Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        Авторская программа Константина Затулина «Русский вопрос» от 27.11.2013

        Источник: ТВЦ
        VIDEO

        В тридцать восьмой передаче цикла «Русский вопрос»:

        • «Плакать или праздновать» (Русские в России: проблемы демографии);
        • «Как символы соединили Россию» (К планам широкого использования гимна, герба и флага);
        • «Охота за головами» (Не свои среди чужих – наши граждане за рубежом).

        В передаче принимают участие: Вениамин Башлачев, системный аналитик, демограф; Татьяна Шишова, член Правления Российского детского фонда.

        ООО «Русский вопрос» благодарит Фонд поддержки социальных инициатив ОАО «Газпром», ОАО «Красногорский завод имени С.А.Зверева», ОАО «НПО «ГИПО», ОАО «ПО «НПЗ», ОАО «ВОМЗ», ОАО «Лыткаринский завод оптического стекла», ОАО «ПО «УОМЗ», ОАО «НПО «Орион», ОАО «НИИ «Полюс» им. М.Ф.Стельмаха» за помощь и поддержку при подготовке программы.

        Стенограмма

         

        К. Затулин: Здравствуйте. В эфире программа «Русский вопрос» и я, Константин Затулин, ее автор и ведущий. В нашем выпуске:

        «Плакать или праздновать» (Русские в России: проблемы демографии),

        «Как символы соединили Россию» (К планам широкого использования гимна, герба и флага);

        «Охота за головами» (Не свои среди чужих – наши граждане за рубежом).

        «Плакать или праздновать»

        К. Затулин: Год назад наша передача уже обращалась к проблеме русской демографии.

        Сюжет (Фрагмент передачи «Русский вопрос» от 12.12.2012 года): «К. ЗАТУЛИН: Русская деревня в Центральной России – словно Мамай воевал. Но сейчас начинают вымирать и малые провинциальные городки. Продолжение демографического кризиса русской нации не подлежит сомнению, вот только выводы из этого всяк делает свои. Некоторые убеждают нас, что ничего экстраординарного не происходит, снижение численности населения – общеевропейская тенденция, все закономерно. Получается, демографическое состояние русского народа может быть поводом для гордости. Два десятилетия реформаторы пытались ввести нас в семью цивилизованных народов. Хоть в одном, да преуспели. Мы вымираем как европейцы. И решать демографические проблемы тоже должны, как европейцы, через увеличение притока мигрантов».

        К. Затулин: Тогда, год назад мы обещали еще раз вернуться к русской демографии. Сегодня у нас есть для этого повод. Вопреки прогнозам различных экспертов, демографические показатели в России заметно улучшились за последние пять лет. От минусового прироста россияне выправили ситуацию до нулевого в 2012 году. А по недавнему сообщению министра здравоохранения Вероники Скворцовой, за первые девять месяцев текущего года население нашей страны увеличилось уже на 5109 человек. Конечно, расслабляться рано, но можно помечтать: как бы нам вернуться к дореволюционным показателям русской рождаемости?

        Сюжет: До революции по динамике роста русские стояли на втором месте в мире после китайцев и на первом в Европе (за нами шли немцы). С 1890 по 1913 гг. население России увеличилось со 100 до 150 млн. человек. Тенденция сохранялась и в первые десятилетия Советской власти: в 1929 году СССР обгонял по темпам прироста населения Францию – в 22 раза, Англию – в 5,5, Германию – в 3,6.

        Цитата (Дж. Кейнс, «Экономические последствия Версальского мира», 1920 г.): «Необыкновенно стремительный рост населения России представляется одним из наиболее существенных факторов последних лет».

        Сюжет: Этот фактор обеспечил нам индустриализацию и урбанизацию, освоение Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, а главное – Великую Победу.

        К. Затулин: В редакцию «Русского вопроса» пришла статья системного аналитика-демографа Вениамина Башлачева из Тарусы, который предлагает задуматься о качественных параметрах демографических процессов, о складывающемся этнодемографическом балансе.

        Сюжет: Башлачев пишет, что по опубликованным данным Госкомстата за 9 месяцев 2013 года в РФ родилось 1 миллион 411 тысяч 243 человека, а умерло 1 миллион 406 тысяч 134 человека. Вроде бы прибыль на 5 тысяч 109 человек. А теперь посмотрим там же данные по областям Русской равнины, где русские составляют более 90%.

