Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        Авторская программа Константина Затулина «Русский вопрос» от 29.01.2014

        Источник: ТВЦ
        VIDEO

        В сорок четвертой передаче цикла «Русский вопрос»:

        • «Гений и злодейство» (К 90-летию со дня смерти Владимира Ленина);
        • «Русские мусульмане: слово и дело»;
        • «Чтобы отменить смертную казнь, убийцы должны начать первыми» (Смертная казнь в России: за или против).

        В передаче принимают участие: Олег Смолин, депутат Государственной Думы РФ, доктор философских наук; Александр Ципко, доктор философских наук; Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России; Роман Силантьев, социолог и историк религии; Максим Шевченко, журналист, член Общественной палаты РФ; Всеволод Чаплин, протоиерей, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества.

        ООО «Русский вопрос» благодарит Фонд поддержки социальных инициатив ОАО «Газпром», за помощь и поддержку при подготовке программы.

         

        Стенограмма

         

        К. Затулин: Здравствуйте. В эфире программа «Русский вопрос» и я, Константин Затулин, ее автор и ведущий. В нашем выпуске:

        «Гений и злодейство» (К 90-летию со дня смерти Владимира Ленина);

        «Русские мусульмане: слово и дело»;

        «Чтобы отменить смертную казнь, убийцы должны начать первыми» (Смертная казнь в России: за или против).

        «Гений и злодейство»

        К. Затулин: Девяносто лет назад Владимир Ильич Ленин ‑ вождь мирового пролетариата и создатель первого в мире государства рабочих и крестьян, завершив свой жизненный путь, остался, по воле своих соратников, между небом и землей, в Мавзолее на Красной площади. В России наших дней не стихают споры – должен ли, может ли русский человек, в любви и ненависти к себе не знавший равных, так долго не быть упокоенным в земле?

        Но был ли Владимир Ильич Ульянов (Ленин) русским человеком? И на этот счет есть разные мнения. Самое же главное, что периодически вспыхивающая битва за тело Ленина заслоняет для нас его настоящую фигуру, роль, идеи и свершения.

        Сюжет: В Советское время культ «вечно живого» Ленина, которому все человечество в целом и каждый житель Страны Советов в частности были обязаны всем самым-самым лучшим, рос год от года, воплощаясь в гигантских изображениях, поэмах и романах, ораториях и песнях.

        «Ленин всегда живой,
        Ленин всегда с тобой,
        В горе, надежде и в радости!»

        Пели советские люди.

        Советский Союз пал, похоронив под своими обломками культ своего вождя и основателя. Что думают, если думают о Ленине сегодня?

        Цитата (Леонид Гозман, президент ООД «Союз правых сил»): «Трудно найти в истории более жестокого политика. Был такой лозунг в СССР: «Сталин — это Ленин сегодня». Это было правильно сказано! Иосиф Сталин довел до логического завершения чудовищные идеи Владимира Ленина».

        Цитата (Сергей Есин, писатель): «По большому счёту, если бы не Ленин, не получилось бы и «социально ориентированного государства». О земле, народной грамотности, медицине, образовании и твёрдой, и обязательной, и неизменной сословной принадлежности каждого не говорю. Богатые, знатные пострадали, плач слышится до сих пор».

        Цитата (Эдуард Лимонов, писатель): «Если бы меня заставили определить суть Ленина, я бы выдавил из себя: «гениальный менеджер». …Большевики собрали Россию, распавшуюся в результате Февральской революции. По частям, в течение пяти лет с 1918 по 1922 собрали заново. Этим праведным процессом неустанно руководил Ленин.Партия не стеснялась брать на службу бандитов, генералов, атаманов, делая их командирами Красной армии, чтобы в нужный момент повернуть против них пулеметы и уничтожить».

        Цитата (Виталий Третьяков, декан Высшей школы телевидения МГУ): «Ленин – один из двух величайших политиков России мирового масштаба в XX веке. В свете всего сказанного он должен быть почитаем в современной России, в Европе и в мире. И только русский народ может и имеет основания предъявлять ему претензии».

        К. Затулин: Скромное время нашей передачи не позволяет провести всестороннюю оценку деятельности Ленина. Сосредоточимся на том, мимо чего не можем пройти – на отношении Ленина к судьбе России и русского народа. Был ли Ленин патриотом? Этот вопрос уже самой своей постановкой способен столкнуть между собой наших современников, особенно в старшем поколении. А представьте себе, какие страсти разгорались при жизни Ленина, в годы Революции и Гражданской войны.

        Сюжет: Близко знавший Владимира Ильича Ульянова Николай Вольский (Валентинов) вспоминает как Ленин признался ему, что в детстве очень любил играть в солдатики, но в отличие от сверстников никогда не хотел быть русским генералом – хотел быть английским, чтобы бить русских. Ленин воспитывался в духе немецкой аккуратности и дисциплины. Мать постоянно твердила ему: «Русская обломовщина, учись у немцев».

