Поделиться


 Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

Оставить наказ кандидату

Выберите округ:


 Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

Написать письмо депутату

Выберите приемную:


 Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

На
страницу
депутата

Авторская программа Константина Затулина «Русский вопрос» от 29.04.2015

Источник: ТВЦ
VIDEO

В девяносто второй передаче цикла «Русский вопрос»:

  • Двойное гражданство или двойное дно (помогают ли законы России русским за рубежом?);
  • Горячий лед (борьба за Арктику вступает в новый этап).

В передаче принимают участие: Михаил Ремизов, президент АНО Института национальной стратегии; Александра Докучаева, заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ; Татьяна Москалькова, заместитель председателя комитета ГД по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками; Дмитрий Вяткин, заместитель председателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству; Сергей Иванов, заместитель председателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству; Валерий Юшин, председатель русской общины Таджикистана в 1994 – 2002 гг.; князь Никита Лобанов-Ростовский, заместитель председателя Международного совета российских соотечественников; Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности; Константин Сивков, военный обозреватель, доктор военных наук.

ООО «Русский вопрос» благодарит Фонд поддержки социальных инициатив ОАО «Газпром»; ГК «Ростех»; ОАО «НПК «Техмаш»; ОАО «НПО «Прибор»; ОАО «ФНПЦ «НИИ прикладной химии»; ОАО «ПОЗиС»; АО «ГосНИИ «Кристалл»; АО «МПЗ»; АО «НИИ полимерных материалов»; АО «ЧПО им.В.И.Чапаева» за помощь и поддержку при подготовке программы.

 

Стенограмма

 

К. Затулин: Здравствуйте. В эфире программа «Русский вопрос» и я, Константин Затулин, ее автор и ведущий.

Сегодня в нашем выпуске:

— Двойное гражданство или двойное дно (помогают ли законы России русским за рубежом?);

— Горячий лед (борьба за Арктику вступает в новый этап).

Двойное гражданство или двойное дно

К. Затулин: Гражданская война на Украине, обернувшаяся для нашей страны сотнями тысяч беженцев, со всей остротой поставила вопрос о вопиющем несоответствии российского закона о гражданстве и практики его предоставления интересам и чаяниям десятков миллионов наших соотечественников за рубежом. Как тонущая лошадь в постромках, русские люди бьются за право стать гражданином на исторической родине, которое им обещают, но не дают законы Российской Федерации.

Сюжет: Закон «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» был впервые принят в 1999, а в новой редакции — в 2010 году. В нем установлено право на упрощенное получение российского гражданства для соотечественников, к которым закон относит тех, кто сам считает себя таковым и при этом принадлежит, по происхождению к одному из народов, исторически проживающих на территории современной Российской Федерации.

Однако в другом, базовом законе «О гражданстве Российской Федерации» такой нормы нет. В нем упоминаются не соотечественники, как таковые, а лишь участники «Государственной программы содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». За время существования этой программы с 2006 года и до начала событий на Украине их оказалось не много – далеко не каждый готов был оставить насиженное место, бросить могилы отцов, где-нибудь в Прибалтике, Белоруссии или Крыму, чтобы устремиться в российскую глубинку.

Новые поправки к закону о гражданстве установили, что право на упрощенное получение гражданства имеют, как сказано в тексте закона, «носители русского языка». К ним законодатели почему-то причислили лишь лиц, чьи родственники «по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации».

То есть, принадлежность к народу как основание для получения гражданства в упрощенном порядке оказалась подменена категорией родственников, прежде проживавших или проживающих в границах нынешней РФ. Чем может обернуться для русских людей за рубежом такой подход мы говорили в программе «Русский вопрос» сразу после принятия новой редакции закона о гражданстве в апреле прошлого года.

Сюжет (Фрагмент передачи «Русский вопрос» от 9 апреля 2014 г.): Впервые за всю постсоветскую историю Российская Федерация законодательно закрепила разделение русского народа на две неравноценные части: тех, кто происходит с ее нынешней территории, и всех прочих, например, с Юга и Востока Украины, из Прибалтики, из Северного Казахстана и др… Так что Николай Васильевич Гоголь, родившийся на хуторе близ Диканьки, не был бы для наших чиновников и депутатов носителем русского языка.

Да и тем, кого допустят на комиссию, признающую их русскоязычными, не так-то просто будет продвинуться к российскому паспорту или виду на жительство. Надо прежде не только отказаться от имеющегося иностранного гражданства, но и представить документ полномочного органа иностранного государства, подтверждающий обращение данного иностранного гражданина с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства. Соизволит ли чужое государство выдать соответствующий документ?

Сюжет: Заложенная в законе бомба не оказалась даже замедленного действия. Она рванула сразу после начала Украиной крупномасштабной карательной операции на Донбассе. В результате, почти миллион беженцев с Востока Украины, в большинстве своем русских людей, оказался в России на том же правовом положении, что и мигранты из Средней Азии, а украинское государство не выразило ни малейшего желания обеспечить их необходимыми для интеграции в российскую жизнь справками.

