Поделиться


 Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

Оставить наказ кандидату

Выберите округ:


 Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

КОМАНДА ЛУЖКОВА СМОЖЕТ ОТСТОЯТЬ ИНТЕРЕСЫ МОСКВИЧЕЙ


Елена Сергеева

«Московский комсомолец»

Прошло чуть более месяца с тех пор, как «МК» опубликовал наделавшее много шума интервью с советником мэра Москвы Константином Затулиным, посвященное непростым отношениям между столицей и Федеральным Собранием, призывам некоторых политиков «раскулачить Москву». Судя по всему, его высказывания кое-кого задели за живое. В целом ряде провинциальных газет («Симбирский курьер», «Новая камчатская правда») была напечатана статья под заголовком «Город-олигарх», подписанная неким политологом Виктором Сергейчуком. «В стране, где четверть населения прозябает в нищете, 10% жителей столичного региона живут практически как в процветающей Европе, — пишет безвестный политолог, — Москва является воплощением этого потенциального конфликта». Пытаясь полемизировать с Затулиным, Сергейчук не находит ничего лучшего, как грозить кровавыми потрясениями: «В свое время Пол Пот просто уничтожил все города как источник «буржуазной заразы» в Камбодже, и если у нас появится свой такой же деятель, то «зачистить» Москву он возьмется с рвением. Сегодня это город-олигарх рядом с бедной провинцией и нищим селом». В качестве альтернативы автор поет дифирамбы Народной партии с ее идеей отобрать у Москвы столичные функции и рассредоточить их по городам и весям.
Эти публикации стали поводом к тому, чтобы продолжить разговор с Константином Затулиным, который сегодня выдвинут партией «Единая Россия» кандидатом в депутаты Государственной Думы по Орехово-Борисовскому избирательному округу.
— Как Вы оцениваете столь бурную реакцию на Ваше выступление?
— В принципе, я ожидал чего-то подобного. Не думал, конечно, что кому-то придет в голову накликать на голову москвичам Пол Пота. Нисколько не сомневаюсь, что все эти публикации делаются Народной партией. Вряд ли безвестный «политолог Сергейчук» способен опубликовать один и тот же опус одновременно в Ульяновске и Петропавловске-Камчатском! То, что такая пиар-кампания в регионах ведется, еще раз подтверждает все мои предположения. У оппонентов Москвы — у тех, кто хочет и дальше вести дело к раскулачиванию «города-олигарха» — намерения весьма серьезные.
Роскоши выбирать в Государственную Думу депутатов «для красоты» у москвичей уже больше не существует. Теперь каждый голос важен, каждый участник думских обсуждений ценен, если он способен профессионально выдерживать спор, находить аргументы, отстаивать, таким образом, интересы Москвы и москвичей.
— Кстати, Ваш основной оппонент в округе – действующий депутат, генерал Николаев – идет на выборы от Народной партии. Можно ли говорить о том, что для Вас это было одним из побудительных мотивов выдвинуться именно в Орехово-Борисово?
— В июле мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков направил некоторых своих советников в столичные округа. Наша задача была не только собрать информацию, но, главным образом, помочь префектурам, управам, муниципалитетам и муниципальным собраниям районов в решении тех вопросов, которые ставит перед властью Москвы население города. Я был направлен в Южный административный округ. За несколько месяцев я провел сотни встреч с трудовыми коллективами, учащимися, ветеранами, инвалидами, представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления… Какие-то проблемы нам удалось решить или сдвинуть с мертвой точки. Но огромный масштаб несделанного побудил меня согласиться на предложение Юрия Михайловича и партии «Единая Россия» выдвинуться кандидатом в депутаты Государственной Думы.
К сожалению, сложилось так, что все эти годы у избирателей Орехово-Борисовского округа не было настоящего защитника интересов в Государственной Думе. При всем моем уважении, ни прежний, ни ныне действующий, а точнее — бездействующий в округе депутат не подходили и не подходят на эту роль. Я думаю, выбор партии для Андрея Ивановича Николаева был не случаен. Недаром он демонстративно не входит в московскую территориальную депутатскую группу, которая существует в Госдуме. Не взаимодействует по-настоящему с власти в городе и округе. Ну скажите, как может депутат, представляющий в Думе столичный округ, за четыре года полномочий ни разу не встретиться с мэром столицы?
— Может, это правильно? Ведь депутаты – это, прежде всего, политики, решающие общегосударственные проблемы. Посмотрите хотя бы теледебаты на центральных каналах…
— У каждого претендующего на парламентский мандат должна быть четкая позиция по основным ключевым вопросам жизни страны. Те, кто интересуется политикой, не дадут соврать – у меня есть такая позиция. В том, что касается защиты национальных интересов России, укрепления государственности, распоряжения нашими природными богатствами, создания общества социальной справедливости, — я никогда не менял своих убеждений, ни под кого не подстраивался и никому не прислуживал.
Для депутата-одномандатника на первом месте должна быть забота о жителях его округа, о своих избирателях. Он должен служить их интересам, быть их представителем и ходатаем не только в Думе, на всех уровнях власти. Поэтому у каждого кандидата в округах помимо общепартийной должна быть еще и своя предвыборная программа – план его работы в округе. Такая программа у меня есть, в ней учтены все дельные предложения, проекты, наказы.
— Но что может сделать депутат Госдумы для избирателей в своем округе?
— Вот Вам простой пример. Для москвичей, живущих в спальных районах, очень остро стоит вопрос обеспеченности общественным транспортом. Чтобы добраться из дома на работу, надо сделать две-три пересадки в переполненном метро, а потом еще 20-30 минут в битком набитом автобусе или троллейбусе! Планы строительства новых веток метро и продолжения старых существуют очень давно. Например, станция метро «Братеево» по плану будет запущена только к 2008 году, то есть через пять лет. Однако тоннель и выходы станции практически готовы, вопрос о введении этого участка в эксплуатацию можно решить в ближайшие 2 года. Для этого нужно добиться выделения средств из федерального бюджета – раньше государство брало на себя до половины расходов на московское метро: им гордилась вся страна. Теперь мы вынуждены опираться только на собственные силы, но их на все не хватает.
Вообще, для такого мегаполиса, как Москва, нормальная работа транспорта является жизненно важной. Основная проблема — заторы на дорогах — в конечном итоге, может быть решена только за счет новых транспортных схем, строительства новых дорог и развязок. Значительная часть работ сегодня финансируется федеральным дорожным фондом. Кроме того, множество объектов социальной инфраструктуры строится за счет средств, выделяемых федеральными инвестиционными программами. Задача депутата – не только пролоббировать интересы своего округа, но и проследить за тем, чтобы деньги дошли до адресата и были использованы по назначению.

