27 октября Константин Затулин в онлайн формате принял участие в Международной научно-практической конференции «Присоединение Алании-Осетии к России», прошедшей во Владикавказе.
Конференция была организована Северо-Осетинским государственным университетом им. К. Л. Хетагурова, Российским историческим обществом, Фондом «История Отечества» и др.
Председательствующий: Дорогие уважаемые коллеги, на видеосвязи с нами находится Затулин Константин Федорович, директор Института диаспоры и интеграции, Института страт СНГ, депутат Государственной Думы РФ. Слышите? Да, спасибо. Отлично, спасибо Вам слово.
К. Затулин: Прежде всего, хочу сказать, что я рад приветствовать участников столь важного, знакового мероприятия, посвященного 250-летию вхождения Алании – Осетии в состав Российского государства. Как я понимаю, проведением сегодняшней конференции Северная Осетия, как и Южная Осетия, начинает череду мероприятий, которые должны завершиться в будущем году, в памятную дату. Это историческое событие не только спасло осетинский народ от ассимиляции, от несчастья, от гибели, но и обогатило многообразие самой России.
Наша судьба навеки стала общей. Осетины на протяжении двух с половиной веков своего нахождения в составе Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации не только показали себя верными своему историческому выбору, но и внесли огромный вклад в политическое, хозяйственное, военное и культурное развитие России. Осетинский народ не только преображал свою землю и культуру, но и плечом к плечу с русскими и другими народами многонациональной России отстаивал честь, свободу и независимость общего Отечества в навязанных нам войнах и конфликтах. Имена Коста Хетагурова, Иссы Плиева, Хаджи-Умара Мамсурова, Валерия Гергиева и многих других славных представителей осетинского народа навсегда вошли в Золотой фонд России.
В годину очередных суровых испытаний, перед лицом попыток навязать России чужую волю, Осетия, Северная и Южная, в одном строю со всеми регионами РФ. В ходе этой конференции, уверен, об этом обязательно будет сказано.
Уважаемые участники, с моей стороны было бы, мне кажется, нескромно рассказывать вашей аудитории об обстоятельствах вхождения Осетии в состав Российской Империи. Тем более, что это уже успел сделать Руслан Сулейманович Бзаров (Рук. Института истории и археологии Северо-Осетинского государственного университета). Я ему в этом вопросе абсолютно доверяю, тем более, что в Московском университете мы жили по соседству в аспирантском общежитии, учась на историческом факультете. И с тех пор дружим.
Я хотел буквально несколько слов, – это громко названо докладом, наверное, – сказать о том, в чем я лично принимал участие, чему я был свидетелем. А это, безусловно, связано как с деятельностью нашего Института, так и с работой в Государственной Думе Российской Федерации. Я уже пятый раз избран в состав Государственной Думы. И я был депутатом Государственной Думы в том памятном 2008 году, когда Российская Федерация после нападения Грузии признала Республику Южная Осетия, Республику Абхазия в качестве независимых государств.
Мне кажется, этот акт необходимо рассматривать не только с точки зрения истории Республики Южная Осетия, но и с точки зрения того неудержимого и неостановимого процесса, который называется воссоединением осетинского народа. Я прекрасно понимаю, что желанием осетин, как и желанием русских и других разделенных в результате распада Советского Союза народов, является как можно быстрейшее воссоединение. И, исходя из этого, хочу привлечь ваше внимание к обстоятельствам признания независимости Южной Осетии в этом знаковом 2008 году, в которых принимал участие.
Несомненно, что все происшедшее в 2008 году, а именно, в конечном счете, признание Южной Осетии в России, было предопределено тенденциями, которые в тот момент господствовали как в мире, так и в регионе. Необратимость признания Южной Осетии стала очевидной ввиду желания тогдашнего грузинского режима Саакашвили воспользоваться своими отношениями с Западом для того, чтобы решить в свою пользу судьбу Южной Осетии. Которую, как мы помним прекрасно, в Грузии, да и сейчас тоже, не перестают называть землей Мачабели – «Самачабло» или «Шида-Картли» или Цхинвальским регионом. И никогда, собственно, не называют так, как должны называть, то есть Республикой Южная Осетия – Хуссар Иристон.
К тому времени, уже в течение нескольких лет, проходил процесс одностороннего признания Косово со стороны западных держав. Косово, которое не добилось своего признания в результате самостоятельной борьбы за независимость, а стало следствием оккупации со стороны НАТО и предшествующей войны Западного блока против Югославии. Мы на всех этапах официально, я напомню, выступали против признания Косово, но этот процесс набирал силу. Именно в связи с этим, хочу отметить, в марте 2008 года в Государственной Думе VI созыва мы в Комитете по делам СНГ и связям с соотечественниками, в котором я всегда работаю в Государственной Думе, решили провести Парламентские слушания под названием «О состоянии урегулирования конфликтов на территории СНГ и обращениях к Российской Федерации о признании независимости Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, Приднестровской Молдавской Республики».
