Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        К. Затулин: «Пространство СНГ нельзя отменить указом.» Интервью.


        — 12 июля 2008 г. была опубликована Концепция внешней политики, в которой в качестве одного из приоритетов названы отношения России и СНГ. Как Вы полагаете, насколько СНГ останется сферой влияния России?

        Константин Затулин: Так получилось, что к СНГ сегодня существует разное отношение и, прежде всего, разное содержание понятий, что такое СНГ. СНГ и акт о СНГ — это не совсем тождественные вещи. СНГ — это Содружество Независимых Государств, организация, в которой членствуют все, за исключением республик Прибалтики и Туркмении, которые, как известно, являются наблюдателями. И судьба этой организации может быть разной. Я уверен, что СНГ и дня не проживет, если Россия захочет выйти из этой организации, в этом случае СНГ просто прекратит свое существование. Но Россия не собирается выходить из Содружества, потому что этот шаг или развал СНГ по другим причинам во всем мире прозвучит очередным похоронным звоном по интересам России и может заставить кого-либо считать, что следующей на очереди за СНГ является сама Российская Федерация. Хотя бы только по этой причине Россия участвует в СНГ, не переоценивая этой организации, понимая, что она не является акционерным обществом, по итогам финансового года подсчитывающим дивиденды для каждого из участников.

        СНГ — это политическая трибуна, это региональная организация, которая представляет самим фактом своего существования пространство СНГ. Пространство СНГ, или постсоветское пространство — это вещь, которую трудно отменить решением. Это пространство, которое складывалась веками Российской империи, Советского Союза. И как бы сегодня ни торопились считать новые государства независимыми, они продолжают оставаться связанными между собой наличием общих мыслей, общих проблем, общего неподеленного наследства Советского Союза. И в этом плане пространство под названием СНГ имеет право на существование. Вопрос заключается в следующем: собирается Россия, как безусловный лидер в Содружестве, предложить такой путь интеграции, который предполагает, что СНГ будет жить не прошлым, а будущим, или же Россия констатирует постепенное измельчание центростремительных факторов в СНГ и нарастание центробежных и будет наблюдать за процессом постепенного сокращения своего влияния в этой зоне? Я надеюсь, что мы будем вести себя активно. Для этого нам нужно не только увеличивать цену на газ, потому что таковы рыночные нормы, но и находить способы привлечения к себе внимания, позитивные повестки для других стран СНГ, которые заставляли бы их ориентироваться на Россию.

        — Какие, по Вашему мнению, новые противоречия и проблемы возникают в отношениях со странами бывшего СССР и как их можно преодолеть?

        — Само обособление частей бывшего общего целого под названием «союзные республики» в независимые государства является крупнейшим вызовом для этого пространства. С некоторыми государствами, например, такими, как Украина, Казахстан, или Белоруссия, мы в течение многих сотен лет жили в едином пространстве, и мы никогда не сталкивались с фактором их независимого государственного самоопределения и существования. И поэтому сегодня, когда они уже 15 лет существуют как независимые государства, мы имеем разные эффекты. Например, с Украиной мы сегодня делим не только Черноморский флот, мы сегодня заняты разборками по проблемам исторического прошлого. Сегодня власти Украины предпринимают титанические усилия для того, чтобы переписать историю России и Украины и объяснить, что самым главным врагом Украины в прошлом была Россия и ее желание подчинить себе украинцев. Россия с этим не согласна. Мы сталкиваемся с тем, что нам приходится вести борьбу за доброе имя своих предков, будь то Екатерина Вторая, или эпизоды советской истории, связанные с голодом 30-х годов. Поэтому новые проблемы возникают в связи с тем, что мир не является вакуумом, и если мы сегодня откуда-то уходим или утрачиваем свое влияние, то на наше место заступают другие, и эти другие формулируют повестку дня. Сегодня в СНГ очевидно стремление ряда государств привлечь к себе внимание Запада созданием какого-то блока, уравновешивающего Россию на постсоветском пространстве. В данном случае речь идет о ГУАМе. ГУАМ ничем себя не зарекомендовал, но ему делают искусственное дыхание, для того чтобы он существовал и тем самым уравновешивал попытки России договориться о правилах и нормах интеграции на постсоветском пространстве. Это один из примеров того, как в сегодняшней жизни на пространстве СНГ пытаются создать ‘троянского коня’, который будет разрушать всякие усилия Москвы по экономической кооперации, интеграции, по культурному взаимодействию с бывшими частями общего целого.

        — Как России должна выстраивать отношения со странами постсоветского пространства в таких условиях?

        — Во-первых, Россия должна быть спокойна в сознании своей силы. По большому счету, России ничего не нужно, кроме нескольких десятков или хотя бы десятка лет спокойной жизни. Ее потенциал в этом случае будет раскрыт. Но в том-то и дело, что мы не можем рассчитывать на такую благожелательность извне, на то, что нас оставят в покое и что не будут растравлять наши проблемы на Северном Кавказе или в Чечне. Сегодня Россию всячески пытаются заставить реагировать на вызовы. А эти вызовы возникают в связи с продвижением НАТО, желанием НАТО включить в свой состав Украину и Грузию. Мы вынуждены бороться с этим, потому что российские границы искусственные, они не носят исторического характера, они оставляют за пределами границы России огромные массы русского населения, будь то Восточная Украина или Северный Казахстан. И, конечно же, это и фактор нашей силы, и одновременно фактор нашей уязвимости. Мы должны быть уверены, что угроза для России не исходит из ближнего зарубежья, и мы сегодня сосредоточены на том, чтобы не дать возникнуть такой угрозе. Вот почему мы так остро реагируем на возможность вступления в НАТО Украины или Грузии. Потому что это означает изменение геополитического баланса и стремление диктовать правила игры извне, пользуясь своим присутствием в географической близости к России. Мы будем делать максимум для того, чтобы это не произошло. Если нам это не удастся, то нам придется тратить гораздо больше денег на оборону, снижая тем самым темпы своего экономического развития. Я думаю, что если события будут развиваться по этому сценарию, мы с этим тоже справимся, потому что в истории уже были периоды, когда Россия или Советский Союз находились в изоляции. И мы вышли из этого периода, не просто сохранив свои территории, но с гордо поднятой головой и с новыми особыми геополитическими преимуществами. Я уверен, что мы не должны комплексовать по поводу чьих-то неудовольствий от нашей политики, мы должны ставить во главу угла свои интересы и бороться до конца, ничего не боясь. Потому что, к сожалению, от периода Ельцина у нас осталось много людей, которые боятся собственной тени. Вот они должны на это время отправлены писать мемуары.

        Беседовала Александра Пономарева

        /