Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        «Черт ногу сломит!» В Госдуме объяснили «корявость» законов

        Источник: НСН

        Законы в России нередко имеют неудобоваримый стиль, поскольку их пишут не политики, а никому не известные чиновники, заявил Telegram-каналу «Радиоточка НСН» один из авторов поправок в действующую Конституцию Константин Затулин.

        «Законы законам рознь. У нас доминируют законопроекты, внесенные правительством и президентом. Их значительно больше половины в общей массе принимаемых документов. Поэтому тексты, зачастую — плод творчества администраторов, чаще всего, анонимных для основной массы депутатов. Нередко законопроекты, предложенные депутатами, отвергаются, а правительственные или президентские – принимаются, хотя они такие же по сути. Именно потому, что законотворчество исходит в основном от исполнительной власти, преобладают разного рода сложные обороты и юридизмы. Черт ногу сломит!» — отметил депутат.

        Ранее эксперты Высшей школы экономики пришли к выводу, что тексты законов в России становятся все сложнее для восприятия из-за длины предложений, обилия причастных оборотов и других особенностей. Уровень непонятности документов измерен по методике Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ. Оказалось, что после конституционной реформы стал непонятнее даже текст Основного закона, хотя ему еще далеко до рекордсменов неясности.

        Депутат уверен, что его коллеги могли бы внести свой вклад в улучшении стилистики законов, однако для этого народным избранникам надо дать больше свободы в законотворчестве.

        «Важно, наконец, понять, что подготовка законов — дело профессионалов, в том числе, политиков. Есть масса документов, которые делаются в тиши кабинетов, причем, желательно так, чтобы депутаты не были к этому причастны. Наше законотворчество зиждется на духе принятия поправок к уже существующим законам. Отсюда все эти деепричастные, причастные обороты. На депутатов тексты сваливаются в виде законопроектов, где шаг влево, шаг вправо – расстрел, «не моги править», потому что документ исходит от уважаемой инстанции. Причем понятно, что президент и правительство не сами пишут эти законы, а некие люди, которые могут по-разному понимать стоящие перед ними задачи», — заключил депутат.

        Индекс синтаксической сложности законов по методике НИУ ВШЭ составил для самого непонятного текста 65, а для самого ясного — 16. Усредненный показатель, который рассчитали для более 600 федеральных законов, в этом году поднялся до 40,1 против 39,9 в 2020. В топ-10 самых сложных для восприятия законов попали акты, регулирующие пенсионное обеспечение, вопросы соцзащиты и исполнительного производства для жителей Крыма и Севастополя.

        /