Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        ЧТО ОН ИСКАЛ? СОВЕСТЬ. Памяти Станислава Говорухина


        Сегодня первый рабочий день с тех пор, как в субботу, 16 июня, мы проводили Станислава Сергеевича Говорухина. Я успел рано утром вернуться из Сочи, чтобы увидеть своего старшего друга и товарища в последний раз. Был в Храме Христа на отпевании, стоял у свежей могилы на Новодевичьем кладбище, а потом выпил рюмку водки за упокой вместе со многими другими хорошими людьми.

        Карен Шахназаров на поминках предложил мне сказать несколько слов. Я сказал.

        Что люди теперь спорят, какой фильм Говорухина лучше – слава Богу, есть из чего выбирать. Ему нравилось, что мне нравится «День ангела» (хотя это не значит, что мне не нравится все остальное).

        Что не успели мы его проводить, как принялись наводить на него хрестоматийный глянец: он де был  и добрый, и светлый, и радостный, и проч. Может быть, это хорошо о нас самих свидетельствует. Может, так лучше. Но вот что я написал ему в поздравлении к юбилею, в 2016 году: «Моего ума недостает, чтобы понять, как самолюбивый, неудобный, злой на язык, на всех раздраженный, много курящий и сводящий с ума чужих женщин человек, даже если он великий режиссер, может быть любимцем миллионов добропорядочных граждан».

        Не мне судить его творчество. Я его люблю за все, хотя не все я люблю. Он снял «Так жить нельзя», обличив пороки советского общества. А через несколько лет – «Великую криминальную революцию», ужаснувшись вместе со всей страной тому, как мы, принявшись лечить эти пороки, развалили великую страну.

        1-kfzgovСтанислав Говорухин был справедливым человеком. Он никогда не предавал свою совесть. Это объединило нас в одно политическое поколение  – все 90-е мы были в оппозиции, и пошли при Путине вновь в депутаты, во власть, в надежде помочь ей извлечь выводы.

        Я сказал, что теперь, когда патриотизм в моде, много патриотов по должности или «по поручению». Говорухин был патриотом по призванию. Я помню, как 101_crвзялся помочь ему, ставшему в 2011 году начальником предвыборного Штаба возвращающегося в Президенты Владимира Путина. Я выпал тогда из депутатского гнезда Государственной Думы, и Стас оформил меня своим помощником на общественных началах (эта важная ксива дает единственное фантастическое право: проходить в здание на Охотном ряду в Москве без заказа пропуска). По  инициативе Юры Полякова, главного редактора «Литературной газеты», мы выпустили брошюру «Сто один вопрос Станиславу Говорухину, начальнику предвыборного Штаба кандидата в Президенты Российской Федерации Владимира Путина». Я отвечал за ответы по Абхазии, Осетии, Приднестровью, отношениям с Белоруссией и Украиной, проблеме Крыма и др. Написал, что «считаю передачу Крыма в 1954 году, а затем его нынешнее пребывание в составе Украины самой яркой исторической несправедливостью по отношению к России и русскому народу». А потом, чтобы успокоить неизбежные страсти, − дело-то было при Януковиче, − высказался в том смысле, что в наше время возвращение Крыма и Севастополя мирным путем маловероятно, а военным − невозможно в принципе. Надо де сделать все, чтоб Украина сохранилась в едином экономическом, религиозном, культурно-историческом пространстве с Россией. «Суверенитеты можно принять, отсутствие общей исторической судьбы – нет».

        2-kfzgovЗа год до Майдана. Переговоры с Премьером Украины Николаем Азаровым

        Как Говорухин на меня набросился! «Как ты можешь писать, что Крым не вернется?». Он не был дипломатом и оказался проницательнее меня, четверть века отдавшего тому, чтобы Россия помнила о Крыме, а Крым – о России.

        Может быть, сказал я на поминках, в память о Говорухине освободим Одессу? Стоит посвятить этому оставшиеся в политике годы.

