На этот вопрос отвечали участники конференции, прошедшей 9 декабря в Институте демографических исследований РАН.
На этот вопрос 9 декабря 2020 года отвечали участники Международной научно-практической конференции “Иммиграционная амнистия как механизм решения демографических проблем России”, посвященной памяти Лидии Ивановны Графовой, в Институте демографических исследований РАН. В работе конференции приняли участие ученые, эксперты, миграционные юристы из регионов России и из-за рубежа (Казахстана, США, Венгрии), правозащитники, депутат Гослумы К.Ф.Затулин, начальник ГУВМ МВД России В.Л.Казакова и несколько сотрудников этого ведомства. Видеозапись конференции размещена на сайте Форума переселенческих организаций.
Ниже публикуем выдержки из стенограммы и тексты некоторых выступлений.
Международная научно-практической конференция
«Иммиграционная амнистия как механизм решения демографических проблем России» , 9 декабря 2020 года, Институт демографических исследований РАН
Выдержки из Стенограммы
Открытие конференции
Рагозина Г.П.: Дорогие друзья, мы начали сегодняшнюю встречу с гимна переселенцев. Потому что с него всегда начинаются все знаменательные события Форума. Гимн написала переселенка из Алма-Аты Олимпиада Игнатенко. Исполняет его всегда наша форумская Зыкина – Людмила Бабушкина.
Лидия Ивановна считала, что слова гимна растопят черствые души чиновников. Эти дни я много думала, что бы сказала Лидия Ивановна сегодня. Она, несомненно, поручила бы мне начать, она любила меня называть замом, хотя у нас не предусмотрен зам. по Уставу. Я была просто ее помощником.
Она бы сказала, что сегодня собрались члены Форума, его партнеры, ученые, правозащитники, представители власти, лидеры молодых переселенческих объединений в интернет-сообществе, а их уже сотни. И то, что вы сегодня подключились, это большая поддержка нам, оставшимся без нашего лидера.
Участники конференции представляют многие регионы России – от Дальнего Востока до Калининграда. Крыма и Санкт-Петербурга, ну, конечно, Москвы, ЦФО. Часть из них подключится после обеда на тот блок, который их больше всего интересует, потому что это участники программы. А сейчас они просто на работе. Они не могут покинуть работу и вступить в нашу конференцию.
В эти дни к нам в Форум идет с разных уголков планеты много соболезнований, предложений о помощи. От ученых и СМИ, от НКО, и, конечно же, от самих переселенцев. Эти письма мы обязательно соберем в книгу о Лидии Ивановне, которую форумцы обязуются издать.
Лидия Ивановна сегодня обязательно поблагодарила бы Институт СНГ и лично Александру Викторовну Докучаеву, как основного партнера во всех проектах форума – главного эксперта нашего проекта, под руководством которого в проекте работают 6 юристов. Именно они готовят все аналитические материалы по правоприменительной практике, предложения по изменениям миграционного законодательства, оказывают неоценимую правовую помощь тысячам переселенцев и особенно «нелегалам поневоле» по всей стране.
Лидия Ивановна поблагодарила бы ученых – партнеров Форума, а это светила в нашей стране и за рубежом, в первую очередь — в области демографической политики. Она верила, что мигранты – благо для России, это лозунг нашего Форума. Особенно бы она поблагодарила, конечно, многоуважаемого Сергея Васильевича Рязанцева, Ольгу Дмитриевну Воробьеву. Именно в этом институте собирались все неравнодушные люди на конференцию по национальной безопасности России в миграции. Институт предоставил и сегодня нам возможность собраться на такую очень важную для десятков тысяч мигрантов конференцию.
Лидия Ивановна обязательно бы сказала несколько слов о проекте Форума «Право на Родину». Она всегда придумывала названия, чтобы они били в цель, «Право на Родину», «Полюби соотечественника, Родина!», «В защиту понаехавших». Анонс проекта мы тоже вам разослали, чтобы напомнить, что нам еще предстоит сделать в течение этого года. Я только скажу три слова, для нее это было важно: репатриация – это программа добровольного переселения, возвращение на родину; иммиграционная амнистия, она не любила это слово, это помощь тем, кто уже много-много лет в России живет без правового статуса. И, конечно, Дальний Восток. Это была ее любовь, это была ее боль, и она очень много делала, пыталась помочь тем, кто туда переезжает. У нас такая была амбициозная цель – создать особый миграционных режим для Дальнего Востока, предложить, я имею в виду, конечно.
Это всего скорее помощь для тех переселенцев, которые хотят жить в России, также как живут в России россияне — в полных правах.
Завтра во всем мире будет праздноваться День прав человека. Возможно, в этот день Президент Российской Федерации наградит Лидию Ивановну какой-нибудь наградой, это было бы достойно. Но у нее есть орден «Андрея Первозванного» и всего скорее, наверное, это не произойдет. Но лучшей наградой завтра будет народная память. Мы ждали в день ухода, что во всех СМИ, на ведущих каналах страны появится сообщение о том, что ее не стало. Но шли веселые передачи, которые не достойны этих каналов, а о ней не было сказано ни слова. Мы подумали, что, наверное, не сделали это потому что тогда прощаться бы с ней пришли тысячи людей, и тот храм на ведущей площади Москвы, был бы окружен этими людьми, которые принесли туда цветы и как мы говорим между собой, капали бы свою слезинку на ее гроб.
Журналисты проявили в тяжелые дни большую солидарность. Лично редактор «Российской газеты» контролировал, чтобы Лидию Ивановну похоронили достойно. Мэрия Москвы подключалась мгновенно, если где-то возникали проблемы. Прощались с ней в ее любимом храме, и последние слова напутствия говорил ее любимый наставник.
Сегодня Лидия Ивановна все-таки сказала бы, что главная задача проекта Форума должна реализоваться, проект должен жить. Конечно, первые дни было желание все закрыть, потому что нет ее, значит, нет нас. Наверное, она бы это просто не позволила и проект мы обязаны будем довести до конца в течение года. Тем более год будет важный. Будет изменяться полностью миграционное законодательство к 22-му году, над, чем сейчас усиленно работает и ГУВМ, и мы им как можем, помогаем.
Она снимала в свое время начальников миграционных служб, потом жалела, говорила: зачем мы Регент сняли? Почему Ромодановского сняли, с которым она дружила, носила килограммы человеческой боли в своей сумке, потом расстались. Но самое большое взаимопонимание у нее сложилось, конечно, с Ольгой Евгеньевной Кирилловой, Валентиной Львовной Казаковой. Одну она считала душой миграции- Кириллову, а вторую- мозгом в работе с мигрантами. И поэтому, конечно, Форум очень большую надежду возлагал на двух этих сильных женщин-генералов.
Именно в последние годы при поддержке Администрации Президента и СПЧ удалось сдвинуть с места неповоротливое, противоречивое, иногда жестокое миграционное законодательство в сторону его гуманизации. Она все время говорила: «Гуманизация», «Гуманность». Уже сейчас люди благодарны за все изменения, которые уже произошли и верят, что новое готовящееся законодательство будет достойным для России.
