Поделиться


 Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

Оставить наказ кандидату

Выберите округ:


 Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

Константин ЗАТУЛИН: “Мы должны правильно воспринимать упреки в отношении России”


Тамара Овнатанян

Новое время

Подчеркнутый интерес к парламентским выборам в Армении, проявляемый Россией на протяжении всей гонки, получил свое логическое завершение на состоявшейся 10 мая в Доме Москвы в Ереване конференции “Российско-армянские отношения и внешняя политика Армении до и после выборов”.
Конференции предшествовало открытие в тот же день в Ереване филиала Института стран СНГ. По словам директора этого Института, депутата Госдумы РФ Константина Затулина, среди действующих в Армении и занимающихся политическими исследованиями 42 организаций 39 учреждены западными институтами и фондами, и лишь две — Россией. Конечно, Институт стран СНГ, будучи всего лишь второй организацией подобного рода, вряд ли выправит баланс, тем не менее, по мнению инициаторов, будет содействовать развитию армяно-российских отношений. “Мы считаем чрезвычайно важным в эти финальные часы предвыборной кампании в Армении напомнить о серьезной теме российско-армянского сотрудничества, поскольку на Кавказе у нас ни с кем нет таких близких отношений, как с Арменией”, — заявил Затулин.
“Институт стран СНГ будет работать в Армении не для того, чтобы советовать, кого выбирать, — сказал на открытии филиала Константин Затулин. — Наша работа — вносить вклад в развитие армяно-российских отношений”. Эту задачу филиал института будет осуществлять путем комплексных исследований, направленных на сохранение и развитие исторических связей с Россией, межгосударственное и межрегиональное сотрудничество в экономической, политической, военной и культурной сферах, поддержку русского языка и культуры, определение возможных направлений взаимных инвестиций. Директором филиала назначен начальник управления международного сотрудничества ЕГУ кандидат философских наук Александр Маркаров. Основной штат сотрудников филиала будут представлять местные специалисты, молодые ученые, политологи. Напомним, что Институт стран СНГ основан в Москве в 1996 году с целью изучения проблем развития постсоветского пространства и является неправительственной некоммерческой организацией. Известно, что в течение всего периода существования института его сотрудниками ведется мониторинг конфликта в Нагорном Карабахе, более того, они неоднократно публично озвучивали позицию в пользу международного признания независимости НКР.
Конференция “Российско-армянские отношения и внешняя политика Армении до и после выборов” стала, по сути, первым и достаточно представительным мероприятием вновь открытого филиала. Среди ее участников депутаты Госдумы РФ и Национального собрания РА, политологи, дипломаты, представители российских и армянских СМИ.
Солидный в смысле известных имен “десант” с российской стороны объясняется отчасти тем, что многие прибыли в Армению в составе наблюдательской миссии.
Открывая конференцию, Константин Затулин выразил надежду, что избирательные процессы в Армении не скажутся ни на экономических, ни на политических отношениях двух стран. “Россию больше всего волнует приоритетность российско-армянского содружества, а также преемственность курса Армении после парламентских выборов, — сказал он. — Мы надеемся, что и после выборов Армения останется самой верной и последовательной союзницей России, а Россия в свою очередь останется хорошим другом и желанным местом для многих армян”.
Этот тезис, равно как и перспективы развития двусторонних отношений никто из участников форума под сомнение не ставил, более того, приводилось множество примеров, подтверждающих высокий уровень и положительные тенденции развития армяно-российских связей. Все это, однако, не помешало постановке ряда достаточно прямолинейных вопросов. И в этом смысле конференция счастливо избегла участи превратиться во взаимный обмен приветственными тостами. По словам директора Кавказского института СМИ Александра Искандаряна, в дискурсе взаимоотношений двух стран есть два недостатка. Первый — это попытка свести их к упомянутому обмену тостами, второй — это то, что партнером этих взаимоотношений являются государства. “Россия не работает с гражданским обществом в Армении, Запад, в том числе и представительства западных стран, работает по-другому”, — считает политолог. Признавая, что российское посольство не слишком хорошо покрывает этот фронт работы, он не стал развивать эту тему дальше, ограничившись призывом: “не ругайте пианиста, он играет как умеет”.
В реальных взаимоотношениях двух стран есть, по мнению Искандаряна, один очень важный момент, который не слишком заметен из России. Речь об асимметричном восприятии в Армении происходящих в России событий, в том числе и не всегда удачных реплик тех или иных политиков. В Армении они рассматриваются через увеличительное стекло, заметил политолог, приведя в качестве примера известное высказывание о форпосте, которое минимум на неделю обеспечило негативный контент армянской прессы в отношении России.
