Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        Конец дружбе. С 1 апреля «Большой договор» между Украиной и РФ больше не действует

        Источник: Украина.ру

        С понедельника, 1 апреля 2019 года, официально прекращается действие Договора о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной, известному также как «Большой договор». Украина. ру анализирует, что теряет Украины в результате таких действий своих политиков.

        В день выборов о прекращении действия соглашения написал на своей странице в Facebook президент Петр Порошенко.

        «Как и обещал, с 1 апреля, после завершения всех формальных процедур, прекращает действие так называемый базовый договор с Москвой, которая так и не смогла отбросить свои имперские амбиции», — сообщил Порошенко.

        По его словам Украина «шаг за шагом» продолжит идти своим путем, «возвращаясь домой, в Европу», и «рвать путы Москвы». Он пояснил, что договор решили разорвать только сейчас, поскольку раньше документ был нужен, чтобы использовать его как базу для многочисленных исков Украины к России в международные суды.

        Договор о дружбе между Россией и Украиной, получивший наименование «Большой договор» был подписан 31 мая 1997 г. президентами обоих государств — Леонидом Кучмой и Борисом Ельциным.

        Основным камнем преткновения между двумя странами оставался неурегулированный вопрос о статусе Черноморского флота. Соглашение о разделе флота было подписано за три дня до заключения Большого договора — 28 мая 1997 года, что открыло возможность подписания соглашения: за РФ оставались 80% флота, но Украина оставляла за собой право ограничивать воинский контингент России в Крыму. Несмотря на то, что в правительстве и парламенте России существовали значительные оппоненты, говорившие о том, что нельзя признавать Крым и Севастополь частью Украины, он был ратифицирован. Договор вступил в силу почти через два года после его подписания — 1 апреля 1999 года.

        Исходя из соглашения, стороны официально признали существующие границы, закрепив принципы стратегического партнерства. В документе содержится 41 пункт, на основе которых Москва и Киев давали друг другу определенные гарантии. В частности, стороны договорились развивать «равноправное и взаимовыгодное» сотрудничество в экономике, воздерживаясь от нанесения друг другу экономического ущерба, и обеспечивать свободу транзита через территории друг друга. Они также должны были обеспечивать «защиту этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории», предоставлять возможность национальным меньшинствам «сохранять и развивать свою этническую, культурную, языковую или религиозную самобытность и поддерживать и развивать свою культуру».

        Договор обеспечивал равные права гражданам РФ на территории Украины и наоборот.

        «Каждая из Высоких Договаривающихся сторон гарантирует гражданам другой стороны права и свободы на тех же основаниях и в таком же объеме, что и своим собственным гражданам, кроме случаев, установленных национальным законодательством сторон или их международными договорами», — говорится в статье 10 соглашения.

        Кроме того, оба государства должны предпринимать меры для «предотвращения и пресечения любых действий, которые представляют собой подстрекательство к насилию или насилие против отдельных лиц или групп граждан, основанное на национальной, расовой, этнической или религиозной нетерпимости».

        Договор предусматривал взаимное признание дипломов друг друга, кооперацию в экономической, научной, правовой, культурной сферах, транспорте, экологии, сфере социальной защиты и трудовых отношений, экологии, борьбе с терроризмом и организованной преступностью.

        Отдельно говорилось о сотрудничестве в Азово-Черноморском бассейне, что должно было регламентироваться подписанием специального договора.

        Согласно статье 40 договора он должен был действовать в течение 10 лет. Он был продлен даже во времена президентства Виктора Ющенко, придерживавшегося националистической риторики и прозападного курса во внешней политике.

        Ситуация изменилась после победы Майдана в 2014 г., когда новая киевская власть взяла курс на односторонний пересмотр заключенных ранее соглашений в сторону их разрыва, обосновывая это «российской агрессией» против Украины. Денонсации договора в первую очередь добивались представители национал-радикальных сил. В связи с этим возникла юридическая коллизия: Украина объявляла, что она воюет с государством, в отношении которого действует Договор о дружбе. Причина крылась в признании границ, ибо в случае денонсации эти данные статьи Договора (а следовательно и обязательства сторон) утрачивают юридическую силу.