Но является ли сама по себе нормальной ситуация, когда деньги на строительство тех или иных школ и поликлиник приходится с боями выбивать из федеральных фондов?

Я как раз об этом и хотел сказать. Мне представляется порочной сама философия межбюджетных отношений между центром и регионами, которая сложилась за время работы нынешней Думы. На каком-то этапе у нас восторжествовал принцип, согласно которому надо львиную долю налоговых поступлений аккумулировать в федеральной казне, а потом оттуда через различные программы размазывать обратно по стране. Учитывая масштабы государства российского, этот механизм будет все время давать сбои. Ведь у нас теперь нет Госплана (может быть, к сожалению), и реально просчитать где, когда и сколько нужно построить столовых сидя в Москве вряд ли возможно. Такая система со «своими» уполномоченными банками и фирмами-исполнителями лишь порождает коррупцию.
Следует как можно быстрее вернуться к прежней пропорции 50:50 в распределении налоговых поступлений. В последнее время об этом все говорят, но почему-то каждый раз, когда приходит пора принимать бюджет, никто не делает попытки внести коррективы. Я считаю, что в регионах гораздо лучше знают, как и на что потратить деньги. Хотя, конечно, везде по-разному. Например, губернатор Чукотки г-н Абрамович в свое время перерегистрировал свою же компанию «Сибнефть» у себя в округе, а потом щедро освободил ее от необходимости платить половину налога на прибыль в окружной бюджет (такие компании, как «Сибнефть» и ЮКОС на протяжении последних лет вообще проявляли чудеса «оптимизации» налогов). Чукотке, наверное, эти деньги просто не нужны, у них там все в порядке. Но почему Москва и другие регионы-доноры должны за них расплачиваться?
Мне кажется, столичному правительству нет смысла доказывать, что оно в состоянии распоряжаться финансами на благо города – достаточно посмотреть вокруг и сравнить с тем, что было лет 15 назад. Если бы нам в Государственной Думе удалось развернуть финансовые потоки в городской бюджет, многие социальные проблемы москвичей удалось бы решить. В первую очередь это касается увеличения «московской надбавки» к пенсиям и пособиям, зарплатам бюджетников – врачей, учителей, работников социальной сферы и.т.д. Можно было бы активнее поддержать молодые и многодетные семьи – не только через прямую финансовую помощь, но и предоставление им муниципального жилья. Ведь стимулируя рост рождаемости, мы должны думать о том, в каких условиях будут расти дети. А если взять, к примеру, положение детских садов, то ситуация здесь просто критическая, необходимы экстренные меры по спасению системы дошкольного воспитания. На все это нужны деньги. И только полноценное наполнение городского бюджета, а не подачки из федеральных программ могут в корне переломить негативные тенденции.
Кстати, ключ к решению транспортной проблемы, о которой я уже упоминал – в восстановлении территориального дорожного фонда. Не федеральные власти должны решать, где построить развязку или подземный переход. Поверьте, в Правительстве Москвы эту проблематику знают гораздо лучше. Ко всему прочему, создание городского фонда позволит развернуть на полную силу строительство «легкого метро», или, как его называют, «метро будущего». Первые надземные линии уже практически построены на Севере и Юге столицы, в Бутово. Надо быстрее решать вопрос строительством легкого метро в тех районах, которые пока не обеспечены скоростным транспортом – например, в Бирюлево.