        Области: Архангельская, Вологодская, Ленинградская, Ярославская, Костромская, Новгородская, Псковская, Смоленская, Тверская, Московская, Ивановская, Нижегородская, Владимирская, Рязанская, Тульская, Калужская, Брянская, Орловская, Липецкая, Тамбовская, Воронежская, Курская, Белгородская, Ростовская и Волгоградская.

        За 9 месяцев 2013 года в областях этого огромного региона родилось 358 тысяч 920 человек, а умерло 481 тысяча 124 человека. Так что по фактору естественного воспроизводства в огромном регионе Русской равнины, где русских больше, чем 90% от всех жителей, мы видим не прибыль, а УБЫЛЬ: 122 тыс. человек.

        К. Затулин: Что же получается: оснований радоваться подъему рождаемости у русских пока что не приходится?

        Сюжет: В условиях падения русской рождаемости на территории России образуются области с низким демографическим давлением, своего рода зоны вакуума, которые немедленно начинают заполняться другим этническим элементом. Важно, что не русскими. И наши претензии на роль хозяина дома, и так уже никем особо не принимаемые во внимание, становятся от этого все более уязвимыми.

        Неважно, за счет чего происходят данные изменения: за счет иммиграции или сдвига баланса рождаемости. В России вовсю работают сегодня оба эти фактора. Об этом имеет смысл поговорить подробнее.

        Наша программа побывала в гостях у демографа Вениамина Башлачева.

        Сюжет (В. Башлачев, системный аналитик-демограф, г.Таруса): Россию, по сути дела, построили русские. Что бы там ни говорили, я могу сказать, что у меня есть данные с третьего века нашей эры. Начиная с первой переписи двора Романовых, это 1646 год было 13 переписей в царской России, 13 переписей в Российской Федерации – этот массив данных я проштудировал достаточно подробно.

        В середине 17-го века русских было 7 миллионов, будем говорить о великороссах. Потому что ситуация с белорусами и малороссами — там границы менялись в течение 18 го века и 19 – го, там сложно с ними оперировать, поправки делать. Великороссы они на 99 процентов как жили на территории Московского царства в 17-ом веке, так и сейчас по сути дела где-то 80 с лишним процентов живет в РСФСР, а остальные на территории Советского Союза.

        К. Затулин: Еще в конце 1920-х годов рождаемость у русских была на уровне почти 3 млн в год. В чем же причина падения рождаемости русских во второй половине ХХ века?

        Сюжет (В. Башлачев): У нас переписи были серьезные с 1897 го года, это больше чем 120 лет. За это время можно построить тренд численности растущих русских детей на протяжении ста с лишним лет. И вот тренд показывает, что русских рождения 26 го года было 2.9 миллиона, в 50-ых годах 2.3 миллиона… Ну, учитывая 30-е годы там раскулачивание очень сильно проредило русский народ, Великая Отечественная война тоже нанесла урон, но после 50-ых годов войн то не было, т.е. все потери после 50-го года это социальные потери.

        Первый фактор В 54 году Хрущев отменил аборты, а в 55 году вообще был снят запрет на аборты, при этом было дано указание медицинским институтам увеличить в три раза выпуск гинекологов, они для чего были нужны, для того чтобы принимать детей? Нет, для того, чтобы делать аборты. И что мы имеем уже через десять лет? В 65 году русским женщинам было сделано 5 миллионов абортов, а родилось полтора миллиона. Т.е. на одного рожденного троих-четверых вырезали в утробе матери, и так это продолжалось до 90-го года.

        Второй фактор ‑ это разрушение неперспективных деревень. В конце 50-ых в Сибирской Академии наук была организована группа, которая должна была разработать программу переустройства сельского хозяйства. Они выработали такую концепцию, что надо все маленькие деревни ликвидировать и переселить в центр. И вот в результате этой реконструкции сельского хозяйства 235 тысяч деревень Нечерноземья были ликвидированы. Вот эта программа ликвидации неперспективных деревень не коснулась никаких регионов, кроме русских севернее Тулы. В Прибалтике никаких хуторов не расселяли, на Кавказе никаких аулов не ликвидировали, в Средней Азии никаких кишлаков не ликвидировали. Даже в среднем Поволжье ‑ ни в Чувашии, ни в Мари-Элл, ни в Мордовии, ни в Татарстане, ни в Башкирии ‑ не было такой программы и такого процесса обвала в 60-ых годах. Я почему акцентирую? Я говорю именно о процессах, которые были в русских селеньях.