        Стоит отметить, что действующая киевская власть своими инициативами об ограничении прав русскоязычных граждан и национальных меньшинств, законами, направленными на тотальную украинизацию, переписывание истории, курс на вступление в НАТО сама превратила договор в фикцию. Украина вводила против РФ торгово-экономические санкции, прервала авиационное сообщение, задерживала российский транспорт на суше и на море. В России в 2016 году группа депутатов Госдумы направила запрос на имя министра иностранных дел Сергея Лаврова, заявив о необходимости денонсации Большого договора с Украиной, но МИД РФ тогда выступил против данного решения.

        «Наш потенциальный выход из Большого договора вряд ли будет способствовать решению тех проблем, которые благодаря усилиям Киева накопились к настоящему времени в российско-украинских отношениях», — говорилось в ответе Лаврова депутатам Госдумы.

        По мнению депутата Госдумы Константина Затулина, договор был односторонне выгоден Украине.

        «Наша трактовка договора состоит в том, что, конечно, наше признание, сделанное в этом договоре, границ взаимосвязано с темой договора — дружба, сотрудничество и партнерство. То есть, нет дружбы, сотрудничества и партнерства, по идее, возникает повод к тому, чтобы сказать: «Значит, надо все вопросы решать заново, в том числе и вопросы по границам». Поэтому лично я буду предлагать и предлагаю уже (…), что нам нужно, по крайней мере, в части этого договора, его денонсировать — в части, касающейся статьи второй, а именно признание границ», — говорил он в интервью «РИА Новости».

        Однако в свете предвыборной кампании инициативу в деле разрыва с РФ взял на себя действующий президент Петр Порошенко, который свои провалы во внутренней политике решил компенсировать за счет антироссийской риторики, приняв сторону «партии войны». Так в августе 2018 г. он дал МИД Украины указание подготовить основания для расторжения «Большого договора». В октябре 2018 года истек срок, когда стороны должны были заявить о намерении продлить или расторгнуть действие договора на очередной период. Украина уже разорвала 49 двусторонних документов и намерена прекратить действие еще 50.

        После инцидента в Керченском проливе 25 ноября 2018 г., спровоцированного действиями украинской стороны, Порошенко подал соответствующий законопроект в парламент, большинство депутатов которого поддержали данное решение. Таким образом, Договор о дружбе сотрудничестве и партнёрстве между РФ и Украиной де-факто прекратил существование. Формально он еще действовал до 1 апреля 2019 года.

        Основные сложности в связи с прекращением договора лягут на плечи миллионов граждан Украины, живущих и работающих в РФ, ибо количество граждан России, проживающих в Украине на порядок меньше. В связи с этим органам российской государственной власти предстоит продумать законодательные меры, чтобы украинцы не чувствовали себя ущемленными.

        Председатель политсовета партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктор Медведчук полагает, что разрыв договора, где идет речь о признании границ, может обернуться для Украины непредсказуемыми последствиями — особенно, если Москва не признает выборы, которые пройдут 31 марта.

        «Возможное непризнание выборов Россией — это первый момент. Второй — это прекращение действия с 1 апреля Большого договора о дружбе по инициативе украинской власти. Это было очень глупое и опасное решение. И третий момент — если останется нынешний президент с его курсом на пещерную русофобию и ухудшение отношений с Россией. Сопоставьте все эти три фактора. Какой будет результат? Вывод делайте сами», — сказал Медведчук.

        «С прекращением большого количества договоров и нормативной базы в отношениях между Россией и Украиной, изменится статус правовой защиты этих людей, на территории соседа, на территории РФ. То есть эти люди останутся без защиты. Эти люди работают там, потому что в Украине они работы не нашли», — добавил политик.

        Таким образом, в показном стремлении «навредить России», действующая украинская власть сделает хуже судьбу миллионов своих сограждан, которые живут и работают на ее территории.

        В сухом остатке

        На самом деле разрыв Большого договора между Украиной и РФ будет иметь существенное отношение для взаимоотношений двух стран, возможно даже определяющее. Ведь теперь целый рад положений договора перестают действовать:

        • Признание границ по состоянию на 1997 год;

        • Признание документов, в т.ч. дипломов об окончании вузов;

        • Судьбу двусторонних соглашений, которые базируются на Большом договоре (например, об Азовском море, о торговле);

        • Гарантия гражданам соседней страны таких же прав, как гражданам своей страны;

        • Неприменение силы, угрозы силой, в т.ч. экономического давления.

        Очевидно, что теперь у России руки в отношение Украины, что называется, развязаны.

        И поэтому после второго тура президентских выборов на Украине, именно Россия будет определяться с дальнейшим форматом отношений с соседней, ранее дружественной, а теперь враждебным ей государством.

        /