Пресс-служба Либерально-демократической партии Азербайджана
www.libdemaz.blogspot.com
Интервью депутата ГД РФ, директора Института стран СНГ Константина Затулина ежедневной газете «Будни недели» («Həftə içi»), Азербайджан.
— Как вы оцениваете российские-азербайджанские отношении?
Российско-азербайджанские отношения имеют хороший потенциал. Но этот потенциал далеко не реализован. Он может быть реализован только в случае перехода Азербайджана к более реалистичной политике. В частности, Азербайджан должен отказаться от того, чтобы рассматривать российско-азербайджанские отношения через призму Нагорно-Карабахского конфликта. Баку должен понять, что СССР уже давно нет и Москва не может и не хочет нести ответственность за отношения Азербайджана с другими странами, в том числе и с Арменией. Иногда Азербайджан предъявляет к России такие требования, которые он никогда не стал бы предъявлять к другим державам. Например, Азербайджан никогда не предъявлял претензий к Вашингтону по поводу того, что американские конгрессмены посещают Нагорный Карабах. В отношении России действует совершенно другая практика.
Второй ошибкой Азербайджана является линия на латентное, скрытое противодействие российским интересам в Закавказье. Это в частности касается отношений с режимом Саакашвили, поддержкой различных проектов трубопроводов и коммуникаций в обход России, заигрываний с НАТО, несговорчивостью по вопросам статуса Каспийского моря. Все это оказывается тормозным эффектом в двусторонних отношениях. Азербайджан должен понять, что его будущее, его успех как независимого государства зависит не от заокеанских «доброжелателей», которые никогда никому ничего хорошего в этом мире не сделали, а от конструктивных, взаимовыгодных и дружественных отношений с соседними государствами. Особенно – с Россией, являющейся ведущей державой в регионе.
— Как вы видите урегулирование конфликта Нагорного Карабаха?
Признание Азербайджаном фактической независимости Нагорного Карабаха в обмен на возвращение Азербайджану семи районов, оккупированных Армией освобождения Нагорного Карабаха. Приток инвестиций и залечивание ран региона. Возвращение к проблеме Марнеульского района Грузии в контексте реализации права азербайджанского большинства в этом районе на самоопределение.
— От каких сил будут защищаться государства вступившие в организацю договора о коллективной безопасности (ОДКБ)? Служит ли ОДКБ гарантом мира в регионе?
Угрозы государствам ОДКБ проистекают с самых различных направлений. Основная угроза – это попытки силового давления со стороны государств НАТО, пытающихся поставить суверенитет государств постсоветского пространства под свой контроль. Совместные действия государств ОДКБ позволяют парировать эту угрозу. Вторая угроза – возможность экспансии сил международного терроризма со стороны Афганистана на территорию государств-членов, как это уже бывало в прошлом. Третья угроза – это возможность агрессии против отдельных государств-членов ОДКБ со стороны каких-либо других государств. Безусловно ОДКБ является гарантом мира в регионе.
— Можно ли принять ОДКБ как организацию целенаправленно созданную для защиты Армении?
Нет, нельзя. ОДКБ создавалась прежде всего для защиты среднеазиатских государств СНГ от экспансии международного терроризма со стороны Афганистана. В то же время нельзя исключать, что ОДКБ может быть использован для предотвращения военных действий внутри СНГ. Но для этого нужен будет консенсус всех государств-членов ОДКБ.
— Но ведь есть фактор России, которая может периодически подкидывать официальному Еревану вооружения и финансовые кредиты, тем самым выравнивая баланс сил между Арменией и Азербайджаном…
Политика России состоит в том, чтобы не допустить возобновления военных действий в Нагорном Карабахе. Той же позиции придерживаются и другие сопредседатели Минской Группы ОБСЕ – Франция и США. Именно поэтому проводится политика поддержания баланса сил между Азербайджаном и Арменией. Это не позволяет ни той, ни другой стороне прибегнуть к силе в интересах разрешения конфликта.
— Как, по вашему мнению, скажется на посреднической миссии России в урегулировании Карабахского конфликта вызвавший в Азербайджане негативный резонанс недавний инцидент с поставкой российского вооружения на 800 млн. долларов в Армению?
