Депутат Государственной думы РФ Константин Затулин объяснил, почему закон о репатриации был бы полезен как для соотечественников, проживающих за рубежом, так и для российского государства.
В правительстве России отказались поддержать законопроект «О репатриации в Российскую Федерацию», внесенный на обсуждение в российский парламент зампредседателем думского комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Константином Затулиным. По оценке кабмина, нововведения, в частности, могут привести к трудностям в правоприменительной практике.
Так ли это и для чего России нужен новый закон? На вопросы в интервью Sputnik Meedia ответил автор инициативы Константин Затулин.
— Если рассматривать возражения правительства, критические замечания, то для того мы и выносим законопроект, чтобы в миграционном законодательстве, шире говоря вообще в нашем законодательстве, появилось такое понятие, как репатриация.
А аргумент, что в российских законах нет упоминания о репатриации, поэтому мы против нововведения, носит довольно странный характер. Сами авторы этого заключения, я так понимаю, вполне свободно разбираются в том, что же такое репатриация. И поэтому странно было бы сомневаться в том, что такое явление в мире существует и имеет свою историю в жизни различных государств. И никто не сомневается, что вообще-то говоря как явление, как процесс, оно имеет прописку жизнь.
— После знакомства с правительственной оценкой создается впечатление, что ваш законопроект вступает в противоречие с уже действующей в России госпрограммой переселения соотечественников или даже пытается заменить ее…
— Это не верно. Мы вовсе не подменяем действия программы добровольного переселения соотечественников в Россию. И вообще не устанавливаем какие-то контрольные показатели, не планируем организацию самой репатриации немедленно и отовсюду. Мы хотим сделать это по отношению к нашим соотечественникам, дать им право, обеспечить новую возможность.
Я считаю принципиально важным то, чтобы наши соотечественники знали, что у них такое право есть – право на репатриацию. И они в любой момент могут этим правом воспользоваться при соблюдении тех условий, которые мы в этом законопроекте обозначили. Они, кстати, минимальны.
— А что вы можете сказать по поводу резюме кабмина, в котором говорится о том, что в вашем законопроекте сужается как объем льгот и преференций для желающих переехать в Россию, так и сама трактовка понятия российский соотечественник?
— Совершенно лживо утверждение, что мы ограничиваем возможности соотечественников, якобы сейчас они существуют в гораздо большем формате, а мы своим законопроектом что-то ограничиваем.
Ведь сейчас каждый шаг, связанный с переселением, оговаривают, обуславливают каким-то дополнительными условиями.
Мы потому и не предположили никаких материальных форм поощрения для переселения, потому что понимаем, что как только мы заикнулись бы в законопроекте, что мы каждому, кто захочет репатриироваться немедленно выделяем землю или деньги, то тут же натолкнулись бы на возражения и похоронили бы саму идею.
Определенную помощь при переселении уже предлагает госпрограмма, но администрирование процесса отдано на откуп региональным властям. Они сами решают, нужно им, чтобы человек переселялся или не нужно, в зависимости от того, есть нужда, например, в человеке этой профессии в этом регионе или нет. И будь ты хоть трижды соотечественником, но если твоя профессия в регионе невостребованная, то с большой долей вероятности никто вас и не включит в число переселенцев в рамках государственной программы.
Приходиться с сожалением констатировать, что программа переселения стала фактически инструментом для набора трудовых ресурсов.
— Но вы же не ратуете в своем законопроекте за ее отмену?
— Нет конечно. Мы не покушаемся на государственную программу. Те, кто за нее отвечают, продолжают за нее отвечать. А своим законопроектом мы хотим публично, на уровне закона подтвердить право наших соотечественников вернуться на родину.
Люди, которые не хотят этой ясности, пускаются на всякого рода уловки, и особенно неприятно, что они дошли до разговоров о том, что мы якобы ограничиваем соотечественников этим законом. Как же мы их, интересно, ограничиваем? Мы наоборот вносим ясность, в том числе и в вопросах, кого можно рассматривать в качестве соотечественника.
И мы говорим не только о русских, но и украинцах, белорусах – о всех народах, которые живут в России. Как о тех, кто положил основу для образования национальных государств на территории России, так и о тех, кто исторически проживает в России. Мы никого в этом плане не забыли.
Мы, в отличие от действующего закона РФ о гражданстве, который говорит о том, что надо подтверждать, что вы сами или ваши родственники по прямой восходящей линии проживали когда-либо в границах РФ, говорим: не «проживали», а «родились».
Во-вторых, мы не требует, например, от украинцев, белорусов, русских, чтобы они вообще доказывали, что они проживали в РФ. Я считаю это принципиальным.
— Как же быть с теми, кого нынешние законы определяют российскими соотечественниками по их гражданству СССР в прошлом?
— Давайте будем исходить из того, что по факту не все граждане СССР реально могут считаться для современной России соотечественниками. При этом никто не ограничивает их право ходатайствовать о российском гражданстве и в конечном итоге получить его. Но это должно быть уже по другим правилам.
Разве в большинстве своем узбеки, киргизы, азербайджанцы или даже эстонцы являются нашими соотечественниками? Нет, конечно, не являются. Они соотечественники для тех стран, которые сегодня существуют на постсоветском пространстве как независимые государства.
А люди, которые относятся к народам, проживающим на территории России, они и являются нашими соотечественниками.
Он может быть инвестором или состоять в браке с гражданкой России, может иметь какие-то особые заслуги и много других причин. Но он никак не является российским соотечественником.
А вот по отношению к тем, кто действительно является нашим соотечественником, мы предлагаем быть справедливыми. И не надо пугаться слова репатриация – это международно-признанный термин.
Поэтому тем, кто объясняет нецелесообразность принятия закона отсутствием термина в российском законодательстве, надо просто расписаться в своем невежестве.
Проект закона «О репатриации в Российскую Федерацию» был внесен в Госдуму РФ летом 2021 года. В документе предлагается считать соотечественниками лиц, относящихся к народам, исторически проживающим на территории России, и тех, чьи прямые предки родились или проживали на территории РФ.
Инициатива предусматривает, что вместе с решением, одобряющим репатриацию, соотечественник получает вид на жительство в РФ и имеет возможность выбрать для проживания любой российский регион. При этом его право выбора не ограничивается рамками действующей госпрограммы переселения соотечественников.
Также в законопроекте прописано, что при подаче заявления о выдаче вида на жительство в порядке репатриации соотечественники освобождаются от сдачи экзамена на знание русского языка, поскольку при подаче ходатайства о репатриации уже подтвердили владение им.
В кабинете министров РФ принятие закона считают нецелесообразным. Об этом говорится в отзыве правительства на инициативу. В документе указывается, что нововведения могут привести «к нарушению системности правового регулирования и возникновению конкуренции норм».
Также, как полагают в правительстве, «законопроектом существенно сужен объем льгот и преференций, предоставляемых репатриантам, по сравнению с соответствующими положениями Государственной программы (переселения — ред)».
Кроме этого в правительственной оценке отмечается, что термин «репатриация» в законодательных актах Российской Федерации имеет различное значение, не связанное с переселением соотечественников, проживающих за рубежом, что приведет к возникновению трудностей в правоприменительной практике.
Еще одной причиной для отказа от поддержки в правительстве называют имеющееся в проекте сужение понятия «соотечественник», что не согласуется с задачами деятельности по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию.