фашистской Германии, Знамя Победы – к штандарту Адольфа Гитлера, брошенному в 1945 на брусчатку Красной площади. Поставив нацизм и коммунизм на одну доску, но не зацикливаясь на этом, депутаты тут же проголосовали за признание нацистских пособников из ОУН-УПА «борцами за независимость Украины». Со всеми вытекающими из этого пенсиями, социальными выплатами и льготами для «борцов» и членов их семей.
Цитата (Ирина Фарион, бывший депутат Верховной Рады от партии «Свобода»): «Свобода», как всегда, опередила историческое время, потому что эти постулаты имела определяющими в своей программе еще с далеких 90-х… Постановление «Об изъятии термина «Великая Отечественна» из нормативно-правовых актов Украины и учебной литературы» я предложила еще 15 июня 2013 года. Тогда это назвали провокацией».
Сюжет: Внедрять новое видение украинской истории киевские власти собираются с помощью репрессий. Так по новым законам за исполнение гимна СССР можно получить 5 лет тюрьмы, те же пять лет полагаются за появление 9 мая на улице с красным флагом. От 3 до 5 лет грозит человеку, посмевшему «усомниться в правомерности действий борцов за независимость». Например, бандеровцев, убивших освободителя Киева генерала Ватутина и легендарного разведчика Николая Кузнецова, сжигавших живьем белорусских крестьян в Хатыни или истреблявших поляков во время «Волынской резни» в 1943 году.
Цитата (Владимир Вятрович, директор Института национальной памяти): «Если милиция не будет реагировать на нарушение закона, она должна будет отвечать за это».
К. Затулин: Между прочим, только что нами процитированный господин Вятрович, разработчик этих славных законов, в годы Ющенко трудился в Службе безопасности Украины у того же господина Наливайченко, который и сейчас эту Службу возглавляет. Спрашивается, чего это вдруг этим видным историкам именно сейчас дали «зеленый свет»?
Сюжет: Казалось бы, ответ очевиден: новая украинская власть из кожи лезет вон для того, чтобы омрачить приближающееся 70-летие Великой Победы. На это сформулирован четкий заказ: совсем недавно все три мушкетера — бывшие послы США на Украине Стивен Пайфер, Джон Хербст и Билл Тейлор — вообще предложили перенести празднование 70-летия Победы из Москвы в Киев.
Цитата (Стивен Пайфер, Джон Хербст, Билл Тейлор экс-послы США на Украине): «Киев в данной ситуации выглядит логичной альтернативой Москве. Западные дипломаты и украинское правительство могут организовать церемонию без парада военной техники (у украинцев нет склонности любоваться танками и ракетами)».
К. Затулин: На самом деле дело не только в этом. Нынешние законы приняты Радой именно для того, чтобы спровоцировать дальнейшее обострение и разрыв с мятежными «отдельными районами Донецкой и Луганской областей», как именуется Новороссия в Минских протоколах.
Казалось бы, Киев борется за восстановление утраченной территориальной целостности. Всему миру об этом уши прожужжали. И вдруг вновь сознательно наступает на грабли – ведь восточные регионы Украины в 2014 году стали разбегаться именно тогда, когда организаторы переворота в Киеве отменили в Раде закон о языках и вывесили портреты Бандеры в государственных учреждениях.
Сюжет: Год назад, убоявшись протестов на Украине и за рубежом, узурпаторы поостереглись: спикер и президент в одном лице Александр Турчинов, тогдашний двуглавый орел, не подписал решение об отмене закона о региональных языках. А вот какой наказ дает теперь членам собранной им конституционной комиссии президент Петр Порошенко.
Цитата (Петр Порошенко, Президент Украины, 6 апреля 2015 г.): «Чтобы мы с вами помнили это как «Отче наш». Единственным государственным языком Украины есть и будет украинский язык».
Сюжет: Ларчик открывается просто. Киев боится возвращения инакомыслящего Донбасса в одно государство с Харьковом, Одессой, Днепропетровском, Запорожьем, Херсоном, Николаевым.
А может быть, и с самим Киевом, «матерью городов русских».
Цитата (Олег Неменский, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований): «Новые законы демонстрируют, что со стороны киевской власти «все мосты сожжены» и ни о каком возвращении к политике нахождения общественного компромисса речи уже быть не может».
К. Затулин: Потерпев очередное поражение на поле боя, власти Украины были вынуждены согласиться на переговоры и подписание вторых Минских протоколов. Они нуждались в передышке, чтобы заткнуть дыры на фронте. Но как только дело дошло до выполнения политических статей Минска-2, — начала диалога с восставшими, придания особого, по сути конфедеративного статуса Донбассу, проведения конституционной реформы, — как и ожидалось, принялись двурушничать.
Сюжет: Не объявляя войны, Россию объявили агрессором, а Донецк и Луганск – оккупированными территориями. Вместо амнистии пообещали тюрьму и плаху всем, кто встал в ряды народного ополчения Донбасса. Вместо выплаты пенсий и пособий – перекрыли со своей стороны все пути доставки продовольствия в ДНР и ЛНР. Симулировали создание конституционной комиссии, демонстративно отказавшись от приглашения представителей реальных властей Донецка и Луганска.
Цитата (Арсений Яценюк, премьер-министр Украины, 6 апреля 2015 г.): «Если мы говорим о нашем диалоге с востоком, то это диалог исключительно с законно избранными представителями востока Украины, а не с российскими бандитами и террористами».
К. Затулин: «Законно избранный представитель Востока Украины», по версии Яценюка – это он сам, или его отражение в зеркале. В «законных представителей» можно играть долго, но вот возвратить таким путем Донецк и Луганск нельзя. А киевские власти и не хотят – раз стало ясно, что силой это не получится.
Сюжет: Доброхоты президента Украины бросились опровергать журнал «Форбс», который поведал о том, как Петр Порошенко в споре с Владимиром Путиным в Минске предлагал президенту России «забрать Донбасс».
Ничего удивительного. Киевскому режиму сейчас выгоднее отказаться от Донбасса, тем более, что он требует огромных средств на восстановление, после организованной новыми украинскими властями карательной операции. Проще отрезать Донбасс, чтобы мышь оттуда не проскользнула, чтобы этот Донбасс не заразил своими вольнолюбивыми идеями остальной Восток Украины, который сейчас смотрит на то, чем дело закончится.
Именно стремлением киевских властей полностью отгородить подконтрольную им часть Украины от «тлетворного» влияния восставших регионов и от России в целом объясняются идиотские попытки то построить между нашими странами стену, то выкопать ров. В этот же ряд следует поставить и новую идею фикс: добиться введения миротворческого воинского контингента ООН в зону конфликта, чтобы отделить Донбасс от Украины.
Понимая, что Москва не будет ассистировать Киеву в разрушении таким образом Минских договоренностей, украинские дипломаты пытаются придумать, как обойти вето в Совете безопасности ООН: убеждают себя и свое начальство, что можно воспользоваться Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН времен Корейской войны. Совсем как запутавшиеся в своих интригах герои американского триллера «Карточный домик», о котором мы рассказывали недавно в передаче «Русский вопрос».
К. Затулин: Дело на Украине идет к местным выборам в октябре. Внутреннее положение обостряется.
Цитата (Юрий Бойко, председатель фракции «Оппозиционный блок» в Верховной Раде Украины): «Кризис достиг высочайшей точки… Падение ВВП 15%, инфляция 38%, цены на продукты питания выросли в два раза».
Сюжет: Рейтинг «Народного фронта» — партии премьера Яценюка, на недавних выборах в парламент получившей большинство голосов, — ныне составляет 4%. Рейтинг самого премьера — около 2%.
Цитата (Александр Квасьневский, экс-президент Польши): «Путин ждет, когда измученный украинский народ организует третий Майдан и скажет: «Хватит с нас этой европейской мечты, давайте поговорим уже с теми, кто может нам реально помочь». И на Украине найдутся такие политики, которые начнут уверять, что другого пути, кроме как договориться с Москвой, нет. А старшее поколение может все это спокойно принять».
Сюжет: Протест пока удается подавлять с помощью СБУ и списывания всех трудностей на войну. Но наружу уже вылезли разборки между триумвирами – Порошенко, Яценюком, Коломойским. Бывший Днепропетровский губернатор бежал из страны, а депутаты Блока Порошенко только что заставили таки Верховную Раду создать группу по расследованию коррупции в правительстве Яценюка.
К. Затулин: Получается – война необходима. Но при всей заинтересованности в обострении ситуации Киев, я думаю, вряд ли решится в третий раз в лоб атаковать ДНР и ЛНР. Новороссия имеет общую границу с Россией и очевидно, что военной победы здесь не добиться.
Велика вероятность того, что внутренний и внешний запрос на войну украинские власти попытаются реализовать, развязав конфликт на юго-западе, против отрезанной от России Приднестровской Молдавской Республики.
Сюжет: На возможность такого развития событий указывает повышенная активность киевских властей на приднестровском направлении, причем активность агрессивная. Украина установила практически полную экономическую и транспортную блокаду Приднестровья. В марте Петр Порошенко специально встречался с президентом Румынии Клаусом Йоханнисом для согласования действий против Приднестровья.
Цитата (Петр Порошенко, президент Украины, 6 апреля 2015 г.): «Отдельное внимание мы уделили событиям в Республике Молдова, в частности, в Приднестровском регионе, и договорились о координации наших действий по Приднестровью для того, чтобы способствовать размораживанию этого конфликта и помочь суверенной независимой Молдове восстановить свою территориальную целостность и реинтегрировать Приднестровский регион в Молдову».
Сюжет: Совершенно очевидно, что скрывается за этими словами. «Разморозить» конфликт и восстановить территориальную целостность Молдовы можно лишь военным путем. Тревожным сигналом стали проходившие в конце марта американо-молдавские учения, вышедшие за пределы заявленного полигона: подразделения Национальной гвардии США появились в Зоне безопасности между Молдовой и Приднестровьем.
К. Затулин: В обострении ситуации именно на Приднестровском направлении киевский режим заинтересован еще и потому, что это позволит «зачистить» Одесскую область, которую считают самой ненадежной.
Сюжет: По данным социологического исследования, проведенного в марте проправительственным «Киевским международным институтом безопасности» 75% населения Украины, без учета ДНР и ЛНР, верят киевской пропаганде. Однако четверть населения, в среднем по Украине, даже в сегодняшних условиях прислушивается к мнению российских СМИ. На Востоке Москве верят 40%. Самая плохая ситуация, по мнению придворных социологов, в Харькове и Одессе, где России доверяет больше половины населения.
Одесса вызывает у властей особую озабоченность. Раньше за лояльностью региона следил Коломойский, терроризировавший одесситов бойней в Доме Профсоюзов. После его разрыва с Порошенко Киев боится потерять контроль над вольным городом у моря. На прошлой неделе люди в Одессе встретили Петра Порошенко криками «Фашизм не пройдет» — не помогли запугивания СБУ о задержании в последние несколько дней целой сотни так называемых «террористов» и «сепаратистов».
Второй фронт против Приднестровья соблазнительно использовать для наведения казарменного порядка в одесском тылу.
Студия
К. Затулин: Владимир Леонидович, я хотел вас спросить: правильно ли я понимаю, что тот кулуарный обмен репликами в Минске, в ходе которого Петр Порошенко якобы сказал Владимиру Путину: «Забирайте Донбасс», и совершенно публичная позиция властей Украины, которая настойчиво продвигает мысль в необходимости миротворческой операции, то есть необходимости отсечь вот эти отдельные районы – ДНР и ЛНР – от все остальной Украины, что это – вот две стороны одной медали? Нежелание нынешних властей Украины жить в одном государстве с инакомыслящим Донбассом.
Владимир Жарихин (заместитель директора Института стран СНГ): С одной стороны, да – они выступают за восстановление территориальной целостности, но возникает вопрос, на каких условиях? А вот на счет условий, здесь явно прослеживается самое главное стремление сохранить унитарную Украину, управляемую исключительно из киевского центра.
К. Затулин: То есть унитарная Украина важнее, чем целостная?
В. Жарихин: Безусловно, потому что, вы понимаете, в чем дело, ведь, если взять целиком вот все тринадцать пунктов минского соглашения, особенно политические разделы этого соглашения, по нему совершенно четко виден определенный компромисс, на который пошли Россия – с одной стороны, — Франция, Германия – с другой.
К. Затулин: Ну то есть я правильно понимаю, что вот такие посредники, как Франция и Германия, они, в общем-то, не горят желанием видеть Украину ни в НАТО, ни в Европейском союзе?
В. Жарихин: Да.
К. Затулин: А вот другие спонсоры киевского режима…
В. Жарихин: А вот здесь явно, да, явно интерес американцев, которые заинтересованы в том, чтобы Украина оставалась унитарной, управляемой из киевского центра, который, в свою очередь, можно, мы видим, эффективно и достаточно открыто и определенно управлять. Управлять для чего? Чтобы Украина, вот Украина стала антироссийской и проамериканской.
К. Затулин: Консолидированной?
В. Жарихин: Консолидированной.
К. Затулин: Все время ощущение этого третьего Майдана, о котором говорит бывший президент Квасьневский, о том, что если будет третий Майдан, то победит Россия на этом третьем Майдане. Откуда это ощущение? Это в принципе или это все-таки на что-то опирается?
Денис Денисов (директор Украинского филиала Института стран СНГ): Это, безусловно, оно опирается, при чем в совершенно прикладном аспекте, на ту ситуацию, которая сейчас наблюдается на Украине, особенно в экономической сфере. Мы это действительно сейчас понимаем, и те выкладки, которые дают нам и официальная в том числе статистика, и эксперты экономические, говорят о том, что Украина переживает экономическую катастрофу.
К. Затулин: То есть правильно я понимаю, что протестный электорат он видоизменился: на первое место выходят социально-экономические причины, в то время, как считается, что, да, мы тут едины в вопросах, связанных с Донецком, Луганском и Крымом – мы против этого происшедшего, но вот экономика и социальные вопросы здесь донимают, да. Так?
Д. Денисов: по сути просто те тенденции, которые сейчас наблюдаются в экономике Украины, они не могут по-другому интерпретироваться гражданами-то страны, потому что каждый, почти каждый человек на Украине реально ощущает, как он каждый день становится все бедней и беднее.
К. Затулин: Вот это, я так понимаю, сказывается на рейтингах. Все-таки рейтинг Порошенко более или менее сохраняется, а рейтинг Яценюка резко упал.
Д. Денисов: Причем рейтинг Порошенко сохраняется, конечно, потому что, за что он отвечает по телевизору?
К. Затулин: За оборону.
Д. Денисов: За оборону. Он встречается со своими партнерами за границей, он раздает медали. И вот есть премьер-министр, которые как бы ничего и не делает и очень мало выступает последнее время по телевизору, но бэкграунд всех выступлений – это то, что в его ведомстве, его основной работой является экономика страны. И в этом отношении, естественно, основной негатив он на себя стягивает. И здесь мы даже…
К. Затулин: В том числе скандалы, скандалы…
Д. Денисов: Коррупционного характера…
К. Затулин: Выступление бывшего руководителя вот этой службы…
Д. Денисов: Финмониторинга.
К. Затулин: Гордиенко, которого уволили, и он обвинил Яценюка в воровстве и так далее. На прошлой неделе все ожидали, что депутаты Верховной Рады добьются создания комиссии по расследованию фактов коррупции и, по-моему, так и не дождались, да?
Д. Денисов: К сожалению, нет. Но это традиционно для украинского политикума.
К. Затулин: Просто подвесили как бы Яценюка, да, вот, намекнули ему на то, чтоб он был посговорчивее и оставили его пока на месте, да?
Д. Денисов: Ну вот это, наверно, именно что пока, потому что он, наверно, самая реальная сейчас потенциальная жертва на заклание.
К. Затулин: Получается, что для украинской власти конфликт на Донбассе – это стабилизирующий конфликт?
В. Жарихин: К сожалению, да.
Д. Денисов: Это единственный получается фактор, который удерживает их у власти, потому что мы прекрасно понимаем, что в случае, если конфликт будет разрешен, первый вопрос со стороны всего населения Украины будет: «Что происходит в нашей экономике?». Необходимо отвечать кому? Власти. А власть что может сказать? Все, нет больше врага.
К. Затулин: Вот на прошлой, позапрошлой неделе презентовал свое теневое правительство «Оппозиционный блок». Насколько этот «Оппозиционный блок» оппозиционен в самом деле, как его расценивать?
Д. Денисов: На данный момент он не представляет реальной политической силы на Украине. Это люди, которых мы достаточно хорошо знаем, которые, большинство из них, представляли еще недавно Партию регионов, были в команде Виктора Януковича. Исходя из тех тенденций, которые наблюдаются на Украине, рейтинг у них действительно растет. Им вот сейчас, в нынешней ситуации, не нужно ничего и делать, чтобы этот рейтинг рос, потому что основной негатив ложится на представителей правящей коалиции. Но с другой стороны, конечно, хотелось бы, и мы ожидали, что «Оппозиционный блок» будет себя проявлять в политической жизни ну как минимум более активно, потому что вот даже по недавним законам, которые связаны с такой болезненной темой для Украины, как тема истории, тема самоидентификации, мы не увидели ничего.
В. Жарихин: Я, может быть, немножко пожестче, чем Денис, скажу по поводу… Ведь это – те люди, те же самые люди, которые, находясь тогда в парламентском большинстве Партии регионов, предали Януковича и проголосовали за его отставку. Это те люди, которые не поддержали и бросили…
К. Затулин: Ну, для начала Янукович сам предал этих людей – тут можно объяснить это поведение, он просто-напросто отказался сопротивляться и… И глава этого теневого правительства — Борис Колесников, хорошо лично мне знакомый, — человек, который одновременно числился до последнего времени формальным главой Партии регионов. Он фактически заморозил партийную структуру, вышел из Партии регионов, которую он возглавляет, то есть Партия регионов, на этом ее история по сути закончилась.
В. Жарихин: Ну вы понимаете, в чем дело, политика, к сожалению, это искусство возможного, и приходится исходить из того, что есть: других политических сил…
К. Затулин: Легальных…
В. Жарихин: Легальных, на территории Украины, с которыми можно было бы вести этот диалог и которые могли бы все-таки вставить эти вопросы от имени граждан юго-востока, сейчас нет.
К. Затулин: И все-таки, завершая наш разговор, не могу не обратить внимания уважаемых политологов на одно системное противоречие в положении Украины или точнее украинской власти, к которой мы, я думаю, у нас нет повода относиться хорошо: с одной стороны эта власть нуждается в конфликте, и нуждается в военных действиях, в возобновлении войны, с другой стороны, она боится конфликта, потому что уже дважды она терпела поражение – она хочет отгородиться с помощью миротворцев от вот этого Донецка, Луганска, и не хочет пустить их обратно в Украину. В состоянии ли эти страны взять на себя заботы о Украине, как социальном организме?
В. Жарихин: Вопрос, есть ли у них желание? Денежки-то у них еще есть… Но есть ли желание?
К. Затулин: Нет, деньги-то у них есть, и некоторые прямо советуют, но я хочу сказать, просто какая-то полемика происходит на Западе, вот Сорос только что выступил, требует ни в коем случае денег Греции не давать, а давать на Украину – по-моему, глас пока вопиющего в пустыне, так какую стратегию в этом плане надо избрать Российской Федерации?
В. Жарихин: Ну, Константин Федорович, вы в конце передачи задали не самый простой вопрос, и на него – не самый простой ответ, потому что действительно сейчас есть определенное развилка: или мы, считая свои ресурсы, свои возможности, продолжаем все-таки пытаться реализовать полностью «Минск-2», или мы исходим из того, что все-таки «Минск-2» у нас ресурсов продавить нет, в том числе ресурсов таких, как явное нежелание… вот этого ресурса нет — той же самой Германии и Франции, так сказать, надавить на Киев, чтоб они выполняли, так сказать, эти обязательства, и тогда, значит, надо искать другие варианты за пределами «Минска-2».
К. Затулин: Надо отказываться от «Минска» даже вот по принципиальным соображениям или не надо России?
Д. Денисов: В нынешней ситуации, на мой взгляд, нет, не надо, потому что «Минск» хоть в какой-то степени, но он нормализовал жизнь региона. Необходимо думать все-таки, в первую очередь, о людях, населяющих Донецк, Луганск.
К. Затулин: Спасибо вам за участие в нашей программе.
Резюме К. Затулина: Итак, «казнить нельзя помиловать». Новые военные действия в случае провала отзовутся похоронным звоном по властям в Киеве. С другой стороны, нельзя не воевать, или хотя бы не раздувать военную истерию. Станет невозможно справляться с голодными бунтами и социальными протестами.
Нельзя признаваться в том, что готов отказаться от Донбасса. Но еще больше нельзя соглашаться на его возвращение. Унитарность Украины, которая трещит по швам, для нынешних хозяев гораздо важнее пресловутой территориальной целостности, уже утраченной.
Куда ни кинь – везде клин. «Заграница нам поможет?» Это теперь не утверждение. Это вопрос.
Рассуждайте о словах Христа: «Своего врага люби, а не Божия»
К. Затулин: «Тело немощно, а дух – силен», – так говорили и исповедовали в Древней Руси.
Протопоп Аввакум, сожженный заживо за свою веру в Пустозерске 14 апреля 1682 года, – легендарная фигура в русской истории. Образец того уникального русского характера, который навсегда останется для остального мира примером и тайной. Несгибаемый духовный авторитет, гениальный писатель, он воистину «глаголом жег сердца людей» и вел за собой, уча преодолевать страх смерти и лишений.
Его основное сочинение «Житие протопопа Аввакума» увы, не проходят в нашей школе. Зря. Это настоящий кладезь прежнего и сурового русского языка.
Сюжет: Протопоп Аввакýм Петров (в старой традиции ударение приходилось на вторую «а»: Авва́кум, и эта традиция сохраняется у старообрядцев) родился в селе Григорово Нижегородского уезда в 1620 году. Ему приписывают 43 сочинения, в том числе знаменитое «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Старообрядцы почитают Аввакума священномучеником и исповедником.
Аввакум начал свой путь священника в 1642 году в одном из сел Нижегородской губернии. Уже в эти ранние годы проявился исключительный характер Аввакума, не позволявший малейших поблажек и отклонений от христианского идеала жизни, ни себе, ни другим. Это качество доставило немало неудобств окружению, в том числе сильным мира сего, а самого протопопа довело до ссылки, Сибири и огнепальной смерти в Пустозёрске. Но такова была сила его убеждений, сделавшая его, собственно героем русской истории.
К. Затулин: Вот мы и подошли к теме, до ныне болезненно отзывающейся в нашем национальном сознании. К теме первого раскола в истории того, что много позже стали называть русским обществом.
Сюжет: Поначалу все складывалось неплохо. Движимые благочестивым рвением, наиболее ученые священники и монахи под руководством патриарха Иосифа занялись так называемой «книжной справой», то есть сверкой русских богослужебных печатных книг с греческими оригиналами. С 1651 года в этой работе принимал участие и Аввакум, бежавший в Москву от своей паствы, возненавидевшей своего попа за неподкупную строгость нрава.
Однако патриарх Иосиф скончался в 1652 году, а новый патриарх Никон, некогда приятель Аввакума, заменил прежних московских справщиков украинскими книжниками во главе с Арсением Греком, знавшими греческий язык. Сегодня мы усматриваем в этом издержки воссоединения Великой и Малой Руси, поскольку все малороссийские священники, будучи православными, ориентировались, однако, не на великорусские печатные богослужебные книги, а на греческие источники. Пересмотр и сверка русских книг были в немалой степени связаны с необходимостью беспроблемной адаптации малороссийского священства (а с ним и его паствы) к московскому вероисповедному и богослужебному канону.
Наиболее ярким нововведением Никона стало троеперстие, которое он считал единственно правильным. Для Аввакума это означало отказ от истинной многовековой традиции креститься двумя перстами. Давно ясно, что никакого искажения обряда в двоеперстии не было, что так, двумя перстами крестили Русь при князе Владимире. Просто до поры до времени в самой Византии существовало два канона: двое- и троеперстный, из которых к XVII веку в России закрепился первый, а в Греции и Малороссии – второй.
К. Затулин: Речь шла, на самом деле, о выборе исторического пути, перед которым встала Великая Русь после объединения с Русью Малой. Ведь с этого момента ее роль как ведущей православной державы мира, — роль, поколебленная, было, Смутой, — вновь воссияла как глобальная задача.
Сюжет: Аввакум и его сторонники идеализировали изоляционизм, согласно которому весь русский народ – наследник истинного православия – должен был спастись, а весь остальной прочий мир, погрязший во зле, ереси и мраке, – погибнуть по заслугам. Своеобразный, чисто-русский, отстоявшийся в веках «домашний» вариант православия как нельзя лучше отвечал этой задаче. Спасение было просто неизбежно: лишь бы только не отступать ни на шаг от веры отцов и дедов, от «древлего благочестия».
Цитата (Лев Гумилев, историк-этнограф, писатель): «С точки зрения Аввакума, православие украинцев, сербов, греков было неполноценным. Иначе за что же Бог покарал их, отдав под власть иноверцев?.. Представители этих народов рассматривались старообрядцами лишь как жертвы заблуждения, нуждавшиеся в переучивании. Разумеется, такая перспектива ни у кого не вызвала бы искренней симпатии и желания объединиться с Москвой. И царь, и патриарх прекрасно понимали сию тонкость».
К. Затулин: Патриарх Никон, а с ним и царь Алексей Михайлович Тишайший, исповедовали, в противоположность Аввакуму, универсальный идеал «Москва – третий Рим», в котором Великой Руси предназначалась великая же миссия не только спастись самой, но и спасти весь православный мир.
Сюжет: «Мы и сами спасемся – и всех вас спасем, последовавших за нами!» – вот в чем была великая претензия новой, объединенной Руси. Но для этого «домашний» вариант чисто-русского православия совершенно не годился, необходимо было канонизированное и признанное как минимум Всемирным собором универсальное «вселенское православие», изготовлением которого и озаботился Патриарх Никон. Устремления царя и патриарха оказались вместе на чаше весов истории – и перевесили чашу сторонников «древлего благочестия».
К. Затулин: Жребий был брошен. Путь России как вселенского светоча православия избран, участь протопопа Аввакума оказалась предрешена.
Сюжет: Аввакум занял одно из первых мест в ряду приверженцев старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона. В сентябре 1653 года его бросили в подвал Андрониевского монастыря, где он просидел 3 дня и 3 ночи «не евши и не пивши», а затем стали увещевать принять «новые книги», однако безуспешно. Не таков был протопоп, чтобы отступиться от того, что считал он истиной. «Журят мне», — писал он, — «что патриарху не покорился, а я от писания его браню, да лаю», «за волосы дерут, и под бока толкают, и за чепь торгают, и в глаза плюют». Не покорился и после этого протопоп, и Никон велел расстричь его. Но царь заступился, и Аввакум Петрович был сослан в Тобольск.
Но это было лишь начало скорбного пути. Непокорившийся протопоп продолжал вести себя уже известным способом, в результате чего его били и отправили за Лену, а после –к воеводе Афанасию Пашкову, посланному для завоевания Даурской земли. Вот там-то Аввакум с супругой и двумя малыми детьми хлебнули лиха!
К. Затулин: Никон, обвиненный в том, что пытался поставить «священство выше царства», потерял всякое влияние при дворе, и в 1663 году Аввакум был возвращён в Москву. Но мира и покоя Аввакум не достиг, ибо не мог примириться с происходящим вокруг себя.
Цитата (протопоп Аввакум): «Не любо стало, как опять стал я говорить; любо им, как молчу, да мне так не сошлось».
Сюжет: В 1664 году Аввакум был сослан в Мезень, где он продолжал свою проповедь. А затем вновь привезён в Москву, где 13 мая 1666 года после тщетных увещеваний на соборе, его расстригли и «опроклинали» в Успенском соборе за обедней, в ответ на что он тут же наложил анафему на архиереев («проклинал сопротив»).
После – заточение в Пафнутьевом Боровском монастыре и новые попытки заставить протопопа смириться. Вновь уговаривали Аввакума уже перед лицом восточных патриархов в Чудовом монастыре.
Аввакуму ставили на вид вселенский опыт: «ты упрям; вся-де наша Палестина, и Серби, и Албансы, и Валахи, и Римляне, и Ляхи, все-де тремя персты крестятся; один-де ты стоишь на своем упорстве и крестишься двема персты; так не подобает». Но что для протопопа была вся вселенная с ее заблуждениями! Он твёрдо стоял на своём.
Цитата (протопоп Аввакум): «Вселенсии учителие! Рим давно упал и лежит невосклонно и ляхи с ним же погибли, до конца враги быша христианам, а у вас православие пестро; от насилия Турского Магмета немощни есте стали; и впредь приезжайте к нам учиться … Лучше един, творяй волю Божию, нежели тьмы беззаконных».
Сюжет: Говорить больше было не о чем. Соратников протопопа казнили. Аввакум же был наказан кнутом и в 1667 году сослан в Пустозёрск на Печоре, где 14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске, непрерывно рассылая по всей стране грамоты и послания. Стремясь перетянуть на свою сторону молодого царя Федора Алексеевича, Аввакум живописал ему в письме страдания в аду за отступления от веры покойного государя Алексея Михайловича, его отца.
Это письмо решило окончательно участь Аввакума и его товарищей: все они были преданы сожжению в деревянном срубе.
К. Затулин: Из той искры, что вечно горела в сердце Аввакума, вспыхнул не только костер в Пустозерске, и не только пошли «гари» по всей Руси, особенно на Урале и в Сибири, где гибли сотни и тысячи самосожженцев-староверов, предпочитавших страшную смерть ради спасения души.
Сюжет: Принято считать, что инициатором самосожжения первым выступил именно Аввакум. Но это не так. Идея самосожжения вышла из проповеди самоуморения старца Капитона еще в 30-е годы XVII века. Согласно ей самоубийство объявлялось благостью. Учение Капитона – это жизнеотрицающая ересь, не имеющая ничего общего с подлинным христианством.
Сюжет (Виктор Боченков, исследователь русского старообрядчества): Есть такой момент, что религиозные войны – самые жестокие и кровопролитные. Потому, что здесь люди стоят за некую высшую истину, и они не готовы идти на компромиссы. С этим, конечно, можно спорить, не соглашаться, но, по-моему, какая-то доля истины здесь есть. Но жестокость, прежде Руси не особенно свойственная-то, она приходит откуда-то извне. Я не хочу сказать: с Европы там, из Азии, откуда-то… Но появляются царевна Софья, появляются 12 статей жестоких, которые, которые, такое законодательство, которым предписывается карать и казнить даже тех, кто укрывает у себя дома старообрядцев, приверженцев старого благочестия. Такой традиции у нас на Руси не было, но были, конечно, казни, но не было такого масштаба – это пришло после раскола, именно после, наверное, начала государственной централизации у нас в России. Той самой государственной централизации, которая, в принципе, всегда, наверное, подминает под себя и Церковь.
К. Затулин: Не прошло и ста лет после жуткой смерти протопопа, и уже к середине XVIII столетия Россия, разгромившая турок, а там и Фридриха Великого в Семилетней войне, достигла ослепительного расцвета. Вступившая на престол Екатерина Вторая уже не стояла перед задачей вывести страну на роль первой православной державы мира, покровительницы других православных стран – она ею уже была по факту.
Ученица и собеседница европейских философов-просветителей, исповедующая идеалы гуманизма, Екатерина обратилась лицом к своим подданным и соотечественникам – старообрядцам.
