Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        Когда Россия на деле начнет собирать соотечественников?

        Источник: Радио "Комсомольская правда"
        VIDEO

        13 Июня 2018

        Ведущая: Всем доброго дня. Мы приветствуем наших радиослушателей в Москве и в других городах вещания. С вами спецкор «Комсомольской правды» Дмитрий Стешин. Я, Елена Афонина. И сегодня в нашей студии в прямом эфире первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, руководитель Института стран СНГ Константин Затулин. Константин Федорович, здравствуйте.

        К. Затулин: Здравствуйте.

        Ведущая: Да, ну мы с Димой можем сказать, что после того, как на прошлой неделе состоялась Прямая линия с Президентом и сразу два вопроса были заданы – о судьбе Донбасса и о судьбе тех, людей, которые хотят связать свою судьбу с Россией. Я думаю, что, в принципе, об этом и стоит поговорить сегодня. И мы решили обратиться к нашим радиослушателям с предложением. Поскольку речь, конечно, пойдет и о том, насколько сложна процедура получения вида на жительство, российского гражданства для тех, кто желает стать гражданами России, мы хотим спросить вот о чем: а кому-то из наших радиослушателей удалось это сделать быстро, просто, льготно, может быть. Да, пожалуйста (телефон прямого эфира).  И ваши сообщения присылайте на Воцап. Стоит освежить в памяти вопрос Захара Прилепина Президенту на Прямой линии? Давайте мы сейчас это сделаем и услышим ответ Президента, затем перейдем к самому обсуждению.

        З. Прилепин: Здравствуйте. Меня зовут Захар Прилепин. Я советник главы ДНР и офицер армии ДНР. Есть ощущение, что украинская армия использует Чемпионат мира по футболу и начнет активные боевые действия. Как Вы прокомментируете эту ситуацию?

        В. Путин: Я надеюсь, что до таких провокаций дело не дойдет. А если это случится, мне думается, что это будет иметь очень тяжелые последствия для украинской государственности в целом. Мы видим, что там происходит, видим, как люди все это переносят. Мы оказываем обеим непризнанным республикам помощь и будем это делать дальше. Вы знаете, мне иногда кажется, что Украина, вступая сейчас в новый внутриполитический цикл, в том числе и по выборам в Раду и по выборам Президента, ситуация в этой связи усугубляется. И я еще раз хочу это подчеркнуть. Нынешние украинские власти, особенно в этой ситуации, не в состоянии решить проблему этих территорий – ЛНР и ДНР.

        Ведущая: Здесь возникает вопрос, Константин Федорович, а мы в состоянии решить проблему тех людей, которые хотят стать гражданами России?

        К. Затулин: Я уверен, что мы в состоянии решить любую проблему, если, на самом деле, будет обеспечено единство воли всех участников процесса принятия решений. Если это законодательные решения, то, значит, в них принимают участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, Президент Российской Федерации. На всех этих этапах должно быть общее мнение о том, к чему мы должны стремиться и к чему прийти. К сожалению, этого общего мнения не возникает, когда дело касается, например, поправок к Закону о гражданстве, которые позволили бы большому числу беженцев с Украины, уже находящихся на территории Российской Федерации, и тем, кто еще не находится в России, но хотел бы получить здесь вид на жительство, гражданство, возможность трудоустройства. Отвечая же прямо на вопрос, который задал Захар Прилепин. Он, кстати, заметьте, не стал именовать себя ни писателем, ни деятелем литературного цеха, ни ведущим телепередачи, а назвал свое нынешнюю должность в армии ДНР.

        И Путин сказал то, что вы сейчас слышали, это, безусловно, вызвало на Украине «девичий переполох», потому что он сказал об угрозе украинской государственности в целом. Впервые он сказал таким образом, это отмечается всеми, и, по всей видимости, для этого есть основания, то есть это последнее предупреждение после серии провокаций, которые были предприняты на разных уровнях Украиной в преддверие нынешнего Чемпионата мира по футболу, которому они тоже готовятся, но по-своему. Речь идет не только об обстрелах, убийствах из-за угла и на линии фронта, что происходит в ДНР и ЛНР, речь идет и о разного рода других их маневрах и прочих провокациях: дело Бабченко, арест Вышинского, задержание наших моряков в Азовском море 25 марта этого года и т.д.