        Вот и все, или почти все, что было мною сказано в этот последний день с Говорухиным. За два года до этого, когда на канале ТВ-Центр еще выходила моя авторская телевизионная программа «Русский вопрос», я посвятил 80-летию Станислава Говорухина отдельный выпуск, взяв в качестве названия фразу из «Ворошиловского стрелка»: «Дед, а что они ищут?» − «Совесть».

        Станислав Говорухин всю жизнь и во всех делах искал совесть. Рухсаг у, как говорят наши братья-осетины.

        Константин ЗАТУЛИН

         


        Что он ищет? – Совесть
        (Станиславу Говорухину 80 лет).

        Из 125й передачи «Русский вопрос» от 13 апреля 2016 г.

        К.Затулин: Режиссер, сценарист, актер, продюсер, общественный и политический деятель. Все это Станислав Говорухин. В конце марта ему исполнилось 80. За что бы он не брался и чему бы себя не посвящал, будь то политика или работа на съемочной площадке, он все делает с максимальной самоотдачей: бескомпромиссно и самоотверженно. К своему юбилею Говорухин подходит человеком, у которого много противников, еще больше сторонников, но больше всего зрителей, благодарных и бесконечно преданных.

        Цитата (Владимир Путин, Президент России): «Талант, творческая энергия, умение трудиться с полной отдачей помогли вам состояться на режиссерском и актерском поприще, вписать немало ярких страниц в летопись отечественного кинематографического искусства».

        Цитата (Патриарх Кирилл): «Снятые вами художественные и документальные фильмы, которые знают миллионы зрителей, входят в золотой фонд отечественного кинематографа. Отрадно отметить, что в своих работах вы стремитесь затрагивать актуальные темы, уделяя внимание важным нравственным вопросам, стоящим перед людьми в условиях современного мира».

        Сюжет: Говорухин родился на территории нынешнего Пермского края, в городе Березники. Его отец, настоящий донской казак, был репрессирован и умер в Сибири через два года после рождения сына. Будущего режиссера вместе с сестрой воспитывала мать, простая портниха Прасковья Глазкова. В 22 года Станислав заканчивает геологический факультет Казанского государственного университета. Говорят, что по специальности Говорухин не работал ни дня, а все время грезил большим кино. В 1961 году он поступает во ВГИК, а через 6 лет заканчивает его, устраивается на Одесскую киностудию и сразу же снимает знаменитую «Вертикаль» с Высоцким.

        Цитата (Лариса Лужина, актриса): «Художественный совет не хотел, чтобы Высоцкий снимался. Так и говорили: «Нам не нужна эта головная боль». Но Говорухин всех убедил: сниматься должен только Высоцкий. Это было проявление характера с его стороны».

        Сюжет: Каждый новый фильм Говорухина был событием. И если дипломная «Вертикаль» для всех открыла будущего мастера, то «Место встречи изменить нельзя», который появился через 12 лет, был работой от уже состоявшегося режиссера. Интересный факт. Статистика доказала, что во второй декаде ноября 1979 года в крупных городах Советского Союза было совершено на порядок меньше тяжких преступлений, чем декадой раньше или позже. Люди смотрели сериал не отрываясь. Или просто на время стали чуть лучше.

        Цитата (Георгий Митасов, чемпион мира по русскому бильярду, писатель, друг Станислава Говорухина): «Такой фильм как «Место встречи…» никто бы другой, кроме Говорухина, никогда бы не дотащил до зрителя. Снять-то сняли бы многие, но преодолеть все идеологические, ведомственные и цензурные рогатки – такое было под силу лишь пробивному, как танк, Станиславу».

        Цитата (Владимир Конкин, актер): «Снималась картина тяжело и стоила Говорухину седых волос… Говорухин пошел на страшный риск, начал снимать Высоцкого без последней высокой подписи. Владимир Семенович категорически не хотел надевать милицейскую форму. Высоцкий в этом смысле был далеко не подарок для режиссера. Был скандал с руководством – почему следователь в таком виде? Что за вольница!»