Цитата (Олег Нилов, депутат Государственной Думы РФ): «Тысячи граждан Украины сталкиваются с проблемой, когда под разными предлогами им отказывают в получении справок, необходимых для оформления российского гражданства. Украинские власти поступают со своими гражданами, решившими уехать в Россию, фактически как с крепостными».

К. Затулин: Все верно, но только нашим депутатам не стоит забывать, что это принятый ими закон позволил украинским властям поступать с беженцами, как со своими беглыми крепостными.

Сюжет (Михаил Ремизовпрезидент АНО Института национальной стратегии): Единственный способ обеспечить исторический континуитет, это рассматривать историю России вокруг некой оси истории русского народа. Потому что история России – это совокупность разных эпох, которые соотносятся с разными государственными образованиями. Что общего у Киевской Руси, Московской Руси, Российской Империи, Советского Союза, Российской Федерации, государств, которые имели разные очертания границ, разную правовую государственную форму, разную идеологию? Общим является, прежде всего, то, что все это в той или иной мере, государственные формы, возникшие вокруг, русской нации. Это и есть, что обеспечивает исторический континуитет. Рассматривать же континуитет России по пространственному принципу, просто невозможно. Потому что границы России, и это характерно, кстати говоря, для империй, менялись, они дышали. Соответственно, мы не можем сказать, что вот существует некое пространство с четко очерченными границами, и население, которое подпадает под пространство, является по определению потенциальным приобретателем российского гражданства. Россия – это не территориальная нация, это культурная нация. Вот это очень важно понимать. То есть то, что нас объединяет, это общность культуры и языка, а не общность территорий, потому что, еще раз говорю, территория России изменялась достаточно часто, достаточно существенно, в ходе ее истории.

Сюжет: Россия в настоящее время предпринимает колоссальные усилия по приему и обустройству беженцев с Востока Украины. Параллельно принимаются попытки выйти из тупика, в который завели все эти оговорки в стиле «как бы чего не вышло», выхолостившие в вопросе о гражданстве государственную политику по поддержке соотечественников за рубежом. Только что на это обратил внимание Министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Цитата (Сергей Лавров, Министр иностранных дел РФ, 22 апреля 2015 г.): «На мой взгляд, было неправильным прекращение в начале 2000-х годов практики, существовавшей после распада СССР… Президент России Владимир Путин в одном из своих интервью — по-моему, сразу после избрания на нынешний срок — сказал, что надо максимально облегчить процедуру получения российского гражданства всем, кто был гражданином СССР или является потомком подданных Российской Империи».

К. Затулин: Увы, мало кто по опыту верит, что это может быть сделано быстро.

Сюжет (Александра Докучаева, заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ): Изменение законодательства о гражданстве в сторону более простых процедур для наших соотечественников не произойдет в ближайшее время, я так уверенно говорю об этом, потому что даже прямое указание президента Путина, которое он сделал в декабре 2012 года, в обращении к Федеральному Собранию, исполнялось 2 года. Только уже к осени 2014 года вступил в действие закон с поправками о гражданстве, в которых вводилась категория «носитель русского языка», то о чем говорил президент. Там правда все не так просто, и процедура непростая, и не все реальные носители русского языка могут быть такими признаны, об этом мы много говорили и критиковали, но тем не менее. Два года понадобилось на исполнение прямого указания президента, что же можно скоро ждать в такой ситуации?

К. Затулин: Робкие души законодателей и бюрократов по-прежнему сильно смущает сама возможность преференций по национальному признаку при предоставлении российского гражданства. Мы уже устали объяснять, что речь идет не только о русских, но и о татарах, башкирах, адыгах, лезгинах и представителях других коренных народов России. Как впрочем, и то, что национальность при получении гражданства учитывается во многих странах, которые мы привыкли считать цивилизованными.

Сюжет: Об Израиле, где национальная принадлежность позволяет автоматически получать гражданство, не стоит даже и говорить. Особыми правами при получении гражданства Германии пользуются этнические немцы. В Польше по закону «О репатриации» упрощенная процедура предусмотрена для тех, кто имел хотя бы дедушку или бабушку польской национальности. В Казахстане действует специальная программа, рассчитанная на возвращение этнических казахов – «Нурлы кош».

Румыния объявила в 2013 году «румынами отовсюду», то есть своими соотечественниками, представителей всех романоязычных народов Балкан и предоставила им право на упрощенное получение гражданства. При этом широко практикуется предоставление второго гражданства. В тех странах, где второе гражданство, как на Украине, запрещено законом паспорт «румына отовсюду» выдается строго конфиденциально от властей страны проживания.

Венгрия на уровне Конституции объявила об особом отношении государства к представителям венгерской нации, независимо от того, где они проживают.

Цитата (Конституция Венгрии 2012 г., Статья D): «Руководствуясь идеалом объединенной венгерской нации, Венгрия должна нести ответственность за судьбу венгров, проживающих вне ее границ, должна способствовать их выживанию и развитию».

Сюжет: Венгерский закон, предусматривающий упрощенный порядок получения гражданства этническими венграми, как и румынский, немецкий и польский, не предполагает обязательный отказ от прежнего гражданства.