        В общем, это все по совокупности вызревает в качестве желания спровоцировать Россию на ответ. Россия проявляет терпение, но это терпение не безгранично, если сочтут на Украине, что это терпение есть следствие боязни со стороны Запада, пусть они не обольщаются, потому что в этом случаем Россия, безусловно, если будет широкомасштабная агрессия, попытка реванша в отношении Донецка и Луганска, Россия, безусловно, выступит.

        Но я возвращаюсь к тому, что вы спросили, и хочу сказать. У нас в Государственной Думе с 16–17-го года, то есть с момента начала уже этой Государственной Думы, есть несколько законопроектов (во всех этих законопроектах я участвую, являюсь автором), отлеживаются по одной единственной причине – не созрели, к сожалению, отдельные чиновники к тому, чтобы принять эту точку зрения и своим вето, если хотите, тормозят решения, которые, на самом деле, могли бы служить поводом к тому, чтобы Президенту по Прямой линии не задавали вопросов. Потому что, кроме вопроса, который вы сейчас озвучили, был и следующий вопрос, который тоже прозвучал очень громко, – беженцев, которые находятся в Ростове и которые рассказали о том, как они, беженцы с территории ДНР, мыкаются в поисках трудоустройства и решения своих проблем по легализации в России. У нас 2 с лишним миллиона человек, у нас точной до последнего человека статистики нет, сколько после событий 14-го года вынуждены были спасаться сами, спасать свои жизни, жизни своих детей от репрессий, убегать в Россию. И вот, хотя часть этих людей и нашли решение своих проблем, это примерно 250–300 тысяч, все остальные живут на полулегальном положении да вдобавок еще подвергаются риску быть депортированными на Украину, потому что продолжает действовать правило в отношении иностранных граждан, граждан Украины в этом случае: после 90 суток пребывания они должны выехать из нашей страны с тем, чтобы потом через 180 дней снова приехать на 90 суток. Они не могут выехать, им некуда выезжать.

        В прошлом году я трижды обращался к Министерству Внутренних дел с тем, чтобы они перестали на местах требовать выезда тех, кто бежал от войны и репрессий. Меня неоднократно уверяли руководители ведомства и министр, и первый зам. Министра, и руководитель Управления по делам миграции, что даны указания на места не требовать этого выезда, признавать особые условия пребывания их здесь, если есть мотивированные, как сказано в документах МВД, основания для того, чтобы люди остались сверх положенного времени, то принимать это во внимание. И все-равно людей заставляют, и все-равно их подталкивают к выезду, поэтому я в очередной раз на прошлой неделе обратился к первому заместителю министра внутренних дел Горовому с настоятельным требованием уже в четвертый раз поставить вопрос о миграционной амнистии для тех, кто превысил срок пребывания в России сверх 90 дней. Я имею ввиду конкретно людей, бежавших с Украины.

        Д. Стешин: В итоге ополченца Трегуба от депортации мы спасаем только тем, что приводим сюда в прямой эфир главу миграционного Управления МВД, и она в прямом эфире говорит, что она знает об этом деле, рассмотрит и Колю никуда не депортируют. Человека, который воевал у Стрелкова, был в Славянске, воевал в «Спарте, брат-близнец его сидит, потому что его за Колю приняли. Это безумная история. Недавно он вышел на свободу.

        Почему в государстве Израиль чиновникам не нужно объяснять, что люди возвращаются на родину, а у нас нужны постоянно какие-то упражнения?

        Ведущая: Да, но давайте мы с этим вопросом обратимся в том числе и к нашим радиослушателям. Вот, с одной стороны, мы говорим, что мы своих не бросаем, а на деле получается нам свои не нужны. Почему такое противоречие в словах и в поступках? Пожалуйста (телефон прямого эфира).

        С нами сегодня Константин Затулин. Константин Федорович ответит в том числе и на ваши реплики и комментарии. Я буквально несколько из них зачитаю. «Забавная ситуация: Россия, как правопреемник СССР, признала, выплатила свои долги, а вот детей СССР не признает. Ведь дети СССР – это дети России». Вот один из комментариев.