Результаты выборов мэра Москвы нетрудно спрогнозировать. Как Вы оцениваете феномен Лужкова?

Москвичи на сегодняшний день, пожалуй, больше, чем жители какого-либо другого региона Российской Федерации, могут быть уверены в том, что их мэр вникает в проблемы города, он занимается ими 24 часа в сутки и он достойно представляет Москву как на государственном, так и международном уровне. Сегодня за пределами Москвы принято завидовать не столько самой столице, сколько тому, что у нее энергичный, толковый, рачительный градоначальник. И если к самой Москве проскальзывает завистливое отношение, то Лужков как лидер продолжает быть чрезвычайно популярен не только в городе, но и за ее пределами. Вполне естественно, что один в поле не воин, поэтому выборы в Москве отличаются тем, что здесь на выборах не только Мэра, но и депутатов Госдумы, городской Думы, формируется общая команда. И только эта общая команда в состоянии управлять мегаполисом, в котором живет десятая часть населения России.

Что такое команда Лужкова?

Если бы Лужков не сумел за эти годы сплотить и объединить вокруг себя единомышленников, то тогда вероятно проблемы управления городом нарастали бы как снежный ком. Однако, город сегодня не потерял управляемости. Говорят, что в годы индустриализации в наркомате тяжелой промышленности у Серго Орджоникидзе каждый начальник отдела, каждый его заместитель, каждый сотрудник знал, сколько выплавляется стали в домне в Магнитогорске. И все очень переживали за результаты ежедневных плавок. Точно также и в Москве, все снизу до верху, в структуре власти Москвы очень переживают за результаты за показатели работы наших предприятий, за состояние дорог и улиц, дворов и подъездов. Если бы такого настроя и такой атмосферы в Москве не было, то нас постигла бы участь Питера или другой областной или краевой столицы в России, в которых, как говорят, в стороне от главной дороги можно попасть в яму и утонуть.

Допустим, Вам удастся реализовать Ваши идеи, и местные власти получат дополнительные средства на решение проблем москвичей. Значит ли это, что Ваши избиратели уже не будут нуждаться в заботе депутата, и Вы сможете сосредоточиться на решении глобальных вопросов?

Все как раз наоборот. Я уже более 10-ти лет работаю с Юрием Михайловичем, и горжусь тем, что принадлежу к его команде. Быть в команде Лужкова – значит разбираться в возможностях и пределах возможностей Правительства Москвы, разобраться в проблемах, которые стоят перед городом, видеть его перспективу. То есть быть достаточно компетентным в том, что касается городских проблем и способов их решения. Эта команда сложилась в течение нескольких трудных лет, когда вся Россия переживала катаклизмы, связанные с приватизацией, с шоковой терапией, с распадом Советского Союза, с наплывом мигрантов. И в каждом случае нужно было все эти проблемы решать с чистого листа. За годы выработались представления о путях решения этих проблем, был приобретен бесценный опыт.
Став депутатом, я не перестану быть частью этой команды. Я знаю, как работают городские службы, как принимаются решения. Доверие, которое мне оказывают люди, я воспринимаю как мандат на то, чтобы использовать этот опыт, чтобы в сотрудничестве с местными властями находить пути решения их повседневных проблем. Депутат у нас должен быть как всесоюзный староста Михаил Иванович Калинин в 30-е годы – простым, открытым и доступным. Каждый должен иметь возможность обратиться к нему со своим вопросом, и никто не должен уйти с чувством, что его оставили без внимания. Я создал сеть общественных приемных, где веду и буду лично вести прием граждан. Кого-то беспокоит расширение НАТО на Восток, а кого-то – сломанная лампочка в подъезде. Но для депутата и то, и другое – предмет его заботы, он должен быть готов помочь каждому.

Могли бы Вы сформулировать суть Вашей позиции в одной фразе?

/