Цитата (Эндре Сведник, политолог): «Венгерское правительство хочет, чтобы эти венгерские меньшинства оставались на тех территориях, где они живут сейчас».

Сюжет (Михаил Ремизов): Существенная часть венгров осталась за границами Венгрии, в том числе по итогам Второй Мировой войны. И венгры действуют последовательно, вот как такая разделенная нация, в конечной ситуации разделения. Проблема разделенного народа для русских стоит еще более остро. Потому что порядка 35-36 миллионов человек осталось за границами Российской Федерации в момент распада СССР. Это большая доля, если взять общую численность, скажем так, русского этноса в России, порядка 120 миллионов человек, то, вы сами видите, ну, это порядка четверти. То есть это доля русских, которая сопоставима с долей немцев, которые остались в ГДР, в пропорции, да, к тем долям немцев, которые остались в ФРГ. Это очень большая доля, и то, что Россия отказалась, значит, как либо легатимировать получение ими российского гражданства с начала 90-х годов, является проявлением, безусловно, антинационального выбора правящей элиты. Сейчас этот выбор, сделанный еще в начале 90-х годов, нужно, безусловно, пересмотреть и исправить, создав льготные условия для получения российского гражданства русскими на постсоветском пространстве.

К. Затулин: В российской Конституции о русской нации мы не найдем ничего подобного тому, что сказано о венгерской в Конституции Венгрии. Но возвращение Крыма и Севастополя, поддержка восставшего Востока Украины доказывают, что российская власть ныне на деле поддерживает своих соотечественников. Можно только приветствовать заявленное Министром иностранных дел Сергеем Лавровым намерение пересмотреть закон о гражданстве и устранить просто дикое разделение в правах русских людей по признаку места рождения их предков.

Однако еще более важным, системным недостатком нынешнего подхода к предоставлению соотечественникам российского гражданства является противоречащее Конституции требование закона об обязательном предварительном выходе из гражданства страны пребывания. По сути мы ставим людей живущих за рубежом, в том числе на территории бывших союзный республик, перед необходимостью переехать в Россию, чтобы обивать пороги для получения российского гражданства. В самом ли деле это необходимо и к чему это может привести? Мог ли вернуться Крым в Россию, если бы все русские оттуда уехали?

Сюжет (Александра Докучаева): Предложение о том, чтобы предоставлять российским соотечественникам, проживающим за рубежом, российское гражданство без требования отказа от имеющегося у них гражданства, и без обязательного при этом переезда в Россию, на мой взгляд, правильное. Оно отражает не только интересы многих соотечественников, которые пишут об этом, но, я думаю, что оно и в интересах России. Эти люди, получив российский паспорт, и оставаясь в стране проживания, оставаясь гражданами этой страны, становятся, на мой взгляд, реальной опорой, оплотом России в продвижении не ее военных интересов, а в продвижении отношения в обществе, позитивного отношения к России.

Студия

К. Затулин: Считаете ли вы, это вопрос к вам обоим, в принципе правильным упрощенное предоставление российского гражданства нашим соотечественникам за рубежом? Татьяна Николаевна, начнем с вас.

Татьяна Москалькова (заместитель председателя комитета ГД по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками): Да, но при определенных условиях и определенной категории граждан, не всем подряд.

К. Затулин: Понятно. Дмитрий Федорович.

Дмитрий Вяткин (заместитель председателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству): Я думаю, все-таки упор надо делать на тех, кто собирается переезжать на постоянное место жительства в Россию.

К. Затулин: Вот в настоящее время по закону при получении российского гражданства человек должен отказаться от прежнего, что практически означает необходимость переселения в Россию. Скажите, пожалуйста, зачем нужно, на самом деле, заставлять отказываться от гражданства страны пребывания?

Д. Вяткин: Предоставляя гражданину иностранного государства наше гражданство, Россия воспринимает его в первую очередь как своего гражданина и несет определенные обязательства перед этим гражданином. Но в таком случае Российское государство вправе рассчитывать на такое же выполнение обязательств этим гражданином перед нашей страной в полном объеме, перед нашим народом, перед нашим государством. Это самые различные обязательства, от экономических до гражданских.

К. Затулин: Вот если, например, гражданин работает за рубежом, и там выплачивает, например, пенсионный налог или социальные выплаты какие-то для того, чтобы в будущем выйти на пенсию, то в этом случае он имеет право потребовать от Российской Федерации пенсии, хотя он в России никогда не работал и налоги здесь никогда не платил? Остается ли у него основание, даже если он гражданин России при этом…

Д. Вяткин: Требовать от государства всего причитающегося и положенного ему как гражданину России – да, конечно, у него остается такое право, если иное не предусмотрено законом.

Т. Москалькова: Наличие двух гражданств на самом деле для государств порождает целый ряд проблем. Это и вопросы службы в армии, и налогообложение, и выдачи граждан, совершивших преступление. Лицо, совершившее преступление, не может быть выдано другому государству. Вот как быть в таком случае, если российский гражданин совершил преступление на территории другого государства, и то другое государство тоже его не может нам выдать по своей Конституции? Конечно, это коллизия.

