Во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 гг.», на основании рекомендаций парламентских слушаний в Государственной Думе РФ «О миграционной политике Российской Федерации на пространстве СНГ» от 2 апреля 2018 г. и с учетом находящихся на рассмотрении в Государственной Думе законопроектов, Комитет Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками предлагает:
1. Подготовить и принять поправки ко второму чтению внесенного Правительством РФ 7 августа с.г. и принятого в первом чтении законопроекта № 527255-7 «О внесении изменений в ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», конкретизирующие необходимость наделения Президента РФ новыми полномочиями для осуществления репатриации российских соотечественников в Россию.
2. Подготовить проект Указа Президента Российской Федерации «О репатриации», гармонизирующий и развивающий процедуры упрощенного рассмотрения вопросов предоставления вида на жительство и гражданства Российской Федерации для соотечественников из-за рубежа.
3. Провести «миграционную амнистию» в России для беженцев с Украины, упростить получение вида на жительство, а также гражданства для них и жителей Крыма, не получивших гражданство в порядке оптации. В этих целях поддержать принятие в Государственной Думе внесенного 25 июня 2018 г. законопроекта № 4952407 «О внесении дополнений в ст. 5 и ст. 8 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и ст. 14 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», позволяющей гражданам Украины продлевать без выезда с территории России временное в ней пребывание, а затем – в упрощенном порядке получать вид на жительство и гражданство Российской Федерации.
4. Снять необоснованные условия для получения соотечественниками статуса «носитель русского языка», резко активизировать и стимулировать работу соответствующих комиссий в субъектах Российской Федерации. Поддержать в этих целях принятие в первом чтении внесенного 30 декабря 2016 г. законопроекта № 69201-7 «О внесении изменений в ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в отношении носителей русского языка», а затем, с учетом поправок, – в целом.
5. Разработать проект Указа Президента Российской Федерации или поддержать принятие в Государственной Думе внесенного 24 мая 2017 г. законопроекта № 184643-7 «О предоставлении в Российской Федерации политического убежища», сняв абсурдные ограничения («безвизовый режим пересечения границы с Россией»; наличие «развитых и устоявшихся демократических институтов в области защиты прав человека») при определении стран, граждане которых могут претендовать на получение политического убежища в России.
6. Запретить практику внесудебного изъятия или признания недействительным паспорта гражданина Российской Федерации. Поддержать принятие внесенного 25 июня 2018 г. законопроекта № 495224-4 «О внесении изменений в статью 41.8 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 12 ноября 2012 года N 182-ФЗ»о недопустимости признания недействительным либо изъятия паспорта гражданина Российской Федерации, выданного уполномоченным органом, до решения суда, установившего факт предоставления гражданином подложных документов или заведомо ложных сведений при приобретении им гражданства Российской Федерации, и предоставлении гражданам, получившим до 1.07.2002 г. паспорта РФ, впоследствии изъятыми или признанными недействительными, бессрочного права на признание гражданства РФ в упрощенном порядке.
7. Устранить противоречащее Конституции России неравенство прав проживающих в России и за рубежом граждан Российской Федерации при оформлении российского гражданства ребенку в смешанном браке с иностранцем. Поддержать принятие внесенного 17 февраля 2017 г. законопроекта №105115-7 «О внесении изменений в ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» в отношении приема в гражданство РФ ребенка, один из родителей или усыновителей которого является гражданином Российской Федерации или приобретает гражданство Российской Федерации».
8. Рассмотреть возможность уточнения понятия «российский соотечественник» в базовом ФЗ-99 от 24 мая 1999 г. «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» при определении «народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации».
9. С учетом продолжения военных действий и политических репрессий на территориях Донецкой, Луганской и прилегающих к ним областей Востока Украины отменить патенты при устройстве на работу на территории России для лиц, признанных в России беженцами с Украины.
10. Совершенствовать и расширять Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Установить, что отсутствие у соотечественника профессии и стажа трудовой деятельности, предусмотренной региональной программой переселения, не может являться основанием для отказа многодетной семье соотечественника для участия в Государственной программе. В рамках Государственной программы добровольного переселения оказать помощь в приобретении имущества в странах проживания у российских соотечественников, переезжающих в Россию на постоянное жительство, с целью последующей продажи его на торгах по рыночным ценам.