Конечно, всех интересует дальнейшая судьба Форума. Но мы сейчас уже поняли. Он не умрёт. Потому что это в первую очередь объединение мигрантов и их организаций. Просто Форум будет в ином виде. Скорее всего будет виртуальным вокруг сайта форума.
Будет ли Форум существовать, как юридическое лицо, решат его старейшины на конференции, которую мы проведем не позднее ноября следующего года. Каждый из них достоин возглавить Форум. Но все понимают, что Лидию Ивановну заменить нельзя, душой всегда будет она.
Что я хочу еще сказать в окончание своего выступления? Понимая, что лучше, чтобы лидер, был в Москве , в сердце нашей Родины, и он мог представлять интересы нашей организации во всех структурах, Лидия Ивановна видела своим преемником в проекте Евгения Александровича Боброва, и Форума, и проекта. И все мы его очень хорошо много лет знаем. В прошлом это наш юрист, человек, который еще много-много лет назад написал первый законопроект о репатриации, но, к сожалению, нас не услышали и этот законопроект не проходил и не ставился даже.
Евгений много лет занимался миграцией в СПЧ и благодаря, конечно же, Федотову, возглавляющему СПЧ, удалось на такой серьезной площадке, с привлечением всех заинтересованных лиц провести наши самые значимые по проекту мероприятия.
Евгений, конечно, разочаровался в правозащитной деятельности в сфере миграции, как разочаровалась в последнее время Лидия Ивановна, которая уже писать перестала статьи, перепоручила их журналистам. Потому что каждый из них понял, что, наверное, уже не пробить эту непробиваемую стену. Но она пробита. Поэтому Евгений, сейчасподставляет свое плечо Форуму и дает согласие руководить Проектом Форума . И наш исполком единодушно поддержал его кандидатуру на руководителя проекта. А возглавит ли он сам Форум, он пока думает еще. Потому что он считает, что есть в Форуме много достойных людей из лидеров старых, которые тоже это могут сделать.
Поэтому сегодня мы здесь, и Александра Викторовна Докучаева, которая стала за эти годы близкой подругой Лидии Ивановны, и я, для которой потерять ее, это все равно, что вырвать кусочек сердца, и Евгений Александрович.
Я передаю слово ведущим нашей конференции Рязанцеву и Докучаевой.
Рязанцев С.В.: Спасибо, Галина Петровна. Уважаемые коллеги, мы тогда следуем повестки нашего мероприятия. Программа была разослана участникам конференции. Судя по нашей программе, как я понимаю, мы должны предоставить слово, в отсутствии Константина Федоровича Затулина, Валентине Львовне Казаковой, начальнику Главного управления по вопросам миграции МВД России. Валентина Львовна на связи.
Казакова В.Л.: Добрый день, уважаемые коллеги. Безусловно, сегодняшнее заседание Форума, сегодняшний Форум не может не вспомнить Лидию Ивановну, и вообще, наверное, все сегодняшние мероприятия будут проходить тонкой нитью, она будет с нами присутствовать.
Это, конечно, утрата для организации, для переселенцев, для нас. Потому что Лидия Ивановна – это необыкновенный замечательный человек, который пропускала боль через свое сердце, боль каждого соотечественника, каждого переселенца, каждого человека, который к ней обращался через себя. Может быть, она была где-то наивна в своих посылах, но самое главное, что все, что она делала – это шло через сердце. Безусловно, нам не будет хватать ее критики, такой материнской критики и того человеческого отношения, которое она всегда проявляла и в отношении с нами.
Иногда она обижалась, и правильно, когда она на нас обижалась. К сожалению, чиновники, вот сегодня звучало это слово, холодное слово «чиновники», несмотря на то, что мы стараемся также помогать людям, но наши какие-то административные вот эти все функции, которые мы выполняем, иногда вот эта самая человечность где-то закрывает, перекрывает. Это, безусловно, неправильно.
Благодаря Лидии Ивановне все те законопроекты, которые были изданы в последние два года, это, безусловно, ее труд, ее участие в каждом этом законопроекте, и те идеи, которые она высказывала, нашли отражение именно в тех законах, которые сегодня мы реализуем. Это упрощение процедур получения вида на жительства соотечественниками, которые имеют близких родственников, это изъятие ступеньки получения РВП, мне кажется, все восприняли с большим облегчением и то количество, которое обращается к нам, тому является ярким подтверждением. Возможность получения гражданства нашими ближайшими соотечественниками — гражданами Украины, Казахстана, минуя бюрократические процедуры, это тоже заслуга Лидии Ивановны и бесконечное ее вот это направление к нам вот этих инициатив, поддержанных, безусловно, всеми вами. Но она умела это делать, очень правильно, очень мягко, очень по-отечески, но с большим напором. Вот этот напор, который сочетала она в себе, к сожалению, присущ не всем правозащитникам. В нашем понятие Лидия Ивановна была образцовым правозащитником, которая умела в себе сочетать, еще раз повторюсь, сердечность к соотечественникам и лояльность к чиновникам. Она понимала, почему мы не можем многие вещи сделать в одну минуту.
И совершенно правильно сегодня, когда вспоминали, и во время ролика, говорила о том, что она правда не любила слово «амнистия». Потому что амнистия все-таки подразумевает под собой отмену какого-либо наказания в отношении того лица, которое априори виновно. В данной ситуации, когда мы говорим об упрощение, об урегулирование правового статуса, нельзя употреблять это слово «амнистия», потом что люди по своей сути, они не совершили ничего противоправного. Поэтому в отношении их слово «амнистия», конечно же неприменимо.
Как я уже говорила, что мы благодарны Лидии Ивановне за ее неравнодушие, но еще больше всего мы благодарны всем вам, в первую очередь ей и всем вам, за ту информацию, которую мы получали о работе наших регионов. Безусловно, мы оцениваем работу регионов по показателям, по тому, сколько они выявили незаконных мигрантов, а Лидия Ивановна давала нам информацию именно о человеческом отношении наших сотрудников к трудностям людей, которые обращаются в наши подразделения.
Наше подразделение, наверное, из всего Министерства Внутренних Дел характерно тем, и должно присуще те человеческие вещи, те человеческие традиции, которые заложены вообще в обществе.
Несмотря на то, что мы носим погоны, несмотря на то, что мы находимся в полицейском ведомстве, мы должны уметь в себе сочетать. И во всех наших указаниях, во всех наших поручениях, которые подписывает, и первый заместитель министр и министр Внутренних дел, всегда у нас это звучит красно строкой – внимательное отношение к тем лицам, которые к нам обращаются. Не всегда люди могут позволить себе в наш адрес какие-то высказывания, иногда оскорбительные высказывания. Сотрудники органов внутренних дел себе этого позволить не могут и должны найти те человеческие слова, которые найдут отклик в душе того гражданина, который к нам обращается.
