Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        Гражданство для соотечественников

        Источник: Viperson

        На сегодняшний день, когда речь заходит о получении российского гражданства соотечественниками, проживающими за рубежом, возникает ряд трудностей, решение которых, зачастую зависит не от российских компетентных органов, а от иностранных государств. По мнению первого заместителя председателя Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константина Затулина, сейчас российское законодательство требует неотложных доработок, чтобы отвечать требованиям времени и особенностям поддержки русскоязычного общества в постсоветский период.

        Особую роль в данном контексте парламентарий уделяет проблеме исторического переселения и разделения народа, что, по мнению Затулина, не было учтено при принятии соответствующих законов у нас в стране. Как отметил депутат в своём выступлении 23 мая на пресс-конференции «Проблемы получения российского гражданства: новые законодательные инициативы Государственной Думы», за пределами России в настоящее время находится порядка 30 миллионов человек, которых можно считать частью русского народа, отрезанного от исторической родины в результате событий начала ХХ века и распада СССР. Обострение данной проблемы в очередной раз почувствовалось в результате развития кризиса в соседней Украине, после чего в Россию хлынул огромный поток беженцев. «Наши соотечественники сегодня, к сожалению, остаются в длинных очередях, когда дело касается получения вида на жительство, а тем более гражданства РФ. После украинских событий 2014 года произошел настоящий кризис всех отношений в этой сфере в связи с огромным потоком беженцев, политэмигрантов, людей, спасающих свою жизнь и жизнь своих детей здесь, на территории России», — подчеркнул Затулин.

        За последние полгода в Государственную Думу было внесено три законопроекта, призванных упростить получение российского гражданства. Наибольший резонанс в СМИ и среди соотечественников вызвал законопроект, предложенный Константином Затулиным в декабре 2016 года, касающийся упрощённого порядка получения гражданства носителями русского языка. Не менее важным в деле защиты прав соотечественников является проект от февраля 2017 года, снимающий ограничения в отношении приёма в гражданство Российской Федерации ребёнка, один из родителей либо усыновитель которого является гражданином РФ или приобретает наше гражданство. В апреле по инициативе депутата в Государственную думу внесён новый законопроект о политическом убежище, реализации которого, например, ждут тысячи политэмигрантов с Украины, бежавших в Россию от политических преследований нынешней киевской власти. 18 мая все три проекта получили одобрение в ходе нулевых чтений в Общественной палате РФ.

        Несмотря на, казалось бы, очевидную необходимость принятия такого рода поправок, решение данной проблемы зачастую сталкивается с принципиальной позицией российских государственных органов, по тем или иным причинам не желающих дать «зелёный свет» обозначенным инициативам.

        Посредником при получении российского гражданства выступает иностранное государство, некоторые из которых враждебно настроены против России

        Константин Затулин привёл пример, когда президент России Владимир Путин в послании к Федеральному собранию 12 декабря 2012 года предложил предоставлять гражданство России в упрощённом порядке тем, кто родился в бывшей Российской империи, Советском Союзе, хочет жить в России, знает русский язык и намерен отказаться от своего нынешнего гражданства. «Но позже в Госдуме были приняты решения, которые фактически заблокировали эту инициативу президента, — посетовал Затулин. Речь идет о предоставлении справки о выходе из иностранного гражданства, которая должна выдаваться по прежнему месту гражданства и проживания. Но никто из государств не заключал с Россией соответствующих договоров и никто такие справки не выдаёт». Депутат подчеркнул, что таким образом посредником в вопросе получения российского гражданства является иностранные государства, некоторые из которых откровенно враждебно настроены против России. А в отдельных странах в принципе не существует процедуры отказа от гражданства, как, например, в Канаде. Однако предложенные поправки были весьма прохладно встречены в Госдуме.

        В отношении проблемы детей из смешанных семей парламентарий заявил, что попытки внесения поправок пока также не увенчались успехом. При этом необходимость их принятия обусловлена тем, что в случае конфликта в семьях требование федерального законодательства РФ об обязательном согласии родителя-иностранца зачастую становится непреодолимым препятствием для оформления российского гражданства ребёнку, проживающему за рубежом. При этом отсутствие у ребёнка гражданства РФ приводит к невозможности защиты его интересов со стороны России, в том числе путём оказания дипломатической и консульской поддержки. «Получается, что иностранец стал посредником, который даёт своё согласие. И очень часто он его не даёт, что является причиной огромных переживаний, трагедий, криминальных историй, краж детей, попыток их вывезти, особенно если семья распалась», — сообщил Затулин. Данная проблема назрела уже давно и существует масса примеров, подтверждающих это. При этом парламентарий уверен, что «принятие поправок способствовало бы созданию дополнительного механизма защиты интересов российских граждан, проживающих за рубежом, а также подкрепило бы усилия РФ по налаживанию и развитию более тесных связей с зарубежными соотечественниками».

        Что касается вопроса предоставления политического убежища в России, по мнению депутата, существующее законодательство от 1997 года не отвечает реалиям настоящего времени. В нём предусмотрены ограничения, согласно которым предоставление политубежища не распространяется на лиц, прибывших из стран «с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека», а также «с которыми Россия имеет соглашение о безвизовом пересечении границ». Как отметил Константин Затулин, наличие безвизового режима не может защитить оппонентов власти в той или иной стране от политических преследований. «Данный законопроект самым непосредственным образом затрагивает интересы соотечественников — политических беженцев с Украины, которые вынуждено находятся в России, и, несмотря на очевидные причины невозможности возвращения на Украину, остаются без легального статуса на территории нашей страны», — пояснил парламентарий.

        Как заявил в заключение Константин Затулин, несмотря на трудности в деле продвижения поправок, ситуация не безвыходная, но требует серьёзных усилий и тщательной проработки. Депутат заверил, что он и его коллеги продолжат делать всё возможное для решения данного вопроса.

        Юрий Немцев

        /