За неполный месяц в «НГ – Религии» – приложении к «Независимой газете» – дважды вмешивались в конфликт в Абхазии, подвергая предвзятому и однозначному осуждению и старейшего абхазского иерея Виссариона Аплиаа, и Русскую Православную Церковь во главе с Патриархом Кириллом («Рискованный абхазский гамбит РПЦ». – НГ, 17 октября 2023 г.; «Абхазские христиане обвиняют РПЦ в оскорблении их национального достоинства», – НГ, 15 ноября 2023 г.). Всё из желания потрафить противоборствующей стороне – авантюрному Дмитрию Зауровичу Дбару, сбежавшему из РПЦ к Вселенскому патриарху Варфоломею и Элладскую церковь, а затем самопровозгласившему себя главой также самопровозглашенной «Священной митрополии Абхазии».
Оба труда принадлежат перу одной и той же Анастасии Коскелло. Судя по текстам, пределов ее восхищению обаянием «интеллектуала и богослова» Дбара нет. Зло всегда обаятельно или хочет быть таковым.
В самом деле, направленный тем самым ругательски ругаемым отцом Виссарионом в разгар войны с Грузией в Москву на учебу и рукоположение, способный Дбар затем вернулся в Абхазию и засел в отреставрированном Российской Федерацией Ново-Афонском монастыре – перлу православия, основанному в Абхазии по воле императоров Александра Третьего и Николая Второго. Виссарион, проведший на передовой всю Отечественную войну абхазского народа, стал для способного Дбара помехой. Как и Русская Православная Церковь. Поэтому в следующий раз пропустив в Греции новую войну 2008 года с Грузией, господин Дбар вернулся в Абхазию архимандритом Элладской Православной Церкви – главой «Священной митрополии Абхазии».
Я уже вступал несколько лет назад в спор с этим добродетельным патриотом Абхазии. То, что госпожа Коскелло пытается представить «сугубо личной трагедией» взаимоотношений между священнослужителями, на самом деле питается фактом рейдерского захвата Ново-Афонского монастыря. Оставлю в стороне морализаторство – предательство по отношению к старшему, к материнской Церкви и др. Был бы господин Дбар протопопом Аввакумом, Мартином Лютером или Жаном Кальвином, – Бог ему судья, – так уйди из приносящего тебе доход захваченного монастыря в келью, скит. Проповедуй в своем храме, который помогут построить поверившие в твою проповедь люди.
Но нет. «Оскорбленное национальное достоинство» предпочитает не замечать эту проблему. Как и госпожа Коскелло.
Легко с уворованного алтаря призывать к признанию независимости Абхазской Церкви во главе с самим собой. После Отечественной войны в 1992–1993 годах независимость Республики Абхазия – главное, а может быть единственное, чем Абхазия вправе гордиться. Но измены, интриги, подтасовки – не тот путь, который приведет к признанию церковной самостоятельности Абхазии.
И последнее. Льщу себя надеждой, что искренне уважая или рекламируя (нужное подчеркнуть) бывшего иеромонаха Русской Православной Церкви и обращая свои филиппики против отца Виссариона, журналистка Коскелло не знала, что весь этот месяц Виссарион находился между жизнью и смертью, после перенесенного удара. Если же нет, знала – дискуссия о христианских добродетелях переходит в иную плоскость.
Константин Затулин
16 ноября 2023 года