        Сюжет: Говорухину довелось побывать ассистентом у Сергея Бондарчука на картине «Война и мир», он снялся у Сергея Соловьева в «Ассе». Кира Муратова планировала снять его в роли Печорина, но проект закрыли. Он писал сценарий к самому кассовому фильму в СССР, к «Пиратам ХХ века». Говорухин профессионально многолик и за что бы он не брался – он доделывает это до конца и во всем добивается признания и успеха. Но самое главное, он во всем следует своим принципам и убеждениям.

        К.Затулин: Он всегда гнет свою линию. Так про Говорухина говорят те, кто хоть немного с ним знаком. Каждый раз, когда он приступал к работе над фильмом, он был уверен, что делает кино не для критиков, а для зрителей. В какой-то момент он понял, что должен делать кино еще и для себя, потому что больше не может молчать. Говорухин – документалист, еще одна гениальная грань Станислава Сергеевича.

        Сюжет: Все началось, когда в 1990-ом году на свет появилась картина «Так жить нельзя». Стало понятно, что Говорухин-режиссер это не только острота сюжета и фактура образа. Это еще нравственный взгляд на историю, на сегодняшней день, оценка места России в истории и в мире.

        Цитата (Виктор Баранец, военный обозреватель): «Что же касается Говорухина-публициста, то он не раз брал на себя роль беспощадного кинохирурга, который без наркоза вырезал гнойные моральные опухоли в мозгах соотечественников».

        Сюжет: Фильмы «Так жить нельзя», «Великая криминальная революция», «Час негодяев» и «Россия, которую мы потеряли» – своего рода публицистический сборник Станислава Говорухина. Режиссер много времени провел в архивах, библиотеках, фильмохранилищах. Его документальные картины – свидетельства времени, и того, которое он видел своими глазами и того, что уж нет, но которое сделало нашу страну такой. Мы видим и ужасы постперестроечного периода в «Так жить нельзя» и вместе с автором анализируем царский и коммунистический период в «России, которую мы потеряли». Говорухин в своих документальных фильмах заставляет задуматься и о своей стране и о том, почему она такая.

        Цитата (из фильма «Россия, которую мы потеряли»): «Россия. Загадочная, незнакомая страна. Так уж получилось, что мы ничего не знаем о ней. Поэтому, наверное, и живем так трудно и так глупо… Чем больше узнаешь эту незнакомую страну, тем крепче влюбляешься в нее. Это происходит невольно…»

        Сюжет: Документальные фильмы Говорухина, а особенно «Так жить нельзя» изменили и самого режиссера и его отношение к жизни. Сразу после выхода документальной картины на экраны, в начале 90-х Говорухин идет в политику. Во время августовских событий 1991 года Станислав Сергеевич находится в здании Совета и Правительства РФ, в декабре 1993 он избирается в Государственную Думу. Во втором созыве он избирается в Думу по одномандатному округу и становится главой Комитета по культуре. За время его работы на этом посту увеличивается финансирование искусства и кинематографа, повышаются зарплаты работникам культуры.

        Цитата (Мария Аронова, актриса): «Мне кажется, это хорошо для нашей страны, что рядом с людьми, которые принимают решения, есть такой человек, как Станислав Сергеевич. Может быть, они к нему прислушаются. Но для нас всех важно, чтобы у него оставались силы на все, потому что он ничего не умеет делать наполовину».

        К.Затулин: Мало кто сомневается в нравственных принципах Говорухина. Рассказывают такой случай. 10 лет назад, перед 70-летним юбилеем, на Гатчинском фестивале «Литература и кино» ему вручили Гран-при за фильм «Не хлебом единым». Губернатор Ленинградской области приложил к награде конверт. Тогда режиссер заглянул в него и произнес: «Нехорошо вывозить деньги из области, которая в них нуждается». Тут же пригласил на сцену директора местной библиотеки, передал ей конверт и сказал: «Купите детям хорошие книги. Не какую-нибудь муть».

        Цитата (Виктор Баранец, военный обозреватель): «Надо быть слишком мужественным и честным человеком, чтобы перед всей Россией сказать: «У меня много грехов. Гореть мне в аду». Не каждый депутат Госдумы отважится на такое».