Основная часть поднятых на конференции вопросов так или иначе касалась содержания, которое стороны вкладывают в понятие “стратегическое партнерство”. С российской стороны это выражалось в высказанном Затулиным опасении по поводу впервые появившихся на политической арене Армении политических сил, заявляющих о смене внешнеполитической ориентации. “Уверяю вас, политические силы Армении группируются совсем по другому признаку, — успокоил его Искандарян. — В Армении нет сил, которые, придя к власти, станут портить отношения с Россией или Западом”.
Претензии с армянской стороны, озвученные как из зала, так и в ряде докладов, получили свое отражение во вчерашнем номере российской газеты “Время новостей”. “Россию открыто критикуют за ее политику в отношении госдолга Армении, в счет которого был отобран ряд важных предприятий. Недовольство вызывает и доминирование России в энергетике: Москва настояла на том, чтобы альтернативный газопровод из Ирана в Армению не стал транзитным. Не все уверены в том, что российская военная база в Гюмри будет защищать страну в случае реальной угрозы, а закрытие российско-грузинской границы, единственного сухопутного доступа в Россию, воспринимается с плохо скрываемым раздражением”, — пишет газета, по сути, обобщая то, что стало предметом разговора в ходе конференции.
В этом же контексте выдержаны и следующие реплики: “Были случаи, когда Россия списывала долги отнюдь не бедным странам, исходя из геоэкономических интересов, как это было в случае с Алжиром”, “Не является ли своего рода парадоксом заявление России о стратегическом партнерстве с Арменией и одновременно поставки газа в Турцию по цене $75 за 1 тысячу кубометров в рамках проекта “Голубой поток?”, “В отличие от США Россия, невзирая на имеющийся политический потенциал, не предпринимала шагов для открытия армяно-турецкой границы”…
Что касается Турции, то экономическое сотрудничество с ней никогда не препятствовало защите интересов Армении, считает российский депутат. Российско-турецкие проекты по поставке газа, по его словам, — способ удержать Турцию от активности в регионе, в частности Чечне и Нагорном Карабахе, поскольку “голубыми потоками мы привязываем Турцию. Вместе с тем он согласился с мнением, что вклад России в урегулирование армяно-турецких отношений мог быть более значительным. “Мы должны правильно воспринимать упреки в отношении России, так как она недостаточно интересуется армяно-турецкими отношениями и могла бы внести больше усилий, чтобы поддержать Армению в таких актуальных вопросах, в частности, как необходимость нормализации торговых отношений и налаживание транзитных путей через Турцию, — сказал Затулин. — Турция ведет себя как обиженная страна, в то время как впору было бы обижаться другим…”
“Сегодняшние армяно-российские отношения настолько тесно взаимосвязаны, что Россия, преследуя свои национальные интересы, ни в коей мере не вредит Армении”, — сказал он, положив тем самым начало обмену мнениями по поводу совпадения национальных интересов двух стран.
Приведем лишь некоторые выдержки из выступлений, отражающих это направление дискуссии:
Алексей Двинянин, начальник 4-го Департамента стран СНГ МИД России: “В России отдают себе отчет в том, что, применяя те или иные санкции в отношении Грузии, необходимо всегда думать о друзьях и братьях в Армении… Не будет преувеличением сказать, что установленные 15 лет назад дипломатические отношения с Арменией сегодня являются союзническими и наиболее продвинутыми среди всех стран СНГ…. Независимо от политической власти в Армении российско-армянские отношения всегда будут союзническими, так заложено природой…”
Рубен Сафрастян, директор Института востоковедения НАН РА: “Армянский комплементаризм исчерпал свои возможности. Проблема в том, что в условиях, в которых оказалась сегодня Армения, комплементарность внешнеполитического курса республики не обеспечивает решение всех внешнеполитических задач. Армении следует определиться и сузить круг своих внешнеполитических приоритетов, причем сузить в пользу России, которая сегодня является безальтернативным союзником Армении и главным гарантом обеспечения безопасности Армении. Примером этого служит дислоцированная в Армении 102-я российская военная база, присутствие которой, учитывая ненадежность наших соседей, явно не является лишним…”
Виталий Третьяков, главный редактор газеты “Московские новости”: “Здесь говорилось о том, что Армения заинтересована в российских базах, хочу отметить, что и Россия заинтересована в них не меньше. Надеюсь, что мы очень скоро станем свидетелями настоящего стратегического союза, а не провозглашенного на бумаге. И Россия будет проводить эту политику четче. Упреки в адрес России, полагаю, справедливы. К примеру, сегодня существует некая оторванность армянской молодежи от России, слишком мало она бывает в России. А вообще, я уверен, что лет через 5-7 мы или кто-то другой из наших стран соберутся вместе и увидят, что многое изменилось…”
/