         

        (После рекламы)

         

        Ведущая: С нами в студии в прямом эфире первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, руководитель Института стран СНГ Константин Затулин. И вопрос, который мы обсуждаем, с одной стороны, мы слышим «мы своих не бросаем» и это было сказано достаточно громко, а на деле получается, что на свои и не нужны. Почему так сложно получить российское гражданство и, может быть, кому-то из наших слушателей это удалось сделать легко и просто? Сегодня об этом мы и говорим с Константином Федоровичем. Также в студии спецкор «Комсомольской правды» Андрей Стешин и я, Елена Афонина.

        Нам уже дозвонился Владимир из Твери. Давайте сейчас его выслушаем и затем ответы на вопросы наших радиослушателей, которые пришли по Воцапу.

        Владимир, здравствуйте.

        Владимир: Здравствуйте. Вы знаете, у меня отношение к этим беженцам отрицательное все-таки. В каком плане? Вот вы говорите, что трудно и долго их определять. А они же побежали, когда петух жареный клюнул, они там у себя на Украине прошлепали, кучка сволочей пришла к власти, они думали, что в рай попадут. А вот петух клюнул, они и побежали, вспомнили, что русские. Каким-то душком нехорошим веет, между прочим. Поэтому, наверное, и тормозится все это дело.

        Ведущая: Владимир, спасибо.

        К. Затулин: Во-первых, не петух клюнул, по ним стрелять стали из установок «Град». Я бы хотел уважаемого нашего радиослушателя поставить в эту ситуацию и посмотреть, как бы он в этом случае реагировал. И, знаете, мне очень не нравится тональность нашего слушателя, потому что, по моим представлениям, русские люди – это люди с совестью. Мы обещали поддержку людям на Украине, мы даже собирались туда войска вводить, хотя и не ввели решением Совета Федераций. Потом они поднялись на протест, а потом оказалось, что этот протест локализовался на одной трети территории Донецкой и Луганской областей. А ведь события были и в Харькове, и в Запорожье, и в Одессе сожгли людей. Вы разве этого не помните, когда говорите про петуха, который клюнул? Поэтому давайте не будем требовать от всех героизма, в том числе от бабушек, дедушек, детей несовершеннолетних и т.д. Я не знаю Вас лично. Вы, наверное, выдающийся герой, не знаю какие именно подвиги Вы совершали, но я знаю, что требовать от миллионов людей обязательные жертвы, для этого надо иметь основания. У нас таких оснований нет.

        Ведущая: Вопрос: «Упростить получение гражданства, а для чего? – спрашивает радиослушатель. – Они получают гражданство, бросают свою Родину и уезжают к нам. Если Россия руководствуется гуманными соображениями, то почему только Донбасс? Вопросов много, внятно ответить никто не может».

        К. Затулин: Я могу внятно ответить. Донбасс просто наиболее кровоточащая история. Но я совершенно согласен с тем, что, на самом деле, речь должна идти не только о Донбассе и не только об Украине, а о наших соотечественниках везде за пределами Российской Федерации. Им обещано в Законе о государственной политике в отношении соотечественников за рубежом, который был в 99-м году принят, а в 2010 – обновлен, упрощенное получение гражданства.

        Что сегодня у нас с упрощенным получением гражданства? У нас есть Закон о гражданстве, где слово «соотечественник» вообще появилось впервые только в 2007 году. Закон был принят в 99-м, 8 лет оно там вообще не появлялось. В 2007 году оно появилось в связи с тем, что была начата государственная Программа по добровольному переселению соотечественников в Россию. Так вот я утверждаю: эта Программа не отвечает своему названию. Эта Программа, по существу, поиск трудовых ресурсов. Региона говорят: вот, вы обращаетесь к нам за участием в этой Программе (а им даны полномочия по натурализации людей, приему их и трудоустройству и т.д.), вы, например, подходите нам с точки зрения нашей карты занятости, вы врач, тогда мы вас берем, а вы, например, инженер, вы нам не нужны; Поэтому, извините, хотя вы и соотечественник, вы нам не нужны.

        Эта Программа должна жить, она должна существовать, но эта Программа, строго говоря, поиск трудовых ресурсов. Это не программа репатриации. Вот слово «репатриация» ключевое. Если бы эта Программа действовала и всех бы устраивала, в 12-м году Президент не предложил бы новую Программу носителя русского языка. Он что сказал? Те, кто знает русский язык, кто происходит с территории Советского Союза, Российской Федерации или их потомки по прямой восходящей линии, если они решили оставить свое гражданство, свое государство, приехать в Россию, проводится экзамен на знание ими русского языка, и они получают вид на жительство сразу, затем могут получить гражданство.