        Сюжет: В 1999 году он приступил к съемкам фильма «Ворошиловский стрелок». Для главы комитета Госдумы по культуре проблем со съемками не возникло, но вот возникли опасения о реакции, которая может последовать на фильм.

        Цитата (Александр Бородянский, сценарист): «Считается, что народ у нас жестокий. Но это неправда. Не могут быть все поголовно злыми… Только продюсеры говорили, что после этого фильма начнут убивать «новых русских». «Вы за самосуд?!» – ужасались они. Теоретически я против самосуда. Но если человека доводят до такого состояния, как главного героя, то как быть?»

        К.Затулин: Мы задержались с выходом этой программы, которую готовили к юбилею Станислава Сергеевича 29 марта. Причина и виновник в одном лице – сам Станислав Сергеевич Говорухин. Хоть я еще в 1994 году в первой Государственной Думе познакомившись с Говорухиным перешел во фракцию Демократической партии России, которую он тогда возглавил, позже, уже в 2012, был его добровольным помощником в предвыборном штабе Владимира Путина, а теперь ношу в кармане удостоверение помощника депутата Госдумы Станислава Говорухина на общественных началах, все эти мои заслуги не перевесили раздражение мастера от комментариев к собственному юбилею. В поисках собеседника мы решили обратиться к его коллеге и другу кинорежиссеру Карену Шахназарову. В конце концов, именно Шахназарова наш юбиляр избрал тамадой на вынужденном юбилейном вечере с видом на Кремль, который Говорухина  прямо таки заставили —  и правильно сделали – провести.

        Студия

        img_041К.Затулин: В недавнем интервью Станислав Сергеевич Говорухин, оценивая свои работы в кино, сказал, что «Вертикаль» – это слабый фильм. А лучший его фильм — «Не хлебом единым». Вот я, например, с этим не согласен, а вот какое у Вас мнение, какой у Вас лучший фильм Говорухина?

        Карен Шахназаров (генеральный директор киноконцерна «Мосфильм»): Ну, я очень люблю «Место встречи».

        К.Затулин:  Может это просто у него свойственный ему дух противоречия? Вот  все про «Вертикаль», а я…

        К.Шахназаров: Может быть и дух противоречия. Станислав Сергеевич, он да, он такой.

        К.Затулин: Совмещение в себе талантов и режиссера, и продюсера, и сценариста, и актёра. Вот кто, по-Вашему, такой Станислав Сергеевич Говорухин?

        К.Шахназаров: Это совмещение талантов, в общем, понятно. Вот совмещение всего этого и при этом вообще-то крупного политического деятеля.

        К.Затулин: Ну да.

        К.Шахназаров: Крупного. Но ты не можешь найти вот в истории нашего, допустим, кино такого аналога. Нет.

        К.Затулин: Ну, я помню, когда говорили об Ульянове, в годы перестройки, я помню, заголовок одной статьи. Актер, который мог бы быть президентом. Но он так и не стал.

        К.Шахназаров: Нет, нет. Ну Ульянов все равно, он так… он не был политиком. Он был как там членом ЦК, он был, так сказать, облечен властью, приближен к власти, ну он был художник, приближенный к власти, но Слава, Станислав Сергеевич, он реальный политик, он человек, который реально в нашей политике в последние 25 лет…

        К.Затулин: Чем он так привлек Путина? Вот Путин, ну, я не буду сейчас цитировать то, что он сказал на дне рождения Говорухина, но в общем, началось с того, что Говорухин был его конкурентом на выборах, да, все кандидаты – конкуренты друг другу, закончилось, по крайней мере, на этом этапе начальником штаба… Да, и так сказать, человек, который сыграл вообще и своими фильмами публицистическими очень большую.. вообще влияние оказал…

        К.Шахназаров: Ну я думаю, что вот это сочетание в значительной степени, я не знаю, конечно, надо это у Владимира Владимировича спрашивать, но мне кажется, что он просчитывал это.  С одной  стороны, он очень популярный. И при этом сочетание политического огромного опыта. И уже к тому времени, когда это была кампания 12-го года, ну он уже в политике был, матерый как говорится, политик. Я думаю, что это все сказалось при выборе.