Думаю, что никак не скажется. Во-первых, эта история отрицается и в России и в Армении. Во-вторых, если уж разбираться, поставка оружия Армении со стороны России не является чем то противоестественным. Армения, как член ОДКБ, имеет возможность закупать вооружение в России по внутрироссийским ценам. Сколько и какого вооружения закупать – дело самой Армении.
Конечно, Москва следит за тем, чтобы закупки вооружений в России не вели к принципиальному изменению баланса сил в конфликтных точках. Однако, и это в третьих — лидером в наращивании военной мощи является не Армения, а Азербайджан. Именно Баку провозгласил курс на увеличение военного бюджета Азербайджана до уровня государственного бюджета Армении. Представляется, что это ошибочный курс. Азербайджан должен понять, что сколько бы он не тратил денег добиться капитуляции Армении не получится. Никто не даст. Придется вернуться за стол переговоров.
— Кстати «оружейный вопрос» стал одной из причин активизации официального Баку в деле участия в газовом проекте «Набукко», поскольку ранее от этого удерживали обещания Москвы предпринять серьезные шаги по мирному разрешению Карабахского конфликта.
Проект «Набукко» является иллюзией. В условиях мирового экономического кризиса, совершенно непонятно, кому этот проект нужен. Потребность мира в энергоресурсах существенно понизилась. Зачем тогда нужен новый газопровод?
Нет, конечно Европа хотела бы иметь альтернативный маршрут поставок газа. Только не понятно, кто будет «платить за стол». Согласен ли, например, Азербайджан потратить свой нефтяной фонд, чтобы снабжать Европу газом по низким ценам? Думаю, что нет.
Азербайджан, видимо, уже извлек уроки из фактического провала проекта нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, который до сих пор не окупил расходов на свое строительство и вряд ли окупит до конца действия проекта. Если бы Азербайджан сосредоточился на совершенствовании нефтепровода Баку-Новороссийск, то потратил бы гораздо меньше денег и получил бы большую прибыль.
Но это – лишь то, что касается экономической стороны проекта. Пока не понятно, откуда «Набукко» намерен брать свой газ. Если из Ирана, то тогда газопровод пойдет через Турцию, и не ясно, какие выгоды Азербайджан смог бы получить от такого проекта. Сам Азербайджан не способен добывать достаточных объемов газа, чтобы заинтересовать Евросоюз. А если Азербайджан рассчитывает на строительство Транскаспийского газопровода, то это не реалистично. Как известно, Россия и Иран категорически против газопровода по дну Каспийского моря и готовы заблокировать его реализацию любыми способами, в том числе и военной силой. Правовых оснований для этого у них вполне достаточно. Так, что я не верю в проект «Наббуко» и в его возможность как-то серьезно повлиять на интересы России.
— Кроме активизации в вопросе проекта «Набукко», в Азербайджане после инцидента с поставками российских вооружений в Армению стали звучать голоса политиков, парламентариев о том, что официальный Баку должен предпринять конкретные шаги по обеспечению национальной безопасности и серьезно двигаться в направлении вступления в НАТО и создания военных баз альянса на азербайджанской территории. Есть у России, что предложить Азербайджану, чтобы он не ушел в НАТО?
Россия может предложить Азербайджану лишь свой нейтралитет и честное посредничество в подходе к проблеме НКР. Но этот нейтралитет дорого стоит. В случае движения Азербайджана в сторону НАТО
Россия рано или поздно откажется от позиции равноудаленности. По аналогии с Косово Россия признает независимость Нагорного Карабаха. Азербайджан же потеряет не только надежду на возвращение Нагорного Карабаха, на мой взгляд, несбыточную, но и те семь районов, которые он имеет шанс вернуть под свою юрисдикцию.
Думается, что движение Азербайджана в сторону НАТО вызовет озабоченность не только России, но и Ирана. Это приведет к печальным последствиям для Азербайджана, поскольку признание Нагорного Карабаха может последовать не только со стороны России, но и Ирана. Более того, в Иране могут поставить вопрос о талышском меньшинстве на территории Азербайджана, в России — о лезгинском меньшинстве. Как результат, унитарный Азербайджан даже в нынешних границах может оказаться под вопросом. Не думаю, что это соответствует сегодняшним интересам Азербайджана.