К этому времени, мы прекрасно помним, уже несколько раз народ Южной Осетии выражал свое желание и готовность не только подтвердить на референдумах свою независимость, но и обратиться к России с просьбой о вхождении в состав Российской Федерации. Мы прекрасно понимали мотивы, по которым это происходит. И вот в течение этих Слушаний 13 мая 2008 года мы очень подробно, с участием представителей Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья, с участием представителей наших министерств и ведомств, разбирали официальную позицию Российской Федерации. Не все, конечно, тогда в Российском государстве были готовы к тому, чтобы признать независимость Южной Осетии или, скажем, Республики Абхазия. Я прекрасно помню, что официальные представители нашего Министерства иностранных дел все время подчеркивали, что достоинством российской позиции является то, что Россия не идет на поводу у этого прецедента в Косово, а напротив отстаивает принцип территориальной целостности и не позволяет себе даже в этой ситуации своим односторонним признанием спровоцировать конфликт. И что такая позиция нашего Министерства иностранных дел вызывает все большее одобрение в мире.
Мне пришлось выступать тогда на этих Слушаниях и предложить свой проект рекомендаций, который, в конечном счете, был взят за основу. И я, в частности, говорил, – я просто процитирую стенограмму, что «на самом деле, мы в Российской Федерации, прежде всего, должны думать не о том, поставят нам пятерку по поведению в международном сообществе или какую-то другую оценку. Мы должны думать о том, чтобы поддержать своих соотечественников и реализовать свои собственные национальные интересы. Это правило остается руководящим на всем протяжении истории России и любого другого государства, которое уважает себя и свой суверенитет».
Тогда на Слушаниях в Государственной Думе, мы, по сути, предвосхитили дальнейшее развитие ситуации. В рекомендациях этих Слушаний было недвусмысленно заявлено, что в случае, если Республика Грузия или, скажем, Республика Молдова (когда дело касается Приднестровской Молдавской Республики) решит силой принудить республики, пусть непризнанные, но существующие в реальности, – Осетию, Абхазию, Приднестровье, – то в этом случае мы обратимся к Президенту Российской Федерации с просьбой о признании независимости Абхазии, Южной Осетии или Приднестровской Молдавской Республики. Да, у нас сложнее обстоит с признанием Приднестровья, которое тоже выражает такую просьбу, по одной простой причине: мы отделены и тогда, и теперь от Приднестровья Украиной. И уже тогда было ясно, что мы не действуем заодно, совместно с Украиной и по-разному смотрим на одни и те же обстоятельства. В случае с Абхазией и Южной Осетией было то преимущество, что эти государственные формирования граничат с Российской Федерацией.
В тот день 13 мая я опубликовал в газете «Известия», день в день с началом наших Слушаний, статью, которая так и называлась «На следующий день после Косово», где в общем выражал ту же самую идею. И 21 марта, после того как Слушания прошли и рекомендации этих Слушаний были приняты, Государственная Дума по моему предложению и докладу приняла Заявление «О политике Российской Федерации в отношении Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья». И в этом Заявлении, я хочу процитировать, есть такой абзац: «По мнению депутатов Государственной Думы, в случае возможного вооруженного нападения Грузии на Абхазию или Южную Осетию, или шагов по форсированному продвижению Грузии в НАТО, необходимо принять все меры для защиты граждан РФ, проживающих в Абхазии и Южной Осетии, и рассмотреть возможность инициирования РФ, ускорения процесса суверенизации Абхазии и Южной Осетии».
То есть, хочу на это обратить внимание, мы честно предупредили противоположную сторону – нашего соседа Грузию – о том, что может быть, если они перейдут эту красную черту.
Предупрежден, вы знаете, значит спасен. Так говорят. Это не было услышано Саакашвили, это не было услышано в Грузии. Провокации нарастали и, в конце концов, произошло то, что произошло. Напали на Южную Осетию, на российских миротворцев, 64 человека из которых, напомню, погибли, а 300 с лишним были ранены в результате этого бандитского нападения со стороны Саакашвили, которое, как он рассчитывал, будет поддержано со стороны Соединенных Штатов и Западного блока. Расчет был на быстродействие, на молниеносность, на то, что в это время внимание все переключено на события Пекинской Олимпиады, что в стране в этот момент отсутствует Председатель Правительства Владимир Путин. И что марионеточный режим, который пыталась рассматривать Грузия в качестве легитимного представителя осетинского народа, а именно так называемое правительство Дмитрия Санакоева, быстро будет представлен в качестве законной силы, которая возвращает Южную Осетию или, как они говорили, Самачабло в состав Грузии.
