Депутат Госдумы РФ Константин Затулин: «…с Германией мы можем полезно сотрудничать, но это не значит, что мы забыли все, что происходило в годы Великой Отечественной войны. Мы можем выстраивать хорошие отношения с Турцией, но не можем закрывать глаза на геноцид армян». Это понимание должно быть при всем нашем желании с кем-либо сотрудничать.
К. Затулин: Ну, я, в основном, согласен с тем, что сказал Сергей Ервандович (Кургинян). Если мы с ним спорим, то это, как правило, спор хорошего с еще лучшим. В том, что касается стратегии, у меня сходные с ним впечатления. По крайней мере, некоторые, я знаю, в этой аудитории точно являются жертвами пренебрежения к стратегии: они о чем-то предупреждают, а потом выясняется, что все происходит именно в духе, в русле того, о чем они предупреждали. Но, к сожалению, вовремя их не услышали.
Я также согласен с тем, – в связи с выборами в Государственную Думу и в принципе, – что никаких иллюзий у наших граждан о подлинном отношении властей западных государств к России не должно быть. Казалось бы, это и так должно быть ясно. Ведь мы виноваты уж тем, «что хочется им кушать». На протяжении всего периода XX века, да и XIX, а тем более, XXI века.
Но вот о тактике я хочу все-таки немножко поразмышлять. Вы знаете, что именно потому что Евразий, оказывается, много (и они начинают конкурировать), совсем нелишне в этот момент чуть попридержать коней, когда дело касается нашей вот этой постоянной конфронтации с Западом. Надо подготовиться к встрече с Байденом в июне.
Это не значит, что надо расслабляться и замалчивать что-либо, что идет против наших интересов. Но это значит, что мы в своей тактике не обязаны демонстрировать оскал. Как говорил апостол Павел в Послании к Коринфянам: «Блаженны миротворцы». Миротворцы, а не призывающие к войне.
Надо искать возможности разъединить западный фронт, найти там полутона, пытаться играть на этих полутонах. Разве не пытались мы делать это все время, когда дело касается Европы и Соединенных Штатов? Так что слегка снизить напряженность, успокоить наших людей, – по крайней мере, по нашу сторону русско-украинской границы, – мне кажется, это было бы нелишним, если это не влечет за собой необратимых последствий. Ну, например, нападения Украины на Донбасс. За этим должны следить люди, которые на это уполномочены. Те, которые у нас работают в разведке, те, которые работают у нас в контрразведке, те, которые следят в Интернете, в бинокли и с воздуха за тем, что происходит.
В. Соловьев: И все это только два человека – Петров и Баширов. Если верить западной прессе, в России больше никого не осталось.
К. Затулин: У России во всем мире два друга со времен Александра III – Петров и Баширов.
Теперь в отношении Чехии, всех этих историй. Немного воспоминаний: в 41-м году, когда Гитлер в отместку за антифашистский переворот в Югославии решил напасть на Югославию (кстати, это нападение отсрочило срок нападения на Советский Союз и хотя бы за это мы должны быть благодарны югославам. Сербам, конечно, прежде всего), он вынудил Венгрию пропустить через свою территорию немецкие войска. Венгрия уже встраивалась в сателлиты Третьего рейха, уже фактически была там с головой, но все-таки еще лелеяла сохранить лицо. Против пропуска немецких войск через венгерскую территорию возражал премьер министр Телеки. Ведь чернила еще не просохли на союзном договоре между Венгрией и Югославией. Глава Венгрии – регент адмирал Хорти убедил премьера, со слов немцев, что все произойдет незаметно. Немцы нарочно все сорвали. Это очень хорошо описано у Юлиана Семенова: демонстративно, громко прошли через Венгрию для того, чтобы ее со своей стороны втянуть в нападение на Югославию. И что сделал тогда премьер-министр Венгрии? Он застрелился. Граф Телеки застрелился, потому что не вынес позора – нарушения венгерских гарантий Югославии.
Я говорю сейчас о премьер-министре Чехии. После всего, что сказал президент Чехии Земан. Кстати, не первый уже президент, который на эту тему высказался: бывший президент Клаус сказал еще раньше, что то, что происходит – позор для Чехии. Я не призываю премьера застрелиться. Пусть живет и радуется. Но какой-то вывод должны чехи, наконец, сделать в отношении властей собственной страны, которые ввергают ее вот в такой позор?
И второе обстоятельство. Очень неслучайно то, что для провокаций против нас используют Украину, используют Чехию, используют Болгарию. То есть используют те народы, которые, вообще-то говоря, принадлежат к нашему общему славянскому корню. Ищут предателей среди своих.
Вот то же самое делается и внутри нашей страны. То есть пытаются использовать людей в пику их собственному государству. Цели святые –борьба против коррупции, за демократию и т.д. Этими намерениями вымощена дорога в ад.
Итак, спрос на предателей, Кто такой этот болгарский торговец оружием? Он из той семьи происходит, предки которой были освобождены в 1879 году от Османской империи или из какой-то другой? Есть, вообще, болгары, которые об этом не помнят?
