По информации Института стран СНГ, с 2014 года на территории России находятся, как минимум, 1 млн. 300 тысяч украинцев, не имеющих ни ВНЖ, ни РВП, ни, конечно же, гражданства РФ. Около миллиона украинских граждан не без проблем как то легализовались. Те же, кто не легализован, каждые 90 дней вынуждены выезжать из страны, после чего снова въезжать на те же три месяца. Так гласит закон. Но многим выезжать некуда, вследствие чего более 600 тысяч человек уже нарушили нормы законодательства России и живут под угрозой депортации.
При этом вопрос об их амнистии повис в воздухе: против этого выступили в МВД, правительстве и Совете Федерации. В течение трех лет в Госдуме пылятся семь миграционных законопроектов, шесть из которых внесены первым зампредседателя Комитета ГД РФ по делам СНГ, руководителем Института стран СНГ Константином Затулиным. На них — «замки» от администрации президента России по причине этих отрицательных отзывов.
Поэтому говорить серьезно, а не просто разливать розовую воду по теме миграционных вопросов в ходе конференции «Глобальные тренды миграции 2020: безопасность, здравоохранение и интеграция», состоявшейся накануне в РУДН, и призвал Константин Затулин. Он уже несколько лет пытается доказать очевидный факт: Россия нужна соотечественникам точно так же, как и соотечественники нужны России. Известно, что на сегодня дойти «с нуля» до последней инстанции в своей натурализации, а именно — приобретении гражданства РФ — можно за 8 лет.
«Спрашивается: можно признать нормальным, соответствующим нашей сегодняшней демографической ситуации такое решение вопроса? Хочу заметить, что в 2018 году даже сальдо миграции в Россию не покрыло убыль населения! Прошлый год мы завершили с минусом по численности населения», — подчеркнул политик.
По его словам, странами Европы (и не только) Россия рассматривается как возможное место притока мигрантов из нетрадиционных для нее стран. По мнению Затулина, такой процесс может стать причиной серьезных политических последствий, что, собственно, мы сейчас наблюдаем на примере той же Европы.
Парламентарий считает, что «миграция может быть мотором развития России, а может быть проклятьем для России, если она будет бестолково организована». Сейчас, по убеждению Константина Затулина, она организована бестолково: «Если в Миграционном центре в Сахарово продают очереди на получение гражданства, если в этих очередях есть люди, предлагающие побыстрее решить вопрос, но только за деньги, это значит, что в этой системе находятся люди, которые являются их партнерами по бизнесу, а не госслужащими».
Впрочем, политик отметил, что сейчас мы находимся на пороге серьезных изменений, которые обязательно должны быть обоснованными и продуманными. В частности, в миграции необходимо выделить репатриацию как специфическую форму, которая гораздо более для приемлема для России, нежели остальное, и доработать существующую Концепцию.
«В Концепции вообще нет выделения темы, пусть не репатриации, переселения соотечественников. Отдельным разделом, например, выделено «международное сотрудничество». А вот задача сосредоточиться на проблеме возвращения соотечественников в силу того, что у нас происходит на постсоветском пространстве, размыта, и это — главный изъян. Очень мало сказано о внутрироссийской миграции, потому что Концепция разрабатывалась в МВД, которое в данном случае занимается внешней, а не внутренней стороной дела. Поэтому это не является памятником мысли при всем уважении к тем, кто его подписал», — отметил Затулин.
Еще в 2017 году в Госдуму был внесен законопроект о политических эмигрантах как об особенной форме миграции. Дело в том, что указ президента Бориса Ельцина от 1997 года о праве на политическое убежище абсолютно устарел. Подтверждением этому, в частности, является и тот факт, что за все это время в России не было и нет ни одного политэмигранта. Всему виной ельцинская оговорка о том, что «нельзя обращаться за политическим убежищем гражданам стран с безвизовой формой сообщения с Россией», что автоматически исключает все страны СНГ. Также за политубежищем в РФ не могут обращаться граждане стран «с устойчивыми демократическими институтами», то есть, исключаются страны ЕС.
«На внесенный нами законопроект моментально последовали отрицательные отзывы. От МВД, например, такой: с кандидатами на политубежище ведь необходимо побеседовать, а для этого нужно помещение, стол, стул и кондиционер. А это — расходы федерального бюджета. Будьте добры пройти процедуру запроса в правительство о том, какие финансовые потери у нас будут, если начнутся процедуры предоставления убежища. Издевательство! Слава Богу, в прошлом году в Управление Президента по обеспечению миграционных прав граждан пришли новые руководители, и все, что мы предложили в законе, принято указом президента в декабре прошлого года. А до этого нам все говорили «нет». Кто-нибудь свою ответственность чувствует за все то, что наворотили? За то, что у нас лежат законопроекты?», — подчеркнул Константин Затулин.
Возникают проблемы и с реализацией госпрограммы добровольного переселения, действующей с 2006 года и имеющей репатриационный характер. Одна из главных — то, что федеральный центр возложил ее финансирование на регионы, где, в свою очередь, не хотят нести дополнительных трат, вследствие чего в регионах запущен механизм квотирования. По этой причине репатриационная программа превратилась в программу поиска трудовых ресурсов в среде соотечественников.