12 декабря в Госдуме рассмотрели Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 331 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». Согласно проекту предлагается освободить граждан Украины и Белоруссии, претендующих на получение российского гражданства от собеседования на знание русского языка на основании личного заявления в комиссию, в котором указывается, что они владеют русским языком свободно.
Основной докладчик по законопроекту официальный представитель правительства статс- секретарь — заместитель Министра внутренних дел Игорь Зубов рассказал что данный законопроект подготовлен во исполнение поручения Владимира Владимировича Путина и касается освобождения от процедуры собеседования для признания носителями русского языка граждан Украины, Республики Беларусь, претендующих на приобретение российского гражданства в упрощённом порядке.
Он напомнил, что на сегодняшний день в соответствии со статьёй 33 со значком 1 Федерального закона «О гражданстве» иностранные граждане признаются носителями русского языка по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией, образованной в МВД России или его территориальных органах. И с мая 2014 года такими комиссиями было признано носителями русского языка более 80 тысяч — соискателей гражданства Российской Федерации. Из них граждан Украины порядка 47 тысяч, что по его мнению свидетельствует о том, что эта норма фактически работала очень слабо.
«В настоящее время на территории Российской Федерации постоянно проживает более 172 тысяч граждан Украины и порядка 32 тысяч граждан Республики Беларусь, имеющих право претендовать на получение гражданства нашей страны в этой связи. Предполагается, что новеллы в случае их принятия оптимизируют для данной категории процедуры принятия гражданства», — заявил Зубов.
Он отметил, что законопроект имеет все необходимые согласования и не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета.
Содокладчиком к проекту закона выступил заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий:
«Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, Игорь Николаевич доложил тот закон, который давно уже нужно было принять, статью 33 часть первую, касается носителей языка, граждан Белоруссии и Украины, и в череде тех. законов, которые мы сегодня принимаем, это реализация поручений президента по упрощению процедуры гражданства Российской Федерации, особенно для носителей русского языка.
Наш комитет поддерживает данную концепцию, и просим поддержать Государственную Думу данный закон в первом чтении».
В ходе работы над принятием законопроекта в сессионном зале состоялось его обсуждение. Интересующие депутатов вопросы были заданы докладчикам:
Харитонов Н. М., председатель Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ.
У меня вопрос к Игорю Николаевичу Зубову.
В начале 90-х годов все депутаты, в то время был избранным, и говорили, доказывали, что 25 миллионов за чертой российских границ остались. А почему вот в этой ситуации только для граждан Белоруссии и Украины? Казахстана, Армении, Азербайджана, Киргизии, Узбекистана. Почему обусловлено так жёстко — только Белоруссия и Украина?
Зубов И. Н. Вы помните, как проходило это всё.
Я хочу напомнить, что был период, когда и на Украине, а в Белоруссии и сейчас русский язык является государственным. И, соответственно, большинство людей, которые претендуют там, имеют соответствующие документы, вынуждены были это представлять и доказывать.
Что касается иных категорий, я думаю, что время придёт, наверное, и для других наших соотечественников, которые свободно владеют русским языком.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Олег Анатольевич Нилов.
Нилов О. А., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
Игорь Николаевич, у меня похожий вопрос — предложение.
Я точно знаю, что в Молдове русским языком владеют не хуже, чем на Украине, а, может быть, даже и лучше. Может быть, мы сразу тогда рассмотрим какие-то поправки, и я бы предложил включить Молдову?
Спасибо.
Зубов И. Н. Внесение поправок — это прерогатива депутатов. Я не готов сейчас обсуждать эту тему. Внесёте — будем рассматривать.
Председательствующий. Спасибо.
Михаил Сергеевич Шеремет, пожалуйста.
Шеремет М. С., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Спасибо, Иван Иванович.
Вопрос к Игорю Николаевичу.
Я полностью поддерживаю данный законопроект. Более того, я считаю, что украинцы, белорусы и россияне — это один единый народ с общими истоками, корнями, культурой. Но существует проблема.
Например, когда белорусы едут к нам учиться, ограничений никаких нет.
А когда наши граждане едут учиться в Беларусь, им нужно сдавать белорусский язык. Вот ваше ведомство как-то работает в этом направлении? Участвует в межведомственном взаимодействии с Республикой Беларусь? Мы уже 20 лет, как строим Союзное государство Беларуси и России.