К. Затулин: Но эта коллизия легко решается при желании. На самом деле, для урегулирования вопросов двойного гражданства заключаются с государствами договора или в национальном законодательстве устанавливаются ограничения.

Т. Москалькова: Наверное, при наличии закона. И вот мы выходим с вами на крупную проблему, что нет сегодня законодательства о правовом статусе лиц, имеющих два гражданства или с двойным гражданством.

К. Затулин: Это же, наверное, неслучайно, что, несмотря на то, что Конституция наша подтвердила это право в 1993 году, когда она была принята, с тех пор за все эти 20 лет мы толком не развивали вообще законодательство о двойном гражданстве, или развивали в определенном направлении, вот мы сейчас к этому подойдем.

Т. Москалькова: А мы до сих пор не знали масштабов этой проблемы. А вот сегодня, когда в силу закона нового об учете лиц, имеющих двойное гражданство, мы провели такой учет, и сегодня поставлено на регистрацию, учтено лиц с двойным гражданством или имеющих вид на жительство – 800 тысяч, почти миллион.

К. Затулин: Ваш комитет ускоренным порядком в течение одной недели в трех чтениях 14, 20, 23 мая принял, например, закон о том, чтобы лица, у которых есть двойное гражданство, немедленно явились – ну, там был назван срок до, по-моему, октября 2014 года и заявили об этом. А в случае, если они этого не сделают, следует их наказать штрафом или даже уголовным заключением.

Д. Вяткин: Не заключением.

Т. Москалькова: Ну, уголовной ответственностью.

К. Затулин: Уголовная ответственность. До одного года…

Д. Вяткин: Уголовным штрафом.

К. Затулин: Я считаю, что этот закон произвел оглушающее впечатление на нашу диаспору за рубежом. Люди боятся ехать в Россию.

Т. Москалькова: Нет такого.

К. Затулин: Не нет такого, а такое есть. Я только что вернулся из Канады, я вам приведу пример. Канада – это третья страна вслед за Великобританией и США, которая послала своих инструкторов на Украину сегодня. И все это действует под влиянием активной украинской диаспоры. Но там, в Канаде, живет 400 тысяч граждан Российской Федерации. Какой месседж мы им посылаем? «Вы вообще на подозрении, ребята. Вы живете не у нас в стране, а живете в Канаде или, допустим, где-то еще».

Д. Вяткин: Не согласен.

К. Затулин: «Вы обязаны зарегистрироваться, а если вы не зарегистрируетесь, мы с вам спросим».

Д. Вяткин: Вообще не проблема.

К. Затулин: Вам же пришлось переносить сроки, которые вы вначале установили по этому закону?

Т. Москалькова: Это верно.

Д. Вяткин: От эмоций теперь перейдем к обычной практике. Первое: они обязаны зарегистрироваться. О регистрации вообще речь не идет, об уведомлении. Простом уведомлении, включая уведомление по почте. Без проблем.

Т. Москалькова: Через 60 суток после того, как ты получил второе гражданство.

Д. Вяткин: Через 60 суток… Это первое. Или, если ты проживаешь за рубежом, то когда ты приехал, то ты тогда уведомил.

Т. Москалькова: Да, когда ты пересек границу…

Д. Вяткин: Никаких проблем. Есть уже, насколько я понимаю, видимо, примеры – может быть, я не могу их озвучить – когда лица, занимающие какие-либо должности, тщательно скрывая наличие у них иного гражданства, фактически нарушали закон и так далее. И эта обязанность, не подкрепленная какой-либо санкцией, достаточно жесткой, вот, превращалась в фикцию. Интерес…

К. Затулин: Ну, я хочу сказать, что в этом случае они нарушали другие законы уже по факту.

Д. Вяткин: Интерес есть, к сожалению, у определенной части наших сограждан в том, чтобы скрывать наличие второго гражданства, и в этом случае государство, для того, чтобы обеспечить исполнение закона, действительно установило санкции вплоть до уголовной – правда, в тюрьму, конечно, никто не собирается никого сажать. Есть уголовные штрафы, есть действительно серьезные последствия в виде судимости, но закон должен быть исполнен.

К. Затулин: Я вам хочу задать главный вопрос: вы вообще считаете, что двойное гражданство – это зло или это благо?

Д. Вяткин: Это не зло и не благо, потому что если мы будем все в черно-белых тонах вот так рассматривать…

К. Затулин: Я рассматриваю это с точки зрения того, что наш народ является разделенным. Между прочим, и наш русский народ, и наш татарский народ, и наш адыгейский народ тоже является разделенным. И в этой ситуации…

Т. Москалькова: Мы очень много сделали для объединения. Очень много.

К. Затулин: Да я знаю, что мы сделали. Мы провозгласили в законе о государственной политике поддержки соотечественников за рубежом, принятом в 1999 году, например, выдачу свидетельства соотечественника – не выдали ни одного. А потом в 2010 году отменили эту норму как таковую.