        Дореволюционные взгляды Ленина на русский народ выражены в статье «О национальной гордости великороссов», написанной в начале Первой мировой войны. Основной смысл статьи в том, что русским социал-демократам не чуждо чувство национальной гордости, однако оно связано исключительно с их участием в революционной борьбе, в которой все средства хороши. Хотя Ленин, как правило, строго придерживался классового подхода, он делает исключение для русских, рассматривая их как нечто классовое единое, «угнетающую нацию».

        В принятую на 8 съезде РКП (б) в 1919 году новую Программу партии были введены понятия «бывшая угнетающая нация» (то есть русские) и, — в качестве главного врага в национальном вопросе, ‑ русский «великодержавный шовинизм».

        Квинтэссенцией возникшей еще в детские годы русофобии Ленина стало его известное письмо «К вопросу о национальностях или об «автономизации», продиктованное уже после инсульта в конце 1922 года. В нем он заявляет «о море шовинистической великорусской швали», «великой только своими насилиями, великой только так, как велик держиморда». Ленин призвал к фактическому национальному неравенству, чтобы, цитируем, «защитить русских инородцев от нашествия того истонно русского человека, великоросса, шовиниста, в сущности, подлеца и насильника». Вплоть до середины тридцатых годов большевистская партия исправно следовала «ленинскому решению национального вопроса».

        Свое отношение к русскому народу, обостренное в ходе упорной Гражданской войны с белогвардейцами и крестьянством, Ленин переносил на русскую культуру. Он писал: «Может великорусский марксист принять лозунг великорусской культуры? Нет … наше дело – бороться с господствующей, черносотенной и буржуазной национальной культурой великороссов …»

        Как известно, Ленин агитировал за поражение царской России в русско-японской, а затем в Первой мировой войне: «Превратим империалистическую войну в войну гражданскую». Но встав во главе государства после революции, он же проявил удесятеренную энергию для защиты «социалистического Отечества». Его преемник Сталин вернул многие из территорий, утраченных Россией в ходе революции и Гражданской войне.

        К. Затулин: Характеризуя мировоззрение одного из величайших диктаторов в российской истории, мы не можем обойти стороной отношение Ленина и большевиков к религии и Русской Православной Церкви.

        Сюжет: Не прошло и двух месяцев после захвата власти большевиками, как Ленин подписал «Декрет СНК об отделении церкви от государства и школы от церкви», направленный прямо против Русской Православной Церкви, так как только она была на протяжении веков органической частью российского государства. По декрету «Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием», иными словами, конфискуются. Однако если бы только одним «отделением» и ограблением церкви дело и ограничилось. Собственность у Церкви отбирали и Петр Первый и Екатерина Великая.

        Для Ленина и руководства большевистской партии беспощадная борьба с религией и церковью была обязательным условием построения нового мира.

        Поэтому после Октябрьской революции вопрос был поставлен «или-или». В начале января 1919 года, Ленин приказывает осуществить невиданное в истории Православной России кощунство ‑ в монастырях и храмах публично вскрываются мощи святых, в первую очередь особо почитаемых в русском народе: Сергия Радонежского и Серафима Саровского. 1 декабря 1919 года в записке Дзержинскому Ленин четко определяет задачу уничтожения Русской Православной Церкови:

        Цитата (Владимир Ленин): «Необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады».

        Сюжет: Жертвами ленинского террора были не только священнослужители (что можно было бы еще объяснить классовой борьбой), но и все верующие. Показателен приказ Ленина от 25 декабря 1919 года расстрелять рабочих, по традиции не вышедших на работу в особо почитаемый на Руси праздник Николая Чудотворца.

        Цитата (Владимир Ленин): «Мириться с «Николой» глупо, надо поставить на ноги все ЧК, чтобы расстреливать не явившихся на работу из-за «Николы».

        Сюжет: Попытка Ленина ради построения нового общества всеобщего равенства и справедливости уничтожить веру в Бога обернулась для Русской Православной Церкви невиданными в истории по жестокости гонениями. В память о них Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1992 года определил совершать 25 января празднование Собору новомучеников и исповедников Российских. На 1 января 2011 года в Соборе новомучеников и исповедников Российских поименно канонизировано 1774 человека. Между тем, точное число пострадавших за веру до сих пор неизвестно. По некоторым оценкам, это не одна сотня тысяч человек.

        К. Затулин: Что ж, Ленин и другие вожди большевизма – и в этом их отличие от членов современной Компартии Российской Федерации, относились к Православной Церкви как к классовому врагу, конкуренту в борьбе за умы тех самых рабочих и крестьян, на руководство которыми претендовали. Борьба с таким мощным, укорененным в сознании миллионов людей идейным противником не исключает, а даже предполагает использование заимствованных у него форм, методов и даже идей: «Десять заповедей» и «Моральный кодекс строителя коммунизма». За скобками остается трагическая судьба всего церковного сословия и огромной массы верующих, ставших на время гражданами второго сорта в Советской России.

        И все же, ключевой вопрос: совместим ли гений со злодейством, как нельзя более уместен в случае с Лениным. Принеся свободу в жертву равенству, ценой огромных жертв, мелкой крупинкой среди которых, безусловно, и личная жизнь и судьба Владимира Ленина, Россия при Советской власти переучредилась, выстояла и совершила беспрецедентный рывок в своем развитии. Так где же, в аду или в раю должен по нашему находиться Владимир Ленин?