Как я уже сказала, многие инициативы, которые уже нашли свое воплощение в виде реальных законов, были изданы благодаря Лидии Ивановны. Но то, что мы делаем сегодня, это разрабатываем концепцию проекта федерального закона «О правовом положение иностранных граждан», те все моменты, которые мы обсуждали с Лидией Ивановной, они также закладываются в данный законопроект. Надо сказать, что и сама концепция миграционной политики, которая в 18 году обновленная была утверждена Президентом и комплекс мероприятий по реализации Концепции, который утвержден был в мае, конечно, свидетельствует о том, что многие ваши предложения и инициативы, которые Лидия Ивановна продвигала, они нашли там отражение.
Лично я ей благодарна за многие уроки. Мы с ней много беседовали, когда была возможность. Я ей благодарна за те жизненные уроки, которые она исподволь, в общем-то, мне преподносила. Те видеомосты, которые мы начали с её участием в том числе, я полагаю, что мы их продолжим. Это было бы правильно и ради памяти Лидии Ивановны мы планируем их продолжать. Я думаю, эти видеомосты как раз и будут посвящены памяти Лидии Ивановны. Мы этот вопрос сейчас прорабатываем. Я думаю, что у нас это получится.
У меня просьба ко всем присутствующим, ко всем тем, кто нас слышит и ко всем участникам проекта в том числе, конечно, помнить о том, как работала Лидия Ивановна, и, наверное, лучшая память будет – продолжение Форума, продолжение всех проектов, их закрывать ни в коем случае нельзя, но те уроки, которые она всем нам преподнесла в своей деятельности, конечно, мы все их должны помнить. Поэтому большая просьба ко всем присутствующим продолжить эту линию работы, и не использовать ее имя ради каких-то непонятных вещей, а использовать имя Лидии Ивановны для благородных целей, для помощи мигрантов и безусловно, информировать нас о тех негативных явлениях, которые к сожалению, еще есть в работе наших подразделений. Наша площадка всегда открыта.
Конечно, роль личности в истории имеет место быть. Тяжело будет найти замену Лидии Ивановны. Но очень много достойных есть людей, которые работают и которые много сделали для помощи соотечественникам. Поэтому я думаю, что дело Лидии Ивановны будет жить. И как раз в этом наша с вами задача совместная состоит, чтобы это дело продолжить.
Большое всем спасибо. К сожалению, мне нужно на комиссию по вопросам гражданства в Администрацию Президента. И, поверьте, в Администрации Президента также относились с большим уважением к Лидии Ивановны. Александр Владимирович Горовой очень тепло относился к Лидии Ивановне, с ней тоже встречался и слышал ее. Поэтому вечная ей память, а наша задача – продолжить ее дело в том русле, в котором она его проводила.
Продолжит участие в Форуме мой заместитель Кирилл Олегович Адзинов. Поэтому если какие-то вопросы будут, он, безусловно, ответит на эти вопросы. Спасибо всем вам большое. До свидания.
Рязанцев С.В.: Спасибо большое Валентина Львовна за теплые слова и хорошее такое выступление, в котором, наверное, увязаны и научные подходы, и понимание миграционной политики России. И со стороны Института демографических исследований мы хотели бы тоже вам передать наш национальный демографический доклад, который мы здесь в аудитории в очном режиме, работа я в ограниченном формате, раздали всем участникам, и вам перешлем тоже официальным путем. Надеюсь, он тоже будет полезен в той повестке, о которой вы сегодня так профессионально говорили. Спасибо вам большое.
Казакова В.Л.: Спасибо большое. Наш проект, проект нашей концепции «Закон о правовом положение иностранных граждан», я думаю, в ближайшее время будет завершен. Мы движемся к завершению, мы направим в ваш адрес, в том числе. И, конечно, хотелось, чтобы ваши эксперты ознакомились. Мы в следующем году начинаем уже работу непосредственно над самим проектом закона, и мы будем очень благодарны всем заинтересованным коллегам, если будут направлены нам предложения для включения именно в этот закон.
Еще коротко, буквально несколько слов. Нам, уважаемые коллеги, предстоит большая совместная работа не только над законопроектом, данным, «О правовом положение иностранного гражданина», но у нас впереди, и работа над законопроектом «О гражданстве», законопроекте «Об основном документе гражданина Российской Федерации» и закона «Об убежище», который мы с вами уже давно отработали, но в виду вот этих изменений неправильно было бы его сейчас вносить в Правительство и запускать на уже момент реализации.
Поэтому огромная работа. И нам с вами надо, что называется, рука об руку все эти вопросы решить для облегчения всех различных процедур оформления документов иностранных граждан, а нашим соотечественникам, безусловно, упрощение процедуры для приобретения гражданства.
На самом деле сделано очень много. Я всем безмерно благодарна, всем абсолютно. И ту критику, которую мы слышим и ту критику, которую мы стараемся аргументированно на критику ответить, поверьте, она все равно остается и находит отражение в тех нормах, которые мы уже реализовываем и которые мы закладываем на будущее. Ни у кого нет желания ставить какие-то невыполнимые препоны или записывать законодательство таким образом, чтобы невозможно было приехать в Российскую Федерацию. Мы прекрасно знаем с вами демографическую ситуацию в Российской Федерации, понимаем, что без человеческого ресурса очень сложно реализовывать те проекты, и те задачи, которые перед нами ставит Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.
Еще раз спасибо вам большое и за тот замечательный ролик, который мы сегодня посмотрели, посвященный Лидии Ивановне. Спасибо. До свидания.
Рязанцев С.В.: Спасибо, Валентина Львовна. Мы как ученые нашего Института, готовы активно сотрудничать и работать по тем направлениям, которые вы обозначили. Институт юридически был создан 6 октября на базе ИСПИ РАН. Но теперь мы уже пробуем работать как самостоятельная структура, поэтому мы будем вам признательны за более активное включение нас в те вопросы, о которых вы сказали, поскольку у нас очень интересные ученые, Рыбаковский, Воробьева, Топилин, все они готовы включиться в этот процесс, и я как директор.
Спасибо вам большое.
Казакова В.Л.: Спасибо. Удачи вам в работе!
Выступление Специального представителя Государственной Думы по вопросам миграции и гражданства К.Ф.Затулина
Модератор: У нас сейчас на связи Константин Федорович Затулин, включиться нашел время. Поэтому мы ему с удовольствием предоставляем слово. Константин Федорович, я думаю, вы не нуждаетесь в представлении: директор Института СНГ, депутат Государственной Думы и, по-моему, главный идеолог собирания российского народа.
Затулин К.Ф.: Спасибо, это очень лестно – такое представление. Наверное, будет правильно в данном случае озвучить тот факт, что с прошлого года я стал специальным представителем Государственной Думы по вопросам гражданства и миграции. К нашей конференции это имеет прямое отношение. Прежде всего, хочу вас поприветствовать и извиниться за то, что выступаю ближе к окончанию, я так понимаю, сегодняшнего заседания. Но у нас сегодня пленарное заседание Государственной Думы, и поэтому прежде просто не было такой возможности.