Буквально на днях была большая научно-практическая конференция, посвященная как раз двадцатилетию, на ней обсуждались проблемы сближения законодательств, внедрению модельного законодательства Беларуси и России. Но представителей вашего ведомства я там не увидел. Были представители прокуратуры, и они заявили, что у них нет проблем с межведомственным взаимодействием. Скажите, у вашего ведомства есть проблемы во взаимодействии с белорусскими коллегами?
Спасибо.
Зубов И.Н. У нашего ведомства проблем взаимодействия с белорусскими коллегами в плане обеспечения борьбы с преступностью и общественной безопасности нет.
Что касается принципа зеркальности во многих отношениях, то мы такие вопросы ставили. Это касается не только вопросов, связанных с регистрацией и нахождением на территории нашей страны иностранных граждан, есть и другие моменты. Вы знаете, что есть поручение о сближении наших законодательных баз. И в этом контексте мы этот вопрос также ставим;
Председательствующий. Спасибо.
Затулин Константин Федорович, пожалуйста.
Затулин К. Ф. Уважаемые коллеги, я выступаю по этому законопроекту в этом случае по поручению фракции. И, во-первых, хочу подтвердить, что фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» предлагает голосовать в поддержку этого законопроекта в первом чтении.
Кстати говоря, хочу обратить ваше внимание и на это, – отвечая на те заданные вопросы, которые только что были заданы, почему речь идет именно о Белоруссии и Украине и не более того. Потому что есть, по крайней мере у нас, понимание – я думаю, в правительстве прежде всего, раз оно вносит этот законопроект, – что по крайней мере в отношении граждан Белоруссии и Украины мы можем быть уверены, что они всё-таки русский язык знают. Я бы не торопился считать, что все остальные, особенно молодое поколение на пространствах СНГ, в республиках Центральной Азии, на Кавказе или даже в Молдове так хорошо знают русский язык, что можно было бы им присваивать априори без всякого собеседования статус носителя русского языка.
А теперь хотел бы сказать, какие у нас существуют замечания к этому законопроекту, которые могут быть и, наверное, должны быть реализованы ко второму чтению. Я хочу обратить ваше внимание, что речь идёт о процедуре определения человека носителем русского языка, которая была предложена в 2012 году Президентом Путиным.
И вот когда предложение Президента в 2014 году получило свое воплощение и в прошлой Государственной Думе внесены были поправки в закон о гражданстве, в тот момент депутаты прошлого созыва оговорили это дополнительными условиями.
Что это за условия? Это не только экзамен, что логично, и тут нет возражений. Сейчас мы снимаем это требование для Украины и Белоруссии. Но это ещё и предоставление справки иностранного государства о выходе из гражданства этого государства. Именно это требование омертвило всю работу по признанию носителями русского языка. За время с 2014-го по 2017 год всего 20 тысяч человек получили на этом основании вообще гражданство Российской Федерации при том, что с 2014 года в нашу страну переселилось 2,5 миллиона человек — граждан Украины. Почему? Потому что они не могли представить эту справку, и у них не принимали этих экзаменов.
Так вот хочу заметить, что в результате очень упорной борьбы мы в 2017 году, напоминаю, в нашем созыве добились изъятия этого требования для граждан Украины. Теперь гражданам Украины не нужно предоставлять справку. Почему вопрос принципиальный? Да потому что никакое иностранное государство не договаривалось с нами о том, что оно будет выдавать по нашей просьбе справки и не выдает, а тем более Украина. За всё время, с 2014-го по 2017-й, всего 24 человека с Украины получили гражданство на основании того, что они носители русского языка. Я до сих пор удивляюсь, как они смогли это сделать, потому что от них требовалась справка от кого они её принесли. На Украине вопрос о выходе из гражданства решается только указом лично президента, и вы знаете, кто был президентом все эти годы, да и сейчас не лучше. Поэтому мы сняли тогда это ограничение, и сразу возрос поток желающих пройти через процедуру со стороны граждан Украины. Но для всех остальных нам не дали, я скажу откровенно, снять эту норму, хотя мы предлагали снять её для всех.
И сегодня нам пишут письма и спрашивают: а почему мы, русские из Казахстана, не можем на самом деле обойтись без этой справки, а почему мы, русские из Узбекистана, не можем обойтись без этой справки? К сожалению, этот вопрос пока не нашёл своего разрешения и здесь, в этом законе тоже.