        В результате того, что два года это предложение волокитили, в 14-м году оно только было принято в Государственной Думе, но сразу было оговорено невозможными условиями. А именно: надо представить справку этому человеку – соискателю статуса русского языка о том, что некое государство, чьим гражданином он был, его гражданства лишило. Вот справка не его, не его чистосердечное признание, а именно справка этого государства. Москва слезам не верит. Это государство, любое государство, Украина тем более при нынешних наших с ней отношениях, никакой справки нам не обязано давать и не дает.

        А второе, взяли, да и сузили число тех, кто может претендовать. Да, он выходец из Российской Федерации, Советского Союза, Российской империи, но в современных границах Российской Федерации. Это сразу отрезало от перспективы получения статуса, соответственно вида на жительство и гражданство, массу людей, в том числе с Украины. Из Луганска, из Донецка тоже и Северного Казахстана, из Киргизии, из Узбекистана и т.д.

        Мы неимоверным трудом в Государственной Думе преодолели летом прошлого года только в отношении тех, кто с Украины, необходимость отменить эту справку. Но все остальные – Узбекистан, Прибалтика, кто-угодно – им опять требуется справка. А вот, допустим себе, что из благополучной Канады хотят вернуться в Россию. От них требуют отказаться от гражданства. А в Канаде действует закон: у них от гражданства вообще нельзя отказаться. Однажды его получив, ты от него отказаться не можешь. Как нам тогда поступить? Там, между прочим, 400 тысяч русских в Канаде, не одни только украинцы. Когда дело касается украинцев Украины, там проблем нет давать им гражданство. Да ради Бога! А мы – нет. Мы упираемся.

        Естественно, и у вас, и у меня, и у всех возникает вопрос: а что мы упираемся? Почему? Вот тут бездна разных вариантов, но я в результате многих лет пришел к следующему выводу. Во-первых, упираются конкретные люди, которые созидали нынешний Закон о гражданстве. Их идеология примерно выражается, она и раньше выражалась в фразе: «Все, кто надо было в Россию приехал, надо поставить барьер на пути тех, кто нам не нужен». Им не нужны, потому что они считают, что нам и так хорошо без них. Они думают, что люди, приехавшие сюда, обязательно наше государство разворуют, растащат наши пенсии, страховые пособия и т.д. Я объяснял много раз: среди тех, кто желает приехать всего 6% пенсионеров. Пенсионеры, в общем, доживают свой век и никуда с места трогаться не хотят, за некоторым исключением. А вот трудоспособные, дети и т.д., они готовы приехать. Эти люди будут гражданами России, будут служить в нашей армии и служат. Они, вы знаете эти истории, когда служили в нашей армии, только потом получали гражданство. Они будут платить налоги, они будут работать, они будут умножать наш валовой внутренний продукт. Этого люди, которые отказывают, не понимают и понимать не хотят.

        Вот с этим я столкнулся. Потому что они, вообще-то говоря, за экономику не отвечают. Они отвечают только за то, чтобы «не пущать». К сожалению, об этом говорю.

        Ведущая: Давайте послушаем еще один вопрос. Михаил Иванович из Самары. Михаил Иванович, Вы в эфире, пожалуйста.

        М.И.: Здравствуйте. У меня несколько предложений, если можно. В частности, кто мешает Российской Федерации ввести в школе со второго класса, допустим, по шестой класс факультативно или как-то изучение украинского языка? Остался человек после занятий, факультативно. Именно так. А предложение следующее.

        Ведущая: А почему украинского только, не понятно? Давайте факультативно эстонского?..

        М.И. Давайте добавим туда языки мира, например, мне нравится испанский.

        Ведущая: Так изучают в школах…

        К. Затулин: И испанский, и английский, и немецкий изучают. А надо будет, украинский будем изучать. Только надо преподавателей и желание людей, понимаете?

        М.И.: Я хотел сказать совсем другое. Вот смотрите, Киевская Русь…

        Ведущая: Михаил Иванович, у нас одна минута осталась. С Киевской Русью до новейшей истории мы не скоро дойдем. В любом случае – спасибо. Нам Максим написал: «Россия находится в долгу перед русскими людьми Донбасса, поэтому приоритет выдачи российского гражданства должен быть именно для русских, а не для трудовых мигрантов из Средней Азии». Как Вам такой подход?