Д. Вяткин: Если мы сводим всю политику работы и поддержки соотечественников, бывших граждан СССР или их потомков, детей и внуков, только к выдаче паспортов – простите меня, это профанация. Причем страшнейшая профанация как для тех людей, которых мы якобы готовы облагодетельствовать этим самым, так и для наших сограждан, которым мы говорим: «Вы знаете, там у нас есть соотечественники, мы им сейчас раздадим паспорта. Мы будем… мы будем нести перед ними определенные обязательства, в том числе и финансовые. В том числе и финансовые. А вы, кто здесь живет и работает, эти финансовые обязательства обеспечьте, потому что нам надо содержать еще 60-70-100 миллионов наших сограждан, которым мы раздали паспорта». Вот как мы о них заботимся?

Т. Москалькова: А если мы дадим гражданство… Если мы дадим паспорта без обеспечения…

Д. Вяткин: Вы к этому призываете? Вы к этому призываете? Я считаю, что такое массовое принятие в российское гражданство иностранных граждан, которые не собираются переселяться на территорию Российской Федерации, это нужно делать либо в исключительных случаях, но никак не в массовом порядке. Объясню еще раз – потому что основной критерий это переезд на территорию Российской Федерации, это важнейший.

К. Затулин: Этот критерий вы не назвали в законе о государственной политике.

Д. Вяткин: Ну и что?

К. Затулин: Как ну и что?

Д. Вяткин: Позвольте договорить все-таки. Я считаю, что работа с соотечественниками по поддержанию культурных связей, образовательных, развитию русского языка, развитию культуры.

Т. Москалькова: В гуманитарной сфере.

Д. Вяткин: Да, в гуманитарной сфере, в образовательной, можно делать и без предоставления в массовом порядке упрощенном российского гражданства иностранным гражданам, которые не собираются к нам переезжать. Я считаю, что можно проводить эту политику и без той меры, о которой мы сейчас спорим уже, наверное, час.

К. Затулин: Я призываю сделать то, что обещали делать мы в своем законе о государственной политике, а именно предоставить право на упрощенное получение гражданства соотечественникам, вне зависимости от того, переезжают они сюда в Россию – спасибо им за это – или не переезжают. Мы оказались в ситуации, когда нам нужна поддержка из-за рубежа. Наша диаспора за рубежом, посмотрите, как ведет себя израильская диаспора, армянская, китайская – она первый помощник этих государств.

Т. Москалькова: А вы думаете, если эти граждане будет с паспортами России, их позиция будет иная?

Д. Вяткин: Ничего подобного, абсолютно.

К. Затулин: Поверьте, я знаю отношение и старой эмиграции, которая получила (избранные люди) от президента паспорта, лично, персонально – граф Шереметьев, князь Лобанов-Ростовский – вы посмотрите, как они активно выступают в поддержку России, они чувствуют, что проблемы России это их проблемы.

Д. Вяткин: С точки зрения эмоциональной вы абсолютно правы, но, как мы уже сегодня говорили, ровно было на бумаге. Так вот, эти овраги вылезут как только мы приступим к массовому предоставлению иностранным гражданам российского гражданства, которые никогда не собирались…

К. Затулин: А вы поменяйте слово «иностранных граждан» (я вижу, вы не любите национальных тем, но у нас передача называется «Русский вопрос») замените слово «иностранных граждан» на «русские люди за рубежом» и вам будет гораздо проще отнестись к этому эмоционально и правовым образом тоже.

Д. Вяткин: При определении и отделении русского от нерусского мы очень быстро придем к циркулям и это будет обыкновенный фашизм.

К. Затулин: Вы меня извините, это очень странная история.

Т. Москалькова: Это очень резко.

Д. Вяткин: Это резко, это резко.

К. Затулин: Очень странная история.Вы что, можете заставить татарина перестать быть татарином? А то, что он настаивает на том, что он татарин или чеченец это вы считаете проявлением фашизма, что ли?

Д. Вяткин: Нет, я не это имею в виду.

К. Затулин: Вы предоставьте русскому народу ровно такое же право гордиться тем, что он русский, как и всем другим народам в России.

Д. Вяткин: И я горжусь. Мы поддерживаем и защищаем граждан Российской Федерации, и то, что прием в российское гражданство действительно ограничен весьма серьезным условием о том, что необходимо переезжать сюда. Есть исключения из этого правила, но еще раз подчеркну – общее правило продиктовано тем, что государство должно оценивать, возможно ли ему исполнить все обязательства перед своими гражданами, в том числе проживающими за рубежом в массовом порядке.

К. Затулин: Подсчитайте это. Вы же не подсчитали, сколько это стоит. Ваш в данном случае подход в том, что надо работать с активом – я поддерживаю, давайте работать, но надо понимать, что актив есть актив, а есть еще массив и с ним тоже надо работать.

Т. Москалькова: А есть еще российский народ с российским бюджетом, с его проблемами.