Прежде всего, хотел бы сказать, что для меня и для очень многих людей трагическая весть об уходе из жизни Лидии Ивановны Графовой вызвала самые глубокие чувства соболезнования не только ее семье, не только мужу, не только ее близким и родным, но и всем тем миллионам, сотням тысяч мигрантов, соотечественников, в том числе, которые были уделом забот и тревог Лидии Ивановны Графовой. Наше с ней знакомство уже давнее. Оно как раз было связано с тем, что она вела эту тему на протяжении многих лет. И мы неминуемо должны были и встретиться, и познакомиться, и начать сотрудничество. Я бы в своем сообщении, которое было здесь подготовлено при участии Александры Викторовны Докучаевой (я ее вижу сейчас на экране, она среди вас), хотел бы остановиться на вопросе легализации соотечественников, давно переехавших в Россию, но по разным причинам оказавшихся в нелегальном или полулегальном положении. У меня довольно большая почта писем, которые приходят на мои адреса и в Думе, и в институте. За 2019 год – 1600 обращений, за январь-август этого года – 1200 обращений. Это категория людей, оказавшихся, как сказала Лидия Ивановна в свое время, нарушителями или нелегалами поневоле, обращается с тем, чтобы найти решение своих проблем.
Впервые Лидия Ивановна обратилась ко мне с официальным обращением как к депутату Думы сразу после моего избрания в Государственную Думу в сентябре 2016 года, и речь шла о необходимости обосновать поправку о продлении на три года срока действия главы 8.1 Федерального закона «О гражданстве», которая давала возможность хотя бы отчасти решить вопрос о легализации в России тысяч соотечественников, вернувшихся на родину, но по разным причинам (часто по вине или нерадению чиновников) ставших нелегалами. В данном случае мы продлевали действие главы, которая должна была потерять смысл и значение, прекратить свое действие 1 января 2017 года и была введена в этот закон исключительно потому, что на протяжении ряда лет органы сначала милиции, потом полиции изымали российские паспорта, которые, по их мнению, были ненадлежащим образом или незаслуженно выданы гражданам, находившимся уже на территории России, жившим здесь, обзаведшимся семьями, отслужившим в армии или вышедшим на пенсию. В общем, никак не предполагавшим, что они не являются на самом деле гражданами Российской Федерации, даже обладая оформленным и выданным российским паспортом. Такая практика, как вы знаете, изъятия паспортов была широко принята в 2000-е годы Федеральной миграционной службой, которой изымались паспорта по результатам сверки, проходившей в разных базах данных. В в том числе, и наших дипломатических представительств, где в начале 90-х годов выдавались свидетельства о российском гражданстве, то есть ставились штампики в паспорта или выдавались справки о получении российского гражданства, но потом по разным причинам все это не было отражено в базе данных. По сути, введение этой главы было вынужденным откликом со стороны правоохранительных органов, которых уличили в том, что они собственные недостатки, — недостатки, может быть, не только свои лично, но и, в целом, нашей работы по обеспечению, по предоставлению гражданства, — попытались полностью переложить на тех людей, которые это гражданство получили. При этом не разбирались в том, на самом деле люди виноваты или нет. Паспорта изымались по очень шатким основаниям, связанным с этими безалаберно или неверно составленными учетными данными.
Количество людей, которые в результате этих действий в 2000-е годы потеряли паспорта Российской Федерации, а вслед за этим фактически были вычеркнуты из всех гражданских прав в нашей стране, было десятки тысяч.
В результате обращений к депутатам, судебных решений, обращений уполномоченного по правам человека в закон о гражданстве была введена дополнительная глава 8.1, где обещалось, что до 1 января 2017 года те, у кого отняли паспорт, имеют право воспользоваться амнистией, которая позволяла им урегулировать без проволочек свой правовой статус. Глава эта открыла также путь к гражданству тем, кто прожил в России более 10 лет на начало 2013 года с нарушением миграционных законов, амнистируя этих людей без штрафных санкций. А тем, кто до 1 июля 2002 года получил российский паспорт, который впоследствии был изъят или признан недействительным, глава давала право на возвращение гражданства Российской Федерации с момента получения первого паспорта. Фактически эти люди реабилитировались, и их права гражданства полностью восстанавливались.
За время действия этой поправки к закону «О гражданстве», то есть до момента, когда мы были избраны в Государственную Думу и когда она должна была закончиться на наших глазах 1 января 2017 года, 70 тысяч человек таким образом обрели полноценное право считать себя гражданами Российской Федерации вновь. И если бы мы в тот момент, благодаря, в том числе, и Лидии Ивановне Графовой, не спохватились в первые же месяцы своей работы и не внесли продление этой главы, то очень может быть, что еще десятки тысяч человек оказались бы за бортом российского гражданства. Причем сведения о том, что они не граждане Российской Федерации, что им паспорт выдан неправильно или незаконно, к этим людям доходили совершенно случайным образом: буквально за несколько дней до истечения срока действия в 2017 году этой нормы.
Нам тогда удалось убедить не сразу, кстати говоря, Министерство внутренних дел, Правительство и Администрацию Президента в том, что нам нужно продлить срок действия этой поправки 8.1. Мы продлили ее еще на три года, а затем, хочу отметить, уже в новом составе в июле 2019 года продлили до 1 января 2025 года. Хотя мое предложение состояло в том, чтобы вообще сделать эту норму бессрочной. То есть, по сути, амнистировать тех людей, которые въехали в Россию до 2002 года, а затем неожиданно вдруг они или их родственники, наследники по прямой линии, получают известие о том, что они незаконно считают себя российскими гражданами и у них изымается паспорт.
Мне кажется, что это было очень важно в тот момент продемонстрировать, что мы в состоянии преодолеть сопротивление. Сопротивление продлению в 2016 году оказывалось: оказывалось лично начальником управления по защите конституционных прав граждан на тот момент господином Жуйковым, который на протяжении долгого периода, являясь одним из творцов нового закона о гражданстве, принятого в 2002 году, всячески препятствовал любому облегчению участи наших соотечественников, обращающихся за российским гражданством, и стоял против того, чтобы мы вообще продлевали эту норму. Он не реагировал на те многочисленные обращения, которые по этому поводу были: просто складывал их под сукно. Потребовалось личное вмешательство главы Администрации Президента Антона Вайно, который продиктовал положительный отзыв на инициативу депутатов Государственной Думы, и таким образом этот закон о поправке в 2016 году был принят, и с 1 января не возникло опасности депортации за пределы Российской Федерации людей, которые неожиданно для себя оказались нарушителями наших миграционных законов.