        К. Затулин: А как сказались на рождаемости реформы 1990-х?

        Сюжет (В. Башлачев): Я вам по диаграммам могу показать – не родилось детей с 1990 года по 2013 — 11 миллионов. Они могли родиться, но они не родились из-за реформы 90-ых. Это упадок морали и шоковая терапия. Это больше, чем потери в Великой Отечественной войне от нерожденных детей. Давайте возьмем области, где 90 процентов русских — это русское ядро, за эти девять месяцев на 120 тысяч смертей больше, чем рождений. Ну сравнивайте: пять плюс по России в целом и сто двадцать тысяч минус по 25-ти областям России.

        К. Затулин: В чем главная причина снижения рождаемости у русских? Все дело не только и, может быть, не столько в раскрестьянивании (в средние века горожане рожали не меньше деревенских), а прежде всего – в изменившейся лестнице приоритетов.

        Мы решили побывать в современной русской многодетной семье.

        СюжетВ городе Тарусе живет многодетная семья Стародубцевых. Четверо детей своих и 7 приемных. Мать семейства Лидия сегодня директор Тарусского дома-интерната для престарелых и инвалидов. А первым ее местом работы был детский дом. Еще тогда, совсем юной девушкой она решила, что у нее будет много детей — своих и приемных. Андрей Стародубцев, ее муж не возражал. Он сам вышел из многодетной семьи.

        Сюжет (Андрей Стародубцев): Люди не хотят ничего. Рожать не хотят, не из за того, что не могут, хотя это тоже очень большая проблема сейчас, а из за того, что подана из-за рубежа программа блаженства. Зачем рожать, если можно гулять? Зарплаты человека хватает хорошо жить одному. Но никто не думает о будущем. О будущем своего государства. О своем будущем начинаешь думать, когда тебе уже за 40, а то и за 50, и начинаются проблемы. Даже подать стакан воды тебе некому.

        Сюжет (Лидия Стародубцева): Девушки, женщины, они слишком увлеклись куклами Барби. Можно быть красивой всегда, а что тебя ждет на старости? Ради чего ты прожил, протоптал эту землю, не задумываемся.

        Студия

        К. Затулин: В студии «Русского вопроса» Татьяна Шишова, писатель, член Правления Российского детского фонда. Добрый день!

        Т. Шишова: Здравствуйте!

        К. Затулин: Татьяна Львовна! Вопреки прогнозам ООН, Росстата и даже Высшей школы экономики, демографические показатели за последние годы улучшились?

        Т. Шишова: Да.

        К. Затулин: Вот какой удельный вес русских в этом благотворном процессе? Или в данном случае это всё благодаря таким чемпионам рождаемости как тувинцы, дагестанцы, чеченцы, ингуши?

        Т. Шишова: Ну, Вы знаете, я думаю, это вопрос довольно такой сложный. Потому что есть высказывания, что всё это за счет национальных республик происходит. Такое я читала. Есть данные, ну например, что в Москве рождаемость увеличивается. Это можно увидеть невооруженным глазом, и вовсе необязательно за счет национальных диаспор. И вот мы видим очень заметную такую тенденцию увеличения рождаемости в основн.. Ну, к нам приходят в основном люди…

        К. Затулин: Это стало модным даже.

        Т. Шишова: Да. В основном люди православные. В той или иной степени воцерковлённые, но как-то близкие к православию. И увеличение рождаемости видно невооружённым глазом. Вот предположим, за все годы вот до 2000 года, с 90-го по 2000-ый, к нам обратилась всего одна семья с пятью детьми. За 10 лет.

        К. Затулин: Так.

        Т. Шишова: Сейчас очень много… ну, 2 ребенка — это стабильно, 3 ребенка — это очень часто, 4, 5, 6, 7 детей. Вот. Ну, 7 — это, конечно, исключение, но, тем не менее, их было уже достаточно много. Вот за те же 10 лет.

        К. Затулин: Но есть какая-то надежда на то, что этот процесс не будет как-то свёртываться? Я имею виду увеличение рождаемости. Чтобы он… установился на обозримый долгий период.

        Т. Шишова: Я думаю, что тут будет очень много зависеть от политики государства.