К. Затулин: Мои симпатичные собеседники не одиноки в своих суждениях. Мнение, что предоставление российского гражданства соотечественникам за рубежом обездолит живущих в России, оказывается распространено в Государственной Думе Российской Федерации. И особенно, почему-то, в комитете Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, который на протяжении многих лет блокирует возможность активной и глубокой работы с российской диаспорой за рубежом.

Сюжет (Сергей Иванов, заместитель председателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству (по телефону): Я спрашиваю: «Польза для России какая от такого вот шага?» Ладно, выдали им всем российские паспорта, и чего дальше? Они налоги платят в российскую казну? Не платят. Они нам помогают? Никак не помогают. Единственно, что у них есть документ, который им душу греет. Я не против этого, но с точки зрения государства, нам-то что?

К. Затулин: Действительно, нам то что до проблем миллионов русских за рубежом? Зачем нам что-то делать для облегчения их положения?

Сюжет (Валерий Юшин, председатель русской общины Таджикистана в 1994 – 2002 гг.): Автоматически за получением гражданства следует то, что Россия обеспечивает защиту своих граждан. Это уже не абстрактные соотечественники, которые в лучшем случае могут получить моральную защиту – это граждане России, которые находятся за пределами России.

Если бы русские люди, проживающие на Украине или даже украинцы, которые считают себя больше русскими и для них русский язык является родным, имели бы российское гражданство, вряд ли бы власти, которые сейчас пришли в Киеве, могли бы позволить такой террор, который они сейчас позволили. Это такая политическая часть.

Но есть, конечно, превентивная: зная, что на твоей территории проживает не только твои граждане, но еще и граждане России, которые и этнически, и в языковом отношении, и политически и исторически тяготили к России, но они просто не хотят переезжать, потому что здесь их родина и здесь их исторические, вековые корни. И вот эта двойственность, которая существовала, она бы не довела до такой ситуации, которую мы имеем. Двойное гражданство, на мой взгляд, это превентивная мера, которая может не допускать появление горячих процессов, как в политической, так и в какой-то криминальной, экстремистской форме. Мы фактически являемся разделенным народом, мы никуда не уезжали. Русские не уезжали с Прибалтики, ни с Беларуси, ни с Украины, ни с Казахстана – с их исторических земель, на которых их предки жили веками.

Цитата (Татьяна ЖДАНОК, депутат Европарламента от Латвии (из передачи «Русский вопрос» от 26 декабря 2012 г.): «Пошла совершенно жесткая политика выдавливания максимального числа русскоязычных из Латвии, а затем, она продолжается и сейчас, это политика насильственной ассимиляции тех, кто живет сейчас. Конечно, возможность получения российского гражданства, сохраняя гражданство своей страны помогло бы против ассимиляции».

К. Затулин: Разумеется, тонкая перенастройка нашей работы с Русским миром не терпит топорных методов. Не вижу никакого смысла в том, чтобы пугать всех и каждого за рубежом уголовным преследованием за так называемое сокрытие факта своего второго гражданства. Пора понять, что возможность двойного гражданства может быть полезным аргументом – как например в случае с Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем, где российское гражданство играет ключевую роль в жизни населения.

Но не подумайте, что потребность в двойном гражданстве есть только в ближнем зарубежье. Россия через двадцать лет после распада Союза лишь в начале пути к потомкам русской эмиграции, тем, кто в результате революции и Гражданской войны был вынужден покинуть Россию.

Сюжет (князь Никита Лобанов-Ростовский, заместитель председателя Международного совета российских соотечественников (из передачи «Русский вопрос» от 26 декабря 2012 г.): «Я ощущаю обязанность к Отечеству и потому по мере своих возможностей стараюсь быть деятельным в России, по крайней мере, в контексте культуры и соотечественников. Так что связь есть. Если российское Правительство провело бы закон, который говорит, что русскоязычному потомку, русскому полагается российское гражданство и полагается в упрощенном виде, потому что сейчас страшная волокита нормальному человеку получить. Я думаю, что это было бы сильная моральная поддержка и, может быть, причастность к Отечеству. Так что это стоит сделать».

Резюме К. Затулина: Российская Конституция позволяет гражданам России иметь двойное гражданство. Мы знаем, что немалая часть российской элиты, во всяком случае, до последнего времени, имела не только российский паспорт.

Но оказывается то, «что позволено Юпитеру, не позволено быку». Богатые и влиятельные всегда находили возможность, если надо, получить второй и третий паспорт. Когда речь зашла о простых людях, от которых в 1991 году уехало общее государство, на их пути к получению российского паспорта встали трудности жизни, политика новых независимых государств и барьеры российского закона о гражданстве. Мы не считаем нужным поделиться с ними российским гражданством, как они того хотят, требуя, как условие, чтобы они бросили все и переехали в Россию. Но что будет, если русские повсюду и прежде всего и в ближнем зарубежье, последуют этой установке?

