Беседовала Юлия Дмитриенко
Кремль.org
Константин Затулин, Директор Института стран СНГ, депутат ГД РФ IV созыва, член Комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками
— Что вы можете сказать о результатах выборов в Казахстане?
— Чувство меры подвело казахских чиновников, администраторов. Не было никаких сомнений в том, что «Нур Отан» получит не просто большинство, а квалифицированное большинство в парламенте. Однако по всем рейтингам, предварительным прогнозам партия «Нур Отан» должна была набрать 65-70% голосов, и это более-менее соответствует реальности Казахстана. Однако, тот факт, что президент Назарбаев предпринял усилия по консолидации проправительственных группировок в одну партию и возглавил ее сам, сделало эти выборы не борьбой между разными политическими силами, а своего рода испытанием, референдумом на верность президенту. А рейтинг президента широко известен: на прошлых президентских выборах Назарбаев набрал 91 %, не только за свои достоинства, но и в результате административного рвения и усердия на местах. Что и произошло на нынешних парламентских выборах: партии «Нур Отан» приписали 10-15% голосов, что является распространенным явлением в Казахстане. Но, в отличие от президентских выборов, где двух президентов быть не может, это привело к тому, что теперь в парламенте, в соответствии с законами Казахстана, представлена единственная партия. А это уже серьезное основание для сомнений в казахской демократии. И это скажется на таком важном для Казахстана вопросе, как председательство в ОБСЕ. Не секрет, что это председательство, по крайней мере, наблюдателями ОБСЕ, напрямую связывалось с датами парламентских выборов и мониторингом сегодняшней демократичности Казахстана.
— Как эти результаты отразятся на внутриполитической ситуации?
— Я пока не читал последние отклики. Скорее всего, первое время будут делать все возможное, чтобы недовольные голоса не прорвались наружу. Но оппозиция имеет право обидеться. Она, скорее всего, будет копить свои обиды к Христову дню, к дню, когда будет решаться вопрос, кто придет на смену и кто будет состязаться за право стать наследником. В зависимости от того, насколько оппозиция будет привлечена в согласование этого вопроса, она будет или спускать на тормозах или, напротив, подчеркивать свое недовольство и наращивать критику режима Назарбаева.
В случае с этими выборами произошел серьезный просчет администрации президента Назарбаева, которая не удержала местные власти от поправок в пользу действующего президента. В желании отличиться перед Назарбаевым местные администраторы расшибли себе лоб.
— Какую реакцию результаты выборов в Казахстане вызовут у мирового сообщества?
— Я не думаю, что эти выборы серьезно отличались от других выборов в Казахстане, в том числе и президентских, по которым были разноречивые оценки в России и в Казахстане. По большому счету, не было никакой необходимости усердствовать ни во время президентских, ни во время парламентских выборов в Казахстане. Нынешняя власть пользуется поддержкой большинства населения хотя бы потому, что они не видят ей альтернативы. Режим Назарбаева не такой беспроблемный, как иногда хочется представить руководству Казахстана, но, тем не менее, он относительно вменяемый и демонстрирующий определенные результаты, прежде всего за счет кладовых республики и отчислений от добычи полезных ископаемых. Это приводит к каким-то публичным успехам, но не отменяет тех проблем, которые существуют в Казахстане.
Среди них я бы не сбрасывал со счетов и межнациональную проблему, которая постепенно переходит в иную плоскость. В Казахстане, по крайней мере до выборов, брали курс на латинизацию казахского алфавита, то есть, дальнейшее расхождение с русскоязычным пространством. А это курс, который в перспективе создает проблему во взаимоотношениях между двумя общинами — русской и казахской. Можно представить, что Назарбаев выступает определенным гарантом межнационального согласия в глазах населения Казахстана разных национальностей. Но люди все чаще задумываются, что будет после Назарбаева.