        К.Затулин: Это очень любопытный феномен.  Человек, который так безапелляционно высказывается, который не очень любит возражения — и при этом всеобщий любимец.

        К.Шахназаров: В нем есть та мера огромная, во-первых, порядочности, во-вторых, когда… когда..

        К.Затулин: Все-таки справедливый человек?

        К.Шахназаров: Да, он, в нем… в нем это присутствует. Он искренний. Он вот искренен. Он может быть, порой так сказать, резок. Но все-таки в нем это … в нем невозможно заподозрить лицемерие. Он действительно в этом смысле человек очень как бы каких-то правильных очень…

        К.Затулин: Принципов.

        К.Шахназаров: Принципов. И я думаю, что это заставляет людей самых разных, и в том числе, политически с ним диаметральных взглядов относиться к нему с уважением. Мне кажется, что…

        К.Затулин: Ну да, все-таки он тоже менялся с течением времени, я был с ним депутатом в первой Думе и как бы я ушел из своей фракции, перешел в его фракцию. Это была фракция — Демократическая партия России, он ее возглавил. Через какое-то время мы видим Говорухина депутатом от Ставрополья. Он был в Народно-патриотическом фронте, а теперь он председатель Общенародного российского фронта. Вот он тогда, в общем, его поддерживали коммунисты. Но сегодня он, по идее, он как бы политический оппонент коммунистов в этой Государственной Думе и они все вот с огромным уважением.

        К.Шахназаров: Да, его политическая судьба, так сказать, она проходила через разные этапы и в этом для политика, на мой взгляд, нет ничего предосудительного.

        К.Затулин: Но это не было никогда предательством.

        К.Шахназаров: Ну это не было во-первых, предательством, во-вторых, всегда можно проследить, он все-таки всегда стоял на позициях так сказать, служения стране, и то что сейчас называется там патриотической позицией, так сказать, ну он на ней всегда стоял. Партии приходили и уходили. А он стоял и тогда, когда вообще это было бранным словом. Если ты помнишь – в конце 80-х, начале 90-х.

        К.Затулин: Политика политикой, но вот у Вас со Станиславом Сергеевичем много совместных рабочих проектов. Оргкомитет года кино. Я просто перечислю. Ялтинская киностудия, Президентский совет по культуре. Совместно фильмы продюссируете. Вот насколько ваши взгляды в работе совпадают, легко Вам с Говорухиным, трудно?

        К.Шахназаров: Ну у нас вообще очень такие со Станиславом Сергеевичем дружеские отношения, которые поддерживаются нашими застольями. И во время  этих застолий мы говорим, конечно, на самые любые темы, он, кстати, блистательный, конечно, ну ты знаешь, собеседник, потрясающий вообще рассказчик. Я получаю колоссальное удовольствие вообще от общения с ним, при этой его сумасшедшей эрудиции. Слушай, он может читать стихи сутками. Он знает неимоверное число стихов. Он наизусть может читать там прозу Гоголя, Чехова. У него какая-то фантастическая память, я говорю, он мне напоминает в этом смысле моего  покойного отца, мой отец был фантастически эрудированный, Хотя бывает, что мы спорим. Он же спорщик большой, Станислав Сергеевич.

        К.Затулин: Да, да. Причём, если он в чем-то уверен, его не сдвинешь.

        К.Шахназаров: Да. Он настолько сам по себе мощная личность, что вот все, что вокруг него, оно становится говорухиновским.

        К.Затулин: Он еще и эксперт по напиткам, по кушанья, застольям.

        К.Шахназаров: Да-да-да. так сказать. И поэтому вот он спорит всегда и убеждает, что ты не должен делать этого, обязательно должен это. Это вот надо пить так.

        К.Затулин: Он как-то менялся как режиссер вот за время своей карьеры творческой?