        Студия

        К. Затулин: Ленин сегодня – это только повод порассуждать о том, лежать ему в мавзолее или нет? Или это все-таки актуальная фигура для сегодняшней России?

        О. Смолин (депутат Государственной Думы РФ, доктор философских наук): Когда-то Макс Вебер предложил миру понимающую социологию, то есть такую, которая пытается оценить действия людей не с точки зрения последующих эпох, а с точки зрения той эпохи, в которой они жили. Второе: с моей точки зрения, Ленин – великая, трагическая фигура великой, трагической эпохи. Но лет через 50 мы научимся относиться к нашей революции и к ее лидерам так же, как французы относятся к своей революции конца 18-го века.

        К. Затулин: Ну, они довольно неоднозначно к ней относятся.

        О. Смолин: Неоднозначно, но признается, что французская революция через кровь, через смерть, через террор, тем не менее, обеспечила человечеству новый шаг к свободе, а Российская революция через кровь, через смерть, через террор, в конце концов, обеспечила человечеству новый шаг на пути…

        К. Затулин: Собственно одна деталь: памятников Робеспьеру во Франции нет. А памятники Ленину остаются у нас на каждой площади…

        Ципко (доктор философских наук): Я думаю, что дело Ленина живет и процветает. Потому что, я думаю, вот современная Северная Корея, как ни странно, это идеальное воплощение Ленина не 22-го года, конечно, Ленина 18-го года, Ленина военного коммунизма.

        О. Смолин: Чем более диким будет современный российский капитализм, тем более актуальными являются идеи Ленина. Поскольку идеи Ленина относятся, понятно, к предыдущей исторической эпохе ‑ в которую мы успешно после так называемых, реформ 90-х годов и вернулись.

        А. Ципко: Я, кстати, абсолютно согласен, что проблема как раз и состоит в том, что вот эти безумные реформы 90-х годов сделали 100 тысяч человек владельцами национального достояния, а миллионы – нищих. Они как раз вернули вот эту потребность, болезненную потребность к равенству и, вместе с тем, потребность той эпохи, с которой связаны, это совершенно верно!

        К. Затулин: В какой мере мы можем считать Ленина союзником, когда дело касается русского народа? Ведь Ленин, насколько я помню, если говорил о русском народе, то исключительно в самых жестких и критических тонах.

        О. Смолин: Конечно, Ленин, как и большинство марксистов, был интернационалистом. Но я хотел бы заметить, что в отличие от Февральской революции, которая в основном разрушала Российскую империю, большевики, в том числе при Ленине, большую часть, за исключением Финляндии, Польши и Прибалтики, сумели собрать обратно. В отличие, например, от ситуации наших 90-х годов, когда новейшие российские революционеры, якобы либералы, выступили с лозунгом «Независимость России». Интересно от кого? И кончилось тем, что они сами возглавили разрушение этого государства, которое веками создавалось.

        К. Затулин: Все годы советской власти нас тренировали в ленинском решении национального вопроса. Сколько помню, смысл его заключается в ускоренном развитии национальных окраин и источником, ‑ сегодня можем сказать, жертвой этого развития ‑ является, собственно говоря, центр страны, типично русский…

        А. Ципко: Ленин прямо говорил, что русский народ должен заплатить.

        К. Затулин: Ведь именно за время советской власти произошло национальное строительство. Некоторые нации возникли, как таковые. В это же время русский народ потерпел, ну, довольно серьезный ущерб, особенно на первых порах. Ваша точка зрения?

        О. Смолин: Я хочу начать с того, что по поводу вот расстрелов и так далее. Как ни странно, я, депутат от оппозиции должен в чем-то согласиться с Президентом Владимиром Путиным, когда он недавно по поводу нашей истории заметил в адрес британцев, что «ваш Кромвель вел себя как-то по-другому?». Я ничего не оправдываю, просто хочу чтобы люди понимали, революция – это такая историческая ситуация, которая выворачивает очень многие человеческие представления прямо наизнанку.

        К. Затулин: Я хотел бы выделить некоторые ваши мысли. Первая из них заключается в том, что террор и то, что сопровождает революции мы не можем ставить в вину Ленину, ибо такова была обстановка, таковы были условия того времени.

        О. Смолин: Нет, в вину ставить можно. Но мы должны понимать, что это не индивидуальная особенность. Это стиль поведения всех революционеров.

        А. Ципко: Ленина чудовищем называли все его современники. Победили действительно они, но это были среди революционеров уникальные в этой революции, это люди беспощадные, поразительной жестокости.

        К. Затулин: Все-таки Ленин при жизни своей, как руководитель Советского государства, он ставил вот эту цель, которую позже поставленную реализовал Сталин – строительство социализма в одной отдельно взятой стране? Или он все-таки рассматривал Россию, как плацдарм мировой революции?

        О. Смолин: Если мы посмотрим работы поздейшего периода, идея, иллюзия на счет мировой революции очень быстро отпадала, и как раз возникала идея, условно говоря, кооперативного социализма. В том числе…

        К. Затулин: То есть Ленин менялся по ходу постановки задач, которые вставали…

        О. Смолин: И очень сильно. Очень сильно реагировал на реальность. В этом его действительно большой плюс.

