Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        Константин Затулин: «И нет пределов вашему аппетиту»


        Виктор МАРТИНОВИЧ

        Россия наблюдает за коллизиями внешней политики Беларуси с улыбкой, причем делает все для того, чтобы эта улыбка казалась доброжелательной. Но после таких жестов, как недавний телефонный разговор президента Александра Лукашенко с еврокомиссаром Бенитой Ферреро-Вальднер, Россию нет-нет да срывает. 18 мая спикер российской Госдумы Борис Грызлов заявил, что Беларусь«затягивает» ранее оговоренные сроки признания Абхазии и Южной Осетии: «Мне кажется, что слишком долго готовится Беларусь к этому вопросу. Я понимаю, что никто не должен подталкивать, но по тем срокам, которые назывались, а назывался апрель месяц, признание так и не произошло».

        В связи с этим особенно интересно проследить за тем, как меняются (если меняются) выражения, в которых об официальном Минске и его многовекторности отзываются его прежние добрые друзья из Москвы. Зампред комиссии Госдумы по связям с соотечественниками Константин Затулин, член только что созданной комиссии при президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, всегда считался другом Беларуси в Москве. Разговор с ним о геополитике тем более интересен, что Затулин возглавляет Институт стран СНГ, а ведь именно для Содружества опасно «злокозненное» «Восточное партнерство». Нельзя сказать, что ответы Константина ЗАТУЛИНА на некоторые вопросы обозревателя «БелГазеты» не шокируют…

        — Насколько велика вероятность того, что инициатива «Восточное партнерство» похоронит СНГ?

        — Говорить об этом преждевременно. Но, безусловно, это конкурирующая программа. Ресурс интеграции не безбрежен. Выбирая тот или иной проект, мы выбираем интеграцию вокруг разных центров притяжения. Если говорить об СНГ, его центром является Москва, если говорить о «ВП» — ЕС. До какой-то поры программы могут сосуществовать. Но рано или поздно все равно придется сделать выбор.

        Сходным образом представляли когда-то «Партнерство во имя мира» — программу, которую НАТО учредило в 1995г. специально для того, чтобы создать «подготовительный класс» для кандидатов из числа бывших союзных республик и одновременно приобщить к работе Россию, чтобы снять с ее стороны возражения. Сегодня мы видим, что «Партнерство во имя мира» все более превращается в конкурирующую программу. Самый яркий пример — проведение маневров в Грузии именно в рамках этой программы.

        — О «ВП» было заявлено после грузинского конфликта в 2008г. не случайно?

        — Программа «ВП» отличается от всех предыдущих инициатив ЕС, во-первых, тем, что активно развивается с августа 2008г. А еще тем, что впервые постаралась уйти от всяких идеологических условий, «тестов» на свободу и демократию. Если до этого было модно экзаменовать Беларусь по вопросам прав человека, то после августа 2008г. определенные круги на Западе сочли, что «не до жиру». Поскольку Россия проявляет готовность в случае необходимости защищать свои интересы с оружием в руках, уже не до претензий к Лукашенко или Каримову. Все, что может быть использовано, должно быть пущено в ход для противовеса России. Отсюда исчезновение всех псевдоидейных барьеров и условий. Начали развивать новый подход, при котором главное — лояльность. И даже не лояльность Западу, а «нелояльность» Москве.

        Беларусь сама очень долго собиралась признать Южную Осетию и Абхазию. Сама сделала этот вопрос знаковым и символическим. Ее пригласили в «ВП» и предупредили: если Южная Осетия и Абхазия будут признаны, никакого партнерства не получится. И сегодня Беларусь не признает ни Южную Осетию, ни Абхазию.

        «ЭТО ЖЕЛАНИЕ САМООПРАВДАТЬСЯ»

        — Какой этап нашего вовлечения в «ВП» Россия видит для себя критическим? От чего конкретно вы предостерегли бы Минск?

        — Вхождение Беларуси в Шенгенскую зону — нормальное явление, как и вхождение туда России, и вообще постепенная отмена пограничных барьеров. Что же касается товаров, защиты внутреннего рынка, этот вопрос непростой. Очень часто зоны свободной торговли используются как «насос» для перекачки товаров совсем не белорусского производства, заполнения ими российского рынка. Если Беларусь снимет ограничения — ее начнут забрасывать этими товарами. В этом случае по целому ряду направлений России ничего не останется, кроме как пойти на ревизию существующих договоренностей в рамках Союзного государства. Здесь вам нужно взвесить, что важнее.

        — Лукашенко заявляет о кризисе СНГ. Не является ли участие Беларуси в «ВП» результатом пассивности России в развитии отношений внутри СНГ?

        — В определенном смысле можно поддержать критику СНГ. Но мы не единственные ответственные за его будущее. Я не стал бы брать на веру все, что говорит Александр Лукашенко о кризисе СНГ, поскольку эти его речи совершенно очевидно носят характер оправдания его нынешнего поворота в сторону Европы и некоторых демонстративных шагов по налаживанию контактов со своими прежними критиками в ЕС. СНГ умирало много раз. И некоторые из тех, кто его хоронил, уже давно на политическом кладбище. СНГ не умрет до тех пор, пока в нем заинтересована Россия. Но СНГ не акционерное общество. Это историко-политический клуб бывшего СССР. В критике СНГ есть рациональное зерно. Но сам повод для этой критики — конъюнктурен. Это желание самооправдаться.

        КАК «ДАНЬ» СТАЛА «ПОМОЩЬЮ»

        — Российский премьер Владимир Путин заявил, что его страна больше не будет поддерживать экономики стран-соседей. Вам не кажется, что движение в сторону Европы не только Беларуси, но и таких традиционно дружеских для России стран, как Армения и Азербайджан, обусловлено сугубо экономическими причинами, вытекающими из таких заявлений Путина?