Эти нелегалы поневоле (которые возникли исключительно из-за бюрократических причин: из-за нестыковок, из-за путаницы в документах в 90-е годы, из-за не налаженного учета – из-за наших, в общем, недостатков работы государства на этом направлении) являются людьми, которых мы должны во всех случаях поддержать и исключить возможность их дальнейшего преследования за их якобы неверно выправленные документы. Мы, как я уже сказал, поняли эту необходимость и решение такое приняли, но, на мой взгляд, в целом, проблема не является полностью решенной.
Вопрос о депортации людей более чем 10 лет проживших в России и давно потерявших связь со страной исхода, даже если таковых будет немного, скандален. Он безнравственен по определению. Еще в июне 2018 года мной и группой депутатов был внесен проект закона, по которому было предложено запретить изъятие паспорта либо признание его недействительным, если нет соответствующего решения суда. То есть прекратить ту практику, которая до сих пор остается действующей, по которой органы, в данном случае полиции, изымают паспорт и таким образом фактически прекращают гражданство человека.
Нам в качестве контраргумента всегда со стороны МВД выставлялось то, что мы, дескать, не решаем вопрос о лишении гражданства. Ведь лишить гражданства в Российской Федерации никоим образом нельзя, за исключением тех случаев, когда это доказано судом и связано с нарушениями, например: с нарушением присяги, данной при вступлении в гражданство Российской Федерации для человека, который в зрелом возрасте это гражданство получает. По рождению вообще нельзя лишить гражданства, а тех, кто вновь вступил в гражданство или получил его, будучи до этого иностранцем или лицом без гражданства, да, теперь можно. С некоторых пор, в силу того, что этот человек, допустим, причастен к террористической деятельности и таким образом нарушил данную им при вступлении в гражданство в зрелом возрасте присягу, да, можно по суду лишить его гражданства. Но прерывать его гражданство, изъяв у него без всякого решения суда паспорт, незаконно. Мы это и подчеркивали внесением своего законопроекта. К сожалению, этот законопроект не поддержан ни Администрацией, ни Правительством, ни МВД и продолжает оставаться в портфеле нереализованных законодательных инициатив нынешней Государственной Думы.
Я хотел бы привлечь к этому внимание, потому что, мне кажется, вопрос совершенно бесспорный. Уловки, типа того, что мы же забираем паспорт, но не лишаем гражданства, в практике своей не имеют оправдания, потому что те люди, которые лишаются паспорта, по сути, лишаются и гражданских прав. Они не в состоянии принять участие ни в выборах, ни решить какие-то свои вопросы, связанные с пенсионными начислениями. Им прекращается выплата пенсий, если до этого они их, например, получали, в том числе, по линии МВД. У меня были обращения со стороны сотрудников МВД, которые уже после того, как они перебрались в Россию в 90-е годы, служили в наших органах Министерства внутренних дел, вышли на пенсию, получали пенсию МВД и, после того как у них по прошествии времени изъяли паспорт, эта пенсия тут же была прекращена, переставала выплачиваться.
Я хочу обратить внимание еще и на другие вопросы, которые возникают в связи с бюрократизмом и жесткостью нашего законодательства о гражданстве. Притчей во языцех является необходимость предоставления разного рода справок, которые бы, например, подтверждали тот факт, что предки имярек приехавшего в Россию нашего соотечественника, который хочет получить гражданство Российской Федерации, постоянно проживали на территории в границах нынешней Российской Федерации. Эта справка необходима, чтоб попасть на комиссию, которая проверит, является ли ее податель носителем русского языка. Вы знаете, что категория носителя русского языка была внесена в законодательство по предложению Президента Российской Федерации, высказанному в ходе его выступления с Посланием в 2012 году. И там был целый ряд условий, включающих, например, то, что касается проживания предков или самого заявителя на территории Российской Федерации в границах Российской Федерации. Не просто рождения, как говорил президент, а проживания. Рождение установить достаточно просто, поскольку существуют документы: свидетельства о рождении и паспорта – которые удостоверяют факт рождения на какой-то территории. А вот факт проживания – это необходимость поднять документы жилищно-эксплуатационных контор, которые бы удостоверили, что такой-то или такая-то проживала, была прописана на этой территории, в этом доме, в этой квартире. На самом деле получить такого рода справки – это огромная проблема для тех, кто, например, уехал с территории нынешней Российской Федерации, скажем, до Великой Отечественной войны. Сам уехал или уехали его родители, его, скажем, бабушка и дедушка. Очень многие люди переселялись, мы знаем прекрасно, на территории Советского Союза из Российской Федерации в Казахстан, на Украину – да по всей территории Большой России. Многие посылались по комсомольским, по партийным путевкам, в силу военных своих обязанностей, обретали семьи или переселялись на территории, которые позже оказались новыми независимыми государствами и сегодня не входят в официальную территорию Российской Федерации. И вот эти люди, если они живут за пределами РФ, скажем, в третьем поколении, практически не могут добиться подтверждения факта проживания их предков внутри Российской Федерации, скажем, в начале ХХ века или, допустим, до начала Великой Отечественной войны, по самой простой причине: война вызвала огромное перемещение масс людей, были уничтожены многие архивы, и разобраться в этом крайне сложно, если не невозможно.
Не учитывается, что история расселения по территории Российской империи русского народа, а значит, носителя русского языка, уходит вглубь веков. Таким образом, ограничивая ареал проживания носителей русского языка нынешней Российской Федерацией, отцепляют огромную массу реальных носителей русского языка от возможности их признания в России.
В декабре 2016 года, то есть через несколько месяцев после избрания, меня поддержала группа депутатов, когда я внес законопроект о коррекции процедур для носителя русского языка для получения вида на жительство и гражданства. Во-первых, было предложено, что для признания носителем достаточно иметь предков, родившихся в пределах исторической России, а не РСФСР, то есть сняты ограничения границами 1991 года. Во-вторых, законопроект устанавливает, что для носителя русского языка достаточно подтверждение рождения, а не только постоянного проживания на территории исторической России. И он предлагает также устранить многие несуразности в процедуре получении вида на жительство – имевшаяся норма, принятая в 2014 году. К сожалению, из-за вето, наложенного Государственно-правовым управлением Администрации Президента, и сформированной на основе точки зрения Министерства внутренних дел позиции профильного управления Администрации Президента, которое занимается этими вопросами (это Управление по защите конституционных прав граждан), и этот законопроект лежит без движения в пакете нереализованных инициатив нынешней Государственной Думы.
К настоящему времени несколькими поправками, разработанными в Правительстве и уже принятыми нами, сняты ограничения для получения вида на жительство для носителей русского языка, которые были ранее предложены нашим законопроектом. То есть не полностью он отвергнут, а некоторые затронутые в нем вопросы вошли позже в тот законопроект, которые предложило Правительство. Утверждены и новые инициативы. Сейчас для граждан Украины и Белоруссии не надо проходить собеседование, чтобы быть признанными носителями русского языка. Но та самая справка из ЖЭКа о проживании предков в нынешних границах Российской Федерации всем носителям русского языка требуется все равно, и в этом отношении граждане Украины и Белоруссии исключением не являются. В основной своей части законопроект 2016 года о носителях русского языка остается актуальным. Его принятие в этой части помогло бы тысячам, если не миллионам наших соотечественников, которых так не хватает нашей стране, открыть дорогу к российскому гражданству.