        Что характерно. Когда в каком-то фильме говорилось: «одни придут грабят, другие придут грабят, куда бедному крестьянину податься?» Действительно, мобилизация по-большевистски была очень жесткой, но когда сибирскому мужику пришлось выбирать: мобилизация по-большевистски или мобилизация по-колчаковски, сибирский мужик выбрал большевиков.

        К. Затулин: А не сыграло ли в этом роль то, что большевики, это же очевидно – обманули крестьян?

        Ведь смотрите, я не знаю, так это или нет, сам я не читал этого в центральном партийном архиве, но говорят, что существует некое письмо крестьян Горийского уезда, в современной Грузии, к Леинину, где они по своему, коверкая русские слова с грузинскими говорят, что мы очень поддерживаем Вас, батоно Владимир Ильич, и поддерживаем Вас особенно вот этот лозунг «землю крестьянам». Только одна большая просьба: допишите, пожалуйста, «и урожай».

        О. Смолин: Большевики, конечно, не обманули крестьян.

        К. Затулин: Не обманули?

        О. Смолин: Нет. Они взяли… Секундочку, давайте договорим по порядку. Она взяли левоэсеровскую программу, это общеизвестно, составленную из огромного количества крестьянских наказов, и превратили эту программу в свою.

        А. Ципко: Проблема состояла в том, что…и вот здесь важно, ты прав абсолютно, конечно, что Ленин стоял сначала на позиции всемирной пролетарской революции, рассматривал, по крайней мере, как и Троцкий.

        Почему Сталин был вынужден отказаться от НЭПа. Ну, любому человеку понятно, это особенно после реформ чешских и наших. Как только…и, кстати, это проблема нынешнего Китая…

        К. Затулин: Так это проблема еще и Лукашенко. Не разрешают предпринимателям быть предпринимателями.

        А. Ципко: Совершенно верно. Как только ты оставляешь частную собственность, предпринимательскую активность, наступает момент, когда ты, мой дорогой, не нужен. И поэтому, мы же никогда не говорим – посмотрите все дневники, где описаны страхи большевиков. Ибо если бы они оставили НЭП, то все кончилось бы для них трагически, и они прекрасно понимали.

        К. Затулин: Олег Николаевич, я нисколько не сомневаюсь, что Вы являетесь патриотом и государственником. Конечно, человеком левых убеждений, безусловно. Вот скажите, Ленин является идеалом, образцом для патриота и государственника?

        О. Смолин: Ленин, конечно, был государственником в той мере, в какой вообще марксист может быть государственником. Исходя из того, что государство когда-то должно исчезнуть.

        Но как справедливо говорили, вариант какой? Или разбойник тебя убьёт, или разбойник тебя ограбит. Как только стало возможно, Брестский мир по боку, и начинается собирание российский земель. Большевики, повторяю, все-таки большую часть российских земель собрали.

        К. Затулин: Возможно извинить заблуждения Владимира Ильича Ленина, с точки зрения, ну, тех, кто разделяет положительный взгляд на Ленина? Возможно, извинить его за то, что он призывал к поражению собственной страны? Он считал, что прежде, чем я не приду к власти в этой стране, я могу и вправе делать, призывать к чему угодно.

        Вот люди, которые сегодня, ну, Вы знаете, на Болотной они собирались, или еще где-то, которых я слышу вот сегодня, когда идет борьба за Украину. Они говорят, они желают поражения нашему империалистическому Российскому правительству и нашим властям.

        О. Смолин: В интересах империалистической Европы и западенцам…

        К. Затулин: Это второй вопрос. Но они считают для себя допустимым призывать беды на свою собственную страну, потому что вот она не правильно, по их мнению, ведет себя и развивается. Ленин делал то же самое?

        О. Смолин: Давайте все-таки еще раз эпоху судить с позиции эпохи. Ленин делал не то же самое. Тогда это было связано с концепцией мировой революции. Я думаю, что вопрос должен стоять, повторяю еще раз, о том, что нам нужна не проклинающая, а понимающая история.

        К. Затулин: Памятник тысячелетия России, который находится в Великом Новгороде, микешинский памятник, в 1861-ом году возведен. Там нет Ивана Грозного.

        А. Ципко: Абсолютно нет…

        К. Затулин: Должен ли быть на памятнике 1200-летия России, если бы он был бы возведен, Ленин или нет?

        О. Смолин: С моей точки зрения и Иван Грозный там должен быть. Я думаю, что из истории ничего выкинуть невозможно. Я, конечно, убежден, что на памятнике 1200-летия России должно быть имя Ленина как одного из крупнейший мировых лидеров государственных деятелей…

        К. Затулин: Что вообще на самом деле «литературнее», интереснее, мелкая добродетель или масштабное злодейство? Я бы вспомнил нашего национального героя ‑ Александра Сергеевича Пушкина с его Моцартом и Сальери, «совместимы ли гении и злодейство»? Ленин ‑ это злодей или гений? Или это два в одном?

        А. Ципко: Он воплощал в жизнь уникально злодейский идеал, очень вечный идеал, устранить все классы. Поэтому в этом смысле он олицетворение вот этой на мой взгляд очень жестокой идеологии, именно марксистской идеологии классовой борьбы.

