Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        Константин Затулин: у соотечественников должно быть право на репатриацию

        Источник: Sputnik

        Государственная Дума

        Депутат Государственной думы РФ Константин Затулин объяснил, почему закон о репатриации был бы полезен как для соотечественников, проживающих за рубежом, так и для российского государства.

        В правительстве России отказались поддержать законопроект «О репатриации в Российскую Федерацию», внесенный на обсуждение в российский парламент зампредседателем думского комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Константином Затулиным. По оценке кабмина, нововведения, в частности, могут привести к трудностям в правоприменительной практике.

        Так ли это и для чего России нужен новый закон? На вопросы в интервью Sputnik Meedia ответил автор инициативы Константин Затулин.

        — Если рассматривать возражения правительства, критические замечания, то для того мы и выносим законопроект, чтобы в миграционном законодательстве, шире говоря вообще в нашем законодательстве, появилось такое понятие, как репатриация.

        А аргумент, что в российских законах нет упоминания о репатриации, поэтому мы против нововведения, носит довольно странный характер. Сами авторы этого заключения, я так понимаю, вполне свободно разбираются в том, что же такое репатриация. И поэтому странно было бы сомневаться в том, что такое явление в мире существует и имеет свою историю в жизни различных государств. И никто не сомневается, что вообще-то говоря как явление, как процесс, оно имеет прописку жизнь.

        — После знакомства с правительственной оценкой создается впечатление, что ваш законопроект вступает в противоречие с уже действующей в России госпрограммой переселения соотечественников или даже пытается заменить ее…

        — Это не верно. Мы вовсе не подменяем действия программы добровольного переселения соотечественников в Россию. И вообще не устанавливаем какие-то контрольные показатели, не планируем организацию самой репатриации немедленно и отовсюду. Мы хотим сделать это по отношению к нашим соотечественникам, дать им право, обеспечить новую возможность.

        Я считаю принципиально важным то, чтобы наши соотечественники знали, что у них такое право есть – право на репатриацию. И они в любой момент могут этим правом воспользоваться при соблюдении тех условий, которые мы в этом законопроекте обозначили. Они, кстати, минимальны.

        — А что вы можете сказать по поводу резюме кабмина, в котором говорится о том, что в вашем законопроекте сужается как объем льгот и преференций для желающих переехать в Россию, так и сама трактовка понятия российский соотечественник?

        — Совершенно лживо утверждение, что мы ограничиваем возможности соотечественников, якобы сейчас они существуют в гораздо большем формате, а мы своим законопроектом что-то ограничиваем.

        Главный смысл и цель нашего закона: разбюрократизировать процесс – не делать наших соотечественников добычей всякого рода формальных решений бюрократов.

        Ведь сейчас каждый шаг, связанный с переселением, оговаривают, обуславливают каким-то дополнительными условиями.

        Мы потому и не предположили никаких материальных форм поощрения для переселения, потому что понимаем, что как только мы заикнулись бы в законопроекте, что мы каждому, кто захочет репатриироваться немедленно выделяем землю или деньги, то тут же натолкнулись бы на возражения и похоронили бы саму идею.

        Определенную помощь при переселении уже предлагает госпрограмма, но администрирование процесса отдано на откуп региональным властям. Они сами решают, нужно им, чтобы человек переселялся или не нужно, в зависимости от того, есть нужда, например, в человеке этой профессии в этом регионе или нет. И будь ты хоть трижды соотечественником, но если твоя профессия в регионе невостребованная, то с большой долей вероятности никто вас и не включит в число переселенцев в рамках государственной программы.

        Приходиться с сожалением констатировать, что программа переселения стала фактически инструментом для набора трудовых ресурсов.

        — Но вы же не ратуете в своем законопроекте за ее отмену?

        — Нет конечно. Мы не покушаемся на государственную программу. Те, кто за нее отвечают, продолжают за нее отвечать. А своим законопроектом мы хотим публично, на уровне закона подтвердить право наших соотечественников вернуться на родину.

