Украина сегодня в родительских чатах учащихся обсуждает тотальную украинизацию образования и варианты обучения детей на родном русском языке. В качестве «полумер» им можно использовать пути, найденные русскоязычными родителями из стран Балтии.
Инициатива одного из украинских оппозиционных депутатов Верховной Рады отменить закон, тотально украинизирующий сферу образования, провалилась. Не помогла и апелляция к Основному закону страны, к которой оказались глухи коллеги нардепа, свободно использующие русский язык в кулуарах парламента — но запретившие его в преподавании школ, колледжей и вузов.
Для тысяч родителей Украины, вне зависимости от их национальности и региона проживания, остро встал вопрос обучения детей русскому языку и изучения важнейших дисциплин на нём же. Остаются ли какие-то варианты, помимо частного репетиторства, оплата которого по карману далеко не каждой украинской семье?
Есть некоторая надежда на «внешний» фактор, способный изменить ситуацию. Россия не собирается пускать на самотёк происходящее с русским языком в соседней стране, намереваясь «протестовать во всех международных инстанциях». Такое заявление сделал замглавы комитета по делам СНГ Госдумы России Константин Затулин. Но поскольку Украина неоднократно игнорировала международные нормы и внутреннее законодательство, двигаясь в «антироссийском векторе», то вряд ли можно рассчитывать на быстрые успехи в давлении через международные инстанции.
Однако и украинским родителям можно вместо затянувшегося ожидания «очеловечивания» языковой политики попросту обойти «драконовский» закон об образовании. И в этом примером для них может служить Прибалтика. «Лимитрофы» балтийского региона проводят схожую политику дискриминации русского языка, но в попытке полностью лишить своих детей возможности обучаться на нём претерпели поражение.
Как поступили родители учащихся из Таллина, Риги и других прибалтийских городов? Их дети проходят обучение онлайн в дистанционных частных школах, зарегистрированных в России. Затем выпускники таких школ сдают экзамены в Санкт-Петербурге, российской столице или посольстве РФ в Латвии. Высокое качество обучения в таких учреждениях снимает любые вопросы о полноте получаемых учеником знаний, а от родителей потребуется лишь позаботиться о компьютере и выходе ребёнка в Сеть в определённое время.
«Стоит ли забирать ребенка из обычной школы и переводить его в дистанционную российскую. Там образование на порядок качественнее, программа более насыщенная, нет потери времени на занятия, которыми мучают детей в обычных школах Латвии», — заявил экс-депутат Европарламента и сопредседатель Русского союза Латвии Мирослав Митрофанов, которого цитирует издание «Взгляд».
Если выбор украинцами такого формата школьного обучения будет массовым — понадобится создать больше онлайн-курсов для обучения маленьких украинцев русскому языку, однако можно ожидать естественного решения этого вопроса по принципу «спрос рождает предложение».
В контексте дальнейшего высшего образования от Москвы понадобится лишь обеспечение квот на бюджетные места в российских вузах. И в этом будет весьма привлекателен пример Польши, предоставляющей тысячам украинских юношей и девушек «бюджетные» места в своих высших учебных заведениях по «карте поляка». Россия при реализации аналогичной программы сможет уберечь своих зарубежных соотечественников — и самую главную, юную их часть — от «выпадения» из русской культуры.
Андрей Михайлов