        О. Смолин: Я не могу согласиться с тем, что марксиские идеалы, это идеалы злодейства. Поскольку они выражаются известной формулой – свободное развитие каждого, является условием свободного развития всех.

        К. Затулин: Это не лицемерие?

        О. Смолин: Ох, какое лицемерие. В том-то вся и…понимаете, в том-то вся и диалектика революции, что люди думали, и искренне верили в подавляющем большинстве, что вот сейчас мы с помощью зла порубим головы, и железной рукой загоним человечество к счастью. Так вот, заканчивая, я хочу сказать, похоже, что в политике гении злодейства совмещаются, не говоря уже о том, что бывают просто злые гении. Понимающая история имеет все преимущества перед проклинающей.

        К. Затулин: Ну, что ж, по крайней мере, за время нашего эфира мы опровергли одного отечественного гения – Александра Сергеевича Пушкина, считавшего, что гений и злодейство, это вещи не совместные. Я считаю, что на этом дискуссия о Ленине никак не может быть закончена. И, действительно, надо признать, что Ленин, это не только разговор о том, уместно или не уместно нахождение его в Мавзолее на Красной Площади. Я благодарю Вас всех за участие.

        Резюме К. Затулина: Мы не ставили своей целью то, что не удавалось еще никому: нарисовать устраивающий всех портрет Владимира Ильича Ленина. В споре о Ленине, боюсь, я точно не нашел бы теперь согласия даже со своим отцом ‑ давно ушедшим от нас большевиком ленинского призыва, членом партии с 1924 года. Но его заблуждения, как и память о нем мне гораздо дороже многих сегодняшних мнений. И я, думаю, не одинок в этом своем раздвоении личности.

        Кто может разрешить наши сомнения? Вызываем свидетеля со стороны: Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль, наследник третьего сына седьмого герцога Марльборо. Цитирую: «Ни один азиатский завоеватель, ни Тамерлан, ни Чингисхан, не пользовались такой славой как Ленин… Он один мог вывести Россию из трясины… Величайшим несчастьем русских было его рождение, но их следующим несчастьем была его смерть».

        Вот уж действительно, нет пророка в своем Отечестве.

        «Русские мусульмане: слово и дело»

        К. Затулин: В новогоднем поздравлении Президента Путина на этот раз прозвучали горькие и суровые ноты, связанные с бесчеловечными терактами в Волгограде. Тема джихада, моджахедов-шахидов, ваххабитского террора властно постучалась в нашу жизнь и в дверь «Русского вопроса».

        Казалось бы – и нас порой пытаются уверить в этом – что преступность не имеет национальности. Но как не отметить тот факт, что среди участников терроистического инцидента мы видим русского молодого мужчину, принявшего ислам? И это, увы, уже не единичный случай, за ним стоит такое причудливое и непривычное для нашей истории явление, как русские мусульмане. За последние пятнадцать лет, по некоторым оценкам, численность русских мусульман уже достигла 10 тысяч человек – цифра небольшая на фоне 150-миллионного народа, но достаточно заметная. Как к этому относиться?

        Сюжет (Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России): Это, естественно, позитивно, потому что ислам это религия, которая открыта для всех и, надо прямо сказать, что 90 процентов в Евразии нынешних мусульман – они имеют среди своих предков христиан. Потому что когда арабы вышли из Хиджаза, их было всего несколько тысяч, вокруг них было море христиан.

        Я думаю, что это вопрос свободы и совести. Это вопрос личного фундаментального выбора индивидуального человека, нельзя взять какого-нибудь Соколова за руку и сказать: «Нет, сволочь, ты не примешь ислам». …Это будет преступный подход к тому, что является фундаментально интимным внутренним выбором человека, он за свое решение будет отвечать на страшном суде.

        Сюжет (Роман Силантьев, социолог и историк религии): Я к этому отношусь как к предателям, и другого отношения к таким людям быть не может. Тем более, что ни ислам они принимают в подавляющем большинстве, а идут в ваххабитские секты, крайне агрессивно настроенные и плодят массово террористов. Этому в принципе прямой аналог власовцев. Вот эти так называемые русские мусульмане.

        Им надо доказать свою верность и они как раз и отличаются наибольшей жестокостью, наибольшей боеспособностью и поэтому ценятся, для самой грязной работы используются.

        Сюжет (Максим Шевченко, журналист, член Общественной палаты РФ): Я считаю, что каждый человек имеет право применять любую идеологию: левую, правую, быть атеистом или быть верующим. Я сторонник того, что бы люди были православными христианами, я не могу указывать человеку, как искать истину. Потому что каждый выбирает в одиночку, в конце концов, и каждый сам будет после смерти отвечать за ту истину, которую он принял для себя как основную.

        Поэтому мне представляется, что это вопрос сильно надуманный и не принципиальный. Счет идет на сотни людей по всей стране. Никакого массового принятия ислама русскими, конечно же, нету.