Сюжет: Вскоре после восшествия на престол, Екатерина собрала совместную конференцию синода и сената, посвященную старообрядцам (раскольникам, как их тогда все называли), на которой произнесла всех шокировавшую речь, обрушившись и на патриарха Никона, и на решения Собора 1666-1667 гг.
Цитата (Екатерина Великая, императрица): «Внутренние запреты и проклятия, истязания и казни не похожи ли на лилипутские споры и междоусобия из-за того, с котораго конца разбивать яйцо, и не суть ли они внушения суетности, тщеславия и склонности греческих и киевских отцов учить и драть за ухо нашу отечественную церковь, а при этом обирать наших царей и народ, дескать, за науку, за яко бы спасительную для нас проповедь, словом — показать нам свое пред нами яко бы превосходство и нашу в них яко бы необходимость».
Сюжет: В результате жестоких прений на общей конференции сената и синода 15-го сентября 1763 года было вынесено решение не лишать сторонников старообрядчества возможности церковной службы. Раскольники на языке империи превратились в старообрядцев.
Цитата (из указа Николая Второго «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года):«Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые объемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам».
Сюжет: Старые обряды были признаны спасительными, а клятвенные запреты Соборов 1656 и 1667 гг. были отменены «яко не бывшие». Русской Православной Церковью уже при Советской власти в 1929 году.
Сюжет (Виктор Боченков): Численность, количество старообрядцев довольно сложно назвать в силу того, что нет критериев, по которым определять эту самую численность. Например, можно исчислять число старообрядцев чисто по количеству крещений. Ну раз крестился человек в старообрядческой церкви, значит старообрядец уже. Назвать его нестарообрядцем нельзя. Но есть и другой критерий – это постоянное участие в таинствах, например, исповедь. Участие в богослужениях. Бывает так, что человек креститься и в церкви бывает в каких-то тяжелых случаях или на Пасху Крестный ход посмотреть. Это один критерий и если мы будем использовать его, то количество верующих, количество старообрядцев у нас будет довольно большое.
В настоящее время на территории России и стран СНГ существует, может быть, около двухсот приходов, может быть, больше. До революции было порядка тысячи. Назвать количество верующих я просто не могу.
Дело в том, что старообрядцы не ставят себе целью какое-то рекрутирование или какое-то привлечение к себе новых людей извне. Задачей минимум или, может быть, даже задачей максимум можно назвать пробуждение в людях некоего, как бы это назвать, старообрядческого сознания, памяти о своих корнях. Хотя бы вернуть в церковь тех, у кого были бабушки, дедушки старообрядцами. Вот. И это сама по себе задача очень огромная. Потому что, наверное, в целом мире происходит это явление, скажем так, глобального масштаба. Отход от своих корней, поиск чего-то нового где-то на стороне, как у того блудного сына из Евангелия.
Резюме К. Затулина: Жизнь и смерть протопопа Аввакума, как и вся история церковного раскола на Руси могут показаться многим из нас в XXI веке таким же пережитком прошлого, каким современному европейцу кажутся церковные споры средневековья и ужасы инквизиции.
Задуматься более глубоко над истоками и последствиями первого раскола, нас заставляет второй раскол нашего общества, случившийся уже в XX веке, в 1917 году. При всем несовпадении целей их объединяет масштаб потрясения. Его очень хорошо почувствовали наши художники и писатели, как до, так и после 17 года. К образу Аввакума обращались Дмитрий Мережковский, Максимилиан Волошин, Николай Клюев, Варлам Шаламов. Человек, однажды увидевший «Боярыню Морозову» кисти Василия Сурикова, никогда и ни за что не спутает ее ни с кем.
Наш спор — не духовный
О возрасте книг.
Наш спор — не церковный
О пользе вериг.
Наш спор — о свободе,
О праве дышать,
О воле Господней
Вязать и решать.
Это «Аввакум в Пустозерске» Варлама Шаламова. Склоняя голову перед памятью великого правдолюбца и страстотерпца протопопа Аввакума, нам важно лишь удержаться от сусальных красок. Он не искал пощады и не был сам на нее способен. Из письма царю: «Кабы ты дал мне волю, я бы их (никониан), что Илия пророк, всех перепластал во един час».
«Рассуждайте о словах Христа: своего врага люби, а не Божия». Под этими словами, как и под предыдущими, вполне могли подписаться декабристы, народники, большевики, антикоммунисты и другие герои нашей истории.
С Вами был Константин Затулин. До встречи в программе «Русский вопрос» на следующей неделе, в это же время, на канале ТВ-Центр.