        — В период кризиса все пытаются найти помощь по разным азимутам. И это вполне естественно. И Армения, и Беларусь получили экономическую помощь от России и продолжают ее получать в не меньших объемах, чем на Западе. Поэтому такой упрек как минимум несправедлив. Слова Путина нужно понимать так. Раньше мы помогали, но при этом ни у кого не возникало мысли назвать это «помощью», все считали ее чем-то само собой разумеющимся, какой-то «данью» России окраинам. При этом окраинами они быть перестали, стали самостоятельными, а «дань» осталась. Эти страны полагали, что газ и нефть по определенной цене должны им поставляться вечно.

        Я не слышал, чтобы Беларусь или Украина продавали свои товары в Россию со скидкой — на том основании, что это братский народ и ему нужно продавать дешевле. Я не слышал, чтобы МАЗы, трактора «Беларус» вы нам отдавали дешевле. А почему тогда газ, который Россия добывает на своей территории, она должна продавать дешевле? Путина надо понимать так: если мы будем продавать газ дешевле кому-то, это будет чем-то обусловленный обмен. Причем обусловленный не обязательно экономически.

        «НИ В ЧЕЧНЕ, НИ НА КАВКАЗЕ БЕЛАРУСЬ УЧАСТИЯ НЕ ПРИНИМАЛА»

        — За Беларусь сейчас развернулась конкуренция между Западом и Россией…

        — Не сейчас, она всегда была.

        — Насколько велика вероятность того, что Россия, не желая нас потерять, все же вернется к политике дотаций? И что конкретно нам для этого нужно предложить взамен?

        — Во-первых, Россия это делает и сейчас. Мы же только что дали вам кредит! Вы разве не помните? Но просто вы просите кредиты еще и еще. И нет пределов вашему аппетиту. При этом если что нас и огорчает, так это очень требовательный, временами скандальный тон. Когда дело касается ваших просьб к России, они напоминают ультиматумы. И в то же время, когда дело касается помощи Запада, ваш тон очень комплиментарный, заискивающий.

        При предоставлении вам кредита мы не ставили условий, которые поставил МВФ. Когда уже повышение зарплаты бюджетникам было отменено по требованию МВФ — в обмен на кредит. Ничего подобного Россия никогда Беларуси не адресовала. И мы не слышим никаких возмущений по поводу МВФ. Потому что это Европа, с ней нужно подружиться. А с Россией все равно будем дружить, никуда не денется. Вот это, на мой взгляд, неправильный стиль общения в отношениях с Россией. Безусловно, мы будем помогать Беларуси. Но так же безусловно в России будут оценивать ваши действия. Мы не против вашей самостоятельности. Но мы считаем, что самостоятельность не отменяет необходимости координации действий.

        Никто не считает Великобританию несамостоятельной страной. Никто к таковым не относит и США. Но, будучи двумя основополагающими странами англосаксонского мира, они стараются координировать свои усилия. После Второй мировой войны между ними существуют т.н. особые отношения. Я не помню случая, когда США предприняли бы какую-то акцию, а Англия выступила резко против нее. После Второй мировой таких случаев практически не было. Англия по полной программе участвовала в операции в Ираке, которая не стяжала Штатам славы. Но Англия участвовала, поскольку партнерство с США для нее важнее. Я не помню, чтоб Беларусь участвовала в знаковых инициативах России, например в операции на Южном Кавказе. Нам, кстати, особенно и не нужна была белорусская помощь там. Но ни в Чечне, ни на Кавказе Беларусь участия не принимала. А после этого самым неприличным образом принялись маневрировать признанием Южной Осетии и Абхазии. Это неприятные вещи, которые ставят под сомнение сам факт существования Союзного государства.

        Это государство должно быть создано. Если оно не будет создано, последствия для меня очевидны: серьезный ущерб для Беларуси, критический для отдельных отраслей белорусского хозяйства. Абсолютно точно, что бы по этому поводу ни думал Александр Лукашенко, он не потребуется на следующем этапе, если решит, предав забвению Союзное государство, искать друзей на Западе.

        Сейчас, как мне кажется, Беларусь разыгрывает эдакую Украину времен Кучмы, которая пыталась и на Западе говорить то, что там хотели услышать, и на Востоке, в России, быть другом. Напомню, чем закончилось это для Кучмы: кампанией «Долой Кучму!», оскорблениями в его адрес и фактической изоляцией, из которой в начале нового тысячелетия ему помогла выйти только Россия. Нечто подобное может ожидать и Беларусь. Нужно выстраивать отношения со всеми, и с Западом тоже. Но при этом не пренебрегать историческими друзьями. Не считать, что можно построить новое счастье путем отказа от прежних друзей. А эта тенденция все-таки присутствует, несмотря на весь словесный камуфляж, который распространяется по этому поводу в Беларуси.

        СПРАВКА «БелГазеты». Константин Затулин родился в 1958г. в Батуми, в семье офицера. В 1981г. окончил МГУ, в 1985г. — аспирантуру ист-фака МГУ. Депутат Госдумы первого (1993-95), четвертого (2003-07) и пятого (2007) созывов. Координатор депутат-ской группы Госдумы по связям с парламентом Украины, участник групп по связям с Сербией и Черногорией, Абхазией и Южной Осетией. Советник мэра Москвы с 1997г. Первый зампред комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Госдумы РФ (с 2008г.); директор Института стран СНГ (с 1996г.). После «оранжевой» революции ему трижды запрещали въезд на Украину. Первый почетный гражданин Республики Абхазия (2008). Член комиссии при президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, правительственной комиссии по работе с соотечественниками за рубежом.

        /