Очевидно, что повсеместно в соседних странах изменится этнополитический ландшафт. Мы подыграем тем, кто желает, чтобы Украина была только для украинцев, Казахстан – для казахов, Латвия – для латышей. Со всеми вытекающими последствиями для внутренней и внешней политики этих государств, которых еще меньше что-либо будет связывать с Россией. Это и станет окончательным историческим поражением России на том пространстве, где тысячу с лишним лет развивалась сначала русская, а затем российская цивилизация. К тому же, реальная возможность сегодняшней России принять и достойно обустроить всех без исключения соотечественников на своей территории, о которой говорил Ельцин в 1991 году оказалась блефом. Если речь не идет о прямой и непосредственной угрозе жизни наших соотечественников, гораздо правильнее было бы помочь им стать влиятельными – как евреи, армяне или китайцы – в государствах проживания, тем более соседних. И тем самым не доводить до того, чтобы пришлось взяться за оружие для защиты своих прав, как это произошло на Украине.

Дом, разделившийся в самом себе, не устоит. Наш дом разделился. Попробуем его склеить.

Горячий лед

К. Затулин: «Закона не нарушает, но объяснений требует». Именно так отреагировали власти Норвегии на визит вице-премьера России Дмитрия Рогозина на Шпицберген в середине апреля. «После драки кулаками не машут», – таков был ответ самого Рогозина. Безобидная поездка, которая раньше привлекла бы внимание разве что местных СМИ, сегодня стала поводом для большого шума. Официальное заявление МИДа Норвегии, вызов посла России и шум в прессе. Что так не понравилось нашим скандинавским соседям и почему все это – продолжение Битвы за Арктику?

Сюжет: Шпицберген – это полярный архипелаг, который расположен в Северном Ледовитом океане. Архипелаг этот имеет особый статус. Все страны, подписавшие особый договор в 20-е годы XX века могут свободно посещать территорию архипелага и вести на нем хозяйственную деятельность. Кроме норвежских на Шпицбергене сегодня есть только русские поселения Баренцбург, Пирамида и Грумант. Сегодня здесь два официальных языка – русский и норвежский. Для посещения этих мест россиянам виза не нужна. Территория архипелага и прибрежные территории – демилитаризованная зона.

Две недели назад вице-премьер России Дмитрий Рогозин посетил Шпицберген. Он прибыл на церемонию открытия полярной станции Северный полюс-2015. Вице-премьер говорил об экологии, сохранении уникального образа жизни коренных жителей северных народов и о туризме.

Цитата (Дмитрий Рогозин, вице-премьер Правительства РФ): «У нас люди не знают Арктики. Я — хорошо информированный человек, но не представлял, как устроена жизнь россиян здесь, на Шпицбергене. Здесь есть что посмотреть, и можно заразиться Арктикой на всю жизнь».

К. Затулин: Визит и слова, сказанные на острове, не представляли из себя ничего необычного: официальная часть, после завершения церемонии ответы на вопросы журналистов и отбытие в сторону Северного полюса. Степень недовольства норвежских властей и СМИ никак не соответствую тону визита нашего вице-премьера.

Цитата (Гир Хённеланд, директор Института Фритьофа Нансена): «Поездка российского политика из санкционного списка на Шпицберген – это вызов Норвегии».

Сюжет: Норвегия объясняет свое недовольство визитом Дмитрия Рогозина тем, что вице-премьер находится в санкционном списке Евросоюза. В Министерстве иностранных дел Норвегии знают, что поездка российского политика не нарушает законодательства Королевства, однако считают нежелательным визиты фигурантов черного списка на архипелаг Шпицберген.

Цитата (Берье Бренде, министр иностранных дел Норвегии): «Норвегия стремится к хорошим отношениям с Россией…, и мы не намерены нагнетать напряженность… Но теперь правила будут изменены, и пусть ни у кого не будет сомнений в том, что объявленные санкции так же касаются Шпицбергена, как и материка».

К. Затулин: Но только ли в санкциях тут дело? И не являются ли санкции верхушкой айсберга? По нашему мнению истинная причина такого беспокойства кроется не в нарушении правил посещения Рогозиным Шпицбергена. Арктика – вот за что, переживает Норвегия, а вместе с ней и все страны, которые сегодня входят в Арктический совет. Битва за Арктику, которая давно идет, сейчас переходит на новый виток и уровень.

Сюжет: Арктический совет работает с 1996 года. Сегодня это главная организация по сотрудничеству в Арктике. Как в экологии, так и во всех сферах развития региона. Ядро совета – арктическая пятерка стран, которые имеют выход к Северному Ледовитому океану. Это Россия, США, Канада, Дания и Норвегия. Еще три страны – Финляндия, Швеция и Исландия входят с расширенный состав совета. Внутри России за Арктику с 3 февраля этого года отвечает Правительственная комиссия. Указ о ее создании подписал Президент Владимир Путин. Главой уже сейчас назначен Дмитрий Рогозин, который заставил так волноваться норвежские власти. Цели создания комиссии – решение задач социально-экономического характера и национальной безопасности, так как на нефтегазовые месторождения Арктики сейчас претендует целый ряд неарктических государств.