        Люди, которые не хотят этой ясности, пускаются на всякого рода уловки, и особенно неприятно, что они дошли до разговоров о том, что мы якобы ограничиваем соотечественников этим законом. Как же мы их, интересно, ограничиваем? Мы наоборот вносим ясность, в том числе и в вопросах, кого можно рассматривать в качестве соотечественника.

        И мы говорим не только о русских, но и украинцах, белорусах – о всех народах, которые живут в России. Как о тех, кто положил основу для образования национальных государств на территории России, так и о тех, кто исторически проживает в России. Мы никого в этом плане не забыли.

        Мы, в отличие от действующего закона РФ о гражданстве, который говорит о том, что надо подтверждать, что вы сами или ваши родственники по прямой восходящей линии проживали когда-либо в границах РФ, говорим: не «проживали», а «родились».

        Во-вторых, мы не требует, например, от украинцев, белорусов, русских, чтобы они вообще доказывали, что они проживали в РФ. Я считаю это принципиальным.

        — Как же быть с теми, кого нынешние законы определяют российскими соотечественниками по их гражданству СССР в прошлом?

        — Давайте будем исходить из того, что по факту не все граждане СССР реально могут считаться для современной России соотечественниками. При этом никто не ограничивает их право ходатайствовать о российском гражданстве и в конечном итоге получить его. Но это должно быть уже по другим правилам.

        Разве в большинстве своем узбеки, киргизы, азербайджанцы или даже эстонцы являются нашими соотечественниками? Нет, конечно, не являются. Они соотечественники для тех стран, которые сегодня существуют на постсоветском пространстве как независимые государства.

        А люди, которые относятся к народам, проживающим на территории России, они и являются нашими соотечественниками.

        Значит ли это, что эстонец никогда не сможет получить гражданство России? Нет, не значит. Просто для него другие нормы этого закона о гражданстве.

        Он может быть инвестором или состоять в браке с гражданкой России, может иметь какие-то особые заслуги и много других причин. Но он никак не является российским соотечественником.

        А вот по отношению к тем, кто действительно является нашим соотечественником, мы предлагаем быть справедливыми. И не надо пугаться слова репатриация – это международно-признанный термин.

        Поэтому тем, кто объясняет нецелесообразность принятия закона отсутствием термина в российском законодательстве, надо просто расписаться в своем невежестве.

        О чем, собственно, речь

        Проект закона «О репатриации в Российскую Федерацию» был внесен в Госдуму РФ летом 2021 года. В документе предлагается считать соотечественниками лиц, относящихся к народам, исторически проживающим на территории России, и тех, чьи прямые предки родились или проживали на территории РФ.

        Инициатива предусматривает, что вместе с решением, одобряющим репатриацию, соотечественник получает вид на жительство в РФ и имеет возможность выбрать для проживания любой российский регион. При этом его право выбора не ограничивается рамками действующей госпрограммы переселения соотечественников.

        Также в законопроекте прописано, что при подаче заявления о выдаче вида на жительство в порядке репатриации соотечественники освобождаются от сдачи экзамена на знание русского языка, поскольку при подаче ходатайства о репатриации уже подтвердили владение им.

        Что думают в правительстве России

        В кабинете министров РФ принятие закона считают нецелесообразным. Об этом говорится в отзыве правительства на инициативу. В документе указывается, что нововведения могут привести «к нарушению системности правового регулирования и возникновению конкуренции норм».

        Также, как полагают в правительстве, «законопроектом существенно сужен объем льгот и преференций, предоставляемых репатриантам, по сравнению с соответствующими положениями Государственной программы (переселения — ред)».

        Кроме этого в правительственной оценке отмечается, что термин «репатриация» в законодательных актах Российской Федерации имеет различное значение, не связанное с переселением соотечественников, проживающих за рубежом, что приведет к возникновению трудностей в правоприменительной практике.

        Еще одной причиной для отказа от поддержки в правительстве называют имеющееся в проекте сужение понятия «соотечественник», что не согласуется с задачами деятельности по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию.

        /