        К. Затулин: У нас всё зависит от политики государства.

        Т. Шишова: И от того, насколько сильно будет противодействие этим процессам.

        Потому что, существует достаточно сильное лобби, которое не хочет увеличения рождаемости.

        К. Затулин: Это что ж за лобби такое?

        Т. Шишова: Либеральное лобби.

        К. Затулин: А!

        Т. Шишова: Вот, если Вы вспомните, когда стоял вопрос о материнском капитале ‑ ведь очень яростно этому сопротивлялись. Вот, например, такой демограф, известный, очень маститый, ‑ Вишневский. Он вообще категорически был против. Говорил, что это ни на что не повлияет, что деньги пропьют, и так далее и тому подобное.

        К. Затулин: А это повлияло?

        Т. Шишова: Ну конечно повлияло.

        К. Затулин: Материнский капитал, по Вашим словам, это правильный шаг?

        Т. Шишова: Понимаете, государство ведь такими мерами показывает своё отношение: нужны ему семьи с детьми или нет. Вот если мы посмотрим: размер пособий, и всякой помощи материальной государства, которую оно оказывает кровным семьям, тем которые рожают детей.

        К. Затулин: Так.

        Т. Шишова: И приёмным семьям. Особенно новомодная, вот эта, форма социального патроната, ‑ фостерные семьи, так называемые. Это такая западная форма.

        К. Затулин: В чём она состоит, эта фостерная форма?

        Т. Шишова: Ну, это получается, как бы приёмные родители. Но это не родители. Это наёмные люди, они получают зарплату.

        К. Затулин: А, вот как! Такая работа родителями.

        Т. Шишова: Это да. Это некое такое профессиональное родичество. То есть, на самом деле, профанация, конечно, самого вопроса. Так вот очень часто, вместо того, чтобы поддержать кровную семью, дать им денег. Предположим это люди небольшого достатка, ‑ у них детей отбирают.

        К. Затулин: То есть под предлогом защиты детей, под предлогом их лучшего детства, у семей, которые собственно, являются родными, отбирают детей и передают в чужие руки?

        Т. Шишова: Да. И размер материальной помощи, он может отличаться в 10, а то и 20 раз. То есть государство, таким образом, если оно будет дальше проводить такую политику, оно чётко показывает, что рожать не надо. Если Вы рожаете, Вам там, какое-то мизерное пособие дадут на ребёнка. А вот возьмите чужого. Такие меры, конечно, не будут увеличивать рождаемость.

        К. Затулин: Вопрос о балансе. Этнодемографическом балансе. Около 80% ‑ русское население. Будет этот баланс, по Вашему, меняться в ближайшее время или он будет придерживаться примерно на таком же уровне?

        Т. Шишова: Я думаю, что это будет во многом зависеть от того, вернутся ли русские люди к своей традиционной культуре, к своим традиционным ценностям.

        К. Затулин: Это что такое? К крестьянскому хозяйству?

        Т. Шишова: Ну, я имею в виду более глубокие вопросы, это вопрос православного мировоззрения. Можно быть православным и в городских условиях.

        К. Затулин: Ну, конечно.

        Т. Шишова: Ценности, вообще, стоят во главе угла, а вовсе не экономика. Экономика вытекает из ценностей, реально. И сейчас в мире, и не только в нашей стране, идёт война за ценности.

        К. Затулин: Высшая школа экономики с Вами не будет согласна.

        Т. Шишова: Ну, это ж тоже мировоззрение. Что впереди деньги или нефть? Понимаете?

        К. Затулин: ВШЭ проштрафилась. Видите, она, оказывается, не готова была поверить в то, что спад населения России можно приостановить. Давала негативные прогнозы, как впрочем, и все остальные. И оказалась не права.

        Т. Шишова: Ну, мне, честно говоря, и тогда это было смешно.

        К. Затулин: Но, почему рождаемость, и, вообще, демографическую ситуацию так бурно списывают эксперты?

        Т. Шишова: Это эксперты определённого либерального направления, которые обслуживали, в широком смысле, интересы планирования семьи.

        К. Затулин: То есть они выдавали желаемое ими за действительное?

        Т. Шишова: Конечно.

        К. Затулин: За то, что должно быть.

