Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        Гражданство РФ для «носителей русского языка»

        Проект № 69201-7 внесен 30.12.2016
        депутатом Государственной Думы
        К.Ф. Затулиным

        Федеральный закон

        «О внесении изменений в Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и в Федеральный закон от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в отношении носителей русского языка»

        Статья 1.

        В части 1 статьи 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» после слов «по прямой восходящей линии» вставить слова «родились либо»; исключить слова «в пределах Государственной границы Российской Федерации».

        Статья 2.

        Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» следующие изменения:

        1. В статье 8 исключить пункты 3.2 и 3.3.

        2. В статье 9:

        1) в пункте 6 исключить подпункты 2 и 3;

        2) в пункте 7 исключить слова: «а также в случае, если по истечении двух лет после получения вида на жительство иностранный гражданин не подал заявление о приеме в гражданство Российской Федерации».

        Статья 3.

        Настоящий Федеральный закон вступает в силу в день его официального опубликования.

        Президент Российской Федерации                                                                                                                                           В.В.Путин

        Пояснительная записка

        к законопроекту «О внесении изменений в Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и в Федеральный закон от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в отношении носителей русского языка»

        Предлагаемые поправки приведут законодательство в соответствии с поручением, данным в Послании Президента РФ от 12 декабря 2012 года, в отношении носителей русского языка: «Поручаю разработать ускоренный порядок предоставления российского гражданства нашим соотечественникам, носителям русского языка и русской культуры, прямым потомкам тех, кто родился и в Российской Империи и в Советском Союзе. Тем, кто хочет переехать на постоянное жительство в нашу страну и, соответственно, отказаться от своего сегодняшнего гражданства».

        Кто является «носителем русского языка»

        В настоящем законопроекте предлагается поправка в определение «носителя русского языка», данное в ФЗ «О гражданстве РФ», в части 1 статьи 33.1 «Признание иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка». Предложено дать право пройти собеседование на комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка не только тем, кто сам или его родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, как в ныне действующем законе, но и тем, кто родился или имеет родственников по прямой восходящей линии, родившихся в России.

        Очевидно, что документально подтвердить постоянное проживание значительно труднее, чем рождение. Документы о рождении являются документами длительного хранения в отличии от данных о прописке. Свидетельства о рождении, как правило, хранятся в семьях, и в архивах ЗАГС их найти легче, чем подтвердить факт постоянного проживания в архивах жилищно-коммунальных служб.

        Кроме того, предложенная поправка снимает ограничение нынешними границами РФ территории происхождения «носителя русского языка», что позволит лицам, происходящим с исторических российских земель, которые в настоящее время несправедливо лишены самой возможности попасть на собеседование в комиссии по признанию «носителем русского языка», претендовать на данный статус.

        Особенности процедуры получения гражданства РФ «носителями русского языка» в действующем законодательстве

        «Носители русского языка», имеющие вид на жительство в РФ, законный источник к существованию, получили право получения гражданства в упрощенном порядке в соответствии с частью 2.1 статьи 14 ФЗ «О гражданстве РФ» при условии, если «отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства».

        Главное препятствие на пути к гражданству РФ «носителей русского языка» в том, что от них требуется предоставить документ «полномочного органа иностранного государства» удостоверяющий выход из иного гражданства, в товремя, как другим иностранным гражданам достаточно письменно заявить о своем отказе от имеющегося у них гражданства.

        Начать процедуру выхода «носитель русского языка» должен еще перед обращением за видом на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается «носителем русского языка», с представлением документа полномочного органа иностранного государства, подтверждающего обращение данного иностранного гражданина с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства иностранного государства. Подобного требования не предъявляется никому, кроме «носителей русского языка». Любой другой иностранный гражданин получает вид на жительство в России без отказа от своего иностранного гражданства.

        Тем самым для «носителей русского языка» фактически установлен разрешительный (со стороны иностранного государства) порядок отказа от имеющегося гражданства. Иностранное государство стало посредником между Российской Федерацией и соотечественником — «носителем русского языка» как для получения вида на жительство, так и гражданства РФ. То есть процедуры получения вида на жительство и самого гражданства РФ поставлены в зависимость от иностранных регламентов, от волюнтаризма иностранных чиновников, от политических проблем и текущих взаимоотношений между Россией и страной гражданства носителя русского языка. Так, Узбекистан не признает Крым российским, поэтому в посольстве этой страны не принимают заявлений о выходе из гражданства от граждан Узбекистана, ставших «носителями русского языка» в Крыму, что закрывает для них право на получение вида на жительство и на гражданство России. Гражданам Украины, носителям русского языка, находящимся в Крыму, также фактически отказано в праве на гражданство России. За два года действия норм для носителей русского языка гражданство смогли получить те, кто иного гражданства не имел.