        К. Затулин: Мне такой подход понятен, но он опять же упирается в определение «кто есть наши соотечественники»? Наши соотечественники по закону – это лица, которые, как я уже сказал, родились в Российской империи, в Советском Союзе или их потомки, признающие факт своего родства и при этом происходящие из числа народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации. Сложно было бы сказать, что, скажем, уважаемые нами узбеки или, допустим, таджики, киргизы, они исторически проживают на территории Российской Федерации. Они – уважаемые люди, они вместе с нами в Евразийском Экономическом союзе. По крайней мере, таджики с киргизами. Но основания для получения гражданства у них должны быть иные. Для соотечественников, которые действительно принадлежат к числу этих коренных народов (это и русские, это и белорусы, и украинцы), для них должны быть другие правила. Об этом я и говорю – репатриация.

         

        (После рекламы)

         

        Ведущая: С нами в студии в прямом эфире первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, руководитель Института стран СНГ Константин Затулин. Мы в прямом эфире.

        Вопрос следующий. Вот «мы своих не бросаем», мы это слышим не единожды, с другой стороны, получается, что свои нам и не нужны. Если говорить о сложностях, которые испытывают люди, желающие получить российское гражданство. Вот вам, пожалуйста, одна история. Нам ее прислали. «Мои родители с 2002 года ждали пять лет, это просто ужас! Им было под 70 лет. Дети, внуки – граждане России. Отец – уроженец Брянской области, призван в ряды Вооруженных сил в 1953 году. Остался служить на Украине. Затем по направлению партии направлен на службу в милицию. Отслужил, вышел на пенсию. А вот приехать на Родину – проблема. Для родителей это полнейшее разочарование, огромный стресс».

        Вот такие истории нам присылают сейчас.

        К. Затулин: Этих историй мне каждый день приходит примерно 10–15–20 писем. Вот только что Президент сказал, сразу всплеск обращений. Поскольку уже успел заявить в этой теме и давно, не со вчерашнего дня, поэтому мне пишут.

        Что я могу сказать? К сожалению, все упирается в то, что у меня, у депутата право вносить инициативы. Я внес свои в законы. Значит, эти законы пускают по кругу, во-первых. Это не инициатива Государственной Думы, это в данном случае неготовность к принятию решений на уровне Управления по защите конституционных прав Администрации Президента. Именно оно в конечной точке пути, которая означает шлагбаум на пути людей, которые собираются в Россию. И оно формирует позицию в данном случаем Администрации Президента. А мы заранее знаем, что принимать законы в Государственной Думе (это всем известно) без согласия со стороны Администрации Президента, значит рисковать тем, что этот закон не будет подписан. Поэтому эти законы просто не рассматриваются, они отлеживаются и отлеживаются уже больше года.

        У нас ведь не только в этом вопрос. У нас сюда приехало очень много бывших депутатов, министров, политических общественных деятелей, журналистов, президент Янукович у нас здесь находится, премьер-министр бывший Азаров и т.д. Никто из них не является политическим мигрантом, потому что действует указ Ельцина 97-го года о праве на политическое убежище в России, в соответствии с которым люди из стран с безвизовым пересечением границы с Россией не имеют право обращаться за политическим убежищем. Как говорят в Грузии, «где Кура, а где твой дом?». Причем тут виза или безвиза и политическое убежище? Ни одного политэмигранта нет. Это стыдно для державы такой, как Россия, что с 91-го года у нас нет на территории России ни одного человека, который бы получил политическое убежище. Я пишу, переношу все, что написано в указе Президента от строчки до строчки, до последней запятой, называю это законом, сохраняю порядок, при котором решения принимает только Президент о предоставлении политического убежища, но убираю эту норму насчет безвизы. И еще одну о том, что не рассматриваем обращения людей из стран с демократическими институтами, т.е. Сноуден тоже не гражданин. Это все сделано было Ельциным и его людьми по известным причинам. Они хотели подольститься к Западу, они хотели не тревожить владык Средней Азии, от которых бегут их политические противники в Россию и т.д. Мне говорят: «Ну, Вы знаете, с этими людьми ведь надо проводить обсуждение, значит, должен быть, стул, стол, а летом (меня особенно позабавило в ответе) – кондиционер! А этих расходов не заложено в федеральном бюджете, поэтому, будьте добры, получите от правительства отзыв». Я пишу в правительство, из правительства (в данном случае за подписью бывшего вице-премьера Приходько) мне отвечают: «Да, видимо, могут быть расходы на собеседование с этими людьми. Поэтому эти расходы в бюджете не обозначены, поэтому мы не можем дать положительного заключения». Это же издевательство!