Цитата (Дмитрий Рогозин, вице-премьер Правительства РФ): «Сейчас у всех появились новые хищные амбиции, все устремились в Арктику. Это говорит о том, что сейчас в ней сходятся геополитические интересы всех ведущих стран. История говорит о том, что арктическая тема очень политизирована и надо здесь держать ухо в остро и защищать».

Сюжет: Сегодня Арктика – это территория, которая может принести пользу и оказать помощь любому государству. Основные конкуренты России в этом регионе сегодня – это США, Канада и Норвегия. Главная арктическая цель для них сегодня – запасы полезных ископаемых, которых в Арктике очень много. По оценкам экспертов подо льдами Арктики сегодня залегает около 83 млрд. баррелей нефти, а это 13% всех мировых неразведанных запасов. Природного газа в Арктике, по данным ученых, около 1500 трлн. кубометров. При этом большая часть неразведанных запасов нефти залегает вблизи берегов Аляски, а почти все арктические запасы природного газа – у берегов России. Общая стоимость минерального сырья в недрах арктических районов России, по оценкам, превышает 30 трлн. долларов, причем, две трети этой суммы приходится на долю энергоносителей. Ученые отмечают, что большая часть ресурсов находится на глубине менее 500 метров, а это значит, добывать их возможно.

К. Затулин: Россию конкурентам в Арктике есть за что не любить. Так совсем скоро мы должны подать заявку в ООН на расширение собственного шельфа, а значит документально, в мировом масштабе зафиксировать свои национальные арктические территории. Так же совсем недавно поступила Дания и ее автономная территория Гренландия. Однако, перспектива передачи России новых территорий мало у кого вызывает радость.

Сюжет (Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности): И США, и Канада, и Норвегия — они воспринимают действия России как опасные и недружественные. А на самом-то деле надо было воспринимать нас, конечно, как соседей-партнеров по Арктике, которые должны, если уж вещи своими именами называть, отгонять от Арктики те страны, которые снега в глаза не видели и вообще не знают где та Арктика находится.

Сюжет: Согласно положениям международного права, на континентальный шельф в Северном Ледовитом океане, помимо Российской Федерации, Дании и Гренландии, также претендуют США, Канада и Норвегия. Власти этих стран имеют право на континентальный шельф в зоне, пролегающей на далее 200 морских миль это своих границ. Если государство претендует на территорию, которая находится дальше, ему необходимо подать заявку в специальную комиссию ООН по границам континентального шельфа, что и собирается сделать Россия в самое ближайшее время.

Россия придерживается традиционно меридиального принципа о делении арктической территории. Этот принцип сложился еще в конце XIX века. Согласно ему, наша страна претендует на арктическую территорию от Мурманска до Чукотки, следуя по меридиану, а также выше до самого Северного полюса.

Цитата (Владимир Путин, Президент РФ): «Это наша территория. Мы будем возрождать там всю инфраструктуру военную, инфраструктуру МЧС, в том числе и для того, чтобы обеспечить безопасность проводки торговых судов, а не для того, чтобы с кем-то там воевать».

Сюжет (Константин Сивков, военный обозреватель, доктор военных наук): Сегодня мы просто восстанавливаем ту инфраструктуру, которая была потеряна в 90-е и 00-е годы. Арктика является ключевым регионом для безопасности РФ, именно через Арктический бассейн с северного стратегического направления проходят основные траектории полета и межконтинентальных баллистических ракет, и стратегической авиации с Североамериканского континента на территорию России, поэтому в этом регионе всегда была развита мощная инфраструктура, система противовоздушной обороны, которая контролировала воздушное пространство.

Кроме того в Баренцевом море, бассейне Карского моря и даже в полыньях ледовой шапки у полюса Северного Ледовитого океана могут действовать американские стратегические атомные подлодки с баллистическими ракетами на борьу В водах Северного Ледовитого океана действуют и американские многоцелевые подводные лодки с крылатыми ракетами, которые будут применены против территории России наиболее эффективным образом, поскольку из этого региона кратчайшие пути достижения политических и промышленных центров России. Поэтому контроль этого региона для России является жизненно важным.

В свое время в 90 годы мы потеряли этот контроль из-за преступной деятельности тогдашних властей. Сегодня мы его восстанавливаем, воссоздаем системы контроля водного и морского пространства, развертываем соответствующую инфраструктуру передового базирования. Все то, что обеспечивает защиту наших границ с северного стратегического направления. Это и является главной задачей, мы просто туда возвращаемся.

Резюме К. Затулина: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Глобальное потепление, таяние льдов делает в наше время возможным полноценный запуск Северного Морского Пути, как настоящей альтернативы Суэцкому и Панамскому каналам. Грузы из Европы в Азию и обратно смогут доставляться в три раза дешевле и быстрее. Уже сегодня Китай – крупнейший перевозчик грузов по северному пути.

Своей активностью в Арктике Россия подтверждает свой уникальный евразийский статус. Пожелаем успеха нашей новой Арктической комиссии.

И поздравим всех зрителей «Русского вопроса» с приближающимся 70-летием Великой Победы. Мы встретимся с Вами через две недели 14 мая в это же время на канале ТВ-Центр.

/