Поделиться


 Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

Оставить наказ кандидату

Выберите округ:


 Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

Константин Затулин о положении соотечественников за рубежом


11 ноября 1994 года

Выступление на пленарном заседании Госдумы председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Константина Федоровича Затулина по итогам научно-практической конференции и парламентских слушаний на тему: «О положении соотечественников за рубежом».

Уважаемые коллеги! Комитет поручил мне довести до вас выводы и рекомендации прошедших 10 и 11 октября научно-практической конференции и слушаний с общим названием «О положении соотечественников за рубежом». Впервые с момента распада Советского Союза мы собрали в России под эгидой федеральной общероссийской власти — Государственной Думы на эти слушания и конференцию представителей 202 общин, обществ, культурных центров, других организаций наших соотечественников из всех без исключения бывших союзных республик, ныне независимых государств.

После обстоятельного обсуждения мы считаем необходимым заявить с трибуны Государственной Думы следующее по проблеме нашей российской диаспоры в новом зарубежье. Очевидно, что распад СССР среди многих последствий породил и проблему положения россиян за рубежами Российской Федерации. Впервые за сотни лет в таких масштабах не только русские, но и казахи, украинцы, татары, другие народы, населявшие Советский Союз, а прежде Российскую Империю, стали разделенными нациями. Для нас — тех, кто живет в административных пределах Российской Федерации, для нас — тех, кто остался за ее нынешней границей, эта ситуация в прошлом не воспроизводилась, не выработан иммунитет к условиям и обстоятельствам жизни разделенного народа. В той же степени справедливо заметить, что многие правящие режимы бюрократии, рекрутированные в основном из представителей, так называемых титульных наций, не обладают историческим опытом независимого государственного руководства и, как следствие, достаточной терпимостью и уважением к правам инородцев. Сегодня наши соотечественники за рубежом сталкиваются с ущемлением основных прав и свобод по национальному признаку. Это проявляется в дискриминационных актах о гражданстве, в праве на труд и место жительства, в законодательных ограничениях использования русского языка, но более всего, уважаемые депутаты, в практике, вытесняющей россиян, в первую очередь русских, из политической и культурной жизни новых государств, затрудняющей карьеру и доступ к определенным специальностям.

Экономический кризис в России и странах нового зарубежья ложится тяжелым бременем на всех, но особенно остро задевает национальные меньшинства, российскую диаспору. Особо следует выделить угрозу жизни и безопасности наших соотечественников в зонах конфликтов по периферии бывшего Советского Союза.

Мы встречаемся со сложностью в определении понятия «соотечественник». Как представляется нашему комитету, можно говорить о двух подходах, двух контекстах определения понятия «соотечественник». С формальной точки зрения это наши граждане Российской Федерации, живущие, работающие или служащие за границей Российской Федерации, а также лица с двойным гражданством — России и страны пребывания. Комитет также считает, что Российская Федерация вправе заявить о своем правопреемстве не только долгов СССР или его места в Совете Безопасности ООН, но и многочисленного слоя апатридов — лиц, не имеющих иного, кроме советского, гражданства. Есть и второй смысл слова «соотечественник». Он тоже рассматривался и обсуждался на нашей конференции. Это люди русской, советской культуры, разбросанные по всему миру и не имеющие обязательного намерения репатриироваться, иметь или просить гражданство Российской Федерации. Это российская диаспора.

Никто не может отрицать, что в интересах России, ее духовного здоровья поддержание и развитие самых широких связей, поддержка и помощь соотечественникам. Долг Российской Федерации, Президента, Правительства, Федерального Собрания — использовать цивилизованные, ненасильственные возможности для обеспечения прав и свобод соотечественников за рубежом, а в случае крайней необходимости — особые меры для спасения их жизни.

При этом в основе соответствующей государственной политики могут лежать два разных исторических выбора — стремление к интеграции или к изоляции от нового зарубежья. В своих крайних вариантах две расходящиеся внешнеполитические стратегии предполагают либо координацию всевозможных усилий, поиск убедительных аргументов для адаптации этнороссиян к жизни в новых независимых государствах без ущерба их национальному достоинству, правам и свободам, либо наращивание репатриации, стремление к так называемому нулевому варианту, то есть переселению всех русских в Россию. Хотелось бы, не повторяя общеизвестных фактов, заметить, что мы внимательно рассмотрели все проблемы, которые связаны с переселением в Россию. Масштабы переселения, по прогнозу Федеральной миграционной службы, известны. При относительно спокойных тенденциях развития постсоветского пространства ожидается переселение в Россию не менее миллиона человек в этом и в следующем годах и до десяти миллионов человек в ближайшем будущем.

Я мог бы назвать неполный перечень проблем, с которыми связано регулирование миграции в Россию. Обращаю ваше внимание, что Государственная Дума уже ратифицировала внесенные Президентом документы, регулирующие переселенческий процесс. И тем не менее недостаточное вспомоществование беженцу и вынужденному переселенцу, огромный, почти двадцатикратный, разрыв между требуемыми и реально, фактически выделенными на нужды Федеральной миграционной службы средствами, произвол местных властей. В результате — перенапряжение в отдельных регионах, конфликты в них. Это и Подмосковье, и юг России, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область.