        Во-первых, эти расходы заведомо должны быть запланированы, если действует Указ о политическом убежище. Он действует. Все это, по сути, издевательство. Но нет согласия на этот шанс и в результате…

        А дети? Дети, которые рождаются в смешанных браках. Если семья уехала за границу, то все. Для того, чтобы дать гражданство ребенку, требуется согласие родителя-иностранца. В России не требуется в этой семье, а за пределами России – требуется. А если семья развелась? Все-равно требуется. А если он там на Ближнем, Среднем Востоке, допустим, не желает, чтобы жена давала ребенку российской гражданство? Все. Мы пишем, МИД пишет, послы настаивают, а в этом Управлении, о котором я сказал, сидит господин Жуйков и пишет: «А, может быть, предоставление российского гражданства ребенку российскому за рубежом ухудшит его положение».

        Д. Стешин: Это, возможно, имитация вдумчивой работы с проектами законов? Но все-таки динамика какая-то есть, Константин Федорович? Смотрите, а то ведь от уведомительной регистрации по почте мы пришли к миграционным центрам. Центр Сахарова, например.

        К. Затулин: Этим Центром, я знаю, даже сотрудники МВД гордятся. Но я, к сожалению, не могу так однозначно положительно оценивать все, что делается в миграционных центрах. Вокруг миграционных центров развелась целая грибница людей, которые решают вопросы. Раз в полгода, не чаще, заседает Комиссия по русскому языку. Вот мы сказали о носителях русского языка, с сентября разрешили без справки, люди пошли. А там говорят: «Приходите через 6 месяцев!». А у них сроки пребывания – три месяца, 90 дней. Они заставляют их нарушать закон. Очереди перепродаются, потому что – хотите раньше, я вам свою очередь продам. Люди становятся в очередь, потом ее продают. Вокруг хотя люди и говорят: «На платной основе – три недели, а так шесть месяцев ожидайте!».

        Потом люди… Я проследил на конкретном человеке. Человек у нас служил в МВД, уехал в другую страну, вернулся, считал, что у него российское гражданство, а оказалось – нет, неправильно оно оформлено. Заставили заново, через Сахарова этим заниматься. Он туда ездил 9 раз, это при том, что я лично следил за прохождением. Приезжает с документами, запятой нет. Хорошо. Поехал назад, поставил запятую. Так, смотрят: здесь запятая есть, а вот здесь, в другом документе – нет». А ты возьми сразу все документы, проверь и скажи все свои претензии, чтобы он один раз съездил. Нет. Девять раз ездил. И то это по большому блату – при звонках начальника Управления по делам миграции, оно лично вмешивалось и т.д.

        А что будет с теми, которые мне не дозвонились и ей не дозвонились?

        Д. Стешин: А мне мозг вынесло, извините. История Лены Павловой, вдовы мотороллы Арсения Павлова. Она коренная дончанка. Когда ее заставили сдавать экзамен на знание русского языка, где нормы тоже, по сути, издевательство. Принимал у нее экзамен азиат, который сам с трудом говорил по-русски. Но, слава Богу, сдала, получила гражданство России.

        К. Затулин: Но министр Колокольцев, я знаю, у него было желание (он мне об этом говорил) обратиться к Президенту, чтобы отменить экзамены по русскому языку для тех, кто с Украины и Белоруссии. Опять-таки эти предложения были сформулированы, опять-таки они были положены под сукно, мол, погодите с вашими частными предложениями, надо концепцию сначала сформировать. Эта концепция… Три года мы уже ждем эту концепцию о миграционной политике. У нас есть действующая, она не устраивает, надо новую. Под этим предлогом отвергаются все те срочные предложения, улучшающие положение людей. Это безобразие.

        Ведущая: Но сейчас-то новая волна началась, судя по всему?

        К. Затулин: Новая волна началась только в связи с тем, что мы с вами об этом говорим. Вы что, считаете, что очень многие на эту тему говорят? Это всех ушей как-то достигает? Нет, к сожалению.

