Елена Сергеева
«Московский комсомолец»
Но является ли сама по себе нормальной ситуация, когда деньги на строительство тех или иных школ и поликлиник приходится с боями выбивать из федеральных фондов?
Я как раз об этом и хотел сказать. Мне представляется порочной сама философия межбюджетных отношений между центром и регионами, которая сложилась за время работы нынешней Думы. На каком-то этапе у нас восторжествовал принцип, согласно которому надо львиную долю налоговых поступлений аккумулировать в федеральной казне, а потом оттуда через различные программы размазывать обратно по стране. Учитывая масштабы государства российского, этот механизм будет все время давать сбои. Ведь у нас теперь нет Госплана (может быть, к сожалению), и реально просчитать где, когда и сколько нужно построить столовых сидя в Москве вряд ли возможно. Такая система со «своими» уполномоченными банками и фирмами-исполнителями лишь порождает коррупцию.
Следует как можно быстрее вернуться к прежней пропорции 50:50 в распределении налоговых поступлений. В последнее время об этом все говорят, но почему-то каждый раз, когда приходит пора принимать бюджет, никто не делает попытки внести коррективы. Я считаю, что в регионах гораздо лучше знают, как и на что потратить деньги. Хотя, конечно, везде по-разному. Например, губернатор Чукотки г-н Абрамович в свое время перерегистрировал свою же компанию «Сибнефть» у себя в округе, а потом щедро освободил ее от необходимости платить половину налога на прибыль в окружной бюджет (такие компании, как «Сибнефть» и ЮКОС на протяжении последних лет вообще проявляли чудеса «оптимизации» налогов). Чукотке, наверное, эти деньги просто не нужны, у них там все в порядке. Но почему Москва и другие регионы-доноры должны за них расплачиваться?
Мне кажется, столичному правительству нет смысла доказывать, что оно в состоянии распоряжаться финансами на благо города – достаточно посмотреть вокруг и сравнить с тем, что было лет 15 назад. Если бы нам в Государственной Думе удалось развернуть финансовые потоки в городской бюджет, многие социальные проблемы москвичей удалось бы решить. В первую очередь это касается увеличения «московской надбавки» к пенсиям и пособиям, зарплатам бюджетников – врачей, учителей, работников социальной сферы и.т.д. Можно было бы активнее поддержать молодые и многодетные семьи – не только через прямую финансовую помощь, но и предоставление им муниципального жилья. Ведь стимулируя рост рождаемости, мы должны думать о том, в каких условиях будут расти дети. А если взять, к примеру, положение детских садов, то ситуация здесь просто критическая, необходимы экстренные меры по спасению системы дошкольного воспитания. На все это нужны деньги. И только полноценное наполнение городского бюджета, а не подачки из федеральных программ могут в корне переломить негативные тенденции.
Кстати, ключ к решению транспортной проблемы, о которой я уже упоминал – в восстановлении территориального дорожного фонда. Не федеральные власти должны решать, где построить развязку или подземный переход. Поверьте, в Правительстве Москвы эту проблематику знают гораздо лучше. Ко всему прочему, создание городского фонда позволит развернуть на полную силу строительство «легкого метро», или, как его называют, «метро будущего». Первые надземные линии уже практически построены на Севере и Юге столицы, в Бутово. Надо быстрее решать вопрос строительством легкого метро в тех районах, которые пока не обеспечены скоростным транспортом – например, в Бирюлево.
Результаты выборов мэра Москвы нетрудно спрогнозировать. Как Вы оцениваете феномен Лужкова?
Москвичи на сегодняшний день, пожалуй, больше, чем жители какого-либо другого региона Российской Федерации, могут быть уверены в том, что их мэр вникает в проблемы города, он занимается ими 24 часа в сутки и он достойно представляет Москву как на государственном, так и международном уровне. Сегодня за пределами Москвы принято завидовать не столько самой столице, сколько тому, что у нее энергичный, толковый, рачительный градоначальник. И если к самой Москве проскальзывает завистливое отношение, то Лужков как лидер продолжает быть чрезвычайно популярен не только в городе, но и за ее пределами. Вполне естественно, что один в поле не воин, поэтому выборы в Москве отличаются тем, что здесь на выборах не только Мэра, но и депутатов Госдумы, городской Думы, формируется общая команда. И только эта общая команда в состоянии управлять мегаполисом, в котором живет десятая часть населения России.
Что такое команда Лужкова?
Если бы Лужков не сумел за эти годы сплотить и объединить вокруг себя единомышленников, то тогда вероятно проблемы управления городом нарастали бы как снежный ком. Однако, город сегодня не потерял управляемости. Говорят, что в годы индустриализации в наркомате тяжелой промышленности у Серго Орджоникидзе каждый начальник отдела, каждый его заместитель, каждый сотрудник знал, сколько выплавляется стали в домне в Магнитогорске. И все очень переживали за результаты ежедневных плавок. Точно также и в Москве, все снизу до верху, в структуре власти Москвы очень переживают за результаты за показатели работы наших предприятий, за состояние дорог и улиц, дворов и подъездов. Если бы такого настроя и такой атмосферы в Москве не было, то нас постигла бы участь Питера или другой областной или краевой столицы в России, в которых, как говорят, в стороне от главной дороги можно попасть в яму и утонуть.
Допустим, Вам удастся реализовать Ваши идеи, и местные власти получат дополнительные средства на решение проблем москвичей. Значит ли это, что Ваши избиратели уже не будут нуждаться в заботе депутата, и Вы сможете сосредоточиться на решении глобальных вопросов?
Все как раз наоборот. Я уже более 10-ти лет работаю с Юрием Михайловичем, и горжусь тем, что принадлежу к его команде. Быть в команде Лужкова – значит разбираться в возможностях и пределах возможностей Правительства Москвы, разобраться в проблемах, которые стоят перед городом, видеть его перспективу. То есть быть достаточно компетентным в том, что касается городских проблем и способов их решения. Эта команда сложилась в течение нескольких трудных лет, когда вся Россия переживала катаклизмы, связанные с приватизацией, с шоковой терапией, с распадом Советского Союза, с наплывом мигрантов. И в каждом случае нужно было все эти проблемы решать с чистого листа. За годы выработались представления о путях решения этих проблем, был приобретен бесценный опыт.
Став депутатом, я не перестану быть частью этой команды. Я знаю, как работают городские службы, как принимаются решения. Доверие, которое мне оказывают люди, я воспринимаю как мандат на то, чтобы использовать этот опыт, чтобы в сотрудничестве с местными властями находить пути решения их повседневных проблем. Депутат у нас должен быть как всесоюзный староста Михаил Иванович Калинин в 30-е годы – простым, открытым и доступным. Каждый должен иметь возможность обратиться к нему со своим вопросом, и никто не должен уйти с чувством, что его оставили без внимания. Я создал сеть общественных приемных, где веду и буду лично вести прием граждан. Кого-то беспокоит расширение НАТО на Восток, а кого-то – сломанная лампочка в подъезде. Но для депутата и то, и другое – предмет его заботы, он должен быть готов помочь каждому.
Могли бы Вы сформулировать суть Вашей позиции в одной фразе?