1-й заместитель председателя Комитета ГД по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин, ответил «Материку» на вопросы о продлении миграционного учета для беженцев с ДНР и ЛНР.
— На нашем сайте «Материк» с интервалом в несколько дней уже дважды была размещена информация Главного Управления по вопросам миграции МВД России о сохранении льготного порядка продления миграционного учета для беженцев с Украины. Чем вызвана необходимость таких подтверждений?
— В соответствии с российским законодательством о гражданстве и, в частности, законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», граждане Украины вправе пребывать на территории Российской Федерации не более 90 дней, в течении каждого периода 180 суток, после чего они должны на срок не менее 90 дней выезжать из России. В течении следующего полугодия, они вновь могут приезжать и находиться по миграционному учёту в России не более 90 суток.
Однако все мы свидетели трагедии огромного количества людей на Востоке Украины, который в 2014м году был ввергнут в гражданскую войну преступными действиями участников государственного переворота. В этих условиях в отношении граждан Украины, вынужденных спасать себя и свои семьи в России, действовали особые, льготные нормы миграционного учёта. По истечении 90 дней пребывания в России органы Федеральной миграционной службы, а после её упразднения — Главного управления по вопросам миграции МВД Российской Федерации не требовали от граждан Украины, фактических беженцев от войны и репрессий, выезда из Российской Федерации, продлевая им автоматически сроки пребывания в России.
В начале июля сего года в мой адрес стали приходить обращения находящихся в России жителей ЛНР и ДНР о предупреждениях им со стороны миграционных служб на местах, по причине, не известной и не вполне понятной настаивающих на их выезде за пределы РФ по истечении 90 суток пребывания в России. То есть, о фактической отмене прежней льготы на временное проживание в Российской Федерации для лиц из зоны конфликта.
Я незамедлительно проинформировал о возникшей проблеме руководство Главного управления МВД по вопросам миграции, конкретно – её начальника генерал-майора полиции Ольгу Кириллову, от которой получил заверения, что никаких ужесточений прежнего льготного режима для жителей ЛНР и ДНР в России официально не предпринималось. Тогда мы в первый раз поставили об этом в известность всех интересующихся на сайте нашего Института стран СНГ (Институт диаспоры и интеграции) «Материк».
После этого объявления к нам вновь один за другим стали поступать сигналы с определенных территорий, что практика отказов в продлении сроков пребывания в Российской Федерации продолжается. Я вынужден был вновь обратиться к руководству Главного управления (письмо генерал-майору О.Е. Кирилловой опубликовано на нашем сайте). Наконец, в ходе личного телефонного разговора 4 августа с О.Е. Кирилловой и её заместителем полковником полиции В.Л. Казаковой мне было сказано, что учитывая факты продолжающихся отказов заявителям из ЛНР и ДНР, в подразделения Главного управления МВД по вопросам миграции в субъектах Российской Федерации направлено специальное инструктивное письмо, которое, по словам моих собеседников, подтверждает сохранение льготного режима для граждан Украины, проживающих или проживавших в зоне конфликта на территории ЛНР и ДНР. Это внутренний документ и я, конечно, сожалею, что не располагаю его копией. Но я верю в искренность заявлений руководителей Главного управления МВД и его куратора, первого заместителя министра внутренних дел генерал-полковника полиции А.В. Горового. Мы немедленно проинформировали о письме Главного управления на сайте «Материк».
— Уже после размещенной нами 4 августа информации на сайте «Материк» на нашу почту пришел не один десяток писем из разных городов, в которых сообщают, что уже после информации с сайта продолжают отказывать в продлении миграционного учёта. Что происходит?
— Я, конечно, не исключаю того, что указания руководства Главного управления МВД по вопросам миграции не дошли до исполнителей или были ими неправильно интерпретированы. Очень может быть, что мы имеем дело с традиционным для худших представителей нашей бюрократии саботажем или местными влияниями – нежеланием дальше сталкиваться с докучливыми просителями. Некоторым чиновникам, вероятно, кажется, что можно до бесконечности отпихиваться от наших соотечественников или тем более подталкивать их к выезду из России. Мне лично совестно за таких представителей власти – они подрывают у огромной массы наших соотечественников веру в справедливость в России.
Хочу предупредить, что спонтанные каникулы чиновников на местах для ознакомления с внешнеполитическим курсом президента В. Путина, инициативами Государственной Думы и распоряжениями собственного руководства закончились. В случае если уважаемые господа будут продолжать издеваться над людьми, мы в Государственной Думе будем рассматривать это как проявление коррупционной заинтересованности. Лично я намерен впредь по каждому такому факту обращаться с депутатскими запросами в Генеральную прокуратуру и Следственный Комитет Российской Федерации. Буду добиваться, чтобы виновники были уличены в служебном несоответствии, наказаны и уволены.
— Каковы перспективы решения вопроса о российском гражданстве для соотечественников, в том числе с Украины? Что вы планируете в этом направлении сделать во время осенней сессии работы Госдумы?
— Я считаю, что даже при условии снятия всяких недоразумений с порядка миграционного учета жителей ЛНР и ДНР в России, Правительству и Федеральному Собранию Российской Федерации предстоит сделать еще целый ряд шагов для того, чтобы внести необходимые изменения и исправления, облегчающие пребывание в России и получение российского гражданства для наших соотечественников из-за рубежа. И, прежде всего, — с территории Украины, в силу сложившегося там трагического положения. Как вы знаете, в результате упорных усилий нам удалось снять наиболее одиозное условие – предоставления украинской справки о выходе из гражданства Украины, для тех вынужденных переселенцев в Россию, кто захотел воспользоваться нормой о признании носителем русского языка для получения в дальнейшем вида на жительство и гражданства Российской Федерации.
К сожалению, это не всё, что следовало изменить и с началом осенней сессии в Государственной Думе я и мои коллеги продолжим доказывать необходимость снятия других не нужных, перестраховочных условий для получения статуса носителя русского языка нашими соотечественниками, как из Украины, так и из других постсоветских стран. Подчеркну – соотечественниками, а не мигрантами, не имеющими к русскому и другим народам России прямого отношения. В Государственную Думу весной 2017 года мною внесены законопроекты о признании гражданства детей в смешанных браках с иностранцами и о праве на политическое убежище в России, актуальность принятия которых не вызывает сомнений. Скажу хотя бы, что недавний громкий случай с журналистом «Новой Газеты» Али Ферузом, гражданином Узбекистана, бежавшем от пыток и репрессий в Россию, мог бы быть разрешен гораздо проще, если бы в нашем положении о праве на политическое убежище в России не содержалась странная статья об отказе гражданам стран, с которыми у нас существует безвизовый режим пересечения границ. Люди, как в России, так и за рубежом устали ждать когда мы в своем законодательстве о гражданстве, наконец, выберемся из ловушек, которые сами расставили себе и своим соотечественникам.