Как вы знаете, все это было сорвано совместным выступлением Южной Осетии и Российской Федерации. И буквально на следующий день, после того как бои завершились, мы вместе с господином Бзаровым уже побывали в Цхинвале, когда еще гильзы не остыли, и когда башня танка, оторванная из гранатомета Баранкевичем, валялась на улице в Цхинвале.
Я обращал внимание на то, что в этом вопросе о признании, – я писал об этом в «Известиях» 13 марта, – мы должны перестать бояться собственной тени. Чтобы мы, наконец, приняли решение, которое подтвердит справедливость и последовательность нашей политической линии. Я не говорил о времени, когда мы это должны сделать. «Очень может быть»,- я в данном случае читаю свою статью 15-летней давности,- «нет необходимости это делать завтра, уж, по крайней мере, до саммита НАТО в Бухаресте. Но то, что это необходимо делать, у меня нет никаких сомнений. И надо брать на себя в этом отношении ответственность, потому что ничего другого нам, к сожалению, не остается. Великая держава – это не радость по поводу Великой Державы. Это ответственность за принимаемые ею решения, в том числе за непопулярные в какой-то мере или в какой-то части меры».
Я говорю это сейчас именно потому, что периодически поднимается вопрос о единой Осетии, – мы это чувствуем, мы это знаем, мы понимаем волю к объединению, которая существует в Южной и Северной Осетии. Но, как уже успел нам сегодня рассказать в своем историческом докладе Руслан Бзаров, между дипломатическим посольством в Россию, когда Россия выслушала мнение осетинских обществ и фактом вхождения Осетии в состав Российской Империи прошло 25 лет. И нужно было изменение внешнеполитических обстоятельств для того, чтобы это произошло. Война с Турцией, которая закончилась победой и Кючук-Кайнарджийским миром и создала новую ситуацию, в том числе и на Кавказе. Стало возможным реализовать эту волю, эту тенденцию.
Я думаю, что отвечая на этот невысказанный вопрос о Северной и Южной Осетии, о Единой Осетии, к которой мы идем и идет осетинский народ, надо тоже принять это во внимание. Потенциал признания со стороны России в независимой Южной Осетии далеко не исчерпан. Еще многое предстоит сделать. Я уверен, что мы вместе с депутатами Южной Осетии, с которыми мы образовали совместную двустороннюю Межпарламентскую комиссию в Государственной Думе, вместе с коллегами и товарищами из Северной Осетии, будем работать над тем, чтобы снять ненужные барьеры, упразднить все эти чрезмерные атрибуты государственности, которые у нас существуют в виде таможенных постов и проверок на пути из Северной Осетии в Южную. При всем уважении к факту государственной границы, мне кажется, надо постепенно убирать эти ненужные барьеры и таким образом облегчать доступ и взаимные контакты между двумя частями одного и того же осетинского народа в Северной и Южной Осетии.
В чем залог того, что это произойдет все равно? Вы знаете, сейчас я уверен, вы, анализируя свои собственные обстоятельства, свою историю, выступая по поводу приближения этой исторической даты 250-летия вхождения в состав России, конечно, обращаете внимание на все то, что происходит в регионе. И перед глазами у нас трагедия Нагорно-Карабахской республики, которая фактически сегодня прекратила свое существование. Но самое главное, армянский народ вынужден был покинуть свою землю, историческую землю, потому что так сложились обстоятельства.
И в эти дни ко мне очень часто обращались, в том числе и журналисты Армении, задавая вопрос, а почему России удалось вернуть Крым, включить его и Севастополь в состав России? А вот, скажем, Армении не удалось отстоять Нагорно-Карабахскую республику и гарантировать жизнь армян на своей собственной земле в Арцахе. И вы знаете, самый простой ответ, который приходит на ум по этому поводу, и я его дал, состоит в том, что во главе Российской Федерации находится Президент, глава нашего государства, который, безусловно, кто бы как к нему не относился, кто бы как его не критиковал, является человеком, для которого высшей ценностью являются интересы русского и других народов Российской Федерации, самой России. Он патриот своей Родины. В этом нет никаких сомнений. И истории и с Крымом, и с признанием до этого Южной Осетии и Абхазии об этом свидетельствуют. А во главе Армении, к сожалению, находится предатель собственного народа, который сумел затуманить мозги своим собственным избирателям, сыграл на их усталости от бремени Карабаха, на их низменных чувствах и фактически предал часть своего народа. Вот разница.
И то, что так и будет, что дай Бог здоровья Владимиру Владимировичу Путину, но и наследники Владимира Владимировича Путина, кто бы это ни был, они будут продолжать эту линию и никогда не изменят данному Российской Федерации слову. Слову о признании Южной Осетии, слову о желании своем сделать так, чтобы осетинский народ свободно жил и развивался на своей земле. В этом у меня нет никаких сомнений. Спасибо!
Пресс-служба депутата Государственной Думы
Константина Затулина