        Сюжет (Всеволод Чаплин, протоиерей, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества): Вы знаете, радикалы, которые прикрываются исламом, хотят подчинить себе всех. Они определенным образом хотят сменить здесь государственный строй. Есть среди них такие, кто угрозами пытаются заставлять людей изменить своей вере. Это происходит, в частности, в Татарстане. Т.е. на самом деле нам объявлена война – люди хотят, чтобы мы, не имея на то воли, полностью поменяли свою жизнь. И к этому относиться нужно предельно серьезно, это не менее серьезное столкновение во всем мире, чем столкновение с нацизмом в 40-е годы.

        Предатель всегда опасен и к нему должно быть повышенное внимание. Он всегда подталкивается – и изнутри своей души и своими новыми единоверцами – к тому, чтобы доказать, может быть через теракт, может быть через жёсткую пропаганду… доказать своим новым единоверцам, что он не чужой и не шпион.

        К. Затулин: Точки зрения, как видите, чуть ли не полярно противоположны.

        Но факт остается фактом: среди террористов, от чьих рук гибнут десятки и сотни людей, все чаще стали встречаться имена русских мужчин и женщин, перешедших в ислам и для начала взявшихся рьяно уничтожать своих единокровных соплеменников, включая женщин, детей и стариков.

        Сюжет: Еще в начале 2000-х исполнителями наиболее громких терактов назывались двое русских, принявших ислам в его радикальной версии, – Максим (Муслим) Панарьин и Павел (Мохаммед) Косолапов. На их совести организация терактов в Москве в 2004 г.: взрывов в метро 6 февраля на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» (погиб 41 человек) и 31 августа у входа в метро «Рижская» (погибли 10 человек), а также целая серия взрывов в 2003–2005 гг. на автобусных остановках в Краснодаре и Воронеже, в результате которых погибли пять человек.

        Большая часть террористов, подготовленных в лагерях Амира Хаттаба, была уничтожена или задержана в середине 2000-х годов, однако уже к концу 2000-х появилась новая генерация радикальных русских мусульман, вызванная к жизни видеопроповедями Саида Бурятского (Александра Тихомирова) и деятельностью ряда русских исламских активистов.

        Шахидка Аминат Курбанова, в прошлом Алла Сапрыкина, на ней убийство суфийского шейха-миротворца Саида Афанди Чиркейского в Дагестане (всего погибло восемь человек). Подготовкой смертницы тоже занимался русский ваххабит из Белгорода 24-летний Алексей Пашинцев (Абдул Малик).

        21 октября 2013 г. в Волгограде террористка-смертница, уроженка дагестанского села Гуниб, Наида Асиялова подорвала себя в маршрутном автобусе. Шесть человек убиты, более 40 пострадавших. Как утверждают компетентные органы, бомбу для террористки готовил Дмитрий Соколов, русский парень из подмосковного Долгопрудного.

        Имеются в наличии десятки гораздо менее известных персонажей: арестованный в поселке Октябрьском Александр Яшин, ликвидированные во время атаки на здания ФСБ и МВД в Нальчике, Виктор Сенченко и Юрий Меновщиков, осужденный как член «группировки Хаттаба» Максим Гапонов и другие.

        Цитата (из обращения русских моджахедов к мусульманам): «Среди нас, среди муджахедов, все чаще появляются братья из того народа, против которого мы ведем джихад. Дело может дойти до того, что на этих землях против кафиров будут сражаться армии муджахедов с русскими именами и фамилиями».

        Цитата (Роберт Виланд, писатель): «Великая мечта «глобального террористического интернационала» – использование в качестве шахидов людей с европейской внешностью».

        К. Затулин: Таким образом, перед нами не просто проблема вероисповедания. Перемена веры русским юношеством – это лишь первый шаг, за которым не всегда, но уже слишком часто следует второй: предательство своего народа и кровавая война с ним. Выбирая между соплеменниками и единоверцами, русские мусульмане в итоге скатываются к братоубийству. Хочется понять: что происходит в головах красивых и молодых русских парней и девчонок, которые в краткие сроки, в сущности, превращаются в живые бомбы и идут погибать за абсолютно чужие и чуждые России и русским идеи и идеалы?

        Сюжет: Режиссер Владимир Хотиненко выпустил в 1995 году, в разгар первой войны в Чечне, резонансный фильм «Мусульманин». О русском сельском парне, попавшем в плен к афганским моджахедам и вернувшемся уже мусульманином в свою родную деревню. Хотиненко как бы взглянул глазами верующего исламиста на русское село – и замер в отвращении и ужасе от картины тотального разложения, вырождения и бездуховности.

        Сюжет (Всеволод Чаплин): Есть две причины того, что русские молодые люди приходят в ислам. Одна из них это деятельность вербовщиков, которые беспрепятственно сегодня орудуют в тюрьмах, в школах, в некоторых местах собрания молодежи, в частности в барах, на стадионах, в квартирах, где они устраивают собрания. На рынках, где у них есть полуподпольные мечети…

        Вторая причина – не менее серьезная ‑ это то, что многие православные люди, в том числе активные в интернете, в том числе и некоторые священники говорят то, что православие ‑ это религия, которая не предполагает активного общественного действия ‑ это полная неправда, это абсолютно не так.