Комитет полагает, что необходимо увеличить государственное финансирование миграционных программ, укрепить контроль за расходованием средств и предпринять дополнительные дипломатические усилия для защиты интересов переселенцев. А они, уважаемые депутаты, подвергаются риску, рискуют своим имуществом и квартирами в странах пребывания при одном только намерении переселиться в Россию. Есть и такие случаи. Все же базовые проблемы соотечественников за рубежом не могут быть решены в результате нового великого переселения. Волна переселения способна смыть позитивные результаты любой финансовой, экономической стабилизации, реальной, а не мнимой, усилить социальную напряженность, безработицу, преступность в России. Вне интеграционного процесса и создания человеческих равноправных условий для всех бывших граждан СССР по месту их жительства проблема российских соотечественников, нашей диаспоры, в новом зарубежье не имеет положительного решения.

Хотел бы два слова сказать о том, что в настоящее время Правительство предпринимает первые попытки приступить к поддержке соотечественников, создать соответствующую правительственную комиссию для координации будущих действий. Однако только координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, на наш взгляд, не возводит меры по поддержке соотечественников в ранг общероссийской, общенародной задачи.

Высшей формой волеизъявления, которая необходима во всех случаях, когда мы имеем дело с нашими бывшими согражданами, нашими соотечественниками, как мне кажется, как кажется членам нашего комитета, является участие их в выборах федеральных органов власти России. Я имею в виду участие граждан Российской Федерации и апатридов. Не случайно, что в странах с многочисленной диаспорой, например во Франции, живущие за границей соотечественники пользуются в ходе общенациональных выборов правом избирать по отдельным округам, располагают квотой мест в парламенте. Национальный совет французов за рубежом на специальных ассамблеях выбирает своих представителей в члены сената Франции.

Комитет считает, что назрела необходимость создания совета соотечественников, самих соотечественников, как надпартийного представительного, совещательного и рекомендательного органа при Государственной Думе Российской Федерации.

Кроме всего перечисленного я хотел бы огласить и другие рекомендации комитета Государственной Думе. Принять декларацию о покровительстве Российской Федерации соотечественникам за рубежом, устанавливающую принципы ответственности Российской Федерации как продолжателя СССР в отношении российских граждан и апатридов в новом зарубежье. Обратиться к Межпарламентской Ассамблее, Верховным Советам стран СНГ с проектом конвенции о защите русского языка. Законодательно закрепить продление истекающего в начале 1995 года облегченного регистрационного порядка получения российского гражданства бывшими советскими гражданами.

Предложить Президенту и Правительству Российской Федерации поставить в Совете глав государств и правительств СНГ в двусторонних переговорах вопрос об установлении общего второго гражданства для граждан стран СНГ. Поручить Комитету Госдумы по законодательству и судебно-правовой реформе совместно с нашим комитетом при подготовке законопроектов о выборах федеральных органов власти учесть предложение о возможных формах участия в избирательном процессе граждан Российской Федерации, апатридов из нового зарубежья. Сформировать совет соотечественников.

При рассмотрении проекта бюджета Российской Федерации на 1995 год обратить особое внимание на защиту статей расхода Федеральной миграционной службы Российской Федерации. Предложить министерствам и ведомствам Российской Федерации, комитету Госдумы по бюджету согласовать направления кредитно-денежной поддержки переселенческих фондов и организаций, рассмотреть вопрос об освобождении беженцев и вынужденных переселенцев от налогов и сборов на срок до пяти лет. При Столыпине это как раз делалось в отношении внутренней миграции. Почему же сейчас не попробовать сделать это, хотя и в такой сложной ситуации.

Предусмотреть в законе о бюджете Российской Федерации на 1995 год выделение отдельной строкой средств на поддержку русского языка и культуры российской диаспоры в новом зарубежье. Поручить Контрольно-бюджетному комитету обобщить предложения о процедурах контроля и принципах распределения выделенных средств.

Обусловить ратификацию соглашений о рублевых кредитах странам СНГ выделением части средств целевым образом на нужды этнороссиян. Принять во внимание эти нужды при обсуждении договоренностей со странами Содружества об отсрочке ими уплаты или списании с них части долгов. Вы знаете, что совокупный долг стран СНГ России составляет 50 трлн. рублей. Поддержать инициативу МГУ, других вузов, научно-исследовательских учреждений об установлении специальной квоты для поступления в вузы и аспирантуру соотечественников из нового зарубежья. Рассмотреть необходимость разработки и возможность финансирования специальной общеобразовательной программы освобождения от таможенных пошлин учебников и другой учебной литературы. Кажется, это уже состоялось.

Рекомендовать Министерству иностранных дел ввести уполномоченных по проблемам русскоязычного населения в посольствах Российской Федерации в странах СНГ, Литве, Латвии, Эстонии. Наконец, последнее. Редакционно-издательскому отделу Государственной Думы вместе с нами, с нашим комитетом, издать Белую книгу о положении соотечественников за рубежом, которая давно, мне кажется, должна была бы быть издана.

В заключение я хотел бы сказать, уважаемые коллеги, что самый главный упрек, который мы, живущие в Российской Федерации, во время этих слушаний и конференций выслушивали, заключался в том, что Россия меньше думает о своих соотечественниках, чем сами россияне во всем мире думают о России и надеются на нее. Я бы хотел (уверен, что подавляющее большинство депутатов тоже хотят этого), чтобы реализация хотя бы части названных мер позволила нам спокойнее, честнее смотреть в глаза нашим соотечественникам.

 

/