Должен сказать еще о нескольких законодательных попытках открыть путь соотечественникам к легализации гражданства. Они касаются, в первую очередь, граждан Украины. В июле 2018 года мной был внесен законопроект, который предлагает находящимся в России гражданам Украины, просрочившим срок разрешенного законом пребывания 90 дней, продлить его без каких-либо штрафных санкций, затем получить вид на жительство и гражданство. Этот закон пока не рассмотрен и так же, как предыдущие два, находится в этом самом портфеле нереализованных инициатив.
Но я хотел бы обратить внимание, что число людей, выехавших из Украины в результате государственного переворота 2014 года и начала гражданской войны на востоке Украины, исчислялось миллионами. 2 миллиона человек – это по данным, которые мы имеем, в том числе, по линии Министерства внутренних дел. Более половины из них в течение долгого периода вообще не могли найти никакой легализации в России, кроме обычной, которая следует для граждан стран с безвизовым сообщением с Россией, то есть права на пребывание в России без выезда в течение 90 дней, трех месяцев, и затем необходимость выехать из России на три месяца, чтобы вновь въехать и опять на три месяца. Эти все, на мой взгляд, абсолютно идиотские требования к людям, которые бежали от репрессий, бежали от войны, опасаются за свою жизнь, не хотят быть призванными в ту украинскую армию, которая ведет войну на Донбассе, выехать куда-либо за пределы России на три месяца, чтоб не нарушить наши миграционные требования, являются, во-первых, абсолютно бесчеловечными, а во-вторых, потворствуют тому, что многие из этих людей просто уходят в тень и не легализуют здесь свое пребывание. Они не могут полноценно трудиться, они вынуждены перебиваться на временных работах, они создают проблему с точки зрения своего легального здесь проживания. Вместо этого мы предлагали провести миграционную амнистию.
Хочу заметить, что миграционная амнистия – это никакое не необычное явление для практики Российской Федерации. Мы знаем, что миграционные амнистии предпринимались в отношении граждан Молдовы, граждан Таджикистана, граждан Узбекистана, граждан Киргизии. Все эти миграционные амнистии были санкционированы в силу обращения руководителей этих государств в разные периоды к руководству и, прежде всего, к Президенту Российской Федерации, который давал соответствующие поручения.
Когда дело касается граждан Украины, то, безусловно, мы не можем рассчитывать при нынешних отношениях между Россией и Украиной на официальное обращение со стороны предыдущего или нынешнего руководства Украины к России с просьбой облегчить судьбу людей, граждан Украины, которые хотят жить в России. Очевидно, мы такого обращения с их стороны не дождемся. А если нет обращения, то в этом случае на своем уровне органы правительства, МВД не решают эти вопросы, потому что у них нет поручения. Вокруг этого мы ходим в течение нескольких лет и добиться пока признания этого факта и необходимости этого решения так и не смогли. Нужно зачистить наше законодательство от нелепых или не отвечающих реальным условиям жизни норм или правоприменительных процедур и дать возможность вырваться из неправового пространства тем, кто из-за этих норм процедур стал нелегалом.
Я хотел бы обратить внимание, что в ходе обсуждения Конституции удалось внести в текст конституции, основного закона нашей страны поправку о признании важной работы с соотечественниками. Это получило свое воплощение в соответствующей главе конституции, я лично внес эту поправку. Правда, я предлагал внести ее в преамбулу. В конечном счете, преамбулу не стали трогать, но это нашло место в тексте основного закона. Там прописано теперь «соотечественник» как термин, который получил подтверждение на уровне основного закона нашей страны в конституционном законодательстве.
Тем не менее мы получаем все больше и больше законопроектов, частично улучшающих ситуацию, связанную с получением гражданства, с миграционным законодательством, но при этом по-прежнему и правительство, и МВД, которые их разрабатывают, к большому сожалению, несмотря на запись в Конституции о соотечественниках, игнорируют это понятие «соотечественник», изобретая самые разные другие определения, только лишь бы не употребить слово «соотечественник».
Термин «соотечественник» в законодательстве о гражданстве употребляется только в связи с тем, что в свое время была принята государственная программа добровольного переселения соотечественников в Россию. А во всем остальном, к сожалению, пока эта важная новация и признание не нашло себе воплощения во всем законодательном корпусе актов, связанных с получением гражданства. Эта задача остается. И я хочу вас проинформировать о том, что в ходе вчерашней встречи с председателем Государственной Думы Российской Федерации Вячеславом Володиным я еще раз поднял вопрос и, как мне кажется, получил его поддержку в том, чтобы мы инициативным путем разработали законопроект о репатриации наших соотечественников, который бы в данном случае поправил бы необходимые части законодательства о гражданстве и пребывании иностранцев в Российской Федерации таким образом, чтобы категория соотечественников была выделена из общей части мигрантов, которые прибывают в нашу страну.
К сожалению, в 2020 году так и не возобновила свою работу Правительственная комиссия по миграционной политике. Хочу отметить, что у нас на сегодняшний день сложилась ситуация, при которой все вопросы миграции регулируются одним ведомством — Министерством внутренних дел. Я ничего плохого не хочу сказать о министерстве. Министерство делает то, что может. Но не все оно может, и не все оно умеет. Когда дело касается миграции, ясно, что правоохранительное ведомство отвечает за вопросы, связанные с правоохранением, но не в силах полноценно вести работу по социально-экономическому наполнению миграции, по миграционной политике. Давно назрела реформа в этой части: давно назрела необходимость создания специализированного государственного органа, который бы, в целом, вел проблему миграции. Это важная часть жизни современной и будущей России, и сводить это все к правоохранительным вопросам – это совершенно неправильно. В качестве первого шага, как нам показалось, была учреждена Правительственная комиссия по миграционной политике, которую в прошлом году возглавлял тогдашний первый вице-премьер министр финансов Антон Силуанов. Он остался, как вы знаете, в нынешнем правительстве министром финансов, но перестал быть руководителем этой комиссии и первым вице-премьером, и полномочия руководителя Комиссии перешли к Татьяне Алексеевне Голиковой. Я очень надеюсь, что мы, наконец, несмотря на всю напряженность борьбы с пандемией: а вы знаете, что Голикова возглавляет штаб по борьбе с новой коронавирусной инфекцией, – все-таки сможем хотя бы один раз в этом году собраться. Все меньше остается уверенности в этом: остается совсем немного до Нового года. Но получается, что в течение всего года все, что касается работы с соотечественниками, проходило мимо обсуждения и без обсуждения в тех коллегиальных органах, которые могли бы хоть как-то компенсировать отсутствие полноценного государственного ведомства, которое бы все вопросы миграции в комплексе обсуждало и решало в своем составе. У нас в этом отношении первую скрипку играет Администрация Президента и соответствующее Управление и Рабочая группа, им созданная, которая за закрытыми дверями что-то обсуждает и до нас доводит. К сожалению, очень часто по не совсем для нас понятным причинам отвергая те идеи, которые мы предлагаем и которые мы, как я уже сказал, реализовали в форме законопроектов. В нынешней ситуации без наличия такого согласия вести работу по совершенствованию миграционного законодательства и особенно по выделению соотечественников в вопросах о гражданстве, в вопросе об их миграционных льготах и возможностях неправильно — просто не представляется возможным. И я очень надеюсь, что в ходе сегодняшней конференции (я обязательно ознакомлюсь с теми выступлениями, которые до сих пор прозвучали) тоже были высказаны сходные мысли. Если они не были высказаны, то, я думаю, что их стоит обсудить хотя бы напоследок. Спасибо.