        Ведущая: Если уж на Прямую линию выпустили этот вопрос…

        Д. Стешин: Вот выйдет этот разговор – интервью с Константином Федоровичем Затулиным. Там будет около тысячи комментариев, не менее.

        К. Затулин: Я думаю, пора нам создать здесь общественное движение. Я уже, например, понял, что, поскольку один в поле не воин, нужно общественное движение. «Вместе с Россией» – можно было бы так его назвать. Людей, которые хотят быть гражданами России, хотят здесь жить, хотят здесь работать. Я уже не говорю о том, что я принципиальный сторонник того, чтобы людям, даже если они не могут жить в России, живут у себя в странах, являются нашими соотечественниками (это главное требование), чтобы им дали возможность получить, пусть второе, гражданство российское. Почему казаки из Австралии мне пишут? Я сам казак, я член Совета по казачеству при Президенте Российской Федерации, войсковой старшина Кубанского Казачьего войска. Мне пишут казаки из Австралии, которые туда бежали из Китая, в Китай бежали от Гражданской войны и «красных». Их потомки пишут: «Мы ничего не хотим от России. Мы знаем, что у вас там работы нет, может быть. У нас все устроено. Но мы хотим связь оставить с Россией – это же самая устойчивая связь. Дайте нам гражданство. Мы, на самом деле. Ваши люди здесь, в Австралии». Почему им не дать гражданство? Они что, на наши пенсии претендуют, что ли?

        Ведущая: Руслан из Краснодара нам дозвонился. Давайте послушаем его вопрос. Руслан, пожалуйста.

        Руслан: Меня интересует такой вопрос. На пресс-конференции Президент Российской Федерации поднял вопрос об упрощении получения гражданства. И недавно еще до этого было совещание, к сожалению, не помню, где также была обозначена эта тема. Но традиционно по результатам выступления Президента или Федерального Собрания, после больших совещаний формируется поручение Президента. И вот по результатам этих выступлений, я смотрю на сайте Президента, поручений именно в части гражданства нет.

        Я хотел бы спросить: возможно ли на это обратить внимание? Потому что, если нет поручения…

        Ведущая: Руслан, а почему Вас так эта тема волнует? Кто-то из Ваших близких гражданство не может получить?

        Руслан: В данном случае я тоже занимаюсь общественной деятельностью в области помощи соотечественникам. И это очень актуальная проблема. Она в регионах гораздо более актуальна, чем в Москве. Потому что наши же соотечественники во всех регионах проживают. И проблемы эти везде актуальны.

        Ведущая: Руслан, спасибо огромное.

        К. Затулин: Вот я и хочу сказать. Опять же, кто же составляет? Я прекрасно знаю. Есть такие перечни, действительно, по итогам каждой встречи. И эти перечни составляются опять же теми чиновниками из профильного подразделения, которое против этого. И они спокойно при нашем, может быть, невнимании, мы не докапываемся до этого, они знают, что бы там не говорил Президент, если, действительно, в протоколе не прописано, то как бы и нет этой темы. И это было по итогам встречи с Советом по правам человека. Там Бабушкин поднимал вопрос о гражданстве. Это не попало в протокол.

        Я написал письма Президенту, были поручения Президента. Это было осенью прошлого года. Спокойно сплавили, таким образом растворили в разного рода ответах. Некоторые из них даже ко мне не поступили. Просто информировали моих начальников. А меня, который давал, на самом деле, эту просьбу, обращался, не проинформировали. И объясняют все теми же причинами, которыми объясняют отказы в принятии дачи положительного заключения на наши законы.

        Ведущая: У нас остается меньше минуты. Я очень быстро зачитаю некоторые комментарии наших радиослушателей. Вот Сергей нам написал: «Я за то, чтобы жители Донбасса получили российское гражданство и, вообще, я считаю, что Донбасс присоединить к нашей Родине».  Вот такой комментарий. Кто-то рассказывает, как сложно получить гражданство, когда дочка выходит замуж за армянина, рожает ребенка, около года пытается оформить РВП, затем гражданство. Невозможно, это очень сложно. То есть таких комментариев и историй очень много. Константин Федорович, мы поддерживаем Вашу идею. Надо как-то консолидироваться в этом вопросе. Поэтому с удовольствием ждем Вас сюда в студию. И, может быть, действительно нам удастся добиться желаемого всеми результата.

        Спасибо.

        /