Раз уже мы говорим про Украину и Белоруссию, с формальной точки зрения для гражданина Республики Беларусь тоже нужна справка о том, что он вышел из гражданства Республики Беларусь. Так давайте мы ко второму чтению внесём подобную поправку и снимем эту необходимость.
И второй вопрос тоже в связи с носителями русского языка. Есть и вторая норма, которую придумали или по чьему-то совету или по собственному разумению депутаты прошлой Государственной Думы, когда дело касалось закона «О гражданстве». Только для носителей русского языка нужно доказательство, что они не просто сами или их предки по прямой восходящей линии проживали где-либо на территории Советского Союза или Российской империи. Нет. Сказано, что они должны принести справку, что их предки проживали на территории нынешней Российской Федерации.
Представьте себе, что люди жили себе в Луганске, в Донецке, в Петропавловске казахском, жили в городе Гурьеве на протяжении поколений, ну, по крайней мере семиреченские казаки 150 лет живут в Киргизии и сопредельных странах, а им, говорят — принесите справку, что кто-то из ваших предков, если не вы сами, жили в пределах современной Российской Федерации. И в результате они не могут принести эту справку и не могут сдать экзамен на носителя русского языка!
У нас лежит законопроект, который пока без движения, и мы предлагали, давайте же снимем эту норму, потому что таким образом мы обрезаем от возможности вернуться, репатриироваться в Россию и быть снова с нами вместе, большую массу русского, русскоязычного населения.
Вот на это хотелось бы обратить внимание, в том числе и уважаемых коллег из правительства. Мы обращали на это их внимание во время заседания комитета. На что-то они сегодня готовы согласиться, на что-то пока нет, но нам бы хотелось, чтобы этот процесс как бы узнавания и продвижения совершался быстрее.
И самое последнее. У нас уже два года лежит законопроект о миграционной амнистии для граждан Украины, которые уже здесь в России находятся. Их здесь находится с 2014 года 2,5 миллиона человек и только половина из них получила какую-то форму натурализации в России, а остальная половина на 91-й день должна выезжать, на следующие 90 дней за пределы России, потому что там скроен наш закон о гражданстве.
Дорогие друзья, ну некуда им выезжать! Давайте скажем, пускай они без выезда регистрируются в органах МВД и говорят: мы здесь! Но не надо их заставлять выезжать!
Законопроект лежит уже два года. Я просто умоляю правительство: разберитесь в этом вопросе, снимите ваше вето по этому законопроекту, от этого страдает 1 300 000 живущих в России граждан Украины.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Константин Федорович.
Игорь Николаевич, пожалуйста, заключительное слово докладчику. Игорь Николаевич Зубов.
Зубов И. Н. Спасибо большое за выступление.
Я хотел сказать о том, что давайте в этом законопроекте остановимся на прямом поручении президента, который дал поручение по конкретному вопросу.
Что касается широкого спектра проблем, которые сегодня подняли, я просто не хочу анонсировать: мы подготовили и в ближайшее время внесём большой комплексный законопроект, в котором, большинство этих вопросов, большинство, не все, будут урегулированы.
Я могу представить, как мы ещё будем это обсуждать. И вот туда всё это может, там это можно будет дискутировать и вносить поправки. А сейчас у нас конкретная задача — выполнить вот это поручение. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Игорь Николаевич.
Депутату Водолацкому, содокладчику включите микрофон.
Водолацкий В. П. Уважаемые коллеги, наш комитет жёстко и системно стоит на защите интересов соотечественников и всё, что говорил Игорь Николаевич — это соответствует действительности. И я думаю, что в ближайшее время все проблемные вопросы, связанные с упрощённой процедурой получения гражданства, будут сняты и наш комитет это будет контролировать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Виктор Петрович.
Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование.
***
Законопроект с предложением освободить граждан Украины и Белоруссии, претендующих на получение российского гражданства от собеседования на знание русского языка на основании личного заявления в комиссию, по результатам голосования в первом чтении был принят единогласно.
Законопроектом предполагается, что факт свободного владения соискателем русским языком будет фиксироваться при приеме заявления комиссионным актом, и средствами аудио- и видеоконтроля, что минимизирует коррупционную составляющую от этого процесса. Все процедурные вопросы будут урегулированы отдельным нормативно-правовым актом МВД России и Министерства просвещения.
Законопроект вступит в законную силу в течение 90 дней со дня его официального опубликования.