        Т. Шишова: Даже тогда, вот, я помню, был такой прогноз, что и через 17 лет, на каждую, значит, женщину, будет приходиться 1, 1, там 1, 2 ребёнка. Ну, это очень было забавно слушать. Ну, я понимаю, если бы пошли такие программы, как в Китае.

        К. Затулин: По ограничению рождаемости. По запрету.

        Т. Шишова: Да. Вот рожают ребёнка, и дальше стерилизация. Ну, тогда это можно всё. А в условиях, когда этого нет? То почему женщина не может родить второго, третьего ребёнка?

        К. Затулин: Ну, может быть, был план: всех женщин перевести в, знаете, в сексуальные меньшинства?

        Т. Шишова: Ну, вполне возможно. Я думаю, что планов было много.

        К. Затулин: Как и мужчин.

        Т. Шишова: Да. Планов было очень много. Слава Богу, они не реализовались.

        К. Затулин: Ну, что ж на этой оптимистичной ноте мы и закончим наш сегодняшний разговор. Спасибо Вам большое.

        Резюме К. Затулина: Абсолютный рост населения России – это очень хорошо. Мы все должны этому радоваться. Но, памятуя судьбу СССР, нужно должны заботиться также еще и о том, чтобы при этом число русских, как минимум не снижалось бы, а лучше всего – возрастало. Россия всегда держалась на русских, была крепка их крепостью, богата их богатством, сильна их силою. И сегодня у всей страны нет более надежной скрепы, чем русские.

        Будет русская нация здоровой, сильной, многодетной, богатой – сильная Россия сама приложится. А не будут русские таковы – никакой толерантностью и политкорректностью страну не спасешь.

        «Как символы соединили Россию»

        К. Затулин: В начале ноября Президент России внес в Государственную Думу законопроект о расширении использования таких государственных символов как гимн и флаг.

        Цитата (Владимир Путин, Президент РФ, 7 ноября 2013 г.): «Исхожу из того, что более широкое их применение… будет возвращать наших граждан – при прослушивании гимна и при поднятии государственного флага – не только к самим символам, но и к патриотическим чувствам».

        К. Затулин: Слово «символ» восходит к греческому «соединять». Соединяющие Россию и нас, ее граждан, герб, флаг и гимн в символическом виде передают ее суть, зашифрованную в образах и словах. Меняется смысл государственности – неизбежно изменится и символика. На памяти живущих поколений такое уже случалось, когда прекратил существование Советский Союз. Поэтому размышления над нашей отечественной государственной символикой неизбежно каждый раз наталкивают на мысль: что есть Россия?

        На этот счет есть разные мнения.

        Цитата (Кирилл, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси): «Когда я говорю о России, я всегда подразумеваю великое цивилизационное пространство… В каком-то смысле Россия – это синоним Руси».

        Цитата (Дмитрий Медведев, Президент РФ 2008–2012 гг.): «Россия – молодая страна, в будущем году ей исполнится только двадцать лет».

        Цитата (Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, начало XX века): «Россия – государство русского народа».

        Цитата (Егор Гайдар, и.о. председателя Правительства России, 1991–1994 гг.): «Россия как государство русских в XXI веке не имеет смысла».

        Цитата (Альфред Кох, теперь предприниматель): «Я не понимаю, чего такого особого в России?»

        К. Затулин: Насколько нынешние герб, гимн и флаг отражают истинную сущность России? Поиск нашей современной идентичности связан именно с этим. Попробуем разобраться. Начнем с герба.

        Сюжет: Нашгерб – двуглавый орел, на чьей груди располагается еще более древний герб: «ездец» – святой Георгий Победоносец, пронзающий копьем крылатого змея.

        Вначале о «ездеце». В ранние феодальные времена, когда государственных гербов на Руси не существовало, история герба России – это история великокняжеской печати. Всадник на коне стал появляться на печатях, начиная с Мстислава Удалого и владимиро-суздальских князей – внуков Всеволода Большое Гнездо, то есть с конца XII века. С тех пор, как Московский князь стал единоличным правителем Руси, всадник на коне, поражающий дракона, стал одним из главных символов Русского государства.

        Очевидно, что присутствие христианского святого в центре государственного герба России однозначно воспринимается как признак христианского, православного характера русской государственности. Низвержение дракона есть символическое изображение победы добра над злом. Китайцам, к примеру, не пришло бы в голову гордиться, как Святой Георгий, победой над Змеем Горынычем. Для них дракон – символ счастья и мудрости.