В. Соловьев: Разве их это остановило? При всем уважении к болгарскому народу. У братушек была хоть одна мировая война, на которой они были бы на нашей стороне, а не против нас?
К. Затулин: Вот я это тоже часто говорю, часто вспоминаю.
Существует очень нехороший исторический анекдот, который очень похож на правду. Когда после третьей Плевны плененного Осман-пашу, раненого, привели к Александру II, – турецкая армия капитулировала после долгой осады и больших потерь, – тот вручил Александру II свою саблю. В ответ царь его обнял и вернул саблю со словами: «За мужество, которое Вы проявили!». Осман-паша расплакался и сказал: «Какие вы русские дураки, такой предательский народ освобождаете!».
Я не знаю, правда это или нет, но этот исторический анекдот существует в веках. В конце концов, несет нация, народ какую-то ответственность за свою власть, за поведение своей страны? В Болгарии, в Чехии, в странах, которые когда-то вместе с нами рассуждали об общем славянском единстве? Идея Славянского союза была в основе создания Совета Экономической взаимопомощи и всего остального после 45-го года. Славянская идея была основанием для нас предложить в 38-м году Чехословакии помощь, чтобы не случилось Мюнхена. Чехи сами выбрали свою судьбу, положившись на помощь Запада.
Есть страны и народы, в этическом ряду которых слово «совесть» отсутствует. У них другие замечательные этические принципы, например, уважение к старшим у Конфуция. А вот совесть она присутствует у православных народов, у народов, которые исповедуют христианство. По идее, должна присутствовать.
И когда я говорю о совести, я хочу закончить словами по поводу вчерашней даты – 106-й годовщины геноцида армянского народа в Османской империи. Я был докладчиком в Государственной Думе в 95-м году. По моему докладу и принято постановление о признании геноцида армян в 15–22-м годах на территории Османской империи. Очевидно, что вне зависимости от политической конъюнктуры, того, как мы относимся к кому бы то ни было сегодня, геноцид армян это факт. Мы ведь, к примеру, очень хотим сотрудничать с Германией и делаем в послевоенный период всякие шаги, периодически достигая каких-то результатов – во времена Брандта или в первый период в отношениях с ФРГ в годы Меркель. Сейчас, конечно, ситуация несколько иная, но все равно мы пытаемся найти каким образом мы можем быть друг другу полезны – «Северным потоком» или еще каким-то. Но это же не значит, что мы в качестве условия сотрудничества должны сказать: мы, вообще, забыли все, что происходило в годы Великой Отечественной войны. Ничего не было, все было прекрасно.
При том, что мы хотели бы выстраивать какие угодно хорошие отношения с Турцией, мы не можем закрывать глаза на то, что произошло в истории. То, что произошло в 1915 году, было связано исключительно с тем, что младотурки, находившиеся у власти в Турции, посчитали, что армяне сочувствуют наступающим русским войскам на Кавказе и поэтому их надо всех истребить. И вначале, в одночасье, были истреблены все армянские военнослужащие турецкой армии, священники, предприниматели. То есть элита, представители интеллигенции. А потом очередь дошла до ремесленников и крестьян. И погибло более миллиона человек. И их было бы больше, если бы местами армяне не взялись за оружие, не организовали отпор, если бы не помогла Россия, если бы кто-то не смог пробраться в Россию.
У нас в России есть сегодня люди, которые ерничают по этому поводу. Господин Шевченко говорит: «Вы знаете, Маргарита Симонян рассказывает о том, что ее бабка спаслась от геноцида в Российской империи. Да как она могла вообще туда пробраться? Она же из Трабзона шла. На подводной лодке, что ли, приплыла?». Человек, кстати, баллотируется в Государственную Думу. И производит при этом много шума. Очередной всплеск – Шевченко говорит: «Ну, вы знаете, по турецкой переписи населения армян всего было 1 миллион 200. Как же их могло погибнуть так много?». Это, дескать, фальсификация.
Мы не в первый раз встречаемся с тем, что есть прислужники, есть предатели, которые пытаются усомниться в том, что считается честью нашего народа. Рассказывают, что евреи в концлагерях сами себя сожгли, а армяне сами себя истребили. Я, вообще, к армянам не имею никакого отношения. Я – родовой казак. Но о правде должно быть сказано. Она должна быть основанием для стратегических выводов.
Почему Президент Российской Федерации не допустил участия турецких военнослужащих, как они того хотели, в миротворческой операции в Нагорном Карабахе? Да потому, что невозможно добиться, чтобы находящиеся на этой территории армяне воспринимали как миротворцев посланцев страны, которая отказывается принимать факт геноцида, отказывается покаяться. Вот это понимание должно быть при всем нашем желании с кем-либо сотрудничать.
Да, надо демонстрировать миролюбие. В таких случаях идти вслед за нашими друзьями на Западе, которые очень прекрасно умеют лицемерить на внешней арене. Говорить о своем миролюбии и при этом делать все, что они делают. Вот и мы, давайте, будем говорить о миролюбии, а делать все, что считаем нужным.