Интервью Константина Затулина ведущему телепрограммы «Пятая студия» Стасу Натанзону посвященное 300-летию Российской империи
Стас Натанзон: Нельзя сказать, что очень масштабно отмечается создание Империи, но тем не менее скажите, а почему Вы обратили внимание именно на эту дату и именно о ней тогда спросили Президента?
Константин Затулин: Ну просто потому, что это не дежурная дата. Это 300-летие! Хочу обратить внимание, когда было 300 лет династии Романовых – были огромные торжества. Когда было 50, 60 лет советской власти, в Советском Союзе это отмечалось тоже традиционно. К сожалению, мы не можем признать, что мы достойно, на соответствующем уровне, с соответствующим размахом отмечаем дату 300-летия Империи, потому что, вообще-то говоря, мы не привыкли ее отмечать. Но, а я как историк по профессии, как человек, который хорошо, как мне кажется, знает историю и понимает, что мы не должны проходить мимо этой даты. В 1721 году Сенат и Синод провозгласили Петра Великого отцом Отечества и Императором Всероссийским, и таким образом возникла в Европе империя, ставшая всемирной державой. Конечно и до этого имперский дух, не называя его таким образом, присутствовал. «Москва — третий Рим», но все-таки именно с подвига Петра и русских людей петровского времени началась история Российской империи, которая затем переросла в другие формы. Как бы Советский Союз ни отрицал слова «империализм» и «империя», все называли его Советской империей и, между нами говоря, Российская Федерация по своему внутреннему наднациональному характеру, по сути, тоже империя, как бы она ни уходила от этого названия.
Стас Натанзон: Но между тем есть в обществе, я думаю, что Вы не будете тут спорить, некое сложное отношение к прошлому. Часть общества не хочет вспоминать, что Российская империя была частью нашей общей истории, а другая часть не хочет соглашаться с тем, что Советский Союз тоже наша общая история. Т.е. есть такое отторжение у двух частей общества разных частей нашей истории. Как это преодолеть?
Константин Затулин: Да, я с Вами абсолютно согласен. Если Вы заметили, я именно об этом говорил на встрече с Владимиром Владимировичем, когда мы, члены Валдайского клуба, с ним встречались в Сочи 21 октября. Уже оставалось немного времени до сегодняшней даты и конечно было поздновато уже начинать раскручивать этот маховик, но мы тем не менее запланировали целый ряд мероприятий, и, если бы не пандемия, они уже бы прошли в Москве. В частности, вчера должна была состояться Конференция в Доме Пашкова. Она перенесена на 10 ноября. Что касается Вашего вопроса, то я считаю, что безусловно надо понимать и по достоинству оценивать имперский тип организации пространства, потому что империи, мировые империи, – это вклад в мировую цивилизацию. Римская империя, Британская империя, нравится она нам или нет. Российская империя. Они обладают, конечно, своими чертами, каждая из них. Ну, например, наша империя. Ее трудно назвать такой колонизаторской, как, скажем, Британская, которая раскинулась на всех континентах. У нас все прилегало к основной территории. При этом масштаб свершений, вклад в мировую цивилизацию и самое главное – альтернатива национальной раздробленности. Мы сегодня – государство Российская Федерация – это государство русского и всех других объединившихся с ним народов, а вот рядом с нами Украина, которая строит национальное государство по лекалам XVIII века и делит людей на коренные народы и пришлые. Вы знаете, такой закон в этом году на Украине принят.
Стас Натанзон: Да.
Константин Затулин: В этом альтернатива. В наднациональности в таком всемирном характере. В широте мышления людей, которые были причастны к созданию и развитию Российской империи. Нам есть, чем гордиться, и все вот эти обстоятельства, которые Вы вспомнили: то, что одна империя отрицала другую — на самом деле не меняют характера организации этого пространства. У нас в следующем месяце, между прочим, 30 лет Содружеству Независимых Государств. Это, конечно, бледная тень Российской империи, но она сохраняет и генетическую память организации пространства. Ведь речь идет об огромном — сегодня мы его называем Евразийским — пространстве и когда, напомню, выдающиеся наши философы, такие как Зиновьев, говорили, например, про Советский Союз: «Целили в Советский Союз, а попали в Россию», т.е. даже распад Советского Союза – это, по сути, был распад большой России. Это надо понимать.
Стас Натанзон: Да, но они видели единую историю. Конечно, это видение нам всем очень необходимо.
Константин Затулин: Конечно.
Стас Натанзон: Спасибо Константин Федорович, что были с нами на связи.
Константин Затулин: Спасибо.