        По данным Главного управления МВД России по миграции из тысячи «носителей русского языка», имеющих гражданство Украины, только 24 человека получили гражданство РФ. За время действия нормы только 20 тысяч человек признаны «носителями русского языка». Из них само российское гражданство смогли получить не более 6% (около 1 тысячи человек).

        Получение вида на жительство «носителями русского языка»

        Настоящим законопроектом предлагаются поправки в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», которые дают право «носителям русского языка» на получение вида на жительство, как и другим иностранным гражданам, без заявления об отказе от иного гражданства, а также — устанавливают сроки действия вида на жительство и возможности его продления по общему для иностранцев порядку.

        Отказ «носителей русского языка» от иностранного гражданства

        Порядок отказа от иного гражданства для «носителей русского языка» при подаче заявления на прием в гражданство РФ определен абзацем пятым подпункта «г.1» пункта 14 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства, внесенным Указом Президента РФ от 6 августа 2014 № 551, в котором норма закона об отказе от гражданства заменена требованием выхода из гражданства, подтвержденного документом «уполномоченного органа иностранного государства».

        Для того, чтобы «носители русского языка» получили право отказываться от иного имеющегося гражданства в таком же порядке, как и другие иностранные граждане, не требуется вносить поправки в ФЗ «О гражданстве РФ», но необходимо изменить редакцию абзаца пятого подпункта «г.1» пункта 14 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства.

        ПРЕДЛОЖЕНИЯ

        по внесению изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и в Федеральный закон от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в отношении носителей русского языка»

        В случае принятия Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и в Федеральный закон от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в отношении носителей русского языка» для его реализации в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325, необходимо внести следующие изменения:

        1) Чтобы приравнять «носителей русского языка» в вопросе отказа от гражданства к другим категориям иностранных граждан:

        «Абзац пятый подпункта «г.1» пункта 14 Положения изложить в следующей редакции:

        «один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов об отказе от имеющегося иного гражданства, а при необходимости — и квитанцию о заказном почтовом отправлении, за исключением случаев, когда отказ от иного гражданства не требуется;».

        При этом текст подпункта «г.1» пункта 14 Положения приобретает следующий вид:

        « г.1) при приобретении гражданства Российской Федерации на основании части второй.1 статьи 14 Федерального закона:

        вид на жительство;

        один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию;

        решение о признании заявителя носителем русского языка, принятое комиссией Федеральной миграционной службы или ее территориального органа по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее — комиссия по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка);

        один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов об отказе от имеющегося иного гражданства, а при необходимости — и квитанцию о заказном почтовом отправлении, за исключением случаев, когда отказ от иного гражданства не требуется;»

        Прежняя редакция пятого абзаца подпункта «г.1» пункта 14 Положения исключается.

        2) Чтобы учесть изменение в определении «носителей русского языка» в соответствие с поправкой в часть 1 статьи 33.1 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», расширяющей определение «носитель русского языка» на тех, кто родился на соответствующей территории:

        А) В пункте 16.3:

        перед словами «ранее постоянно проживавшие» вставить слова «родившиеся либо»;

        исключить слова «в пределах государственной границы Российской Федерации,»;

        перед словами «постоянного проживания» вставить слова «рождения либо»;

        При этом текст пункта 16.3 Положения приобретает следующий вид:

        «16.3. Иностранные граждане и лица без гражданства, указанные в пункте 16.1 настоящего Положения, родившиеся либо ранее постоянно проживавшие на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах государственной границы Российской Федерации, дополнительно представляют один из документов, подтверждающих факт их рождения либо постоянного проживания на соответствующей территории (выписку из домовой книги, копию поквартирной карточки, документ, содержащий сведения о постановке на воинский учет, военный билет или иной документ).

        Б) В пункте 16.4:

        перед словами «постоянно проживающих» вставить слова «родившихся либо»;

        исключить слова «в пределах государственной границы Российской Федерации,»;

        перед словами «постоянного проживания» вставить слова «рождения либо»;

        При этом текст пункта 16.4 Положения приобретает следующий вид:

        16.4. Иностранные граждане и лица без гражданства, указанные в пункте 16.1 настоящего Положения, имеющие (имевшие) родственников по прямой восходящей линии, родившихся либо постоянно проживающих или ранее постоянно проживавших на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах государственной границы Российской Федерации, дополнительно представляют один из документов (документы), подтверждающих (подтверждающие) наличие указанных родственников, а также факт их рождения либо постоянного проживания на соответствующей территории (свидетельство о рождении, документ о заключении брака, свидетельство об усыновлении, свидетельство о смерти родственника, вид на жительство, выписку из домовой книги, копию поквартирной карточки, документ, содержащий сведения о постановке на воинский учет, военный билет или иной документ (документы).»

        (Для сведения — пункт 16.1. Положения: «Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет, обладающие дееспособностью, временно пребывающие или проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться в комиссию по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка с заявлением о признании их носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона.»)

        /