        Теперь о двуглавом орле, с которым прочно ассоциируется теория о Москве как о Третьем Риме. Константинополь – Второй Рим – пал в 1453 году, а орел стал приданым при женитьбе Великого князя Московского Ивана Третьего на племяннице последнего византийского императора ‑ Софье Палеолог. На самом деле, этот символ встречается еще в эмблематике Киевской Руси как элемент украшения храма Святой Софии. Как герб России орел ведет свою историю с 1497 года – с двусторонней восковой печати, скрепляющей грамоту Ивана Третьего Волоцким князьям.

        Цитата (Николай Карамзин, «История государства Российского»): «Иоанн по свойству с царями греческими принял и герб их».

        Сюжет: При Романовых орел многократно менял свой цвет и оперение, опускал и поднимал крылья. Наконец, при Александре Третьем в 1882 году Большой государственный герб обрел тот вид, в котором и просуществовал до конца монархии.

        Но в таком виде – с гербами Казани, Астрахани, Сибири, Польши, Тавриды, Финляндии и Туркестана на крыльях – летать державному орлу оставалось недолго.

        После Февральской революции Временное правительство отобрало у орла все сопутствующие гербы земель, державу и скипетр. Вплоть до принятия первого советского герба 24 июля 1918 года именно этот сильно «ощипанный» российский орел оставался гербом нового государства. Орел был похоронен советской властью, вырастившей вместо него на гербе колосья мира и труда.

        К. Затулин: Но орел воскрес, как птица Феникс. 30 ноября 1993 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ о Государственном гербе.

        С тех пор двуглавый орел, как и прежде, символизирует Российское государство и евразийский характер нашего пространства, смотрящего на Восток и Запад. К орлу вернулись скипетр, держава и Георгий Победоносец. Хотя, конечно, не вернулись гербы бывших земель Российской Империи.

        Однако в наше время и такую многовековую константу пытаются проверять на прочность.

        Сюжет: В частности, изображение Святого Георгия Победоносца, а также держава с крестом в левой лапе и кресты на коронах, украшающих головы орла, кажутся лишними представителям мусульманского духовенства и убежденным атеистам.

        Цитата (Али Висам Бардвилглава мусульман Карелии): «Крест – не мусульманский символ. Мы уважаем религиозные чувства христиан, но мы не признаем распятие Христа. Поэтому я считаю, что православную символику надо убрать с герба!»

        Цитата (Талгат Таджуддин, Верховный муфтий России): «Просим всего-то – чтобы одна голова орла была увенчана Полумесяцем, а другая – православным крестом».

        Цитата (Сергей Чернов, профессор исторического факультета МГУ): «Если у нас светское государство, а церковь отделена от власти, креста на гербе быть не должно».

        Сюжет: Надо заметить, в ряде стран, где сегодня растет мусульманская община, христианская символика пока не сподобилась ликвидационных инициатив. Кресты на коронах имеются на гербах Великобритании, Дании, Бельгии, Норвегии и т.д. Кресты на государственных флагах мы видим в Грузии, Норвегии, Дании, Великобритании…

        Цитата (Владислав Коваль, художник-геральдист, г.Волгоград): «После февральской революции мы уже снимали с орла кресты. И что получили? Октябрьский переворот».

        К. Затулин: Справедливости ради надо отметить, что далеко не все мусульмане обеспокоены гербом России. Так что оснований для хирургических вмешательств в российскую государственную геральдику вроде не предвидится.

        Однако если возвращение орла подавляющее большинство населения страны встретило, в общем, вполне дружелюбно, то в отношении флага и гимна мнения разделились.

        Сюжет: 22 августа 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Постановление, в котором отмечалось, что «до установления специальным законом государственной символики Российской Федерации считать исторический флаг России – полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой, алой полос – официальным Национальным флагом Российской Федерации». В преддверии принятия новой Конституции Борис Ельцин 11 декабря 1993 года подписал Указ «О Государственном флаге Российской Федерации», в соответствии с которым устанавливались белый, синий и красный цвета флага.