        Сюжет: Русские зачастую безразличны к чужим убеждениям. Характерен рассказ отца Виталия Раздобудько. Корреспондент спросил его:

        – Вы не пытались отговорить Виталия от принятия мусульманства?

        И тот спокойно ответил:

        – Это очень-очень давно было, когда он еще в институте учился. Лет семь или больше прошло с тех пор. Ну, конечно, я поначалу в шоке был. Но потом смирился ‑ парень-то он у меня спокойный, работящий, не пил, не курил. Какая, казалось бы, разница, мусульманин он или православный?

        «Какая разница…»

        Экс-бизнесмен Виталий Раздобудько и его гражданская жена студентка Мария Хорошева умерли смертью шахидов в один день 14 февраля 2011 года. Она взорвала себя рядом с военной частью, он – на другом краю этого же дагестанского села Губден.

        К. Затулин: Можно уважать традиции мусульман (к примеру, неприятие вина или почтение к старшим), но при этом понимать: для русской молодежи, ищущей путь к истине и добру, переход в ислам – не что иное как ловушка. Ведь они перестают быть своими для русских, но никогда не станут своими и для этнических мусульман. Их попросту используют как ударную силу, как детонатор. Как пушечное мясо. Русский христианин априори ощущает связь с предками. А русский, принявший ислам? Нет, наоборот, он рвет все связи с предками, закладывает основу для новой идентичности, которая вовсе не обязательно станет русской.

        Сюжет: Нет сомнений, что отношение в русском обществе к новообращенным русским мусульманам будет в целом не нейтральным, а отрицательным. Переход отдельных лиц в иную веру всегда вызывал у основной массы их соплеменников резко негативную реакцию.

        Так, евреи, если кто-то из них обращался в христианство, читали по такому заупокойные молитвы, как по умершему. Среди мусульман, переселившихся в последние полвека в Европу, бывали случаи перехода в христианство, но таким людям всегда грозило отлучение от семьи, от общины, настоящий остракизм, а то и смерть.

        У русских чье-то окатоличивание (Чаадаев, Печерин, Элен Безухова у Льва Толстого) всегда вызывало в обществе настороженность и отторжение, считалось проявлением фрондерства, вызовом обществу и власти.

        Такое отношение возникает на самом глубинном, инстинктивном уровне.

        Резюме К. Затулина: Великий Редьярд Киплинг, выдающийся певец британского империализма, выросший в колониальной Индии, сказал сакраментальное: «Запад есть Запад, Восток есть Восток и вместе им не сойтись».Наша программа «Русский вопрос» выступает за союз русских и мусульман, раз уж нам выпало жить вместе в России.

        И для того, чтобы такой союз реально был и честным, и сознательным, каждый должен оставаться самим собой: русский – русским, мусульманин – мусульманином. Вода не должна смешиваться с маслом. Иначе будет не союз, а поглощение. Сопровождающееся предательством, какими бы возвышенными соображениями оно ни прикрывалось.

        Русский человек должен найти в самом себе, в истории своего народа, его вере и традициях приемлемый для себя образец для подражания. Чтобы русские юноши и девушки гордились тем, что они русские. И не находили убежища от мира сего в традициях и идеалах, не имеющих русских национальных корней.

        «Чтобы отменить смертную казнь, убийцы должны начать первыми»

        К. Затулин: 64 года назад, в январе 50-го, указом Президиума Верховного Совета СССР «по просьбам трудящихся» в Уголовный кодекс была возвращена смертная казнь. «Просьбы трудящихся» тогда придали закону обратную силу и лишили жизни «ленинградских» партийцев. Сегодня времена изменились. Смертной казни больше нет. Пока. На нее распространяется мораторий, введенный еще Борисом Ельциным. В Советском Союзе жизни лишали в основном уголовников, шпионов и изменников Родины. Сегодня в России вызов посерьезнее – терроризм. И именно он причина спора: снимать мораторий со смертной казни или нет.

        Сюжет: В самом начале года, когда память о двух волгоградских терактах еще была свежа, депутат Государственной Думы от ЛДПР Роман Худяков предложил добавить в российский Уголовный кодекс ответственность для близких родственников террористов. Отвечать за террориста близкие родственники должны как в случае поимки преступника, так и в случае его гибели. Для родственников депутат предложил ввести три вида уголовных наказаний: конфискацию имущества, арест банковских счетов и запрет на пересечение границы. Конфискацию всего или части имущества законопроектом предлагается назначать в виде дополнительного наказания к лишению свободы или смертной казни.

        К. Затулин: По правде сказать, разговор о возврате смертной казни ведется уже довольно давно. Громче всего о ней говорили год назад во время событий в одном из провинциальных российских городов.

        Сюжет: В конце апреля 2013 года все в России с замиранием сердца следили за событиями, которые разворачивались в Белгороде. В городе на границе с Украиной произошло страшное убийство. Ранее судимый Сергей Помазун буквально расстрелял невинных прохожих из ружья. 6 человек погибли. Помазуна поймали и судили. В конце прошлого года его приговорили к пожизненному заключению.

        К. Затулин: Еще 20 лет назад ему грозил бы расстрел. Сегодня в людей не стреляют. Как поступать с преступниками, которые заслуживают высшей меры наказания? Убивать или сажать в камеру на всю жизнь?