Демографический вызов для миграционной политики России заставляет снять препоны для соотечественников в законах и их правоприменении
Александра Докучаева, заместитель директора Института стран СНГ
Добрый день, уважаемый Сергей Васильевич, уважаемые участники конференции. 19 ноября в РУДН прошла международная конференция «Миграция и глобальные вызовы третьего тысячелетия», где на секции о региональных практиках управления миграцией в период пандемии я говорила об одном из уроков пандемии: необходимости миграционной амнистии.
Сейчас миграционная амнистия нарушителей миграционных правил уже не кажется покушением на безопасность страны, а наоборот — стала необходимостью для того, чтобы наша безопасность не пострадала от не выявленных нелегалов, которые могут быть рассадниками и распространителями этой новой, все-еще непонятной заразы.
Сейчас уже объявлено, что «амнистирующие меры будут продлены до лета 2021 года. Таким образом, чрезвычайная «коронавирусная миграционная амнистия» продолжается и показывает свои целебные последствия для общества и государства. Это — один из положительных уроков пандемии.
Тема и содержание моего выступления сегодня очень близки к недавнему выступлению в РУДН. Прошу простить, если Вы услышите повторы.
Вопрос о преодолении демографической катастрофы, о которой бьют тревогу ученые – это вопрос сохранения жизнеспособности нашей Родины. В ближайшие десятки лет невозможно обеспечить естественный прирост населения. Внешние источники народонаселения являются судьбоносными для нас. И особенность нашей страны в том, что эти «внешние» источники в большой мере являются нашими внутренними ресурсами.
Кто составляет этот внутренний ресурс?
Это те, кто уже много лет проживают в России, может быть, не имея зарегистрированного места жительства, а часто — и документа, официально признаваемого действующим удостоверением личности.
Это те, кто работает, может быть, и не официально, потому что человеку с неопределенным правовым статусом найти официальную работу невозможно.
Это те, кто обеспечивают себя и своих детей «нелегально» на собственном огороде и ухаживая за своей собственной коровой, овцами и курами.
Они не могут предоставить справку о материальном доходе, необходимую для получения хотя бы разрешения на временное проживание. Они не могут собрать денег на переводы, справки и пошлины на всю семью. Они вернулись в страну своих предков или своего рождения, которая стала для них «заграницей» в 1991 году, из которой их высылают туда, где у них никого нет и они никому не нужны.
Пандемия заставила объявить амнистию иностранцам, приехавшим на заработки, которые не могут выехать из России из-за закрытых границ. Настало время проведения миграционной, или как ее называла Лидия Ивановна Графова – ИМмиграционной амнистии для тех, кто приехал в Россию насовсем, жить, работать, создавать семьи, растить детей здесь. Под ее действие должны попасть несколько групп соотечественников, имеющих различные основания для получения гражданства нашей страны.
Этого права нельзя лишить и в том случае, когда имеется иное гражданство, полученное «автоматически», в порядке признания, в силу закона иностранного государства, не требующего оформленного волеизъявления лица на приобретение гражданства данного государства. В таком случае иное гражданство – это лишь второе (или другое по счету) гражданство, полученное при наличии гражданства России, признанного по рождению.
Наши миграционные власти приписывают нашим соотечественникам, родившимся в РСФСР, гражданство бывших союзных республик, если развал СССР застал их на их терртории бывшей союзной республике, автоматом записавшей в свои граждане всех проживающих там на момент объявления независимости или принятия закона об их гражданстве. Но при этом предписание нашего закона о гражданстве 1991 года, части второй его статьи 13, о признании гражданства РФ по рождению у родившихся в РСФСР, как и позиция Конституционного суда России, выраженная в Постановлении №12-п 1996 года по жалобе Смирнова, — игнорируются (см.NB1).
Налицо явное диссоциативное расстройство правового сознания, когда предписание чужого закона о признании гражданства «по нулевому варианту» – без оформленного волеизъявления человека – принимается, как безусловное, а свой, российский закон, содержащий аналогичную норму – игнорируется (см.NB2).
Необходимо, наконец, навести порядок и в мозгах правоприменителей и правоприменительной практике.
Сейчас в Госдуме готовится ко второму чтению законопроект о введении полноценного удостоверения личности лица без гражданства. Многие проблемы этой группы будут решены с его принятием. Прошу включить в рекомендации конференции просьбу о скорейшем прохождении этого законопроекта.
Сейчас проблему «лишенцев» отчасти решает глава 8.1. ФЗ «О гражданстве». И если в целом данная глава представляется как законодательный акт «иммиграционной амнистии», то в отношении тех, у кого был изъят или признан недействительным паспорт, она является актом реабилитации. Законодатели возвращают им гражданство, признавая его с момента получения первого паспорта или первой отметки о гражданстве в ином документе – т.е. речь идет не о прощении (амнистии каких-то правонарушений), а о восстановлении прав, нарушенных государственными органами, принявшими решение об изъятии или признании недействительным паспорта. Думаю, что «лишенцев» надо выводить из главы 8.1, приняв в отношении их другие решения.
Необходимо вообще прекратить изъятие паспортов, выданных уполномоченных органами на законных бланках, сменив эту антиконституционную процедуру вмешательства в частную жизнь на замену бланка паспорта и исправление записей в архивных делах в рабочем порядке.
Паспорт – это удостоверение наличия гражданства РФ и одновременно удостоверение личности. Изъятие удостоверения личности – это преступление против 23 статьи Конституции о неприкосновенности частной жизни человека. Вопрос о гражданстве в этом случае должен рассматриваться отдельно, без утраты паспорта.
При наведении порядка в документах надо учитывать время и обстоятельства получения паспорта.
А) Для тех, кто получил паспорт в период действия Закона РФ «О гражданстве РФ» 1991 года, последние претензии к наличию гражданства РФ потеряли законную основу еще в 2007 году. Любые неточности или недостатки в архивных документах должны исправляться в рабочем порядке, не затрагивая имеющегося у гражданина паспорта и его гражданства, удостоверенного этим паспортом.