        Надо отметить, однако, что наш флаг на четыреста лет моложе нашего герба. Современный триколор стал национальным флагом сравнительно недавно, только с апреля 1896 года, а до этого был черно-желто-белый. В то время как частные лица, не имевшие права на использование национального флага, как раз и пользовались бело-сине-красным. Поэтому и сегодня многие порой путаются, считая черно-желто-белый флаг «настоящим имперским», а бело-сине-красный – «торговым российским», увязывая его возврат с новым установлением капитализма в России. В свое время, до революции, герольды объясняли эту гамму цветов так: белый – мир, чистота, непорочность, совершенство; синий – вера и верность, постоянство; красный – энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.

        К. Затулин: Вернув в 90-е годы при Ельцине в том или ином виде прежние, досоветские флаг и герб, мы долго спотыкались в вопросе о гимне.

        Отправив вслед за Советским Союзом в архив его гимн, новая Россия никак не могла соединиться – вспомним значение слова «символ» – в словах гимна, на время предпочтя бессловесную музыку «Патриотической песни» Глинки.

        Прежний гимн в новой редакции России вернул Путин в новогоднюю ночь 2001 года. Между прочим, поводом к этому была просьба спортсменов Олимпийской сборной, которым стало неприятно молча стоять на пьедесталах. И, конечно, гениальность музыки Александрова, соответствующей самым смелым мечтам о спокойном величии, о достоинстве страны.

        Сюжет: Гимн Александра Александрова был написан на основе песни «Гимн партии большевиков» (текст Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана), он официально исполнялся с 15 марта 1944 года.

        После падения монархии началась полоса недоброй памяти экспериментов. Непродолжительное время роль гимна выполняла французская «Марсельеза». А после Октябрьской революции и до 1 января 1944 года государственным гимном Советского Союза стал партийный гимн «Интернационал», призывавший разрушить старый мир, предпочтя ему «проклятьем заклейменный весь мир голодных и рабов».

        Но победоносно заканчивать величайшую Отечественную войну русские под этим гимном не могли, не должны были. И руководство страны, лично Сталин это понимали. «Интернационал» был разжалован. А на смену ему пришли полные мощного значения слова и мелодия нового гимна, в которых вновь зазвучала тема «Великой Руси».

        Резюме К. Затулина: Итак, у Российской Федерации флаг и герб царских, а гимн советских времен. Это исторический компромисс, который позволяет не вычеркивать лучшие страницы из тысячелетнего прошлого России. И теперь, когда всякие сомнения в необходимости такого компромисса постепенно забываются, есть смысл призвать граждан шире прибегать к национальным символам в повседневной жизни. Хуже не будет, будет лучше.

        «Охота за головами»

        К. Затулин: Месяц назаднаша общественностьбыла взбудоражена известием о том, что США выдвинули обвинения против гражданина России Георгия Лепсеридзе, более известного под именем Георгия Лепса. Америка подозревает певца в связях с восточноевропейской международной преступной организацией «Братский круг» и включила его в список лиц, к которым применены санкции.

        Цитата (Джон Салливан, представитель Минфина США): «Да, он певец. Мы включили его в этот список за работу на Владислава Леонтьева, ставшего фигурантом списка в феврале 2012 года. Лепс содействовал Леонтьеву в перевозке денег. Мы уведомили российское правительство перед принятием таких мер».

        К. Затулин: Скандал тут же привлек внимание. Сначала сам певец заявил, что считает обвинения в свой адрес полным бредом, затем под петицией в его поддержку на сайте Белого дома подписалось 160 человек. Потом Иосиф Кобзон попросил российские власти вступиться за Георгия, а МИД обвинил власти США в несоблюдении презумпции невиновности. В довершение с заявлением выступил пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков

        Цитата (Дмитрий Песков, пресс-секретарь Президента РФ): «Он является гражданином России, следовательно, защита его интересов очень важна для нашего государства, как защита любого российского гражданина».

        К. Затулин: К случаю с Лепсом все отнеслись по-разному. Кто-то считает это эпизодом в борьбе мировых мафий, а кто-то – местью за укрывательство Сноудена, знаком, что холодная война между Россией и Америкой не закончена. Какого мнения не придерживайся, очевидно, что российские граждане за рубежом все чаще становятся объектом охоты со стороны стран, которые таким образом решают свои вопросы и удовлетворяют свои амбиции. Ведь случай с Лепсом не первый.

        Сюжет: Самое громкое имя россиянина, попавшего в чужую тюрьму – это, конечно, Виктор Бут. В результате весьма сомнительной полицейской операции он арестован в Таиланде, выдан США и осужден на 25 лет. Голливуд поспешил отреагировать на это фильмом «Оружейный барон» с Николасом Кейджем в главной роли.

