Екатерина Винокурова
Gazeta.ru
Российский корабль пытались не пустить через Керченский пролив
Украина отказалась пропустить российский военный корабль «Азов» через Керченский пролив. Украинская сторона требовала лоцманских сборов за проход по спорным водам, хотя в последние годы подобные сборы были отменены. Инцидент стал следствием газового конфликта между Москвой и Киевом и может служить поводом для возобновления переговоров по спорным водам вблизи острова Тузла.
Керченский центр регулирования движения судов отказался пропустить через Керченский пролив российский военно-десантный корабль «Азов», шедший из Севастополя в Азов для участия в мероприятиях в честь Дня города. Об этом «Газете.Ru» рассказал источник в руководстве Черноморского флота России.
По слова собеседника «Газеты.Ru», корабль проходил Керченский пролив, когда украинская сторона неожиданно предъявила требование заплатить лоцманский сбор. Россияне сочли требование неприемлемым, корабль прошел Керченский пролив по российской стороне канала и продолжает следовать заданным курсом.
Данный случай, отмечает источник «Газеты.Ru», является прецедентным, в настоящее время к решению конфликта подключились дипломаты с обеих сторон.
Источник «Газеты.Ru», хорошо знакомый с ситуацией вокруг корабля «Азов», считает данный инцидент прямым следствием нового газового конфликта между Россией и Украиной, а требование украинцев к руководству корабля уплатить лоцманский сбор называет «нетактичным», так как вопрос спорных вод не урегулирован и предъявлять в такой ситуации односторонние требования нетактично.
Новый виток российско-украинских разногласий по поводу поставок газа начался около недели назад. Минэнерго Украины заявило, что государство планирует с 2015 года сократить закупки газа с нынешних 40 млрд кубометров до 12,5 млрд кубометров. Кроме этого Украина заявила, что ликвидирует «Нафтогаз», а все соглашения будут пересмотрены. Украинскую сторону не устраивает формула цены на газ.
Депутат Госдумы из комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин напомнил «Газете.Ru», что в 90-е годы Украина, считающая своими воды фарватера Керченского пролива, начала брать с российских судов таможенные сборы за проход по нему.
В последние годы, когда воды были признаны спорными, плата не взимается.
Важную роль в территориальном споре между Россией и Украиной о принадлежности фарватера Керченского пролива играет остров Тузла. По словам Затулина, из карт XIX века очевидно, что исторически Тузла была российским полуостровом, примыкавшим к Таманскому. В конце XIX века между Таманским полуостровом и Тузлой был прорыт канал, который впоследствии стал большой протокой, а Тузла – российским островом.
Позже, в 1940-е годы, при советской власти Тузла была передана от одного исполкома партии, подчинявшегося краснодарскому облкому, другому, подчинявшемуся крымской администрации. Сделано это было в связи с инфраструктурной неразвитостью Краснодарского края и трудностями по доставке бюллетеней для голосования жителей острова: морем из Керчи бюллетени было доставить на Тузлу проще, чем из Краснодара. Позже Россия передала Крым Украине, Тузла стала украинской территорией, но Россия считает ее спорной.
Затулин полагает, что связка газового и территориального конфликтов в один не сыграет на руку ни России, ни Украине. По мнению политика, главным следствием из произошедшего инцидента должно стать возобновление переговоров по спорным водам Керченского пролива и острову Тузла.