Б) Для получивших паспорта при действии ФЗ «О гражданстве РФ» после 1 июля 2002 года, сомнения в законности гражданства, удостоверенного паспортом, должны разрешаться в рабочем порядке, а паспорт должен оставаться действительным до момента его замены на другой паспорт или и иной документ, полноценно удостоверяющий личность.
Так решается вопрос о наведении порядка в делопроизводстве по гражданству в Эстонии, например. В их законе о гражданстве есть специальная Статья 32. «Предоставление гражданства лицу, ошибочно определённому гражданином Эстонии», в которой лицо, гражданство которого в связи с сомнениями проверяется, считается приобретшим гражданство по тому основанию, как записано в первичных документах. До исправления в записи основания на гражданство – оно считается правомерно возникшим по тому основанию, как имеется в деле. Документ о гражданстве – паспорт остается у гражданина действующим вплоть до замены его на другой бланк паспорта или вид на жительство лица без гражданства, если лицо не желает оставаться гражданином Эстонии. Эти правила не применяются только в отношении лиц, злостно нарушающих Конституцию или состоящих на службе во враждебных Эстонии структурах иностранных государств.
Вопрос о гражданстве, попавшем под сомнение, должен решаться с учетом позиции Конституционного суда РФ, трактующего в пользу гражданина даже неточности в его заявлении на гражданство, если они не влияют на само право на гражданство этого лица.
На этом же настаивал Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Петрович Лукин еще в 2007 году, об этом неоднократно писала Лидия Ивановна на примере трагических судеб наших соотечественников. Об этом есть решения Верховного суда РФ и нижестоящих российских судов, стоящих на службе закона, а не администрации и органов МВД своих территорий. Не говорю уже о решениях ЕСПЧ в пользу нескольких граждан России, не нашедших на родине справедливости.
Подобные случаи должны быть категорически исключены из жизни, из практики работы миграционных органов.
Россия должна быть ответственным и справедливым Отечеством для своего народа — об этом болело сердце Лидии Ивановны Графовой. Она любила Россию и поэтому призывала прекратить страдания, которым подвергаются соотечественники, становящиеся изгоями на своей Родине, и провести полноценную иммиграционную амнистию. Ведь главное богатство любого государства – его люди, о чем в ходе послания Федеральному собранию 1 декабря 2016 года сказал и президент РФ Владимир Владимирович Путин (цитирую): «Смысл всей нашей политики — это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России».
Спасибо за внимание!
Примечания
NB1 — Гражданство по рождению, возникшее в РСФСР, не исчезает, если человек сам от него не отказался, где бы не жил этот гражданин в момент распада СССР. Более того, наличие иного гражданства, приобретенного гражданином РФ, не лишает его гражданства России, если он не отказался от него, что происходит по определенной процедуре, предусматривающей явное выражение волеизъявления на отказ от гражданства России.
NB2 — Я уже не раз говорила о Владимире Григорьевиче Огибенине, родившемся на Урале, которого родители ребенком увезли в Крым, вернувшегося в Россию в начале 2000 года, которому отказали в признании гражданином России, приписав ему гражданство Украины, которое он тогда не оформлял. А сейчас ему грозит депортация на Украину, где он никогда не жил. Родился в РСФСР, детство и молодость его прошли в Крыму. А Крым-то наш!
Проблемы легализации иностранных граждан и лиц без гражданства и их детей, прибывших в Россию в несовершеннолетнем возрасте, либо родившихся в РФ и не имеющих документов, удостоверяющих личность и гражданство
Т.Д.Зражевская, Уполномоченный по правам человека в Воронежской области
Анализ обращений к Уполномоченному в нашем регионе показывает, что наиболее проблемной категорией мигрантов (с точки зрения соблюдения прав человека) являются лица с неурегулированным правовым статусом.
К сожалению, отсутствие документов, удостоверяющих личность и гражданскую принадлежность, влечет за собой целый ряд последствий, связанных с частичным или полным поражением в правах как в социальной, так и в трудовой сферах.
В этой категории, свою очередь, самыми уязвимыми являются бывшие дети мигрантов (ныне уже взрослые люди, зачастую имеющие своих детей), проживающие на территории РФ без документов в силу различных объективных и субъективных причин. Они прибыли на территорию России с родителями — иностранными гражданами в детском возрасте, либо были рождены в РФ иностранцами или лицами без гражданства, выросли в России, закончили школу или другие образовательные учреждения, но кроме свидетельств о рождении (в лучшем случае) и аттестатов об окончании учебных учреждений никаких документов не имеют.
У таких людей нет возможности зарегистрировать брак, официально трудоустроиться, обратиться в судебные и властные органы, получать дальнейшее образование, а также социальные льготы и выплаты. В случае рождения своих детей они вновь сталкиваются с проблемой получения документов.
При обращении в отделы по вопросам миграции они, как правило, получают указание о необходимости обращения в Консульские отделы Посольств стран бывшей гражданской принадлежности своих родителей, где их зачастую признают гражданами и предлагают документироваться свидетельствами на возвращение для выезда в страну исхода и получения там национального паспорта. Обращаю внимание, это лица, прибывшие в Россию детьми, всю жизнь прожившие в ней и утратившие все связи с тем государством, откуда их когда-то привезли родители, либо вообще родившиеся на территории РФ.
В случае же, если у них все-таки принимают заявления по ст.10.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» об установлении личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, рассмотрение вопроса затягивается на неопределенное время, так как ответы на запросы идут по полгода, а могут и вообще не прийти.
При этом, принятие решения по установлению личности в форме заключения также не является документом для подтверждения личности при обращении в какие-либо организации. Люди, ожидающие завершения всех ступеней получения паспорта гражданина РФ, вынуждены на протяжении нескольких лет, терпеть лишения из-за отсутствия у них удостоверения личности.
Многие после этого оставляют попытки легализоваться и живут без документов.
(я не стала приводить примеры, это бывает скучно слушать, у нас они есть, все решены положительно: мы писали ходатайства, в том числе и по вопросу принятия заявлений об установлении личности).
Предложения:
1 — взять на контроль процесс принятия и утверждения формы временного удостоверения личности, на разработку и утверждение которого уже ушло около двадцати лет (законопроект прошел первое чтение).
2 — необходимо на уровне ведомственного акта выработать единый подход к действиям по принятию и рассмотрению заявлений по ст.10.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» об установлении личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность. Отказы в приеме таких заявлений не допустимы. Необходимо установление контроля и за своевременными и исчерпывающими направлениями запросов сразу во все инстанции, а не поэтапно, по результатам получения информации, а также установление срока ожидания ответов на запросы, по истечении которого возможно принятие решения об установлении личности по совокупности имеющихся документов (например, 1 месяц).
3 — на законодательном уровне ввести понятие «ценз оседлости» для возможности признания людей с неурегулированным правовым статусом, длительное время (от 10 лет) проживающих на территории РФ без документов, удостоверяющих личность и гражданство, лицами без гражданства с целью их последующей легализации на территории РФ , минуя стадию обращения в КО Посольств стран исхода.