        В мае 2010 года в Либерии американскими спецагентами был задержан российский летчик Константин Ярошенко. Его обвинили в попытке переправить из Венесуэлы в Либерию четыре тонны кокаина. Ярошенко свою вину не признал. В 2011 году его экстрадировали в США, где приговорили к 20 годам лишения свободы.

        В мае 2013 года еще один россиянин Дмитрий Устинов был задержан в аэропорту Вильнюса, а два месяца спустя Вильнюсский окружной суд постановил выдать его США. Американцы утверждают, что Устинов экспортировал из США технику, которая там причисляется к оружию. Это, в частности, видеокамеры дальнего наблюдения с инфракрасным излучением и тепловыми датчиками, а также приборы ночного видения. В США ему грозит 20 лет тюрьмы.

        К. Затулин: Между Россией и США уже 14-й год действует договор о взаимной правовой помощи по уголовным делам. Прежде чем вносить кого-либо в «черный список», США, по правилам, должны обратиться к нашим правоохранительным органам. Но договор в этой части исполняется далеко не всегда…

        Цитата (Константин Долгов, уполномоченный российского МИДа по вопросам прав человека): «Американская сторона применяет договор крайне выборочно. В последние годы множатся случаи, когда россиян просто арестовывают на территории третьих стран, а потом экстрадируют в США. Вернуть из американских тюрем на родину наших граждан дело крайне сложное».

        Сюжет: Сразу же после истории с Григорием Лепсом, в Государственной Думе России предложили создать специальную комиссию, которая станет разбираться с проблемами граждан России, которые попали под уголовные преследования за рубежом.

        Цитата (Из материалов заседания комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи): «Комиссия будет призвана помогать нашим гражданам, которые, например, попали под судебное преследование или оказались в тяжёлом положении в зоне боевых действий… фактически тысячи людей брошены на произвол судьбы – хорошо бы выяснить, сколько россиян находится в заключении в США, сколько в Германии, Чехии (где наши соотечественники часто попадают за решетку), в Индии, азиатских странах…»

        К. Затулин: В самом деле, действующие министерства и ведомства оказались не вполне приспособлены для защиты наших сограждан. Консульская служба МИД – это, в лучшем случае, «скорая помощь», а никак не лечащий врач или адвокат, который способен сосредоточиться на обстоятельствах дела. Полномочия МВД заканчиваются на границе Российской Федерации. «Громкими делами» у нас с некоторых пор стала интересоваться Общественная палата и лично адвокат Анатолий Кучерена. Правда, не ясно, любовь это или пиар.

        Цитата (Владимир Путин, Президент РФ): «Российские дипломатические и консульские учреждения обязаны в круглосуточном режиме защищать права и интересы наших граждан и соотечественников за рубежом; реагировать на нужды людей нужно мгновенно, оказывая всю необходимую помощь и поддержку…»

        Сюжет: С 1 января 2012 года приступил к работе учрежденный МИДом России Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. В поле зрения Фонда сразу же попали проблемы наших граждан, в том числе бипатридов – лиц с двойным гражданством – в Туркмении и ветеранов Великой Отечественной, остающимися не гражданами в Латвии и Эстонии. Остается надеяться, что создаваемые Фондом центры правовой защиты возьмут на себя часть работы по обеспечению прав граждан России в ближнем и дальнем зарубежье.

        Резюме К. Затулина: «Это моя страна и мне неважно, права она или нет». Сколько раз в старых добрых голливудских фильмах мы слышали это от главных героев. На отдельных граждан это, однако, в XXI веке не распространяется. В моде политкорректность, а не расизм: никто и никогда не признается в том, что надо защищать своих, правы они или нет.

        Я, например, не испытываю никакого желания бороться за честь, свободу и независимость Полонского, поруганную в Камбодже. Но случаи случаям рознь. Слишком очевидно, что целый ряд русских, российских граждан демонстративно выданы не России, а США только потому, что нас хотят приучить к мысли, что есть только один – американский суд. Если не «самый гуманный», то «самый справедливый в мире». «Разрешите вам не поверить», – как говорили в нашей школе с преподаванием ряда предметов на английском языке.

        С вами был Константин Затулин. До встречи на следующей неделе в это же время в программе «Русский вопрос» на канале ТВ-Центр.

        /