        К.Шахназаров: Мне кажется, нет. Мне кажется, его стиль, его устремления в режиссуре, они.. как.. это тоже признак вообще большого мастера и большого художника. Потому что если посмотришь его картину… То есть они стали более мастеровиты, да. Естественно, он с годами приобретает новый опыт… Но его основные темы, они остались все теми же, как во времена «Вертикали» или там фильмы, которые я очень люблю и которые мало кто помнит. «День ангела».

        К.Затулин: Это мой любимый фильм.

        К.Шахназаров: Да. И твой любимый фильм? И мой. Я обожаю этот фильм. это его… его взгляд на жизнь, он во всех его картинах в целом один и тот же. Кстати, этот взгляд, как всегда, не соответствует его.. его словам,, он сказал: «Я пессимист».

        К.Затулин: Все-таки Говорухин-режиссер и Говорухин-человек, они отличаются друг от друга или нет?

        К.Шахназаров: Мне кажется, вот большие художники, к которым, конечно, принадлежит Говорухин, их смысл в том, что они способны свою личность как раз претворить на экране.… Если вы хотите понять, кто такой  Говорухин, смотрите на картину.

        К.Затулин: А Вы вообще присутствовали, когда он снимает?

        К.Шахназаров:  Да.

        К.Затулин: Он вообще на площадке как себя ведет? Как диктатор?

        К.Шахназаров: Ну он очень.. нет, он очень доброжелателен, он вообще ведь как бы такой человек как бы он очень как бы закрытый, да. Но на самом деле, мне кажется, он очень эмоциональный, да. Я думаю, что самое ценное, что я больше всего ценю у Станислава Сергеевича, что, несмотря на его в общем, конечно, прямо скажем, большой путь и в жизни, и в искусстве,  и огромные вершины, которых он достиг и в политике, и в искусстве, он остается, на мой взгляд, вот каким-то просто мальчишкой. Он так… Ну говорю, такое удовольствие получаешь с ним…  Он может позвонить, сказать: «Слушай, поедем, поужинаем куда-нибудь?». Он настолько в этом смысле как бы вот живет, дышит этой жизнью и настолько он получает удовольствие от нее. И в этом так много  чего-то такого совершенно юношеского, абсолютно. В нем абсолютно нет какой-то окаменелости. Которая, казалось бы, должна появиться с этим мэтром, огромный политический опыт.

        Действительно. Ты перечислил и партии, выборы  президентов. В чем только он не принимал участие. Действительно он один из  ведущих политиков в России с огромным уже багажом. И при этом он ведет себя порой ну совершено как мальчишка, абсолютно, и это органично. Это не пижонство. Это не поза. Он абсолютно естественен вот в этом своем юношеском поведении, и это, мне кажется, совершенно необыкновенно. Я честно говоря, даже думаю, что наверно из всего круга моих знакомых он единственный такой.

        К.Затулин: Спасибо большое, Карен Георгиевич, мы любим Вас, Станислав Сергеевич Говорухин.

        Резюме К.Затулина: Две недели назад на юбилее Станислава Сергеевича Говорухина было много интересных, уважаемых в России людей. Было кого послушать, с кем разделить свое неравнодушие к юбиляру. Может, я нарушу этим правила поведения в хорошем обществе, но не могу не процитировать одного из выступавших. Он сказал примерно следующее: «В двухтысячном году Станислав Сергеевич был моим конкурентом на выборах Президента Российской Федерации. Ну, результат Вы знаете… Но сегодня хочу сказать, если бы тогда, 16 лет назад граждане России выбрали Президентом не меня, а Станислава Говорухина, Россия оказалась бы в надежных руках. Потому что он порядочный человек, человек с характером, который любит нашу Родину. И хотя у него не было и нет административно-управленческого опыта, я уверен, что он был бы достойным Президентом России и справился бы с президентскими обязанностями. Я благодарен Станиславу Сергеевичу за честь, которую он оказан мне, возглавив мой предвыборный штаб в 2012 году».

        Эти слова, как Вы догадались, были сказаны Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.

        Цитата (цитата из фильма «Ворошиловский стрелок»): «- Дед, а что они ищут? – Совесть».

