Поделиться


Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

Оставить наказ кандидату

Выберите округ:


Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

Написать письмо депутату

Выберите приемную:


Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

На
страницу
депутата

К.Затулин: «Оранжевая леди» срывает резьбу


Константин ЗАТУЛИН, депутат Государственной думы РФ, директор Института стран СНГ

Московская среда

«Оранжевые» на Украине зарвались. Они демонстрируют решимость в любой момент рискнуть единством страны. То, что они предприняли, — это попытка государственного переворота.
Парадоксальность ситуации в том, что попытку эту возглавляет высший руководитель страны президент Виктор Ющенко. Можно сколько угодно спорить, кто оказал на него решающее влияние, но ясно одно: с подписанием указа о роспуске Верховной рады глава государства взял ответственность на себя.
Можно ли считать переворотом тот случай, когда во главе его стоит высшее должностное лицо. В России во времена, когда только зарождался парламентаризм, император Николай II распустил Вторую Государственную думу, а затем опубликовал за своей подписью новый вариант закона о выборах, в котором существенно возрастали шансы на победу кандидатов, поддерживающих власть. Этот указ был назван в истории России переворотом третьего июня…
На Украине сейчас происходит не какая-то новая революция, «новый майдан» — наблюдается всего лишь попытка реванша за победу лояльного к России Януковича в марте прошлого года. То, что сегодня пытается реализовать Ющенко, — это грубая, слабо мотивированная по основаниям попытка изменения власти в стране.
Президент Украины не имеет конституционных полномочий распускать Верховную раду, кроме строго оговоренных в статье 90 конституции Украины случаев. Этих случаев, напомню, три.
Первый. Если в течение месяца после начала работы не сформирована коалиция парламентского большинства. Но парламентское большинство на Украине имелось, приступило к реальным действиям назначенное им правительство Виктора Януковича.
Второй случай. Если в течение 60 дней с момента отставки предшествующего кабинета министров Верховная рада не утвердила персональный состав нового правительства. Этот повод также не проходит — правительство было сформировано.
Наконец, третье. Если в течение 30 дней с момента начала работы Рады нет кворума для принятия решения. Это ситуация совершенно невероятная, поскольку сегодня решения в парламенте Украины принимаются большинством примерно в 255 голосов.
Таким образом, ни один из вышеперечисленных поводов не может служить основанием для указа о роспуске парламента. Поводом же фактически стал тот факт, что 23 марта одиннадцать депутатов «Нашей Украины» во главе с Анатолием Кинахом перешли в состав правительственной коалиции, которая стала называться коалицией национального единства. Никакого запрета на переименование коалиций на Украине, заметим, не существует, но Ющенко «раздул» этот факт, поскольку в одной из статей конституции сказано, что коалиция создается на фракционной, а не на индивидуальной основе. Что касается переходов депутатов из одной фракции в другую, то они стали повсеместным явлением во всем мире.
Президент, конечно, имел право на свое мнение, и Ющенко, не стесняясь в выражениях, назвал приход Кинаха в правительство Януковича «национальным позором Украины». Такое заявление уже свидетельствовало о том, что украинский президент утрачивает роль беспристрастного арбитра и верховного вождя нации, который должен быть выше межпартийных дрязг. В конце концов Кинах не в стан врага перешел — он пошел служить своей стране, взял на себя ответственность как министр экономики. На этом основании Ющенко мог поссориться с Кинахом лично, но не оскорблять публично представителя политической элиты страны.
Украина еще не пережила до конца раскол 2004 года, как последовало его новое обострение. Мы становимся свидетелями нового акта раскола Украины. Следующим шагом станет блокировка президентом работы правительства Януковича, он может даже попробовать отправить правительство в отставку. Но ведь по конституции Украины все реальные полномочия по проведению выборов – в руках правительства, а не президента. Таким образом, Ющенко, стронувший лавину с горы, теперь имеет все шансы быть под ней погребенным.
Ющенко окончательно взял курс на конфронтацию, и в этом его поддерживает Ю. Тимошенко, собирающаяся подобрать власть. Но Тимошенко поднимается в рейтинге за счет перераспределения в «оранжевом» лагере. Она не обретает сторонников на востоке и юге Украины.
«Оранжевая леди» торопится сломать не только коалицию Януковича, но и утопить Ющенко, который в союзе с ней давно уже выглядит младшим партнером. Тимошенко хочет, пока не поздно, «сорвать резьбу» политического процесса на Украине. Как женщина авантюристического склада, она рассчитывает максимально использовать поддержку западных регионов для своего возвращения во власть.
Если же говорить о гипотетических шансах на перевыборах, то, по большому счету, на Украине воспроизведутся основные пропорции, которые были и до сих пор. В чью сторону качнутся не определившиеся, будет зависеть от развития событий и особенностей избирательной кампании. Но если Ющенко своим шагом отверг все другие решения, кроме перевыборов всех ветвей власти на Украине, то он должен предложить и свои собственные перевыборы. Ибо фактически он расписался в своей неспособности поддерживать диалог с парламентом и правительством страны.
Мне кажется, что Россия в этой ситуации должна вести себя осторожно, и вместе с тем — принципиально. Она должна выразить свое отношение к тому, что происходит в Киеве. Уберечь, в том числе и своим влиянием, от того, чтобы этот кризис разрастался дальше. Украина для нас важна как наш сосед, с которым мы связаны Договором о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Но эта страна состоит из двух частей. И для того чтобы Украина существовала, в ней должен быть компромисс между востоком и западом.
/