Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        Чистосердечное признание. Интервью К.Затулина


        Елена Пеструхина

        Гудок

        После объявления независимости Косова вопреки ожиданиям сербов перед Россией неминуемо встанет вопрос о статусе Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии, которые признавать нужно бы-ло еще позавчера, считает директор Института стран СНГ, депутат Госдумы РФ Константин За-тулин.

        – Константин Федорович, может Косово рассматриваться как прецедент для признания независимости Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья?
        – Что бы ни говорили на Западе об «уникальности косовского случая», признание независимости края вопреки мнению Сербии – очевидный прецедент. Параллели с непризнанными республиками на территории бывшего СССР налицо: межнациональные конфликты возникли в процессе распада прежде существовавшего государства, велись боевые действия, что отягощает политические договоренности, не исключенные интересы третьих внешних сторон. «Уникальность» Косова только в том, что албанцы-косовары ни дня самостоятельно не боролись за свою независимость – они предъявили свои претензии из натовских обозов.
        С самого начала целью политических, а потом и военных акций НАТО против Югославии было рас-членение этой страны в своих геополитических интересах. Если посмотреть историю, Германия всегда старалась не допустить существования сильного славянского государства на Балканах. На днях немецкий посол в Сербии пригрозил: мол, если сербы не согласятся на независимость Косова, появятся и другие «проблемные территории» типа Воеводины (где есть венгерское меньшинство) и страна вообще распадется. Для США Югославия стала удобным поводом усилить свое присутствие в Европе. В Косове появилась крупнейшая за пределами США американская военная база. Разве иностранная оккупация – повод признания «независимости» территории?
        Россия на словах всегда осуждала натовскую войну против Югославии. Но в действиях не была последовательна. После того как премьер Примаков в знак протеста против натовских бомбежек развернул свой самолет, Россию на переговорах по Югославии стал представлять Виктор Черно-мырдин, который стремился продемонстрировать лояльность политике Запада. Сейчас иначе: Рос-сия будет твердо, до конца занимать позицию, что независимость Косова возможна только с согла-сия Сербии. Мы обладаем правом вето, и под флагом ООН никакие резолюции о независимости Косова не пройдут. Это вдохновляет сербский народ. Прозападные политики, которые есть в Сер-бии, при всем желании не могут объявить о капитуляции, потому что сразу станут политическими трупами. В этой ситуации Запад начнет сценарий одностороннего признания независимости Косо-ва. Сначала его признает Албания, потом, вероятно, какие-то третьи страны и достаточно быстро – страны Европы и США.
        А перед Россией неминуемо встанет вопрос о признании независимости постсоветских республик. Это дополнительное обстоятельство, которое побуждает Россию проявлять твердость в косовском вопросе.
        – Поясните…
        – В России нет полного единства мнений в верхах в отношении своевременности и возможности признания непризнанных республик. Есть желание максимально оттянуть момент, когда придется принимать по ним решение. Я лично считаю, что признавать их нужно было еще позавчера. Потому что у Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья и – добавлю – Нагорного Карабаха гораздо больше исторических, юридических, политических прав на независимость, чем у Косова. Южная Осетия и Абхазия исторически никогда не были в составе грузинского государства, эти территории (без согласия жителей!) были включены в административные границы Грузинской республики в советский период. Осетия целиком вошла в Российскую империю – и только в советский период была разделена на север и юг. По советским законам союзные республики могли выйти из Союза, но при этом автономии имели право сами на референдуме решать, уходить или оставаться. Это право Абхазии и Южной Осетии на самостоятельный выбор было попрано. Грузия пыталась завое-вать автономные территории силой, и абхазы и осетины отстояли в борьбе свое право на незави-симость. Приднестровье тоже самостоятельно выдержало военную оборону. Российская армия – что бы ни говорили оппоненты – в конфликтах на этих территориях не участвовала. С момента распада СССР Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье ни дня не находились под чьей-то юрисдикцией, де-факто управлялись самостоятельно. Большинство жителей этих республик за эти годы приняли российское гражданство. Подавляющее большинство. Так что Россия несет ответственность за безопасность своих граждан.

        – Если Россия признает независимость Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья, то на годы впе-ред усложнятся отношения не только с Грузией и Молдовой, но и со всем Западом – вас это не тревожит?
        – Это главный официальный аргумент противников признания. Но с юридической стороны одно-стороннее признание независимости Косова западными странами открывает для России дорогу для согласия с суверенным статусом непризнанных республик на постсоветском пространстве. Что ка-сается отношений с Грузией – то они и так на точке замерзания, и не по вине России. У части на-шей элиты популярен сомнительный тезис: вознаграждать надо врагов, потому что друзья и так вознаграждены дружбой. По этой логике мы очень многое уступили Грузии: не вмешивались во время аджарского конфликта, вывели свои военные базы. Никакой благодарности взамен не полу-чили. Власти Грузии всегда вели себя непорядочно и по отношению к российским миротворцам, и по отношению к жителям непризнанных республик.
        Откровенно говоря, дело даже не в международном праве и не в отношениях с Грузией и Молдо-вой. Вот как воспринимает задачу большая часть российского истеблишмента, принимающего ре-шения: не вступать в конфронтацию с мировой сверхдержавой по тем поводам, которые не явля-ются для России краеугольными. А взамен России желательно получить от Запада добро на возро-ждение мощи нашей страны. Это не значит, что, если США и ЕС согласия не дадут, Россия не воз-родится. Просто если нам будут постоянно мешать, инициировать конфликты – а у Запада есть та-кая возможность, – экономическое развитие России будет идти медленнее, стоить нам будет доро-же.

        – Даже сохранение Югославии «краеугольным» не признали, так ли уж важны для России «непри-знанные»?
        – Я уверен: если после Косова Россия не признает постсоветские республики, мы получим на годы вперед проблемы на российском Северном Кавказе и общее негативное отношение народа к вла-сти внутри самой РФ. Наш народ чрезвычайно остро реагирует на то, что он считает несправедли-востью и предательством, и не склонен к полутонам. Я предлагаю подготовиться к признанию так, чтобы максимально минимизировать дипломатические последствия. Думаю, в сложившихся усло-виях в первую очередь следует говорить о признании Южной Осетии и Абхазии, которые граничат с Россией, и во вторую – о Приднестровье. Я не убежден, что Россия обязана признавать их пер-вой. Нужно в процессе международных переговоров собрать своеобразный «клуб» стран, которые могли бы их признать, а такие страны есть. Например, Белоруссия или Венесуэла, от парламента которой, кстати, в Цхинвале на выборах был наблюдатель. Конечно, Запад обрушит на Россию шквал критики. Ну и что? От нашей нефти и газа они все равно не откажутся. Пора перестать за-ниматься самозапугиванием, которое очевидно присутствует среди российских политиков. Всем известно: Америка оттачивает свой патриотизм на заведомо слабых противниках и старается особо не задевать тех, кто может дать отпор, с кем связываться – себе дороже.

        /