Бессменный руководитель Казахстана на протяжении почти тридцати лет, последний из постсоветских руководителей, кто возглавил свою республику, когда она еще была частью СССР, в минувший вторник сложил свои президентские полномочия. С уходом Назарбаева завершилась целая эпоха в истории и Казахстана, и всего СНГ.
В своей прощальной речи, кстати, произнесенной на двух языках — казахском и русском, он, в частности, сказал: «Я принял непростое решение — сложить с себя полномочия президента Республики Казахстан. Огромное спасибо вам, моему народу, и низкий поклон. Благодаря такой поддержке я работал, не жалея сил, энергии и здоровья, времени, чтобы оправдать это доверие. Мы поставили Казахстан на карту мира, где его не было как государства. Свою задачу на будущее я вижу в том, чтобы подготовить новое поколение руководителей, которое продолжит проводимые в Казахстане преобразования».
Согласно конституции, в случае досрочного сложения президентом своих полномочий они переходят к председателю верхней палаты парламента. Им был Касым-Жомарт Токаев, который теперь, вплоть до окончания в апреле 2020 года срока полномочий, будет занимать президентский пост. Он был приведен к присяге на следующий день после отставки Назарбаева.
Путь независимого Казахстана неразделим с политическим путем его первого и единственного президента. Он возглавил тогда еще советскую республику в 1989 году, когда его избрали первым секретарем ЦК Компартии Казахстана. Назарбаев был убежденным сторонником сохранения СССР, но, после того как он распался, Казахстан оставался последней советской республикой, которая объявила о своей независимости. На первых общенациональных выборах в декабре 1991 года Назарбаева избрали главой уже независимого государства. В дальнейшем он переизбирался еще четыре раза, став абсолютным рекордсменом среди лидеров всех постсоветских государств по времени пребывания у власти. Для Казахстана эпоха Назарбаева была очень успешной и в экономическом, и в политическом отношении. Когда он возглавил страну, здесь были огромные территории, но очень скромные ВВП, доходы и уровень жизни. Назарбаев сумел уберечь страну от социального и политического противостояния, а экономика при нем постоянно развивалась, в том числе и образовательные программы. За время нахождения Назарбаева у власти уровень образования в стране значительно вырос, как и объемы иностранных инвестиций.
Экспертное сообщество, западные СМИ, подводя итоги тридцатилетнего правления Нурсултана Назарбаева, отмечают его успешное руководство страной, умелое сочетание западного стиля в руководстве экономикой и авторитарного во внутренней политике. Хотя Казахстан нельзя назвать глобальным геополитическим игроком, отставка Нурсултана Назарбаева попала на главные страницы едва ли не всех международных изданий — от американской CNN до британской The Guardian. Редакционную статью с подробным анализом деятельности казахстанского лидера опубликовала влиятельная Foreign Policy. По ее мнению, за свое бессменное правление Назарбаев проявил себя как искусный государственный деятель, «умело сохраняющий равновесие» в отношениях с такими сверхдержавами, как США, Россия и Китай, и стремившийся повысить уровень жизни населения. В интервью изданию первый американский посол в Казахстане Уильям Кортни отмечает: «Если оглянуться назад, становится ясно, что Назарбаев был самым грамотным и умелым из числа тех лидеров, которые пришли к власти в результате распада Советского Союза. Он обрел огромный авторитет и легитимность благодаря отказу от ядерного оружия. Он умело и искусно заставил другие страны уважать независимость Казахстана».
Высоко оценивают деятельность Нурсултана Назарбаева и российские эксперты. Так, директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев отмечает, что политик был всегда нацелен на партнерство с Россией и Белоруссией, именно ему принадлежит идея создания Евразийского экономического союза. «Назарбаев относился к редкому типу государственных деятелей, которым удавалось проводить сбалансированную внешнюю политику, не выбирая между Россией и Западом, а взаимодействуя с ними. Казахстан — самая многонациональная из бывших советских республик. Казахи составляют здесь лишь 67% населения. Удивительно, но при Назарбаеве республике удалось избежать каких-либо серьезных межнациональных конфликтов. Он удачно осуществил проект переноса столицы из Алма-Аты на север страны, в город Астану, что повысило процент казахского населения в регионах, где традиционно был велик процент славян среди местных жителей. При этом в Казахстане русский язык в отличие от многих других республик бывшего СССР сохранил официальный статус», — констатирует аналитик.
Большое внимание эксперты уделяют той властной конструкции, которую хочет реализовать Назарбаев после своего ухода с президентского поста. В этом вопросе их позиции схожи — Назарбаев уходит, чтобы остаться. При этом они напоминают, что для такого транзита власти уже подготовлена политическая почва. За последний год были внесены изменения в конституцию, которые наделили Назарбаева правом пожизненно занимать пост председателя совета безопасности, Назарбаев является обладателем статуса Елбасы («Лидер нации»), он также возглавляет партию власти «Нур Отан».
По мнению первого зампреда Комитета Госдумы РФ по СНГ, евразийской интеграции и делам соотечественников Константина Затулина, ушедший в отставку Назарбаев выстроит такую схему управления страной, которая позволит ему оставаться у власти вне зависимости от того, кто в дальнейшем займет пост президента. «Токаев может быть, а может не быть президентом. Но самое главное заключается в том, что президентом, по сути, у Казахстана останется Назарбаев, как бы он ни назывался. Назарбаев хочет реализовать схему, которую в Китае использовал Дэн Сяопин, — находиться рядом с властью, занимать какой-то важный пост, но при этом уступить первое место другому и контролировать этого другого», — полагает эксперт.
Согласен с Затулиным и политолог профессор МГУ им. Ломоносова Андрей Манойло. Тот вектор, в котором двигался Казахстан при Назарбаеве, продолжится как во внешнеполитическом, так и во внутриполитическом отношении, уверен аналитик. «Дело в том, что Назарбаев сохраняет за собой пост главы совета безопасности страны, а примерно год назад этот орган был реформирован, ему были переданы ключевые полномочия. Теперь центр принятия решений — это не аппарат президента и не парламент, а в первую очередь совбез. Фактически Назарбаев сохранит всю власть в своих руках и только сменит кресло». Манойло напоминает, что президент — это должность выборная и уязвимая для критики, а на посту главы совбеза можно находиться всю жизнь. «Почему он решил пойти в отставку, тоже понятно: он человек очень немолодой, а должность президента довольно сложная. Так или иначе, но соперники будут пытаться победить на выборах, что создает некий риск. Ситуация, когда он будет возглавлять совбез, в этом плане беспроигрышная», — считает Манойло.
Александр Казаргин