Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        Гражданство детей из смешанных семей

        Проект № 105115-7
        внесен 17.02.2017
        депутатом Государственной Думы
        К.Ф. Затулиным

        ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

        «О внесении изменений в Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» в отношении приема в гражданство Российской Федерации ребенка, один из родителей либо усыновителей которого является гражданином Российской Федерации или приобретает гражданство Российской Федерации»

        Внести в Федеральный закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 22, ст. 2031; 2003, № 46, ст. 4447; 2004, № 45, ст. 4377; 2006, № 2, ст. 170; № 31, ст. 3420; 2007, № 49, ст. 6057; № 50, ст. 6241; 2008, № 40, ст. 4498; ст. 2009, № 1, ст. 9; № 26, ст. 3125; 2012, № 47, ст. 6393; 2013, № 27, ст. 3461; ст. 3477; № 44, ст. 5638; 2014, № 16, ст. 1828; ст. 1829; № 23, ст. 2927; № 26 (часть I), ст. 3363; № 42, ст. 5615; 2015, № (часть I), ст. 60; 2016, № 18, ст. 2500) следующие изменения:

        1. В статье 14:

        а) изложить пункт «а» части шестой в следующей редакции:

        «а) ребенок, один из родителей или единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя;»;

        б) пункт «б» исключить;

        в) пункты «в», «г» и «д» считать пунктами «б», «в» и «г», соответственно.

        2. В статье 25:

        а) часть первую изложить в следующей редакции:

        «Если один из родителей приобретает гражданство Российской Федерации, а другой родитель, имеет иное гражданство или является лицом без гражданства, ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, по заявлению родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.»;

        б) части 2, 3, 4 исключить;

        в) часть пятую считать частью второй.

        3. В статье 26:

        а) части третью и четвертую изложить в следующей редакции:

        «3. Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, может приобрести гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, по заявлению усыновителя, имеющего гражданство Российской Федерации.

        4. В случае, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления усыновителя, имеющего гражданство Российской Федерации, ребенок приобретает гражданство Российской Федерации со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновитель, имеющий гражданство Российской Федерации, проживают на территории Российской Федерации.».

        Президент

        Российской Федерации                                                                                                                                                           В.В.Путин

        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        к проекту федерального закона

        «О внесении изменений в Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» в отношении приема в гражданство Российской Федерации ребенка, один из родителей либо усыновителей которого является гражданином Российской Федерации или приобретает гражданство Российской Федерации»

        Целью предлагаемых законопроектом поправок является создание максимально упрощенного порядка получения российского гражданства проживающим за рубежом ребенком, один из родителей или усыновителей которого — гражданин Российской Федерации, либо приобретает гражданство Российской Федерации.

        Необходимость поправок обусловлена тем, что в настоящее время в случае конфликта в семьях требование Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» об обязательном согласии родителя-иностранца зачастую становится непреодолимым препятствием для оформления российского гражданства ребенку, проживающему за рубежом и являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, у которого один из родителей или усыновителей имеет гражданство Российской Федерации, либо приобретает гражданство Российской Федерации, а второй — иностранный гражданин.

        При этом отсутствие у ребенка российского гражданства приводит к невозможности защиты его интересов со стороны России (в том числе посредством оказания дипломатической и консульской поддержки), а также существенно затрудняет реализацию родителем- соотечественником хотя бы минимального объема родительских прав, гарантируемых законодательством Российской Федерации.

        Ситуация усугубляется тем, что у ребенка, постоянно проживающего за рубежом, являющегося гражданином иностранного государства, один из родителей которого — гражданин России, подлинная устойчивая связь имеется прежде всего с государством постоянного проживания. Соответственно, родитель-иностранец оказывается в более выигрышном положении с точки зрения реализации своих родительских прав, поскольку в его распоряжении имеется весь комплекс правоприменительных механизмов, предусмотренных законодательством иностранного государства.

        Такое неравенство в правовом положении родителя-иностранца и родителя — гражданина России противоречит статье 61 Семейного кодекса Российской Федерации, закрепляющей за обоими родителями равные права и обязанности в отношении своих детей (принцип равноправия родителей, как известно, распространяется не только на внутрисемейную сферу, но и на прочие области общественных отношений, в том числе касающиеся гражданства). Законопроект призван уравнять обоих родителей в правах, гарантируемых статьей 61 Семейного кодекса Российской Федерации.

        Настоящий законопроект устраняет также неравенство в решении вопроса о гражданстве родных и усыновленных детей, устанавливая равные права усыновителей и родителей в вопросе приобретения гражданства детей, что отвечает статье 137 Семейного кодекса Российской Федерации, которая уравнивает усыновителей с родственниками по происхождению и усыновленных детей с родными детьми в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях.

        Принятие настоящего законопроекта снимет имеющееся в действующем законе неравенство в праве родителя-гражданина Российской Федерации на приобретение российского гражданства своему или усыновленному (удочеренному) ребенку, в зависимости от места проживания родителя и ребенка: на территории Российской Федерации или за рубежом.

        Возможность принятия в российское гражданство ребенка посредством одностороннего волеизъявления родителя-соотечественника — гражданина России без согласия родителя-иностранца не противоречит существующим международно-правовым подходам к проблематике гражданства детей. Так, в статье 7 Конвенции ООН о правах ребенка предусмотрено обязательство государства — участника Конвенции предоставлять детям гражданство в соответствии с его законодательством. При этом требование о согласии обоих родителей на предоставление ребенку гражданства того или иного государства в Конвенции не содержится.

        Вопрос об отмене требования о получении согласия родителя- иностранца настойчиво ставится организациями и частными лицами из числа соотечественников, проживающих за рубежом в многочисленных обращениях, поступающих в Государственную Думу.

        При этом имеется целый ряд широко известных конфликтов, при урегулировании которых фактор наличия или отсутствия у ребенка российского гражданства сыграл первостепенную роль.

        Таким образом, принятие предлагаемых поправок будет способствовать созданию дополнительного механизма защиты интересов российских граждан, проживающих за рубежом, а также подкрепило бы усилия Российской Федерации по налаживанию и развитию более тесных связей с зарубежными соотечественниками.

        Сравнение текста действующего закона и текста с учетом вносимых поправок

        Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»

        № 62-ФЗ от 31 мая 2002 года

        Текст изменяемых статей с учетом вносимых поправок

        Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

        6. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

        а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

        б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя;

        в) ….; г) ….; д)…. .

        Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

        6. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

        а) ребенок, один из родителей или единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя;

        б) ….; в) ….; г)… .

         

         

        /