        К.Затулин: С Вами был Константин Затулин и программа «Русский вопрос». До встречи через неделю в это же время на канале ТВ-Центр.

         


         

        Перечитывая самого себя…
        Константин Затулин Станиславу Говорухину

        2015

        Дорогой Станислав Сергеевич!

        Я и «десять негритят» — весь коллектив Института стран СНГ поздравляем Вас с «днем ангела».

        Надеемся, что такой «Ворошиловский стрелок», как Вы, встретил его «не хлебом единым». На всякий случай «так жить нельзя» — направляем для подкрепления свои «брызги шампанского». Будет чем «благословить женщину» и «Россию, которую мы потеряли». Ждем новых «поисков капитана Гранта» и «приключений Тома Сойера».

        «Место встречи изменить нельзя».

        Всегда Ваш помощник по «вертикали», тем более  в «час негодяев»

        К.Ф. Затулин

        * * *

        2016

        Дорогой Станислав Сергеевич!

        Не верьте тем, кто врет, что 80 – конец прекрасной эпохи. Восемьдесят – это просто эпоха и она продолжается.

        Моего ума недостает, чтобы понять, как самолюбивый, неудобный, злой на язык, на всех раздраженный, много курящий и сводящий с ума чужих женщин человек, даже если он великий режиссер, может быть любимцем миллионов добропорядочных граждан. Но это факт. Ваше грозное обаяние не подвержено переоценке во времени: и та Россия, «которую мы потеряли», и та, в которой «так жить нельзя», обожает Вас одинаково, как Молдаванка и Пересыпь Костю-моряка.

        Что сказать? Живите долго и счастливо, не болейте и продолжайте сводить всех с ума.

        С уважением,

        Всегда Ваш помощник

        Константин Затулин

         

        * * *

         

        2017

        Дорогой Станислав Сергеевич!

        День приходит, и день проходит, но день рождения остается вовеки. Каждый ваш год – юбилей.

        Надо, наконец, как-то встретиться в Государственной Думе, где мы каждую неделю по средам и пятницам совершаем наш подвиг. Где Вы бываете, когда Вас не бывает? Когда Вас не бывает – очень грустно.

        Желаю Вам, кстати, счастья, здоровья и многих лет. Сбывалось раньше, сбудется и теперь.

        С уважением,

        Константин Затулин

         

        * * *

         

        2018

        В Международный суд в Гааге
        Высокому Комиссару ООН
        по делам меньшинств
        Во Всемирную Лигу
        сексуальных реформ

        Копия: С.С. ГОВОРУХИНУ

        ЗАЯВА

        Мы, гетеросексуалы и лесбияны мужского пола, требуем справедливости. Наш старший товарищ Станислав Сергеевич Говорухин, отмечающий сегодня, 29 марта, свой День рождения, на протяжении многих лет подвергается несанкционированным сексуальным домогательствам со стороны агрессивно предрасположенных представительниц женского пола. Привлеченные его всенародной популярностью и известностью, они перешли к попыткам тотального шантажа и запугивания, что, в частности, привело к замыканию всеми уважаемого мэтра в себе и его пропажи с отдельных заседаний Государственной Думы. Мы хорошо понимаем и оправдываем такое поведение нашего товарища, чья душевная и физическая красота, не подлежащая никакому сомнению молодость и высокий статус в обществе, привлекают этих гарпий как мух на мед.

        Требуем от вас принятия незамедлительных мер и оперативного реагирования, как то:

        – снятие всякой тайны с фактов сексуальных домогательств к гражданину Говорухину С.С.;

        – защиту его силами Национальной гвардии;

        – осуждение преступниц на принудительные работы в «Мосфильме» и Одесской киностудии за кадром телевизионных и киносъемок режиссера С.С. Говорухина.

        Пользуясь случаем, желаем С.С. Говорухину – несправедливой жертве чужих приставаний – здоровья, долгих лет и побед в борьбе с Голливудом.

        По поручению товарищей,

        Константин Затулин

         

        /