Спецоперация на Украине обострила проблемы государственной миграционной политики России. Что нужно изменить, чтобы программы поддержки соотечественников заработали как программы репатриации, как понимать слово «соотечественники» в законодательстве? Об этом в интервью «Парламентской газете» рассказал депутат Госдумы, спецпредставитель палаты по вопросам миграции и гражданства Константин Затулин.
— Константин Федорович, 31 мая вы внесли в Госдуму законопроект, который предлагает скорректировать федеральный закон о беженцах. В чем заключается ваше предложение?
— Речь идет о случаях, когда беженцам предоставляется право на временное убежище. Сейчас, согласно законодательству, сотрудники МВД отбирают у таких людей паспорта. Это аргументировали необходимостью пресечь попытки некоторых людей мотаться туда-сюда через российскую границу. Но в отношении беженцев с Украины это сейчас не работает — те, кто приехал в Россию в последние три месяца, не согласны расставаться с паспортом, надеясь поскорее вернуться в родные края. Поэтому лишь 10 процентов украинских беженцев соглашаются получить право на временное убежище — это очень мало. Наше предложение — снять требование, согласно которому при предоставлении права на временное убежище в России у беженца отбирают гражданский паспорт.
— Вы внесли 17 поправок ко второму чтению президентского законопроекта «О гражданстве», принятого в апреле в первом чтении. О чем они?
— Одна из наиболее важных поправок — снять требование о согласии родителя-иностранца на предоставление российского гражданства ребенку, рожденному в смешанном браке с гражданином России за рубежом.
Кроме того, в новом проекте закона о гражданстве происходит, по сути, ухудшение условий для тех, кого мы считаем соотечественниками. Характерный пример — упрощенное гражданство у нас обещано гражданам Украины, Белоруссии, Казахстана и Молдовы, но в законе почему-то этого нет. Нам говорят, что эти вопросы будут регулироваться не законами, а указами главы государства. Но это может иметь крайне негативный резонанс, если известие об отсутствии в законодательстве упрощенного порядка получения российского гражданства пойдет гулять по Интернету.
То же касается и нашего предложения уточнить понятие «соотечественник» — оно в законе отсутствует, что, на мой взгляд, очень серьезная ошибка. На эти замечания нам говорят — все регулируется госпрограммой по поддержке соотечественников. Но вопросы переселения она не решает и программой репатриации так и не становится. Как свидетельство — с 2006 до 2014 года всего лишь сто тысяч человек воспользовались возможностью переселиться в Россию. Мы не предлагаем отменить госпрограмму — если человек не готов взять на себя расходы, пусть пробивается через нее. Хотя ее льготы, прямо скажем, смехотворны — от 20 до 200 тысяч рублей на человека при переезде. Люди говорят — не нужно нам этих денег, просто избавьте нас от бюрократии. В миграционном центре в Сахарове, например, очередь на сдачу документов растягивается на многие месяцы, а места в ней продают.
— В марте, апреле и мае вы внесли в Госдуму сразу четыре законопроекта об облегчении процедур и уточнении условий госполитики в отношении соотечественников, беженцев. Что конкретно вы предлагаете?
— Речь идет о поправках в законы «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом», «О беженцах», «О правовом положении иностранных граждан», «Об ОСАГО». Принципиально важно, что мы предлагаем основывать определение «соотечественник» на сочетании происхождения «по крови» и «с территории» — так делает большинство государств, имеющих диаспору.
Во-первых, мы предлагаем отнести к соотечественникам «лиц, проживающих за пределами РФ, владеющих русским языком и относящихся к народам, исторически проживающим на территории РФ». Это первая категория. Вторая категория — лица, сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Россией, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее родились или проживали на территории нашей страны, в государствах бывших республик СССР, а также эмигрантов из Российской империи, Российской республики, РСФСР и Российской Федерации, имевших соответствующую гражданскую принадлежность.
— В чем здесь новация?
— В том, что от первой категории лиц мы требуем знание русского языка и убираем слово «как правило». Потому что отсутствие этого условия и размывание требования о принадлежности к исторически проживающим на территории страны народам широко открывает дверь в нашу страну кому угодно — при помощи коррупции или недомыслию, конечно. И способно переформатировать наш внутренний демографический баланс. При этом от второй категории лиц — выходцев с территории нашего государства и их потомков в прошлом и настоящем мы не требуем ни знания языка, ни принадлежности к народам.
Во-вторых, мы впервые объясняем в законе, что же это за народы «исторически проживающие на территории Российской Федерации». Конкретно это: государствообразующий народ — русские, представители белорусского и украинского народов, связанных с государствообразующим народом общностью исторической судьбы и культуры — замечу, что мы впервые в нашей законотворческой практике предлагаем считать украинцев и белорусов, где бы они ни жили, потенциальными соотечественниками, — представители народов, проживающих в соответствующих национально-территориальных образованиях на территории России и коренных малочисленных народов нашей страны, а также иных исторически проживающих в России народов. При этом перечень народов, исторически проживающих в России, согласно нашему предложению, должен утверждаться Правительством.