        Тогда по поводу смертной казни высказался лично Президент.

        Цитата (Владимир Путин, Президент РФ): «Когда слышишь о том, что произошло в Белгороде, сама рука тянется к авторучке, чтобы подписать такой указ. Но я понимаю, что это не выход».

        Сюжет: Не все поддержали эту точку зрения. Глава МВД Владимир Колокольцев недавно прямо сказал о необходимости возвращении смертных приговоров как меры наказания за особо жестокие преступления. Он хоть и оговорился, что высказывается как обычный гражданин, а не как глава ведомства, но все же.

        Многие о введении смертной казни заговорили сразу же после волгоградских терактов. Применение высшей меры наказания для террористов – вполне адекватная, по их мнению, мера. Однако, нашлись и противники этой инициативы.

        Цитата (Павел Крашенинников, доктор юридических наук): «Это крайне неэффективная мера. Люди сами идут на смерть, а мы им будем угрожать смертной казнью».

        Цитата (Генри Резник, президент Адвокатской палаты Москвы): «Государство, которое убивает безоружного, полностью бессильного человека, совершает убийство. …Юридическое, но убийство. И этим поступком государство говорит о том, что насилие в нашей жизни допустимо».

        К. Затулин: Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин призвал вернуться к обсуждению вопроса о снятии моратория с учетом мнения россиян.

        Цитата (Александр Бастрыкин, председатель Следственного комитета РФ): «Проблема смертной казни лежит в плоскости того, насколько Россия готова к введению института смертной казни».

        К. Затулин: Примерно в одно и то же время с преступлением в Белгороде, прозвучали взрывы в США, на ежегодном Бостонском марафоне. Правоохранительные органы США несколько дней гонялись за преступниками. И общественный резонанс и негодование мирных жителей и в России и в США очень похожи: «Возмездия!» – вот чего требуют и по ту и по эту сторону океана. Но в России действует мораторий, а в США нет. При том, что мировая практика применения смертной казни год от года только растет.

        Сюжет: По статистке ООН, в последние годы на Ближнем Востоке и в Азии прослеживается четкая тенденция отказа от моратория на применение высшей меры наказания. Ее всё чаще стали выносить за тяжкие преступления.

        Так, в Кувейте отказавшись от запрета, казнили троих мужчин. Это была первая казнь с 2007 года, но теперь уже не последняя. В Ираке казнили больше 12 человек. Индия и Индонезия впервые за много лет применили смертную казнь как меру наказания. Япония возобновила практику применения высшей меры наказания еще полтора года назад.

        При этом США, Китай, КНДР и Иран никогда не отказывались от смертной казни и продолжают убивать виновных.

        К. Затулин: Разговоры об отмене моратория на смертную казнь в обществе идут давно. И за ответом вполне можно обратиться к истории. Ограничениям на смертную казнь в России несколько сотен лет и у нас достаточно поводов, чтобы посмотреть как они работали.

        Сюжет: Отмена смертной казни на 5 лет Борисом Годуновым в честь своей «коронации» – один из первых запретов на смертную казнь в России. В середине XVIII века, после предписания Елизаветы Петровны, исполнение смертной казни было приостановлено, а через некоторое время и вовсе заменено на политическую смерть и ссылку в Сибирь.

        Так было почти 100 лет до середины XIX века, за редким, если не сказать редчайшим исключением. В 1764 году казнили Мировича, в 1771 году убийц архиепископа Амвросия, в 1775 году Емельяна Пугачёва и его сообщников, а в 1825 году – 5 человек декабристов. Кстати, для казни декабристов в 1825 году пришлось искать палача, потому что никто в России долгое время никого не казнил.

        Очередной запрет на смертную казнь в России был введен сразу после Февральской революции 1917 года. Однако, он просуществовал недолго – шла война и почти сразу смертной казни разрешили приговаривать именно за воинские преступления.

        Смертная казнь применялась к белогвардейцам и приводилась в исполнение через расстрел.

        Мораторий и его отмена датируются октябрем 17-го и сентябрем 18-го годов. Смертная казнь приписывалась белогвардейцам и приводилась в исполнение через расстрел.

        Затем следовала череда запретов и разрешений, и так было до 1947 года. Тогда было решено «не казнить». Каким бы ни было преступление. Мирное время, как никак. Этот запрет просуществовал три года.

        С 1950-го по 1996 год запретов на смертную казнь не выносилось.

        Резюме К. Затулина: Нынешний мораторий действует в России с 1996 года. Как мы видим, это не первая отмена или ограничение смертной казни в нашей стране. Однако впервые мораторий на смертную казнь был введен из-за условия выставленного извне. Борис Ельцин приостановил применение высшей меры наказания ради вступления в Совет Европы. Таким было условие Запада и Россия согласилась его принять. С тех пор прошло почти 20 лет и многое в России изменилось. Многое, но не мораторий на смертную казнь. После всех этих убийц-педофилов и террористов что для нас важнее: быть или слыть?

        С вами был Константин Затулин и программа «Русский вопрос». До встречи на следующей неделе, 30 января, в это же время на канале ТВ-Центр.

        /