На заседании Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, состоявшемся под председательством Леонида Калашникова, депутаты обсудили предстоящую реформу образования в Латвии, которая может обострить проблему получения образования на русском языке.
Речь идет о поправках в действующий закон об образовании, которые по словам первого заместителя председателя Комитета Константина Затулина, приведет к фактическому изгнанию языков нетитульного населения из процесса образования.
К.Затулин пояснил, что реформа заявлена 6 октября 2017 года министром образования и науки Латвии без предварительного обсуждения с представителями национальных меньшинств. В сжатые сроки проект поддержан правящей коалицией, одобрен Правительством и внесен в латвийский парламент.
В случае принятия закона к 1 сентября 2021 года в 7-9-х классах 80% уроков будет вестись на латышском, а в 10-12-х классах — 100%.
«Если эта драконовская реформа будет введена, русский язык сохранится только на бытовом уровне», — уверен К.Затулин.
Депутат напомнил, что с 1998 года количество русскоязычных школ в Латвии сократилось более чем вдвое — с 340 до 151. На латышский язык уже переведено все высшее образование.
По словам сопредседателя партии «Русский союз Латвии» Мирослава Митрофанова, в результате реформы русский язык через 5-6 лет может быть полностью низведен до уровня факультатива.
Секретарь Латвийского Комитета по правам человека Александр Кузьмин сообщил, что реформа затронет 50 тысяч учащихся русских школ.
В ходе обсуждения Артем Туров предложил поднять вопрос о дискриминационной реформе латвийского образования на зимней сессии ПА ОБСЕ, а Павел Шперов высказался за введение персональных санкций в отношении латвийских политиков, способствующих принятию антироссийских законов.
По итогам дискуссии Комитет рекомендовал Министерству иностранных дел совместно с Министерством образования и науки РФ подготовить двустороннее соглашение с Латвией в сфере образования, которое позволит смягчить требования реформы в отношении русскоязычных школ.